На таможне( Жостовские букеты)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Артамонова Елена Александровна

Конспект  урока по изобразительному  искусству для 5 класса по программе Б.Неменского .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_tamozhne_zhostovsie_bukety.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

г. Кемерово

Сценарий урока

для старшего звена

На таможне (« Жостовсие букеты»)

Подготовила:

Артамонова Елена Александровна,

учитель изо

Кемерово – 2014

Тема урока: На таможне (« Жостовсие букеты»)

Цели:  

  • познакомить учащихся с историей художественного промысла производства подноса Жостово;
  • рассказать о разнообразии форм подносов и вариантов построения цветочных композиций;
  • воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициях;
  • развить творческую и познавательную активность, фантазию, художественный вкус;
  • продолжить формирование навыков работы с художественными материалами.

Ход урока

Учитель       

 Сегодня у нас необычный урок. Чтобы узнать тему и выполнить задание урока,   я предлагаю вам поиграть в серьезную игру: «На таможне ».

Помощников попрошу пройти на свои рабочие места (выходят  3 уч-ся и усаживаются под табличкой «Таможня».)

              На один из постов российской таможни поступила телеграмма из г. Жостово.

           Внимание! Внимание! Внимание!

«Всем постам российской таможни!

Из музея «декоративного искусства » г.Жостово похищены произведения искусства .При досмотре багажа обратить внимание на изделия  согласно описанию  » .

Работники таможни, ознакомьте нас, пожалуйста,  с текстом  описания.

Ученик       

                   («таможенник» вслух читает описание)

               «Пропавшие произведения  искусства выполнены из металла, имеют различную  геометрическую  форму и цвет, имеют рисунки, предназначены для бытовых   целей; используется при  приготовлении и сервировке еды.

Учитель      

  Итак, к нам уже поступил первый подозрительный багаж (Внесите         2 сумки)

 Сейчас наши таможенники осмотрят багаж и сообщат, что они обнаружили.

Ученики        

 В первой сумке:  Хохлома,  Гжель. А при досмотре второй сумки, мы  обнаружили предметы, схожие с описанием на этих  предметах есть и рисунок  они изготовлены из металла,  и мы используем их при сервировке.

Учитель     

Предметы найдены, теперь их можно возвратить в музей.

Вы знаете где этот город находится? (ответ «нет »?)

Вот вам  «командировка»  с описание места назначения   (один из    

«таможенников » читает  текст вслух для всего класса: где находится город?)

 К северу от Московской области на берегах Волги расположился город  Жостово.

Учитель       

Представьте, ребята,  что мы все вместе отправились в этот город, чтобы  вернуть произведение искусства мастеров в музей  (Звучит музыка,появляется табличка «Музей»)

                 Нас вышла встречать ребята доброжелательная работница музея

                 («таможенники «вручают экскурсоводу предметы.)

Экскурсовод   

 Благодарю за находку дорогого экспоната.

 Порошу вас совершить экскурсию по нашему  музею.  Я расскажу  об  истории  возникновения этого промысла  «Жостовского

 подноса ».

 (Идет рассказ.)    

Сегодня мы поговорим о промысле, который жив и сегодня в замечательной   подмосковной деревне Жостово.

Жостовский поднос знают почти во всем мире. И неудивительно. Букет, украшающий его, великолепно вписан в форму предмета. Он рост и выразителен. Соотношение больших и малых цветов найдено очень точно.

 А ритм цветовых пятен, основных линий буквально завораживает зрителя.

Но главное – сами цветы. Очень похожи на настоящие и в то же время сказочные. Приглядитесь – они словно бы светятся изнутри. Вот так же, наверное, светился в глубине мурманский лес Аленький цветочек…

Как слагается эта цветочная сказка? Цветочную роспись жостовские мастера выполняют маслеными красками в две стадии. Первая стадия письма называется замолевской (подмалевок),

 вторая – выправка. Замалевка (подмалевка). В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными красками. Создавая букет, художник вращает поднос, подставляя под кисть нужный участок поверхности. На этом этапе важно следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев, за ритмическим расположением красочных цветов, за соотношением масштаба росписи с площадью, формой и фоном подноса.

Выпровка.Этот этап заключает серию сложных живописных операций. Мастер работает от общего к деталям, добиваясь завершенности цветочной росписи. Здесь существуют свои приемы.

Чертежка- тонкая, музыкальная линия, которая завершает разделку основных форм букета, выявляет очертания лепестков и прожилков листьев.

Привязка – изображение травки, написанной в просветах между цветами и листьями, завершает роспись букета.

Борта подноса украшаются легкими, ажурным орнаментом-уборкой.

                     

Учитель        

Благодарю  экскурсовода за интересный рассказ.

Вы  познакомились, ребята с великолепными материалами                             Жостовских   подносов. И я надеюсь, что вы – будущее поколение – будете достойны их   славы. А чтобы лучше запомнить то, что вы узнали об этом промысле, и   дополните экспонатами игровой музей, выполните эскизы украшения   бытовых предметов по Жостовским мотивам.

Художники-мастера это производство превращают обычные вещи в

произведения  искусства, создают красоту. На этом уроке своими эскизами вы тоже покажете, насколько вы неравнодушны к красоте и какой вы хотите видеть её в обычных вещах.

Практическая работа.

(Дети получают шаблоны подносов разной формы и приступают к                      росписи.) Но прежде, чем приступить к работе, ещё раз вспомним:

Какие элементы украшения следует применять в эскизах и как их расположить?

Какой цвет должен быть главным, а что  составляет его окружение?

(Во время работы детей учитель ходит по классу и помогают).

Итог урока.

В конце урока на доске из лучших работ организуется выставка .

Идет обсуждение.

 

Использованная литература:

1.Сидороа. В. Жостовский букет, Юный художник .- №8 – 1978

2.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. М: ООО» Издательство АСТ-ЛТЛ»,1998.

3.Н.А.Горяева,О.В. Островская, Декоративно прикладное искусство в жизни человека 5 класс, М .П.-2011,стр 84


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Жостовские букеты" 5 класс ИЗО

Технологическая карта урока "Жостовские букеты" 5 класс ИЗО...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа 10-11класс. Разработана на основе авторской программы: География: программа: 6-11классы общеобразовательных учреждений / Летягина А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Бахчиевой О.А., Таможней Е.А.; издательство «Вентана-Граф», 2010 г.

Рабочая программа по географии 10-11 класс. Разработана на основе авторской программы: География: программы: 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ Летягина А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Бах...

Урок изобразительного искусства с применением информационных коммуникативных технологий в 5 классе "Жостовский букет"

Урок  по изобразительному искусству  "Жостовский букет" в 5 классе  для  общеобразовательной школы, с применением интеллект-карты и ИКТ технологий....

Рабочая программа по географии 7 класс. (А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б. Таможняя).

Рабочая программа по географии 7 класс. (А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б. Таможняя)....

На таможне

Задание для студентов 1 курса на период дистанционного обучения...

Рабочая программа по географии. 8 класс. Учебник Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. Природа и Население.

В соответствии с ФГОС ООО и концепции среднего географического образования курс «География России. Природа. Население» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной ...