проект по нетрадиционному рисованию с младшими дошкольниками "Волшебные краски"
проект по изобразительному искусству (изо) на тему

Вазирова Светлана Владимировна
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Задачи проекта: • Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности; • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами: • Формировать у детей представления о вариативности использования различных материалов для рисования (пробки, поролон, ластик, ватные палочки, пальчики и ладошки). • Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, штампами, пробками, поролоном и т.д.). • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми. • Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные композиции. • Развивать творческие способности, эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_volshebye_kraski.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №23 «Солнышко» Муниципального района Белорецкий район

ПРОЕКТ

 «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»

(нетрадиционное рисование с младшими дошкольниками).

                                                             Воспитатель:   С.В. Вазирова                                                                                    

2013-2014учебный год

Проект «Волшебные краски»

(нетрадиционное рисование с младшими дошкольниками).

http://dou38.neftekamsk.ru/images/stories/445.bmp

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. 
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Актуальность проекта.  

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников.

        Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Наблюдения за эффективностью рисования  в детском саду  приводят  к выводу о необходимости использования нетрадиционных  техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001).

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Опыт нашей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

-  изобразительных навыков и умений;

- наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. 

Организация образовательного процесса. 

Непосредственно образовательный процесс по нетрадиционной изобразительной деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала.

Начинаем мы с предметных изображений: сначала отрабатываем все основные элементы задуманного нами сюжетного рисунка, а затем – переходим к их сочетанию и более сложным композициям. При организации подобной деятельности и выборе материала, мы  учитываем   индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа проводится в виде подгрупповых занятий  малыми  группами   или  как   совместная   деятельность   взрослого  с дошкольниками. Иногда используется частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения. В процессе работы используются  игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы).

В процессе работы с различными материалами младшие дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания рисунков у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Нетрадиционные техники, которые используются нами, доступны детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими, знакомят с новыми приемами, развивают моторику руки.

В своей работе с младшими дошкольниками мы используем следующие нетрадиционные способы рисования: рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, штампами, пробками, поролоном и другие.

Цель проекта:  развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта:

  • Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами:
  • Формировать у детей представления о вариативности использования различных материалов для рисования (пробки, поролон, ластик, ватные палочки, пальчики и ладошки).
  • Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, штампами, пробками, поролоном и т.д.).
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
  •  Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные композиции.
  •  Развивать творческие способности, эстетический вкус.

Участники проекта: дошкольники первой младшей группы,  воспитатель данной возрастной группы, родители

Вид проектатворческий, долгосрочный        

Образовательная область«Художественное творчество»

Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, гуашь, штампы, печатки; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок.

Сроки реализации: сентябрь 2013г. -  май 2014г.

Этапы проекта.

1 этап - подготовительный (сентябрь 2013г)

  • Выбор темы проекта, обсуждение со старшими воспитателями;
  • Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.
  • Разработка содержания проекта: «Волшебные краски»
  •  Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

2 этап – основной (октябрь 2013-апрель 2014г.)

  • Знакомить с книжной графикой на примере  творчества известных мастеров детской книги – ВаснецоваЮ., Елисеева А., Репкина П.
  • Организовывать наблюдения в природе и ближайшем окружении для обогащения представлений детей о внешнем виде хорошо знакомых объектов;
  • Оформление предметно-развивающей среды в зоне художественного творчества;
  • Создать условие для самостоятельной художественной деятельности детей

 ( рисование и раскрашивание в книжках-раскрасках, в альбомах для художественного творчества);

  • Проведение НОД по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования:

- ладошки;

- пальчики;

- ватные палочки;

- мыльные пузыри;

- печати листьми;

- штампы (пробки, поролон, деревянные кубики, разрезанные овощи, бутылки);

- рисование по мокрому.

  • Дидактические игры по рисованию;
  • Теневой театр;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Создание презентаций «Нестандартные техники рисования»
  • Консультации и памятки для родителей по вопросам развития у детей способностей к изобразительному искусству;
  • Родительское собрание на тему: «Нестандартные техники рисования со своим  ребёнком»;
  • Конкурс для родителей и детей с использованием нетрадиционных техник рисования «Весна пришла»;
  • Участие в международном дистанционном конкурсе детских рисунков «Ребята и зверята» (с использованием нетрадиционных техник рисования)
  • Участие в международном дистанционном конкурсе детских рисунков «Олимпиада – 2014»
  • Участие во Всероссийском конкурсе «Творчество без границ» (рисунок выполнен с использованием нетрадиционных техник)

3 этап – заключительный (май 2014г.)

  • Оформление выставки творческих работ;
  • Презентация проекта « Волшебные краски»;

Этапы реализации проекта

Период

Мероприятия

Задачи 

подготовительный

Сентябрь

1 неделя

Выбор темы проекта, обсуждение со старшими воспитателями;

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

Повысить компетентность педагогов.

2 неделя

Разработка содержания проекта: «Волшебные краски»

Определить цель, задачи, основные направления реа-лизации проекта и ожидаемые результаты

3 неделя

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Определить объем и содержание работы по проекту.

4 неделя

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.

Основной этап

СЕНТЯБРЬ

п/п

Тема

занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Мой любимый дождик

Рисование пальчиками или ватными палочками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку и линии как средство выразительности.

Два листа светло-серого цвета с наклеенными тучками. Синяя гуашь, ватные палочки. Зонтик для игры. Иллюстрации  и эскизы.

2.

Веселые мухоморы

(1-я совместная деятельность)

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпки гриба.

Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы, алая  гуашь, иллюстрации.

3.

Веселые мухоморы

(2-я совместная деятельность)

Рисование пальчиками

Учить рисовать травку. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания.

Тоже, что  в п.2 + сухие листья

4.

Картинки на песке

Рисование предметное на песке

Создание изображений на песке: рисование  палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке. Сравнение свойств сухого и влажного песка.

Коробочка или ванночка с песком, палоч-ки, салфетки бумажные и матерчатые

ОКТЯБРЬ

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Ягоды и яблочки

Оттиск пробкой, печаткой от картофеля (круги разной величины)

Познакомить с техникой печатания пробкой, паралоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Учить использовать контраст размера и цвета.

Круг из тонированной бумаги. Гуашь: жёлтого, красного, зелёного  цветов. Муляжи яблок.

2.

Падают, падают листья… (осеннее окошко)

Рисование пальчиками

Учить рисовать пальчиками- окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки (одно – и двух цветные). Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Листопад». Развивать чувство цвета и ритма.

Листы бумаги белого или светло-голубого цвета для «осенних окошек»; краски гуашевые – жел-того, оранжевого и красного цвета, осенние лис-точки из цветной бумаги.

3.

Листочки танцуют

Рисование

Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание). Рисование осенних листьев – отпечатки на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма.

Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, краски гуашевые желтого и красного цвета, кисти, стакан-чики с водой, красивые осен-ние листья разного цвета и размера, собранные на прогулке

4.

Рябинка

Рисование пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки и листики. Закрепим данные приемы рисования.

Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

Квадратный лист бумаги с нарисованной веточкой, гуашь, ветки рябины.

НОЯБРЬ

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Птички клюют ягоды

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

Пол-листа различных цветов, коричневая гуашь, кость, гуашь красного, оранжевого цветов, пробки

Вырезанные рисунки птиц.

2.

Нарисуем воду в аквариуме с рыбками

Рисование гуашью по восковым мелкам

Упражнять в сплошном закрашивании плоскости бумаги путём нанесения размашистых мазков.

Учить своевременно насыщать ворс кисти краской. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Листы бумаги с изображением рыбок, нарисованных педагогом восковыми мелками

3.

Солнышко лучистое, почему ты стало часто прятаться?

Оттиск печатками из картофеля

Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучик, применяя технику печатания. Развивать цветовосприятие.

Индивидуальный лист с желтым кругом в середине, красная, жёлтая, оранжевая гуашь.

Рисунки с изобра-жением солнышка.

4.

Моё любимое домашнее животное

Тычок жесткой полусухой кистью

Познакомить с техникой рисования тычком – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Жесткая кисть, гуашь черного, серого, коричневого цветов, иллюстрации домашних животных.

ДЕКАБРЬ

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Снежок порхает, кружится

Рисование пальчика-ми или ватными палочка-ми

Создание образа снегопада. Закрепление приема рисования пальчиками или ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма.

Листы бумаги голубого цвета с изображениями туч серого, синего, фиолетового, розового цвета – на выбор детям; ватные палочки, гуашевые краски синего и белого цвета.

2.

Ёлка

Рисование методом тычка

Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

Листы бумаги с нарисованными ёлками, гуашевые краски зеленого цвета, кисти, баночки с водой, матерчатые салфетки

3.

Праздничная елочка

рисование ладошками с элемента-ми апплика-ции)

Коллективное рисование праздничной елочки в сотворчестве с педагогом и другими детьми: рисовать отпечатками ладошек форму елочки; уточнять и закреплять знания цветов. После высыхания краски  - украсить елочку комочками цветной бумаги (новогодние игрушки); формировать интерес и положительное отношение к работе

4.

Украсим ёлку к Новому году.

Рисование пальцем или ватной палочкой.

Учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной дея-тельности.

Листы бумаги с нарисованными ёлками, гуашевые краски жёлтого и красного цвета, ватные палочки, матерчатые салфетки.

ЯНВАРЬ

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

Елочки в снегу

рисование штампом и оттески поролоном

Продолжать учить детей рисовать красками  с помощью штампа, используя деревянные кубики (треугольной формы); ориентироваться на листе бумаги (используя голубой или коричневый фон), располагать отпечатки определенным образом относительно друг друга; использовать новую технику – оттески поролона (наносить белую краску на цветной фон и нарисованные елочки, после того как высохнет зеленая краска); уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и поло-жительное отношение к рисованию.

2.

Снегирёк

Рисование ладошка-ми

Продолжать учить детей рисовать ладошками; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.

3.

Снеговик

Тампони-рование.

Продолжать знакомить с новой техникой рисования – тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.

Листы бумаги голу-бого цвета, ватные диски, краски гуашевые белого цвета, кисти салфет-ки матерчатые.

4.

Ёжик

Рисование ладошкой

Дать ребёнку возможность самому поэксперимен-тировать с изобразительными средствами. Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом.

ФЕВРАЛЬ

1.

Галстук для папы

примакивание

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания);
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

Шаблон галстука, гуашь, кисть, вода, салфетки

2.

Зимние напевы

набрызги

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами;
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

Тонированные листы голубого цвета, зубные щетки, гуашь, салфетки

3.

Разноцветные шары

Рисование штампами (пробки)

Развивать творческое воображение;
память;
мелкую моторику пальцев рук

Листы бумаги, гуашь, пробки, салфетки

4.

Зимний лес

Обвести ладошку

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
Прикладывая ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.

Тонированные листы, карандаш

МАРТ

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1

Русская березка

Пластили-

нография

Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

Картон, пластилин, салфетки

2.

Открытка для мамы «Мимоза»

Рисование пальчиками

Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками;
украшая цветами открытку для мамы.
Развиваем мелкую моторику рук.

Шаблон открытки, гуашь, салфетки

3.

Ваза с цветами

Техника выдувания

Знакомить с техникой выдувание;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

Нарисованная ваза, разведенная краска, коктельные палочки, салфетки

4.

Мячик для сестрёнки

Рисование ватной палочкой

Продолжить знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения.

Гуашь, ватные палочки, листы бумаги, салфетки

АПРЕЛЬ

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1

Волшебные свойства яблочек

Рисование пальчиком

Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком),
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Заготовки нарисованного дерева, гуашь

2.

Грачи прилители

Рисование штампами

Закреплять навыки у детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц
Развивать творческое воображение, память,
мелкую моторику пальцев рук.

Штампики (ластики) , листы бумаги, гуашь

3.

Наше солнышко

Рисование способом примакивания

Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания);
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

Кисти, гуашь, листы бумаги, вода, салфетки

4.

Оформление художественной выставки «Весна пришла»

Разные техники

Побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; 
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

Работа с родителями

  • Консультации и памятки для родителей по вопросам развития у детей способностей к изобразительному искусству;
  • Родительское собрание на тему: «Нестандартные техники рисования со своим  ребёнком»;
  • Конкурс для родителей и детей с использованием нетрадиционных техник рисования «Весна пришла».

Завершающий этап

  • Участие в международном дистанционном конкурсе детских рисунков «Ребята и зверята» (с использованием нетрадиционных техник рисования)
  • Участие в международном дистанционном конкурсе детских рисунков «Олимпиада – 2014»
  • Участие во Всероссийском конкурсе «Творчество без границ» (рисунок выполнен с использованием нетрадиционных техник)
  • Выставка творческих работ  «Волшебные краски»
  • Презентация проекта «Волшебные краски»

Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;

Дальнейшее развитие проекта

После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.

Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования:

  • Определить цель, задачи, основные направления и ожидаемые результаты реализации проекта  «Волшебные краски» ориентированного на воспитанников средней возрастной группы;
  • Оказать помощь педагогам, испытывающим трудности в профессиональной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество»;
  • Моделирование новых форм взаимодействия с родителями по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников;
  • Обобщение и распространение педагогического опыта на различных уровнях.

Заключение

Проект «Волшебные краски» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.  Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.  Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают   нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

Список литературы.

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] Т.И Бабаева, А.Г Гогоберидзе, З.А Михайлова и др. – СПб : ООО  Издательство «Детство – ПРЕСС», 2011. – 528 с.
  2. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
  3. Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.
  4. Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе « Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
  5. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
  6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] /Л. А. Венгер,  Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.
  7. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М., 2000.
  8. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.
  9. Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
  10. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
  11. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет[Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. – М.: ВЛАДОС, 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное занятие «Изготовление поздравительной открытки» (нетрадиционное рисование - пальчиковые краски)

Воспитательное  занятие  «Изготовление  поздравительной открытки» (нетрадиционное рисование - пальчиковые краски)...

ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» (нетрадиционное рисование с младшими дошкольниками).

ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»(нетрадиционное рисование с младшими дошкольниками).Цель проекта:  развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством исп...

мастер-класс "Нетрадиционное рисование.Рисование картоном"

мастер-класс по освоению нетрадиционных техник рисования...

Проект. Нетрадиционное рисование для детей раннего возраста от 6 до 9 и от 9 до 12 месяцев 2019 - 2020 г.г. проект по рисованию (младшая группа)

Актуальность проекта.Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, ко...

Отзыв на статью "Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников"

Шаханина Л. И., Федорищева Е. В., Рыжкова О. В., Чепиженко З. И. Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников // Научно-методический электронный журна...

Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования в младшей группе Тема: «Снег идет»

Конспект занятия по рисованию в технике«смятая бумага»«Снег идет»(Младшая группа) Программное содержание:Расширять знания детей о сезонных явлениях в природе: стало холодн...

Нетрадиционное рисование в младшей группе на тему: " Птицы"

Задачи: - обучения: учить рисовать красками, учить рисовать нетрадиционной техникой – ладошками, учить внимательно слушать стихи и потешки, учить называть цвет. - развития: развивать воображен...