Профессиональные пробы
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Профессиональные пробы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная проба для обучающихся 8 классов


Тема: Искусство «Боди - Арт»

Цель занятия: Создание имитации боди - арта  как направления современного изобразительного искусства.

Задачи занятия: 

  1. мотивировать обучающихся на использование боди - арта как средства творческого самовыражения;
  2. развивать воображение;
  3. совершенствовать умение работать в группе.

Этапы занятия: 

Подготовительный:

  • Подготовка рабочего места

Основной:

  • Информирование
  • Показ эскизов боди - арта (рисунки на лице и на руках)
  • Инструктаж по нанесению краски
  • Практическая работа: разработка эскиза; работа над имитацией боди -арта на лице (руках).

Завершающий:

  • Представление результатов работы, анализ.

Ход работы

1. Подготовка рабочего места:

   а) Составить столы, накрыть скатертью.

   б) Приготовить краски, кисти, воду.

2. Информирование:

История возникновения боди - арта.   

Истоки боди - арта следует искать в глубокой древности. Еще в древности люди прокалывали уши, губы, носы и вставляли всевозможные украшения. Это считалось красивым и изысканным украшением. Мужчины наносили на тело рисунки перед охотой, войной и другими значимыми событиями в жизни племени. И это тоже имело свой глубокий смысл. Рисунки эти делались, как правило, отнюдь не ради украшения. Они могли иметь мистическое, религиозное значение или же делались в определенных случаях в жизни племени. Вспомните боевую раскраску североамериканских индейцев, вышедших на тропу войны. Наши далекие предки  наносили на свои тела диковинные рисунки, с помощью которых нагоняли страх на врагов, обозначали свой статус или выполняли ритуальные действия. Эти традиции живы и по сей день у аборигенов Африки, Южной Америки, Австралии.

         Многие племена раскрашивали свои тела в течение многих тысяч лет - все это носит название «история боди - арта». Для этих племен раскраска тела представляла собой не просто украшение или религиозный обряд, она выступала еще и как средство коммуникации.
       В танцах раскраска тела, как видно на фото (боди - арт такого типа, пожалуй, был самым важным) использовалась для рассказа историй, повествований и пр.

   Древние люди расписывали свое тело примитивными растительными красителями: цветными глинами, соком трав, углем и сажей, украшая тело к праздникам. А сюжеты брали из жизни. Коренные австралийцы, например, использовали охру разных цветов, чтобы передать концентрацию своей религии вокруг земли. До сих пор в танцах некоторые приверженцы традиций раскрашивают свои тела охрой и природной глиной.

Археологи проводят одну сюжетную нить через различные виды росписи. Так и посуда, и тело, и пещера, где жил человек, могли повторять роспись.

        Разумеется, в цивилизованном мире  боди-арт утратил свои первоначальные функции. Теперь, нанося на тело рисунки, люди не стремятся напугать кого-либо или похвастаться своим положением. "Нательное искусство" -  боди - арт, получил распространение в США и других странах в 1960-70-х годах.

      Рисунки на теле стали одной из полноправных форм искусства, позволяющих выразить себя как художнику, так и человеку, на теле которого они изображаются. Современный боди - арт находится на стыке графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна, фото, макияжа и даже…психологии. Существует методика психологической коррекции  с использованием боди - арта – с помощью  рисования масок.

      По технике нанесения рисунка боди - арт можно разделить на аэрографию (аэрограф) и ручную технику (кисть).  Для боди - арта используют специальную краску – аквагрим (грим на водной основе), жирный грим  (например, театральный)  а так же профессиональные фломастеры. Грамотно исполненный боди - арт не причиняет человеку, на тело которого нанесен рисунок, никаких неудобств и держится до первого душа. Можно нанести лишь небольшой рисунок, а можно расписать все тело!

      Боди - арт - результат совместного труда боди арт художника, боди арт модели, парикмахера.

Опытный художник может превратить человеческое тело в настоящий шедевр. Многие из тех, кто сделал свой выбор в пользу профессионального боди - арта впоследствии рассказывали, что им хотелось, чтобы рисунки на теле продержались  подольше — до того они были необычные, яркие и красивые. 

Мы предлагаем Вам пустить в ход все свое воображение и фантазию в создании рисунка на лице или кистях рук.

4. Показ эскизов боди - арт (рисунки на лице и на руках) 

Во всём мире беспрестанно проводятся конкурсы, в которых мастера росписи по телу состязаются в умении создавать на человеческих телах произведения искусства, проходят разные шоу и фестивали. Также роспись по телу широко используется в рекламе. Одна из основных идей Боди -Арта — сделать внешность человека более привлекательной.

Рисунки на руках

Забавные зверушки, нарисованные на руках – это одно из направлений боди-арта, получившее название Handimals – от английских слов hand (рука) и animals (животные).

Рисунки на лице

Дети очень любят перевоплощаться в сказочных героев, представлять себя любимым персонажем сказки или мультфильма, животными, птицами. Аквагрим придает лицу выражение сказочное и небыкновенное! Девочки чаще выбирают бабочек, кошечек, собачек, узоры, украшения, цветочки... У мальчишек хит: Бэтмен, Человек-паук, скорпионы... В каком восторге будет малыш, став в одночасье похожим на своего кумира.

Новогодний боди - арт

Новогодняя ночь – это почти маскарад! Можно вообразить себя сказочной феей, Снежной Королевой или даже хозяйкой вечера – мудрой и царственной Змеей. Разумеется, образ должен быть достоверным – ярким и красочным, с прорисованными чешуйками (у змеи) или крыльями бабочек (у феи), с таинственными морозными узорами на коже ледяной девы или абстрактными «татуировками» на теле восточной танцовщицы.

5.Инструктаж по нанесению краски:

       1) В первую очередь нужно сделать эскиз рисунка и потренироваться в его исполнении с карандашом и бумагой.

        2) Краски (гуашь) нужно брать не много, потому что при высыхании она трескается, поэтому в краску надо добавлять немного вазелина, глицерина или шампуня, чтобы она стала более эластичной.

       3) Краску смачивать водой, воды брать не много.

       4) Необходимо дать подсохнуть, чтобы не смешивать со слоями других цветов.

6. Практическая работа

 Разработка эскиза; работа над имитацией боди – арта на лице (руках).

7. Представление результатов работы, анализ 

- Что каждый из вас узнал из мира профессий творческого характера, что создал сегодня  на занятии? Что было главным?

- Что у тебя не получилось?

- Какова причина твоего затруднения или ошибки?

- Каковы основные результаты? Чего удалось достигнуть? Что каждый понял, чему научился?

Обучающиеся кратко формулируют свои ответы. Называют то, что узнали многое из истории «Боди – Арта», то что они делали самостоятельно - осваивали технологию создания имитации Боди – Арта на теле.

Вывод: Боди-Арт ("искусство тела") - живая и красивая форма авангардного искусства, главным объектом в которой выступает человеческое тело, которое и без того у многих художников считается шедевром, созданным самой природой. Путём нанесения на тело рисунков, знаков и с помощью использования разных украшений, поз, мимики и жестов достигается прекрасное сочетание естественной и искусственной красоты.

Каждый обучающийся составляет синквейн.



Предварительный просмотр:

Мастер - класс

художественного творчества

«Узоры мехенди»

Цель мастер-класса – создать условия для художественного самосовершенствования  обучающихся, при котором формируется адаптивная образовательная среда ученика, формируется индивидуальный стиль творческой деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

1. Представление мастер – класса.

- Рассказ педагога о проекте занятия

Мехенди, также известное под наименованием менди — это искусство росписи хной по телу. Удивительная эстетика этого искусства не устаёт удивлять. Оно преображается от культуры к культуре, от народности к народности, но остаётся по-настоящему впечатляющим — и потому не выходит их моды уже сотни лет. Можно сказать, что это своеобразная форма боди-арта, только эко-боди-арта, без применения каких-либо веществ, которые могут навредить организму.

Символизм

В различных ситуациях символизм может различаться. Например, в арабских странах традиционно принято считать, что роспись мехенди — это талисман, приносящий счастье и удачи. Во время важных ритуалов вроде свадьбы, невесту непременно расписывают в данной технике.

Стили

Мехенди — это не просто стиль, это целый набор стилей, который может варьироваться в зависимости от того, традиции какой части света применялись мастерами при создании узоров.

Ближний Восток. Тут преобладает флористика, нет какой-то чёткой схемы нанесения. Чем-то такой узор напоминает арабскую вышивку.

Индия и Пакистан. Тут у тату хной узоры состоят преимущественно из каплевидных узоров и абстрактных орнаментов. Интересно, что тут они наносятся таким образом, чтобы создавать иллюзию чулок или перчаток.

Северная Африка. Здесь преобладает геометрия с элементами флористики. Узор у мехенди идёт точно по форме конечностей.

Южная Азия и Индонезия. Тут стиль является смешанным, заимствующим элементы других культур.

- Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться

Значение отдельных символов мехенди :

Браслет — успех в любви.

Виноградная лоза – преданность.

 Кривая линия — удача, преодоление трудностей, успех в карьере.

Раковина – защита от бед, символ победы.

Диск — у мужчины — способность повелевать другими, символ мужества, у женщин — целомудренный характер.

Звезда – надежда и божественность.

 Цветы – новая жизнь.

- Краткая характеристика результативности используемой технологии.

2.  Демонстрация приемов эффективной работы

3. Моделирование

Самостоятельная работа обучающихся в режиме продемонстрированной технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность обучающихся и управляет ею.

4. Обсуждение авторских моделей обучающимися

5. Рефлексия

Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и обучающихся.

Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.



Предварительный просмотр:

Конкурс художественного мастерства

"Проверь себя на скорость и смекалку, не пользуясь ни книжкой, ни скакалкой"

 

Цель: Развитие способностей творческого самовыражения у обучающихся.

Задачи:

1. Закрепление и расширение знаний об изобразительном искусстве.

2. Развитие внимания, сообразительности, воображения и творческой активности обучающихся.

3. Воспитание умений соотносить свои интересы с интересами коллектива, подчинять свои эмоции решению конкретной задаче, использовать все свои творческие способности, ориентироваться в нестандартных ситуациях.

Оборудование: цветные жетоны, бумага, карандаши, фломастеры

Этапы работы:

1. Подготовительный этап

2. Игровой этап (способности, вернисаж, эмоции, рисунки)

3. Подведение итогов

1. Подготовительный этап

- формирование команд, каждая команда выбирает капитана.

- определение представителей жюри.

- подбор заданий, подготовка материалов и принадлежностей для проведения экспериментальных заданий и кратких сообщений.

При правильных ответах выдаются жетоны по цвету ответившей команды.

2. Игровой этап

Какими качествами должен обладать художник? Может ему достаточно лишь освоить грамоту рисования, приобрести специальные навыки, а все остальное не суть, важно?

Бесспорно, художественное мастерство, культуру рисунка и живописи необходимо совершенствовать всю жизнь. У художника должен быть точный глаз, острое чувство формы, умение видеть не несколько, а сотни оттенков цвета?

Он обязан виртуозно владеть техникой различных материалов. Но за этим всем нельзя забывать о смысле той работы, призванной особым языком изобразительного искусства выражать мысли и чувства автора. Художник для того и оттачивает свое мастерство, чтобы с его помощью что - то рассказать людям. Тот, кто решил посвятить себя изобразительному искусству, должен знать, что постижение художественного мастерства крепко связано с развитием творческих начал. И главное -  художник обязан быть исследователем.

СПОСОБНОСТИ

1) разминка "Зоркий глаз" (решение экспериментальных заданий)

Глазомер – это способность определять размеры предметов и расстояний на глаз, без каких – либо измерительных приборов. Еще Михаил Ломоносов говорил: «Глаз человека – это точный измерительный прибор, необходимый людям всех профессий. Такая зрительная способность необходима людям  следующих профессий: топограф, геолог, агроном, закройщик, чертежник, токарь, водитель, летчик, спортсмен, художник, скульптор и архитектор.

А такие качества, как наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение, поможет выявить эта разминка.

а) Необходимо определить на глаз

- сколько карандашей в стакане

- сколько ягод в грозди винограда

- сколько страниц в книге

б) Необходимо вырезать крышку на банку, кувшин.

2) конкурс капитанов "Интуиция" (определите, верны ли утверждения?)

1. В Японии на доске пишут кисточкой с цветными чернилами (верно)

2. В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок (неверно)

3. Гете подарил свое перо Пушкину (верно)

4. Авторучка была изобретена в Древнем Египте (верно)

5. Шариковая ручка сначала применялась военными летчиками (верно)

6. В некоторых странах выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение их грызть (верно)

7. В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля (не верно)

8. При Петре 1 в ходу была "картузная" бумага. Верно ли, что ее применяли при изготовлении картузов? (не верно, из нее делали боевые заряды к артиллерийскому орудию)

9. Верно ли, что в Нью - Йорке можно было подписаться на газеты бесплатно, сдав определенное количество тряпья? (верно, это было в 19 веке, во время дефицита сырья для бумаги)

ВЕРНИСАЖ

3) конкурс "Конспирация" (угадайте названия картин по фрагменту)

На занятиях мы нередко обращаемся к примерам изобразительного искусства, которые позволяют рассмотреть основные правила, приемы и средства композиции, особенности колористического решения картины. При этом мы ориентируемся на лучшие произведения русского и зарубежного искусства.

Угадайте названия картин по фрагменту

1. "Три богатыря"                  

2. "Бурлаки на Волге"

3. "Утро в сосновом бору"

4. "Боярыня Морозова"

5. "Девушка с персиками"

1. "Девятый вал"

2. "Тройка. Ученики мастеровые везут воду"

3. "Девочка на шаре"

4. "Постоянство памяти"

5. "Аленушка"

4) Конкурс "Домашнее задание. Оживление картины" 

Нужно разыграть сценку, где необходимо отразить основное содержание картины. Одна команда «оживляет» картину, другая угадывает и наоборот.

5) Задание "Описать картину"(определить колорит картины)

Слово "цвет" определяет многие качества процесса живописи, поэтому цвет правомерно является основой этого вида искусства. Необходимый цвет для живописи обычно получается смешением красок на палитре. Затем художник превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок - колорит. Очень часто художник находит новые способы, техники, материалы для творческого воплощения цвета в картине.

Необходимо определить колорит картины: 1 команда - существительными, 2 команда – прилагательными.

ЭМОЦИИ

6) Задание "Цвета эмоций" (угадайте, о каком цвете идет речь?)

Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие - раздражают.

Чувство цвета  - выражение художественной культуры народа. Однако восприятие цвета у людей индивидуально. Оно зависит от пола, возраста, настроения, жизненного опыта и многих других причин.

Вы собираетесь на вечеринку или романтический вечер, и вы задаете себе вопрос, чтобы сегодня могло подчеркнуть ваше настроение. Ученые выделили некоторые особенности цветов, определяющие психологический настрой человека: удовлетворение, активность, привязанность, самоутверждение, раздражение, неуверенность в себе. Можно беспристрастно оценить свой характер или характер близких нам людей, исходя из привязанности к тому или иному цвету.

Угадайте, о каком цвете идет речь:

- "цвет мечта", он одновременно передает блеск цвета и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с легким характером. Этот цвет ни кого не отталкивает (белый цвет).

- этот цвет любят смелые, волевые, властные, вспыльчивые, общительные люди. У людей, которых этот цвет раздражает, комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению и стабильности в отношениях (красный цвет).

-  цвет неуверенности, он символизирует мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в этот цвет, нередко воспринимает жизнь в мрачных тонах, не уверен в себе, не счастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы (черный цвет).

-  этот цвет жизни, всего живого. Те, кому он нравится, жизнерадостные люди. У людей прагматичных этот цвет вызывает раздражение (розовый цвет).

- этот цвет и его оттенки предпочитают те, кто уверенно стоит на ногах. Люди, которым он нравится, ценят традиции, семью. Если же этот цвет не приятен человеку, это может свидетельствовать о самолюбии и эгоизме, скрытности (коричневый).

- если человек носит этот цвет, это свидетельствует об его интеллектуальности, спокойном характере, непринужденности в отношениях с людьми и легкой приспособляемостью. Этот цвет нравится тем, кто получает удовольствие от возможности нравиться и привлекать людей. Он неприятен людям сосредоточенным, пессимистически настроенным, с которыми трудно завязать знакомство (желтый цвет).

- любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде принять решение. Это нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же он не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера (серый цвет).

- если человеку нравится этот цвет, это говорит о его скромности и меланхоличности, он быстро и легко устает. Ему часто нужно отдыхать. Такому человеку крайне важно чувство уверенности в себе, благожелательность окружающих (синий цвет).

- любимый цвет людей, обладающих интуицией, страстных мечтателей (оранжевый цвет).

- цвет природы, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутвердиться, так как это для него жизненно важно. Человека, который не любит этот цвет, особенно страшат житейские проблемы, превратности судьбы, вообще все трудности (зеленый цвет).

РИСУНКИ

7)задание «Задом наперед» 

Командам дается два одинаковых по длине слова.

Дается задание - написать буквы и слово задом наперед.

8)задание "Создание рисунка в стиле кубистов" 

До начала 20 века художники изображали свои сюжеты так, как они были видны из одной точки зрения.  Будь то тема, заимствованная у природы, или придуманная сцена исторического либо религиозного содержания - зритель мог видеть ее только под одним углом зрения.

В начале 20 века появляется много направлений авангардной живописи (абстракционизм, андеграунд, кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм и др.), которые отказались от изобразительности и ознаменовали активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.

Лишь с появлением течения кубистов художники стали подвергать сомнению статичный взгляд на мир, преобладавший до той поры в изобразительном искусстве. В конце концов, если мы можем двигаться сами и передвигать предметы, то почему мы всегда должны работать, оставаясь на одном месте, и писать то, что видно из фиксированного положения.

Создать рисунок в стиле Пабло Пикасо и Жоржа Брака (совмещение): виды предмета сбоку, снизу, и сверху - не пытаясь показать его таким, как мы видим, но передавая то, что мы о нем знаем.

9) Команды самостоятельно, "на время" выполняют задание "О чем говорят каракули" 

Как весело малевать прекрасные каракули. Ты можешь малевать,  лежа на полу, сидя за столом, на школьной доске, на старой газете, оберточной бумаге. Из всех каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект.

Необходимо в "рисунке" соперника увидеть наибольшее количество ассоциативных образов.

10) Задание "Дружеский шарж в подарок" 

На протяжении веков постоянно совершенствовалась техника живописи. Живописцев привлекали все более разнообразные сюжеты. Это и привело к появлению в 17 веке таких жанров как портрет, натюрморт пейзаж и др. Остановимся на портрете. Существует много разновидностей портрета - поясной, бюст, портрет в рост, групповой портрет и др.

Команды рисуют друг другу "веселые портреты".

3. Подведение итогов

Мы с вами должны стремиться к тому, чтобы творчество служило добру. Эстетическое воспитание, воспитание красотой включает в себя все виды искусства: музыку, литературу, театр, архитектуру, изобразительное и декоративно - прикладное искусство.

Мы учимся чувствовать прекрасное, приобщаемся к природе, знакомимся с архитектурой городов, с замечательными людьми, которые живут в них.

Мы систематически расширяем кругозор, учимся внимательно видеть и слышать, творчески относиться к тому миру, в котором мы живем.

В конце игры подводится итог: выигрывает та команда, у которой наибольшее количество жетонов. Одновременно определяется, кому присуждается личное первенство.



Предварительный просмотр:

Картинки

Тема: Введение в профессию.

Цель занятия: Предоставление обучающимся информации о специальности «Исполнитель художественно – оформительских работ», о специфике работы.

Задачи: 

  • Познакомить обучающихся с профессиями художественного направления,  со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.
  • Формирование  представления о профессиях художественного цикла, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
  • Развитие профессионально важных качеств в избранном виде деятельности.

K:\фото\фото исхакова\DSC02072.JPG       K:\фото\фото исхакова\DSC02076.JPG

Оборудование: репродукции произведений изобразительного искусства, работы обучающихся, учебные проекты, рабочая тетрадь, художественные материалы и принадлежности, бумага, карандаши графитовые.

Тип занятия: усвоение новых знаний

Теоретическая часть

Ход занятия:

1. Организационный момент:

а) знакомство с группой;
б) общие сведения об обучающихся (анкета);

2. Сообщение темы занятия, цели и задач.

3. Сообщение нового материала - объяснение с практическим показом, конспектирование обучающимися основных моментов темы:

а) беседа о роли искусства в жизни человека; об изучаемой специальности; о профессиях художественного направления «Творцы мира прекрасного», специфике их  работы.

б) разъяснение значимости и востребованности  данных профессий на рынке труда.
в) что такое профессиограмма?

г)  где можно получить данную профессию?

д) перспективы на будущее. Примеры из жизни моих выпускников.
4. Закрепление пройденной темы (фронтальный опрос)

а) какие профессии художественного направления вы знаете?
б) какие требования предъявляет профессия художника к человеку?
5. Итог теоретической части занятия - перспективы на следующее занятие, домашнее задание – найти материал о художественных профессиях.

Практическая часть

Задание: Составление профессиограммы  определенной художественной специальности, создание эскиза разработки изделия по данному направлению.
1. Вводный инструктаж:

а) озвучивание разделов профессиограммы.
2. Текущий инструктаж:

а) контроль над  выполнением правильности последовательности.

3. Заключительный инструктаж:

а) проверка выполненной работы с анализом допущенных ошибок, выставление оценок с объяснением полученных результатов.

4. Итог занятия - обсуждение работ обучающихся, выставление оценок, демонстрация творческих работ.  Перспективы на следующее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональные пробы.

В рамках работы классного руководителя 9 класса, в каникулярное время проводились профессиональные пробы....

"Организация и проведение профессиональных проб в центре профессионального выбора"

Профессиональные пробы составляют практическую часть предпрофильного самоопределения учащихся 9-х классов. В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профевссиональной деятельн...

Программа профессиональной пробы "Информационные технологии"

Программа профессиональной пробы "Информационные технологии" содержит презентацию, программу, тематическое планирование....

Профессиональное самоопределение учащихся через участие в профессиональной пробе

Необходимость  определения со школы жизненного пути с учётом своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, учёта потребностей общества позволит старшеклассникам эффективнее опре...

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...