Арттерапия средствами изоискусства
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Самойлова Лилия Алексеевна

Выступление на методическом объединении школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. ГКОУ РО – школа интернат VIII вида № 1 г. Новочеркасска Ростовской области

Выступление на методическом объединении школы

  1. Арттерапия средствами изоискусст

Согласовано:

Зам. Директора по ВР

___________О.В. Ракитянская

Разработала: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

Самойлова  Л.А.

г. Новочеркасск, 2012 г.


  1. Термин «арттерапия» (art — искусство, art therapy — терапия искусством) первоначально означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. Позже этот термин тал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драмотерапия и т. д.)
  2. На первом плане арттерапии — вера в творческую основу человека. Но задача её не сделать всех людей художниками или актёрами, а возбудить в человеке активность, направленную направленную на реализацию его предельных творческих возможностей, с целью решения проблемы.
  3. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. Арттерапия, используя искусство,  в значительной степени облегчает процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между между бессознательным и сознательным «Я».
  4. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.
  5. Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую  ситуацию и найти её разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
  6. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л.С.Выгодский).
  7. Конкретные задачи арттерапии:
  • Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурой является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение).
  • Обеспечить процесс лечения. Неосознанные внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
  • Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и ученик не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребёнке, который может помочь в интерпретации своих произведений.
  • Проработать мысли и чувства, которые ученик привык подавлять. иногда невербальные средства являются единственно возможными для вражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  • Наладить отношения между психологом и ребёнком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  • Развивать чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривает упорядочение цвета и формы.
  • Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.  Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
  • Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

  1. Основные направления в арттерапии.
  1. Диагностически ориентированная арттерапия берёт своё начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувств человека, извлечённых из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен выражать свои конфликты в визуальных формах, и тогда ему легче выразить и объяснить свои переживания.
  2. Гемтальноориентированная арттерапия. Цель коррекции в этом виде арттерапии:
  • Излечивание или восстановление адекватной «Я-функции».
  • Помощь в осознании собственных переживаний с помощью образов-символов.
  • Пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.
  1. Одним из видов арттерапии является изотерапия.
  2. Изотерапия это коррекция средствами изобразительного искусства. Она включает работу с песком, глиной, красками. Такого вида упражнения помогают активизировать детей и развить их сенсомоторные навыки, психические функции, формирует умение социального взаимодействия. Применение изотерапии а коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
  • обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придаёт ему социально приемлемые, допустимые формы;
  • облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на общение детей;
  • даёт возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
  • создаёт благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счёт того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения цели;
  • оказывает дополнительное влияние на осознание своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создаёт предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;
  • существенно повышает личностную ценность , содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта изотерапии.
  1. Достоинства изотерапии.
  1. Изотерапия во многих случаях даёт возможность выхода отрицательным эмоциям.
  2. Позволяет наблюдать привычные привычные способы поведения участников в конфликтных ситуациях, в частности, в форме избегания, сотрудничества, компромисса, приспособления, а затем анализировать их и вырабатывать иные, более конструктивные способы поведения путём их «моделирования» в условиях изотерапевнической работы.
  3. Изотерапия, используя результат детского творчества, позволяет наблюдать и оценивать динамику развития каждого ребёнка
  1. Изотерапевтические занятия существенно отличаются от уроков. Прежде всего не совпадают цели: если на уроках главное научить ребёнка основам той или иной деятельности, то на изотерапевтических занятиях целью является терапия и коррекция.
  2. На занятиях не применяются требования, команды, принуждения. Ребёнок может и не заниматься изодеятельностью, а просто наблюдать за деятельностью других участников или делать что-то по желанию. Если это не противоречит социальным и групповым нормам. Ребёнок может работать в собственном темпе, выбрать виды творческой деятельности, материалы.
  3. Включение детей в групповую коммуникацию во многом определяется этикой и мастерством учителя. Ребёнок может и не выполнять те или иные задания, может отказаться от открытой вербализации чувств и переживаний.
  4. В изотерапии не применяется оценивание и сравнительное суждение, не ставятся оценки, нет критики и наказаний.
  5. В изотерапии применяются следующие виды заданий и упражнений:
  • Предметно-тематический тип: рисование на свободную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Пример задания: «Моя семья», «Я дома», «Что я люблю», «Нарисуй свой мир».
  • Образно-символический тип: изображение ребёнком в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребёнка образов таких понятий как «добро», «зло», «счастье»
  • Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции:
  • рисование по точкам;
  • волшебные пятна (кляксы);
  • рисование в воздухе;
  • графическая музыка;
  • Игры-упражнения с изобразительным материалом — экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т. д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей:
  • рисунок на асфальте;
  • рисунок на стекле;
  • восковой рисунок;
  • пластилиновая живопись;
  • отпечатки;
  • изображение своего настроения;
  • рисование спиралеобразными линиями;
  • пальцевая живопись;
  • танцующие руки;
  • волшебный салют;
  • самоцветы;
  • крупный масштаб;
  • работа с глиной;
  • игра с тестом;
  • работа с бумагой (коллаж, папье-маше).
  1. Задания на совместную деятельность могут включать задания всех указанных выше  четырёх типов:
  • работа в парах;
  • совместное групповое рисование;
  • групповые изобразительные игры.

  1. Список использованной литературы:
  1. Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства//Материалы областной научно-практической конференции, состоявшейся 28 — 29 марта 2005 г.
  2. Воспитание личности ребёнка с проблемами в развитии средствами изодеятельности//Воспитание  и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 55 -62.
  3. Афанасьева О. Арттерапия средствами изоискусства//Воспитание школьников. - 2007. - № 3. - С. 41-44.
  4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей// Воспитание школьников. - 2007. - № 3. - С. 36-38.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в образовательном процессе. Творческий проект на уроках технологии и изоискусства.

Из опыта ратботы по методу проектов, о преимуществах и недостатках метода и результативности применения педагогической технологии....

Проектная деятельность на уроках изоискусства

В помощь работающим по проектному методу обучения на примере собственного опыта....

Календарно-тематическое планирование уроков изоискусства в 6классе

Развернутое календарно-тематическое планирование уроков изоискусства в 6 классе с пояснительной запиской и уровнем ЗУН....

Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.

Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...

«Занимательная психология» Арт-терапия как средство коррекции. Программа факультативных занятий для школьников с нарушениями интеллекта с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия

Программа факультативных занятий для школьников с нарушениями интеллекта с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия...

Доклад "Система работы с одаренными детьми на уроках изоискусства".

В докладе говориться о работе с одаренными детьми....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6 класс базовый уровень Программу составил: учитель изоискусства высшей категории Михалева Л.В.

Сведения о рабочей программеПредмет: изобразительное искусствоКласс: 6Количество часов:всего - 34 часа; в неделю - 1 час;Планирование составленона основе образовательной программы ФГОС,авторской прогр...


 

Комментарии

Яричевская Лариса Ивановна

Уважаемая Лилия Алевсеевна! Познакомившись с вашими материалами, сделала вывод, что вы мастер своего дела. Вы педагог с ярко выраженной креативностью, поскольку владеете различными умениями и навыками, не останавливаетесь на достигнутом, ставите перед собой новые задачи (изучение новых технологий в своей профессиональной деятельности).Для своих воспитанников вы современный, увлекательный, интересный человек, многому учите и научили детей с ограниченными возможностями. Свидетельство тому достижения и успехи учащихся на различных конкурсах. А самое главное вы, Лилия Алексеевна, формируете у детей адекватную самооценку, необходимые умения для успешной адаптации к жизни. Спасибо за материал. Успехов вам!