рабочая программа по ИЗО 5-9кл. ( по Неменскому)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрена Утверждаю
на педсовете директор школы
протокол № приказ №
от от
________________
В.А. Шкарупелова
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Изобразительное искусство
5-9 класс
Автор - составитель: Панибратова С.Н.
учитель русского языка и литературы
Михайловка
2014
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………… с.3
Планируемые результаты. Система контроля…………………………..с.4
Содержание планирования…………………………………………………с.6
Тематическое планирование…………………………………………...… с.11
Требования к подготовке учащихся по предмету………………………..с.14
Учебно - методическое обеспечение……………….……………………….с.17
Материально – техническое оснащение………………………………… с.17
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Б.Н. Неменского
Примерные программы по изобразительному искусству для 5–7 и 8,9 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2014 год издания).
Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:
учебники:
– Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
- Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека: учебник. 6 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
- А.С.Питерских, Г.Е.Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник. 7 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
- А.С.Питерских. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении: учебник. 8 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
дополнительных пособий для учителя:
- Г.Е.Гуров, А.С.Питерских. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека: поурочные разработки 7 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
- В.Б.Голицына, А.С.Питерских. Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении: поурочные разработки 8 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Цели художественного образования:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место предмета в федеральном базисном плане.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» направлен на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в объёме 1 часа в неделю как наиболее распространенного.
В условиях заочной формы обучения на изучение предмета отводится меньшее количество времени: 5-7кл.- 0,2 часа, 8кл. - 0,25 часа, 9 кл.-0,2 часа. Так же предусмотрено следующее количество зачётов в год: 5-7 кл.- 5 зачётов, 8-9 кл. -3 зачёта
Особенности организации учебного процесса
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного курса с учётом особенностей преподавания предмета в вечерней школе: узкий круг знаний учащихся по предмету, недостаточно развиты творческие способности, способности к эстетическому восприятию окружающего мира.
В связи с этим программа по «Изобразительному искусству» составлена так, чтобы дать возможность компенсировать данные недостатки и способствовать созданию условий для эмоционально-ценностного восприятия произведений изобразительного искусства и выражения в творческих работах учащихся их отношения к окружающему миру.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной является то, что на изучение учебного материала в рабочей программе отводится меньшее количество часов, уменьшено количество часов на изучение разделов, больше материала отводится для самостоятельного изучения. Для контроля знаний в программу включены зачёты и проверочные работы.
Планируемые результаты. Система контроля.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
5-7 классы
знать/понимать:
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира;
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
8-9 классы
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
уметь анализировать произведения архитектуры;
знать основные этапы развития и истории архитектуры;
уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.
При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:
создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;
работа над эскизом монументального произведения: витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;
использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;
использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки и др.
Система контроля
Предусмотрены 2 вида контроля: текущий и итоговый. Формы контроля: устный опрос, тестирование, практические работы, зачёты. Форма занятий: классно-урочная, индивидуальная, зачётная. Уровень обучения – базовый.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Содержание планирования
5кл
Раздел | Количество часов примерной программы | Количество часов в рабочей программе | Количество часов для самостоятельного изучения | |
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека | ||||
Древние корни народного искусства | 8 | 2 | 6 | |
Связь времён в народном искусстве | 8 | 1 | 7 | |
Декор – человек, общество, время | 12 | 2 | 10 | |
Декоративное искусство в современном мире | 7 | 1 | 6 | |
Контроль знаний | 1 | |||
ИТОГО | 35 | 7 | 29 |
6кл
Раздел | Количество часов примерной программы | Количество часов в рабочей программе | Количество часов для самостоятельного изучения | |
Изобразительное искусство в жизни человека | ||||
Виды изобразительного искусства и основа образного языка | 8 | 1 | 7 | |
Мир наших вещей. Натюрморт | 8 | 2 | 6 | |
Вглядываясь в человека. Портрет | 12 | 2 | 10 | |
Человек и пространство. Пейзаж | 7 | 1 | 6 | |
Контроль знаний | 1 | |||
ИТОГО | 35 | 7 | 29 |
7кл
Раздел | Количество часов примерной программы | Количество часов в рабочей программе | Количество часов для самостоятельного изучения | |
Изобразительное искусство в жизни человека | ||||
Изображение фигуры человека и образ человека | 8 | 2 | 6 | |
Поэзия повседневности | 8 | 1 | 7 | |
Великие темы жизни | 12 | 2 | 10 | |
Реальность жизни и художественный образ | 7 | 1 | 6 | |
Контроль знаний | 1 | |||
ИТОГО | 35 | 7 | 29 |
8кл
Раздел | Количество часов примерной программы | Количество часов в рабочей программе | Количество часов для самостоятельного изучения | |
Дизайн и архитектура в жизни человека | ||||
Художник – дизайн – архитектура | 8 | 2 | 6 | |
В мире вещей и зданий | 8 | 2 | 6 | |
Город и человек | 12 | 2 | 10 | |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры | 7 | 2 | 5 | |
Контроль знаний | 1 | |||
ИТОГО | 35 | 9 | 27 |
9кл
Раздел | Количество часов примерной программы | Количество часов в рабочей программе | Количество часов для самостоятельного изучения | |
Изобразительное искусство в театре | ||||
Художник и искусство театра | 8 | 2 | 6 | |
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии | 8 | 1 | 7 | |
Фильм – творец и зритель | 12 | 1 | 11 | |
Телевидение – пространство культуры? | 7 | 2 | 5 | |
Контроль знаний | 1 | |||
ИТОГО | 35 | 7 | 29 |
Содержание тем учебного курса
5 класс
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Древние корни народного искусства.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Декор, человек, общество, время
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
Декоративное искусство в современном мире
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.
6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство; семья пространственных искусств; рисунок – основа изобразительного творчества; линия и её выразительные возможности; ритм линий; пятно как средство выражения; ритм пятен; цвет; основы цветоведения; цвет в произведениях живописи; объёмные изображения в скульптуре; основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника; изображение предметного мира – натюрморт; понятие формы; многообразие форм окружающего мира; изображение объёма на плоскости и линейная перспектива; освещение; свет и тень; натюрморт в графике; цвет в натюрморте; выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет.
Образ человека – главная тема в искусстве; конструкция головы человека и её основные пропорции; изображение головы человека в пространстве; портрет в скульптуре; графический портретный рисунок; сатирические образы человека; образные возможности освещения в портрете; роль цвета в портрете; великие портретисты прошлого; портрет в изобразительном искусстве 20 века.
Человек и пространство. Пейзаж .
Жанры в изобразительном искусстве; изображение пространства; правила построения перспективы; воздушная перспектива; пейзаж – большой мир; пейзаж настроения; природа и художник; пейзаж в русской живописи; пейзаж в графике; городской пейзаж; выразительные возможности изобразительного искусства; язык и смысл
7 класс
Изобразительное искусство в жизни человека
Изображение фигуры человека и образ человека
Изображение фигуры человека в истории искусства; пропорции и строение фигуры человека; лепка фигуры человека; набросок фигуры человека с натуры; понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов; тематическая картина, бытовой и исторический жанры; сюжет и содержание в картине; жизнь каждого дня – большая тема в искусстве; жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре); праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре.
Великие темы жизни
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох; тематическая картина в русском искусстве 19 века; процесс работы над тематической картиной; библейские темы в изобразительном искусстве; монументальная скульптура и образ истории народа; место и роль картины в искусстве 20 века.
Реальность жизни и художественный образ
Искусство иллюстрации, слово и изображение; конструктивное и декоративное
начало в изобразительном искусстве; Зрительские умения и их значение для современного человека; история искусства и история человечества, стиль и направления в изобразительном искусстве; личность художника и мир его времени в произведениях искусства; крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
8 класс
Дизайн и архитектура в жизни человека
Художник – дизайн – архитектура
Возникновение дизайна и архитектуры на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели рукотворной среды обитания. Композиция как основа реализации замысла. Элементы композиции в графическом дизайне. Формы графического дизайна.
В мире вещей и зданий
Объёмно-пространственные композиции. Основы формообразования. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей.
Город и человек
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. История архитектуры и дизайна. Организация городской среды. Взаимосвязь дизайна и архитектуры.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Организация пространства жилой среды. Живая природа в доме. Имидж персонажа или общественной персоны.
9 класс
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении
Художник и искусство театра
Театр и кино как синтетические искусства. Природа и специфика синтетического искусства на примере театра.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии
Природа творчества в фотографии. Основы художественно – съёмочной культуры.
Фильм – творец и зритель
Обобщение знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Основы экранной культуры.
Телевидение – пространство культуры?
Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ. Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища. Художественное воздействие документальной тележурналистики.
Тематическое планирование
5 класс
№ урока | Тема | Тип урока | Домашнее задание |
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека -7ч | |||
Древние корни народного искусства-2ч | |||
1 | Древние образы в народном искусстве. | Практическая работа | С.12-19, 44-59 |
2 | Русская изба. Предметы народного быта. Проверочная работа «Вышивка. Народный праздничный костюм» | беседа | Подготовиться к зачёту |
Зачёт №1 «Крестьянское прикладное искусство» | |||
Связь времён в народном искусстве -1ч | |||
3 | Художественные промыслы России. Проверочная работа «Художественные промыслы России» | Беседа, практическая работа | С.106-107, 118-133. |
Зачёт №2 «Художественные промыслы России» | |||
Декор – человек, общество, время -2ч | |||
4 | Роль декоративного искусства в жизни общества. Проверочная работа «Одежда. Украшение» | беседа | С.108-117 |
5 | Герб. Эмблема. | Беседа, практическая работа | Подготовиться к зачёту |
Зачёт №3 «Декоративное искусство в жизни общества» | |||
Декоративное искусство в современном мире – 1ч | |||
6 | Современное выставочное искусство | беседа | С.142-167 |
Зачёт №4 «Современное декоративно-прикладное искусство» | |||
7 | Контрольная работа за курс 5 класса | Контроль знаний | |
Зачёт №5 «Декоративно-прикладное искусство» |
6 класс (7ч)
№ урока |
Тема | Тип урока | Домашнее задание |
Изобразительное искусство в жизни человека-7ч | |||
Виды изобразительного искусства и основа образного языка – 1ч | |||
1 | Элементы и средства изобразительного искусства. Проверочная работа «Рисунок, линия, пятно, цвет» | Практическая работа | С.24-48 |
Зачёт №1 «Основы представлений о языке изобразительного искусства» | |||
Мир наших вещей. Натюрморт - 2ч | |||
2 | Изображение предметного мира – натюрморт. | беседа | С.62-89 |
3 | Художественно-выразительные средства натюрморта. Проверочная работа «Выразительные возможности натюрморта» | Беседа, практическая работа | Подготовиться к зачёту |
Зачёт №2 «Натюрморт» | |||
Вглядываясь в человека. Портрет - 2ч | |||
4 | Образ человека в искусстве. Проверочная работа «Великие портретисты прошлого» | беседа | С.90-101 |
5 | Художественно-выразительные средства портрета | Беседа, практическая работа | Подготовиться к зачёту |
Зачёт №3 «Портрет» | |||
Человек и пространство. Пейзаж -1ч | |||
6 | Жанр пейзажа как изображение пространства | беседа | С.138-171 |
Зачёт №4 «Пейзаж» | |||
7 | Контрольная работа за курс 6 класса | Контроль знаний | |
Зачёт №5 «Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека» |
7 класс (7ч)
№ урока | Тема | Тип урока | Домашнее задание |
Изобразительное искусство в жизни человека -7ч | |||
Изображение фигуры человека и образ человека-2ч | |||
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства. | Беседа | Записи в тетради |
2 | Пропорции и строение фигуры человека. Проверочная работа «Конструкция фигуры человека и основные пропорции» | Практическая работа | Закончить работу |
Зачёт №1. «Изображение человека в разных видах искусств» | |||
Поэзия повседневности -1ч | |||
3 | Изображение обыденной жизни людей в истории искусств. Проверочная работа «Тематические картины. Бытовой и исторический жанры.» | беседа | Подготовиться к зачёту |
Зачёт №2 «Бытовой жанр» | |||
Великие темы жизни -2ч | |||
4 | Тематические картины в искусстве разных эпох. | Беседа | Записи в тетради |
Зачёт №3 «Историческая тема в искусстве» | |||
5 | Библейские темы в изобразительном искусстве. Проверочная работа « Древнерусская живопись» | беседа | Записи в тетради |
Реальность жизни и художественный образ -1ч | |||
6 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | Практическая работа | Закончить работу |
Зачёт №4 « Стиль и направление в изобразительном искусстве» | |||
7 | Контрольная работа за курс 7 класса | Контроль знаний | |
Зачёт №5 «Изобразительное искусство в жизни человека» |
8 класс (9ч)
№ урока | Тема | Тип урока | Домашнее задание | ||
Дизайн и архитектура в жизни человека -9ч | |||||
Художник – дизайн – архитектура – 2ч | |||||
1 | Основы композиции в конструктивных искусствах | Практическая работа | С.33-39 | ||
2 | Многообразие форм графического дизайна. Проверочная работа «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне» | Практическая работа | С.41-45 | ||
Зачёт №1.Многообразие форм графического дизайна. | |||||
В мире вещей и зданий - 2ч | |||||
3 | Объект и пространство | Изучение нового | С.71-74 | ||
4 | Конструкция: часть и целое. Проверочная работа «Красота и целесообразность» | Практическая работа | С.83-87 | ||
Зачёт №2. «Цвет в архитектуре и дизайне» | |||||
Город и человек – 2ч | |||||
5 | Город вчера, сегодня и завтра. | беседа | С.117-118 | ||
6 | Живое пространство города. Проверочная работа «Вещь в городе и дома» | беседа | С.127-131 | ||
Зачёт №3. «Природа и архитектура» | |||||
Человек в зеркале дизайна и архитектуры – 2ч | |||||
7 | Мой дом – мой образ жизни | Практическая работа | С.139-153 | ||
8 | Мода, культура и ты | Практическая работа | С.155-172 | ||
9 | Контрольная работа за курс 8 класса | Контроль знаний |
9 класс (7ч)
№ урока | Тема | Тип урока | Домашнее задание | |
Художник и искусство театра – 2ч | ||||
1 | Синтетические искусства и изображение. Театр и экран- две грани изобразительной образности | беседа | С.31-47 | |
2 | Сценография. Проверочная работа «Изобразительные средства актерского перевоплощения» | Практическая работа | С.15-29 | |
Зачёт №1. «Роль изображения в театре и кино» | ||||
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии- 1ч | ||||
3 | Фотография как вид художественного творчества. Проверочная работа «Основа операторского мастерства» | беседа | С.67-71 | |
Фильм – творец и зритель – 1ч | ||||
4 | Кинематография с точки зрения искусства | беседа | С.103-125 | |
Зачёт №2. «Искусство кино» | ||||
Телевидение – пространство культуры?– 2ч | ||||
5 | Информационная и художественная природа телевизионного изображения | беседа | С.141-145 | |
6 | Документальное видеотворчество | беседа | С.165-167 | |
Зачёт №3. «Современные формы экранного языка» | ||||
7 | Контрольная работа за курс основной школы | Контроль знаний |
Требования к уровню подготовки учащихся
5 класс
(базовый уровень)
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
Учащиеся должны уметь:
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
6 класс
(базовый уровень)
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре веливих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны:
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
7 класс
(базовый уровень)
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;
о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, овыразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
о роли художественной иллюстрации;
о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;
об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
В процессе практической работы учащиеся должны:
иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;
иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
8-9 классы
(базовый уровень)
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
уметь анализировать произведения архитектуры;
знать основные этапы развития и истории архитектуры;
уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.
При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:
создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;
работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения в 9 классе дети должны:
иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве;
знать принципы построения изображения в пространственно-временном развитии, изучить принципы аргументированного подхода к анализу современных течений в изобразительном искусстве;
уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
Учебно-методическое обеспечение
Учебники:
– Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
- Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека: учебник. 6 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
- А.С.Питерских, Г.Е.Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: учебник. 7 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
- А.С.Питерских. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении: учебник. 8 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Дополнительные пособия для учителя:
- Г.Е.Гуров, А.С.Питерских. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека: поурочные разработки 7 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
- В.Б.Голицына, А.С.Питерских. Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении: поурочные разработки 8 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Материально-техническое оснащение
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по программе "Изобразительное искусство и художественный труд" под ред. Б.М.Неменского в 6 классе
Рабочая программа составлена на основе программы " Изобразительное искусство и художественный труд" под. ред. Б.М. Неменского. 1час в неделю, 36 час в год, 1час-резерв....
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочии программы по ИЗО По программе Неменского
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:электронная версия музеев ми...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...
Рабочая программа 5-6 кл.,ФГОС, ИЗО, Неменский с УУД, планируемые результаты,
Раьочая программа 5-6 класс составлена на основе программы Б.Неменского. Все программы нашей школы соответствуют единому положению. Структура программы подумана и логична. В содержании указаны методы ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 4 класс. Неменский Б.М.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе авторской рабочей программы «Из...
Рабочая программа по ИЗО 5-8 класс Неменский ФГОС
Рабочая программа по ИЗО для 5-8 классов ФГОС Неменский...