Проекции вершин, ребер и граней предмета
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему
Презентация с разработкой на тему "Проекции вершин ,ребер и граней предмета" по предмету "Черчение" для 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 942 КБ |
![]() | 754.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проекции вершин, рёбер, граней предмета
ПЛАН изучения нового материала Познакомимся с понятиями вершин, ребер, граней предмета. Научимся находить и считать их количество; Познакомимся со способом проецирования вершин, ребер и граней предмета на плоскости проекции; Закрепим полученные знания на практике; Запишем домашнее задание.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОВЕРХНОСТИ ПРЕДМЕТА ВЕРШИНА – это точка пересечения двух или более прямых линий, образующих угол. РЕБРО – отрезок соединяющий соседние вершины. ГРАНЬ – это многоугольник, из которого состоит поверхность предмета.
В А Р О E F T D С V N G Вершин Ребер Граней - 12 - 18 - 8
Параллельное прямоугольное проецирование точки A a’ h
а – видимая вершина; ( b ) – невидимая вершина Проекция вершины на плоскость – есть всегда точка (независимо от расположения). Проекция ребра на плоскость – зависит от его расположения. Проекция грани на плоскость – зависит от ее расположения. А В а b Построения проекций вершин ребер и граней предмета а / (b) / b / / а / /
Вариант 1
ВАРИАНТ 2
ЗАДАНИЕ Начертите три вида данной детали Выполните: - проекции вершин А, В, С - проекцию ребра АВ, АС - проекцию выделенной грани
Домашнее задание 1. п.12 (с. 69-71)- прочитать; 2. Знать элементы поверхности предмета, уметь их проецировать; 3. с. 72, упр. 21 (рис. 87-а)- в тетради; 4 .* с.72, упр.21(рис. 87-б)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белоберезковская средняя общеобразовательная школа №1
Трубчевский район Брянская область
Разработка урока по черчению на тему:
Учитель ИЗО и черчения:
Кивалина Елена
Владимировна
Белая Березка
Тема урока: « Проекции вершин, ребер и граней предмета»
Цели урока: познавательные
- общеучебные: познакомить с понятиями вершина, ребро, грань; учить проецировать элементы поверхности предмета на плоскости;
- развивающие: развивать логическое мышление на основе мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;
- воспитательные: воспитывать аккуратность и точность при выполнении графических построений , внимательность, усидчивость;
коммуникативные
развитие социальной компетентности:
- умение слушать и вступать в диалог,
- участие в коллективном обсуждении;
Тип урока: комбинированный.
Методы , приемы проведения: беседа, объяснение, демонстрация, чтение и выполнение чертежей, упражнения, работа с учебником.
Материальное обеспечение: таблицы-задания « Восстанови чертеж!», «Ошибающийся ученик»; модель детали; таблицы для устных упражнений; карточки-задания; мультимедийное оборудование.
Литература: 1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.
Черчение: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учрежд.М.:
Просвещение 2009.
2. Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С. Черчение в
средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение,1989.
3.Кузьменко В.И. , КосолаповМ.А. Методика преподавания
черчения. М.,1981
4. Воротников И.А. Занимательное черчение:
кн. для учащихся сред. шк.М.: Просвещение,1990
Рекомендации к уроку:
Метод проекций - тема особая. Она не имеет прямых аналогий в других предметах, изучаемых к тому времени девятиклассниками. Учителю предстоит ввести учащихся в область знания, где с помощью воображаемых лучей происходит процесс воображаемого проецирования элементов поверхности предмета на несколько плоскостей. Справиться с подобной задачей ему поможет очень важная и полезная способность, которую принято называть пространственными представлениями. Именно эта способность, это свойство человеческого мышления, помогает учащемуся заполнить этот пробел, который возникает перед ним, когда возможности практической реализации самого процесса проецирования с помощью физических средств отсутствуют, но задачу тем не менее можно решить, прибегая к помощи пространственных представлений и воображения. Перед обучающими эти задачи целесообразно ставить так, чтобы они имели реальный характер. Желательно, чтобы точки задавались не как абстрактные понятия, а как конкретные элементы изображаемых предметов. Таким требованиям отвечают вершины предмета. Поэтому упражнения в построении проекций точек целесообразно начать с определения проекций вершин. На этом уроке обучающееся должны получить сведения о видимых и невидимых точках, о проецировании прямых ребер и граней. Своим воспитанникам необходимо помочь уяснить, что каждая точка на чертеже есть проекция какой-либо вершины предмета , либо ребра, перпендикулярного к плоскости проекций. Каждая прямая линия чертежа – это проекция ребра или другой какой-либо линии предмета, либо проекция плоскости, перпендикулярной к плоскости проекций.
Задания на построения изображений точек, принадлежащих заданному на чертеже предмету, являются одним из средств, способствующих сознательному усвоению проецирования элементов объекта. В таких заданиях ученику необходимо произвести анализ объекта путем установления однозначного соответствия между заданными на чертеже проекциями точек и элементами поверхности , которым должны эти точки принадлежать. Для получения ответа необходимо:
- прочитать чертеж, т.е. получить пространственное представление о геометрической форме объекта;
- установить по чертежу, какому элементу поверхности принадлежит точка, одна из проекций которой задана;
- выделить этот элемент на том виде, на котором задана проекция точки;
- найти этот элемент на всех других видах чертежа, установив характер его изображения на каждом из видов;
- достроить на выделенных элементах предмета отсутствующие на чертеже проекции точки с помощью линий проекционной связи;
- проверить решение.
Данный урок позволяет осуществлению решения многих задач. Это закрепление правил построения чертежей, развитие приемов сравнения деталей и их чертежей, углубление понятия о проекционной связи между изображениями.
План урока:
- Мотивация учебной деятельности.
- Организационный момент. Рефлексия.
- Актуализация опорных знаний.
- Повторение пройденного материала.
- Построение проекций предмета.
- Виды проецирования. Параллельное, прямоугольное проецирование.
- Виды аксонометрических проекций. Изометрия.
- Формирование знаний, умений и навыков.
- Сообщение темы и целей урока.
- Изучение нового материала:
а) знакомство с элементами поверхности предмета;
б) повторение метода проецирования;
в) знакомство с алгоритмом построения проекций вершин, ребер, граней предмета.
3. Здоровьесберегающая пауза. Рефлексия. Решение задачи.
- Закрепление изученного материала.
- Практическая работа по карточкам. Взаимопроверка.
- Игра «Ошибающийся ученик».
- Подведение итогов.
- Беседа с обучающимися.
- Оценивание обучающихся.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Мотивация учебной деятельности
- Организационный момент. Рефлексия.
- Здравствуйте, ребята! Проверьте свое рабочее место, всё ли на месте? Сегодня на уроке вам понадобится: тетрадь, учебник, чертежные инструменты, цветные ручки (3 цветов).
- Порядок на рабочем месте,
В уме порядок уж давно.
Понять графическое построенье
Удастся всем нам все равно!
- Актуализация опорных знаний.
- Ученик по ошибке порвал чертеж, на котором изображены три проекции модели. Попробуйте восстановить взаимное расположение проекций ( приложение 1).
- Повторение изученного материала.
- Выбрать из представленных наглядных изображений детали ту, которая соответствует данному построению проекции (приложение 2).
- Какие плоскости проекций представлены?
- Какие виды соответствуют данным плоскостям?
- Какие виды аксонометрических проекций вы знаете?
- Какой вид аксонометрической проекции соответствует представленному наглядному изображению детали?
- Какие виды проецирования вы знаете?
- Какой вид проецирования представлен на данных проекциях?
- Приведите из жизненной практики пример центрального проецирования.
- Что значит параллельное прямоугольное проецирование?
- Формирование знаний, умений, навыков.
1. Сообщение темы и целей урока (по презентации).
- Ребята, изображения любых самых простых объектов окружающего нас мира состоят из простейших геометрических элементов: вершин, ребер, граней и кривых поверхностей. Изображение любого предмета сводится к изображению вершин, ребер, граней, кривых поверхностей.
- Открыли тетради. Подписали число и тему урока: «Проекции вершин, ребер, граней предмета».
- Сегодня мы познакомимся с понятиями вершина, ребро, грань предмета. Будем учиться их находить. Познакомимся со способом проецирования вершин, ребер и граней на плоскости ( приложение №3).
2. Изучение новой темы.
- Знакомство с элементами поверхности предмета (по презентации).
Вершина – это точка пересечения двух и более прямых линий, образующих угол.
Ребро – это отрезок, соединяющий соседние вершины.
Грань – это многоугольник, из которого состоит поверхность предмета.
- Сколько вершин имеет данная деталь?
- Назовите ребра данной детали.
- Назовите выделенную грань.
- Повторение метода проецирования. Объяснение нового материала.
-В чем заключается метод проецирования, когда точка находится в пространстве?
- Знакомство с алгоритмом построения проекций вершин, ребер и граней предмета.
- Построение видов детали.
- Построение вершин (на трех видах) видимых и невидимых.
- Построение ребер.
- Построение граней.
Объяснение учителя сопровождается чертежом у доски. По выбору предлагается модель детали.
- Построение видов (ученик).
- Построение проекций элементов поверхности предмета (учитель).
Ученики выполняют данное задание вместе с учителем в тетради.
Для закрепления учебного материала учитель еще раз объясняет последовательность построения проекции поверхности предмета по презентации.
- Здоровьесберегающая пауза. Рефлексия. Решение задачи.
На дворе у дома лежали бочки и ящики. Пошел дождь. После дождя хозяин решил убрать их в сарай. После бочек и ящиков на земле остались следы. Сколько было бочек и сколько ящиков? (приложение №4)
- Закрепление изученного материала.
- Практическая работа по карточкам ( приложение №5).
Взаимопроверка (по презентации).
- Игра «Ошибающийся ученик». Найди ошибки ( по таблице).
- Вы учились строить проекции вершин, ребер, граней предмета, соблюдая все правила построения. Но вот вам передали чертеж, где есть ошибки. Попробуйте теперь себя в роли учителя. Найдите ошибки.
- Подведение итогов. Оценивание обучающихся.
- Беседа с обучающимися.
– Что нового вы узнали на уроке?
- Что понравилось, что заинтересовало вас на уроке?
- Какие новые мысли, чувства у вас возникли на уроке? Что у нас на уроке было особенно удачным, а что не получилось? Почему?
- Добились ли мы поставленных целей?
- На следующем уроке мы рассмотрим вопрос о проецировании точки , лежащей на поверхности предмета.
2. Рефлексия. Чтение стихотворения.
- Появился в расписании замечательный предмет
Сразу стала жизнь прекрасной и полнее спору нет .
С чертежами всюду ходим дочертить их недосуг ,
Всех соседей слезно просим будь то друг или не друг . - Но сосед помочь не в силах, с чертежами ходит сам
Зря соседа мы просили помогать придется нам
Мы за шрифты дружно сели, не на шутку увлеклись .
Не страшны теперь ним мели, вверх по курсу понеслись . - Трудно было человеку десять тысяч лет назад.
Не имел он готовален, не имел карандаша,
Не резинки, не бумаги и не ГОСТов за душой,
И работал он ногами, голове давал, покой. - Хорошо теперь живется человеку на земле
Чертежи с собою носит он повсюду и везде .
Превратился в домоседа и не верит в чудеса
Потому , что он изведал все сверхтайны чертежа . - Гордо ты иди по свету, выше голову держи,
Ведь просвета в жизни нету, коль не сделал чертежи.
Береги же опыт скромный, пусть хоть маленький, но свой,
Впереди нас ждет когда-то очень трудный курсовой.
- Домашнее задание (дифференцированное).
1. п.12 (с. 69-71)- прочитать;
2. Знать элементы поверхности предмета, уметь их проецировать;
3. с. 72, упр. 21 (рис. 87-а)- в тетради;
4.* с.72, упр.21(рис. 87-б).
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/14/picture-41684.jpg)
КАКОЕ НАИБОЛЬШЕЕ ЧИСЛО РЕБЕР МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ ГРАФ, ИМЕЮЩИЙ N ВЕРШИН?
В учебнике «Информатика и ИКТ» мы прочитали задачу: Какое наибольшее число ребер может содержать граф, имеющий n вершин?Цель исследования: Выявить, обосновать и экспериментально проверить ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426724-1395923455.jpg)
Степень вершины и подсчет числа ребер графа
Урок на тему "Степень вершины и подсчет числа ребер графа" направлен на изучение и первичное закрепление новых знаний. Позволяет сформировать представление о новом материале....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426724-1395923455.jpg)
Графы. Степень вершины. Подсчет числа ребер графа
Презентация на тему "Графы. Степень вершины. Подсчет числа ребер графа" предназначена для наглядного представления теоретического материала урока....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-590095-1423508443.jpg)
Метод проектов. Проекция вершины пирамиды на плоскость основания.
Метод проектов. Проекция вершины пирамиды на плоскость основания.Тип: исследовательский.Учебный предмет: геометрияУчастники: 10 классПродолжительность: краткосрочный (2 урока)Внутри классныйГрупповой:...
Презентация "Проекции вершин, ребер и граней предмета"
Получение проекций вершин, ребер и граней предмета...
Презентация к уроку черчения: Построение проекций точки, лежащей на грани предмета
По начальным условиям, включающим фронтальную проекцию предмета, горизонтальную проекцию предмета и горизонтальную«а» проекцию точки А, требуется построить фронтальную «а,&raqu...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1005581-1517551372.jpg)
Урок черчения "Проекции вершин граней и ребер предмета"
Изучение и закрепление знаний по проецированию вершин, рёбер, граней иточек на поверхности предмета...