Конспект урока по изобразительному искусству "Русские прялки" (5 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Тарасова Светлана Валентиновна

Конспект содержит описание создания, украшения, изображения и использования предметов народного быта (прялок). Материал может быть использован при изучении раздела "Древние корни народного искусства" по программе Б.М. Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока "Русские прялки"19 КБ

Предварительный просмотр:

                  Конспект урока по изобразительному искусству «Русские прялки» ( 5 класс).

 Цели:

1)Дать сведения об истории создания прялки, об её украшении.

2)Воспитывать уважение к истории народа.

3)Развивать трудолюбие, вкус, аккуратность и творческий подход в украшении модели прялки.

 Оборудование:

1)Таблицы, иллюстрации с изображением прялок.

2)Русские народные песни.

3)Художественные материалы.

         

                                                               План урока.

1)Беседа об истории, назначении прялок.

2)Прялка и её элементы.

3)Особенность росписи.

4)Постановка художественной задачи.

5)Практическое выполнение задания.

6)Итоги урока.

           

                                                                Ход урока.

 Звучит русская народная песня «Пряха».

                                                                   Пряха.

 В низенькой светёлке

 Огонёк горит,

 Молодая пряха

 Под окном сидит.

 Молода, красива,

 Карие глаза,

 По плечам развита

 Русая коса.

 Русая головка,

 Думы «без конца»

 Ты о чём взгрустнула,

 Девица-краса?

 Беседа:

 Учитель: В каждой избе, в каждой деревне в древности была прялка. Прялку мастерил добрый молодец своей невесте, дарил муж жене или отец своей дочери. Вот так выглядели русские прялки (показ слайда). Люди в старину думали не только о пользе предмета, но и заботились о его красоте. Прялку украшали резными и росписными орнаментами. Её передавали из поколения в поколение.

 Учитель: Что же такое прялка?

Давайте вместе попробуем дать определение этому орудию труда.

 Ответы детей.

 Учитель: Сделаем вывод.

 Прялка-это орудие для ручного прядения. Прялка состояла из следующих частей (показ слайда): городки, лопасть, серьги, носика и донца. Не украшалось в прялке только донце, т.к. пряхи садились на них. Среди работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать нужно было на всю семью. А крестьянские семьи были очень большие. Крестьянки долгими вечерами занимались этой трудной работой.

Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму. Чтобы приготовить  себе приданое, девочка  должна была начинать  прясть и ткать с 6-8 лет.

 Прялка-это не только орудие труда, но и произведение искусства. Над созданием прялки трудились два мастера: один вырезал её из дерева , другой украшал росписью. Каждая прялка имеет свой неповторимый характер, облик(показ слайдов). При росписи прялок использовались четыре цвета: красный, желтый, зеленый и синий , добавляли так же черную и белую краски (для контуров).

 Прялки делились на типы. На каждой небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения (демонстрация таблиц с типами прялок).

                                                                  Физминутка.

                                               Постановка художественной задачи.

 Учитель: Теперь, ребята, давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте (таблица с элементами орнаментов предыдущего урока).

               

                                                 Практическое выполнение задания.

 Учитель: Ребята! Вы же должны при изображении и украшении прялки копировать образцы, показанные на уроке. Проявите свою фантазию и воображение.

                                             Этапы выполнения практического задания.

1) Перед вами на столе у каждого шаблон. Сложите рабочий лист по горизонтали пополам и обведите шаблон. Не разворачивая лист, вырежьте по контуру силуэт. Теперь разверните лист. Перед вами симметричное изображение прялки.

2) Теперь нашу «прялку»  нужно прокрасить «цветом дерева», краски смешиваем прямо на рисунке. Для этого берём жёлтую, красную и небольшое количество чёрной краски. Оттенки у каждого получаются разные.

3) Теперь можем аккуратно (процарапать без нажима) узор еще не на высохшем рисунке прялки (обратной стороной кисти) или набросать, слегка нажимая на карандаш.

4) Украшать начинаем прялку с крупных цветовых пятен и объектов. Завершаем украшение тонкой кистью, прорисовывая мельчайшие детали.

       

                                                                       Итоги урока.

-Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию предков. С каким предметом быта сегодня мы познакомились? (Ответы учащихся).

 Теперь давайте посмотрим на работы. Как я и говорила, нет абсолютно одинаковых прялок. Каждый из вас вложил в свою работу индивидуальность и частичку души. Спасибо, урок окончен.

-Домашнее задание. Найти иллюстрации с  изображением русских прялок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс

Конспект урока изобразительного искусства (5-й класс, 3 четверть) по теме: «Изготовление куклы- берегини в русском народном костюме»....

Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс

Разработка плана конспект урока по изобразительному искусству 5 класс фгос...

Конспект урока по изобразительному искусству. 5 класс. Тема "Особенности древнегреческой керамики"

План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе                                       ...

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.

Конспект урока по изобразительному искусству в 7  классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.В...