Рабочая программа по географии 7 класс. (А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б. Таможняя).
рабочая программа по географии (7 класс)
Рабочая программа по географии 7 класс. (А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б. Таможняя).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_7_klass._a.a._letyagin_i.v.dushina_v.b._tamozhnyaya.odt | 53.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета « География Земли (Материки, океаны, народы и страны)» в 7 классе составлена на основе следующих нормативно –правовых документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- Ф3;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования);
3. Приказ министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснощенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
4. На основе государственной программы по географии для общеобразовательных учреждений /География:программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б. Таможняя).-М.: Вентана-Граф, 2013.-328 с.
Место предмета географии в учебном процессе
На изучение предмета « География Земли (Материки, океаны, народы и страны)» в 7 классе выделено 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Цели и задачи географии в 7 классе
Главная цель курса- продолжить формирование системы географических знаний и умений как компонента научной картины мира. Развивать у школьников целостное представление о Земле как планете людей, а также региональные знания о целостности и дифференциации природы материков , их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в разных природных условиях, т.е. формировать минимум базовых географических знаний, образующих географическую картину мира. Эти знания необходимы каждому человеку нашей эпохи. При изучении курса формируются умения и навыки использования географических знаний в практической деятельности и повседневной жизни.
Основные задачи курса:
∙€€€€€€€€ Расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях её дифференциации (от локального до глобального);
∙€€€€€€€€ Создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств,их использовании населением в хозяйственной деятельности;
∙€€€€€€€€ Раскрыть характер, сущность и динамику основных природных, экологических, социально- экономических, гео- политических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве мира;
∙€€€€€€€€ Продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разного содержания и масштаба( картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов;
∙€€€€€€€€ Изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
∙€€€€€€€€ Развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
∙€€€€€€€€ Формировать знания о главных особенностях взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, о значении окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития;
∙€€€€€€€€ Раскрывать закономерности размещения населения и его хозяйственной деятельности в соответствии с природными, социально- экономическими и экологическими факторами, зависимость проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
∙€€€€€€€€ Усилить гуманизацию и культурологическую направленность содержания курса посредством знакомства с историко- культурными регионами мира;
∙€€€€€€€€ Обучать составлениям комплексных характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов;
∙€€€€€€€€ Способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления» (Ж. Делор), понимать людей другой культуры;
∙€€€€€€€€ На основе историко–географического подхода раскрыть изменения политической карты , практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально- ценностное отношение к географической среде.
Отбор изучаемых в курсе стран проведенных из величины их территории и населения, роли в развитии мировой цивилизации, с учётом степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков. Приняты во внимание политические события в мире, этнический состав населения, образ жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственная деятельность и региональные особенности взаимодействия человека и природы.
Общая характеристика предмета
Курс « География Земли (Материки, океаны, народы и страны)» в 7 классе- это третий по счёту школьный курс географии. При разработке курса была учтена сформированность у учащихся некоторых базовых понятий и умений.
При изучении этого курса начинается формирование у учащихся глобальных и региональных представлений о природе Земли, о людях, её населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни в различных природных условиях , т.е. формирование необходимого минимума базовых знаний страноведческого характера. Большое внимание уделяется изучению связи явлений в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности.
Курс « География Земли (Материки, океаны, народы и страны)» продолжит работу, направленную на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитие географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные государственной программой по географии для общеобразовательных учреждений /География:программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б. Таможняя).-М.: Вентана-Граф, 2013.-328 с.) , практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно- познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме практических работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) географические объекты.
Планируемые результаты
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- показывать материки и части света;
- приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;
- давать характеристику карты;
- читать и анализировать карту;
- называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;
- объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;
- называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;
- делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;
- показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;
- приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;
- приводить примеры природных комплексов;
- составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов;
- рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей;
- читать комплексную карту;
- показывать наиболее крупные страны мира;
- показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;
- показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озёра и т.д.) и в океанах (моря, заливы, проливы, острова, полуострова);
- описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;
- показывать наиболее крупные государства на материках;
- уметь давать описание природы и основных занятий населения, используя карты атласа;
- приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека;
- приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки (целостность, ритмичность, зональность);
- объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека;
- называть разные виды природных ресурсов;
- приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь
- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
- организовывать свою познавательную деятельность- определять её цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их ,оценивать результаты деятельности;
- вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;
- работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).
Личностные результаты обучения
Учащийся должен:
- осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;
- осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;
- осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
- овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- проявлять эмоцианально- ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости её сохранения и рационального использования;
- проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
- уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывать общее решение;
- уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.
Основные элементы содержания
В структурном отношении курс состоит из введения и пяти разделов: «Современный облик планеты Земля», «Население Земли», «Главные особенности природы Земли», «Континенты и страны», «Природа Земли и человек».
В введении рассматриваются вопросы о том, что изучают в курсе географии в 7 классе,учащиеся знакомятся сразнообразными источниками географической информации. Географическими картами, географическими описаниями и характеристиками.
В разделе «Современный облик планеты Земля» рассматриваются две темы.В теме «Геологическая история Земли» изучается геологическая история Земли, развитие земной коры, понятие «географическое положение». В теме «Географическая среда и человек» учащиеся более подробно изучат географическую оболочку (ГО). Узнают о том, как взаимодействуют друг с другом географическая среда и человек. Знакомит пространственной неоднородностью географической оболочки и её причинами.Природными комплексами. Зональными и незональные природными комплексами (ПК) суши и океана. Понятиями «природная зона», «широтная зональность» и «высотная поясность».
В разделе «Население Земли» характеризуется население Земли и его размещение на планете. Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком. Изменения численности населения во времени. Перепись населения. Причины, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Миграции.
В разделе «Главные особенности природы» изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. А именно,рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны Земли.
В разделе «Континенты и страны» рассматриваются наиболее типичные страны разных материков.
Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества. Программа содержит практический компонент (20% или около 1/3 содержания). Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
Преобладающие методы обучения
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обученияи их сочетания:
1. Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности : словесные (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные ( иллюстрационные и демонстрационные ), практические, проблемно – поисковые под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся.
Специфика географии как учебного предмета преполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно- познавательного процесса на любом его этапе: при изучении нового материала, повторении, закреплении, обощении и проверке знаний.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности 6 познавательные игры, деловые игры.
3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности : индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы.
Используются такие формы обучения , как диалог, беседа, дискуссия, диспут.
Применяются варианты индивидуального, индивидуально – группового , группового и коллективного способа обучения.
Используются следующие средства обучения:учебно- наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно –педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Формы организации познавательной деятельности:
-индивидуальная;
-коллективная;
-фронтальная;
-парная;
-групповая.
Виды деятельности учащихся:
-устные сообщения;
-обсуждения;
-мини- сочинения;
-доклады;
-защита проектов;
-рефлексия.
Способы контроля и оценивая образовательных достижений учащихся
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе может проводиться на основе соответствия ученика следующим требованиям :
- соблюдение норм и правил поведения;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;
- наличие позитивной ценностно – смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета;
- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов;
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижений учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной аттестации. Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно–познавательных и учебно – практических задач на основе изучаемого предмета.
Примерные формы контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, учительский контроль, административный контроль, самостоятельная работа, географический диктант, топографический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам, работы с контурными картами.
Критерии оценивания
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
∙€€€€€€€€ Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
∙€€€€€€€€ Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
∙€€€€€€€€ Самостоятельность ответа.
∙€€€€€€€€ Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
▪▪▪▪▪▪ выполнил работу без ошибок и недочетов;
▪▪▪▪▪▪ допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
▪▪▪▪▪▪ не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
▪▪▪▪▪▪ или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
▪▪▪▪▪▪ не более двух грубых ошибок;
▪▪▪▪▪▪ или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
▪▪▪▪▪▪ или не более двух-трех негрубых ошибок;
▪▪▪▪▪▪ или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
▪▪▪▪▪▪ или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
▪▪▪▪▪▪ допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
▪▪▪▪▪▪ или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
▪▪▪▪▪▪ Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
▪▪▪▪▪▪ Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Планируемые результаты освоения программы
Раздел | Планируемые результаты изучения раздела |
Введение | Составление перечня источников географической информации. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам. |
Раздел «Современный облик планеты Земля» | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «природный комплекс», «географическая оболочка», «географическое положение», «географическая среда», «природная зона», «широтная зональность» и «вертикальная поясность». Использовать эти понятия для решения учебных задач; различать карты по масштабу, охвату территории и содержанию. Устанавливать взаимосвязи между компонентами природы, их изменения в результате деятельности человека; примеры проявления географической зональности и поясности. Понимать причины разнообразия природы Земли |
Раздел «Население Земли» | Знать и объяснять существенные признаки понятий:«этнос», «плотность населения», «миграции», «хозяйство». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Устанавливать взаимосвязи между рождаемостью, смертностью и естественным приростом населения. Объяснять изменения численности населения Земли; приводить примеры размещения людей на Земле; видов хозяйственной деятельности людей. Понимать причины неравномерного размещения людей на Земле. Приводить примеры разнообразия народов и стран; выделять основные религии мира и историко-культурные регионы. Отбирать источники географической информации с целью расширения знаний о населении Земли |
Раздел «Главные особенности природы Земли» | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «литосферная плита», «платформа», «складчатая область», «климатообразующие факторы», «воздушная масса», «пассаты», «климатический пояс», «режим реки», «природная зона». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Устанавливать взаимосвязи между рельефом, климатом, водами суши, почвами, растительным и животным миром. Приводить примеры компонентов природы, показывать их объекты на карте. Понимать причины размещения крупных форм рельефа, климатических поясов, причины зависимости внутренних вод от рельефа и климата, природных зон - от климата. Сравнивать компоненты природы материков и океанов, объяснять причины сходства и различий. Объяснять закономерности размещения крупных форм рельефа, месторождений полезных ископаемых, закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков, закономерности питания и режима вод суши. Составлять по картам и другим источникам информации описания компонентов природы материков, их изменений под влиянием деятельности людей |
Раздел «Материки и страны» | Знать и объяснять существенные признаки понятий: географическое положение материка, природный регион, историко-культурный регион, антропогенный ландшафт. Использовать эти понятия для решения учебных задач. Устанавливать взаимосвязи между географическим положением материка, (другими территориями) для предварительных выводов об их природе. Приводить примеры географических объектов, показывать их на карте. Понимать причины особенностей природы, населения материков, особенностей хозяйственной деятельности в разных странах. Объяснять географические особенности природы материков, закономерности размещения и развития компонентов их природы. Составлять по картам и другим источникам информации географические характеристики компонентов природы материков, регионов и стран. Оценивать степень изменения природы материков и отдельных стран под влиянием деятельности людей. Предлагать меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. |
Раздел «Природа Земли и человек» | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «природные условия», «природные ресурсы», «рациональное и нерациональное природопользование», «геоэкологическая проблема», «методы географической науки». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Устанавливать связи между природными ресурсами территории и хозяйственной деятельностью людей. Приводить примеры различных видов природных ресурсов, рационального и нерационального природопользования. Владеть основами картографической грамотности и использовать географические карты как одного из «языков» международного общения. Отбирать источники географической информации для подготовки сообщений на уроке. Понимать причины изменений природы в планетарном, региональном и локальном масштабах, необходимость международного сотрудничества в использовании и охране природы Земли. Объяснять происхождение источников загрязнения окружающей среды. Оценивать роль географической науки в освоении планеты человеком, в решении современных практических задач, в рациональном использовании природы |
Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Источники географических знаний» (2 ч.)
Тема 1. Введение (3ч.)
Какую географию изучают в 7 классе. Источники географической информации их разнообразие. Географическая карта - особый источник географических знаний. Многообразие географических карт. Способы картографического изображения. Составления перечня географической информации. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам. Географические описания комплексные характеристики . Входная диагностика
Раздел 2. «Современный облик планеты Земля» (4 часа)
Тема 1. «Геологическая история Земли» (1часа)
Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Материки и части света. Материки Старого и Нового света. Понятие «географическое положение»; его влияние на формирование природы территории. Особенности географического положения каждого материка и океана. Определение географического положения материка, моря, своей местности.
Тема 2. «Географическая среда - земное окружение человеческого общества» (2 часа)
Понятия «географическая оболочка» и «географическая среда». Основные свойства географической оболочки и её закономерности. Пространственная неоднородность и её причины. Разнообразие природы Земли. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные и антропогенные. Составление списка примеров различных территориальных комплексов. Пограничные области суши и океана — особые природные комплексы. Зональные и азональные природные комплексы суши и океан
Понятие «природная зона». Смена природных комплексов на равнинах суши, в горах и в океане. Выявление по картам географической зональности природы на Земле. Составление характеристики природной зоны своей местности и её изменений под влиянием деятельности людей. Понятия «широтная зональность» и «вертикальная поясность» на суше и в океане. Человечество — часть географической оболочки. Изменения географической оболочки под воздействием деятельности человека.
Раздел 3. «Население Земли» (5 часов)
Тема 1. «Население Земли» (5 часов)
Территории наиболее древнего освоения. Численность населения Земли. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Прогнозы изменения численности населения Земли. Анализ графика изменения численности населения во времени, определение изменений в темпах роста населения мира
Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их качественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на сред ний воз раст на селения стран и продолжительность жизни. Решение задач на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста населения. Тема «Размещение людей на Земле».
Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения. Карта плотности населения Земли. Неравномерность размещения населения мира; главные области расселения. Определение по карте плотности населения наиболее и наименее заселённые территории суши. Факторы, влияющие на размещение населения по материкам, климатическим областям, природным зонам, по удалённости от океанов. Объяснение причин, влияю щих на плотность населения.
Понятие «этнос». Языковые семьи. География народов и языков. Крупнейшие этносы. Малые народы. Карта народов мира. Миграции этносов. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также путей исторических и современных миграций. Мировые и национальные религии, их география. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Культурно-исторические регионы мира. Памятники всемирного культурного наследия. Многообразие стран, их основные типы. Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география. Показ на карте крупнейших стран мира и определение по карте основных видов хозяйственной деятельности
Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации. Определение и показ на кар те самых больших городов мира. деятельности людей в этих странах
Раздел 4. «Главные особенности природы Земли» (17 часов)
Тема 1. «Рельеф Земли» (3часа)
Типы земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы, их движение и взаимодействие. Средин-но-океанические хребты: местоположение, размеры, происхождение. Ложе океанов. Переходные зоны между материками и океанами: континентальный шельф, склон. Сложные переходные зоны окраин Тихого океана. Глубоководные желоба, причины их формирования. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры. Чтение карты строения земной коры, космических и аэрофотоснимков с целью установления связи между строением земной коры и размещением крупнейших и крупных форм рельефа. Сейсмические пояса Земли. Практическое значение знаний о строении и развитии литосферы. Выявление закономерностей распространения землетрясений и вулканизма на Земле. Равнины и горы материков, закономерности их размещения в зависимости от строения литосферы. Общие черты в строении рельефа «южных» и «северных» материков. Сравнение рельефа двух материков с выявлением причин сходства и различий. Изменения рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности, антропогенные формы рельефа. Закономерности размещения на материках месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Раз ли чия в рельефе и минеральных ресурсах отдельных материков. Природные памятники литосферы материков.
Тема 2. «Климат Земли» (3 часа)
Закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на материках. Неравномерность их распределения на земной поверхности, влияние на жизнь и деятельность человека. Климатообразующие факторы. Объяснение роли каждой группы климатообразующих факторов в формировании климатов Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Зависимость свойств от особенностей земной поверхности районов формирования. Составление характеристики основных типов воздушных масс. Причины перемещения воздушных масс. Крупные постоянные ветры тропосферы. Климат, его основные показатели. Климатические карты. Изотермы. Чтение климатических карт для характеристики климата территории и оценивание климатических условий для жизни человека. Анализ климатических диаграмм. Климатические пояса и области; закономерности их размещения. Особенности климатов «южных» и «северных» материков. Влияние климатических условий на размещение населения. Адаптация человека к климатическим особенностям территории, средства защиты от неблагоприятных воздействий. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях. Оценивание климата какого-либо материка для жизни населения.
Тема 3. «Вода на Земле» (3 часа)
Мировой океан — главная часть гидросферы. Особенности природы. Причины поверхностных течений, их значение для природы Земли. Роль Океана в формировании климатов Земли, в хозяйственной деятельности людей. Выявление зональности в распределении водных масс, температуры и солёности вод Мирового океана. Воды суши. Общая характеристика внутренних вод континентов, зависимость их от рельефа и климата. Закономерности питания и режима вод суши. Черты сходства и раз ли чия вод материков. Описание по карте территорий с густой речной сетью, районов распространения ледников, озёр, болот. География «речных цивилизаций». Водные ресурсы материков, их размещение и качество. Сравнение и оценивание обеспеченности материков внутренними водами.
Изменения вод под влиянием хозяйственной деятельности, рациональное использование вод. Природные памятники гидросферы. Обсуждение проблемы рационального использования водных ресурсов
Тема 4. «Природные зоны» ( 3 часа)
Проявление закона географической зональности в размещении живых организмов на Земле. Зональные типы почв материков. Понятие «природная зона». Особенности растительности, почв и животного мира основных природных зон материков. Составление характеристики одной из природных зон с установлением связей между компонентами зоны. Сравнение лесных зон в пределах северных материков. Своеобразие органического мира каждого материка. Культурные растения и домашние животные. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Выявление по картам антропогенных изменений природы зон. Наиболее благоприятные для жизни человека природные зоны
Тема 5. «Самые крупные природные комплексы Земли — материки и океаны» (4 часа)
Особенности природы и населения «южных» материков. Особенности природы и населения «северных» материков. Определение сходства и различий в географическом положении групп материков, а также в рельефе, климате и других компонентах природы. Установление природных богатств материков и составление их оценки. Океаны. Число океанов на Земле. Географическое положение каждого из океанов. Особенности природы океанов. Проявление зональности, природные пояса. Минеральные и органические ресурсы океанов, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты и каналы. Источники загрязнения вод океанов. Экологические проблемы и пути их решения. Моделирование на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой,
Раздел 5. «Материки и страны»» (34часов)
Тема «Африка» (6 часов)
Определение географического положения материка и его влияния на при роду. Особенности природы материка. Составление характеристики компонентов природы Африки. Составление характеристики населения материка (численность, плотность, этнический состав).Политическая карта материка и её изменения во времени. Группировка стран Африки по различным признакам. Деление континента на крупные природно-хозяй -ственные комплексные и историко-культурные регионы. Страны Северной Африки. Египет и Алжир. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия и Конго (Киншаса). Составление образного описания и характеристики одной из стран материка. Страны Восточной Африки. Эфиопия и Замбия. Установление отличий природы стран Восточной Африки от природы стран других регионов материка. Страны Южной Африки. ЮАР и Мадагаскар. Определение по картам основных видов хозяйственной деятельности населения стран одного из регионов Африки.
Тема 2. «Австралия и Океания» (3 часа)
Особенности природы материка. Причины особенностей компонентов природы материка. Оценивание природных богатств Австралии. Население. Сравнение природы и населения Австралии и Африки. Выявление причин изменений природы Австралии. Составление сравнительной характеристики природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии. Австралия — страна-материк. Океания. Состав региона. Природа и люди Австралийский Союз (Австралия)
Тема 3. «Южная Америка» (5 часов)
Особенности природы материка. Объяснение причин особенностей природных компонентов материка. Сравнение природы Южной Америки с природой Африки и Австралии. Оценивание природных богатств материка. Население континента. Составление характеристики населения, особенностей его материальной и духовной культуры. Историко-культурный регион Латинская Америка. Политическая карта Южной Америки. Группировка стран по раз личным признакам. Страны Востока материка. Бразилия. Аргентина. Страны Анд. Венесуэла. Перу. Чили. Составление комплексной характеристики одной из стран континента
Тема 4. «Антарктида» (1 часа)
Особенности природы Антарктиды. Объяснение причин особенностей природы материка. Освоение Антарктики человеком. Международный статус материка. Влияние Антарктики на природу Земли. Особенности освоения человеком «Южного» океана Достижения географической науки в изучении южной полярной области планеты. Определение целей изучения южной полярной области Земли и составление проекта использования природных богатств материка в будущем
Тема 5. «Северная Америка» (4 часа)
Влияние географического положения на природу материка. Особенности природы материка. Определение закономерностей размещения на материке основных природных богатств. Население. Выявление и объяснение специфики этнического состава населения Канады, США и Мексики. Историко-культурная область Северной (Англосаксонской) Америки. Канада. Соединённые Штаты Америки. Страны Средней Америки. Мексика. Куба. Составление характеристики хозяйственной деятельности од ной из стран. Показ на карте больших городов стран континента, различение их по географическому положению и функциям.
Тема6. «Евразия» (14 часов)
Оценивание влияния географического положения на природу материка. Особенности природы Евразии. Население материка. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам. Историко-культурные регионы материка: Европейская культурная область, Индийская, Китайская, или Восточно-Азиатская, Индокитайская, Российско-евроазиатский регион. Страны Северной Европы: Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания. Описание видов хозяйственной деятельности народов стран Северной Европы, связанных с работой в океане. Страны Западной Европы: Великобритания, Германия, Франция. Сравнение природы, природных богатств стран Западной Европы; установление по карте размещения отраслей хозяйства по территории стран. Страны Восточной Европы: Польша, Белоруссия, Украина, Молдавия, дунайские страны. Сравнение и оценивание географического положения стран Восточной Европы.
Страны Южной Европы: Италия. Объяснение по картам особенностей природы стран Южной Европы. Показ на карте больших городов стран Европы, определение их функций. Страны Юго-Западной Азии. Турция, Грузия, Азербайджан, Армения. Группировка стран Юго-Запад ной Азии по различным признакам.
Страны Южной Азии. Индия. Составление по картам и тексту учебника комплексной характеристики Индии. Страны Центральной и Восточной Азии. Казахстан и стра ны Средней Азии. Монголия. Китай. Моделирование на контурной карте основных видов хозяйственной деятельности населения и крупных городов Китая. Япония.
Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Составление комплексной характеристики одной из стран Юго-Восточной Азии
Раздел 6. «Природа Земли и человек» (3 часа)
Географическая оболочка как среда жизни человека. Природа — основа жизни людей. Объяснение причин.
Природные условия и изменений характера взаимодействия человека и природы во времени ресурсы. Виды природных ресурсов. Описание видов природных ресурсов по происхождению и принадлежности к какому-либо компоненту природы. Моделирование на контурной карте основных видов природных богатств материков и океанов. Взаимодействие природы и человека в прошлом и настоящем на континентах, в океанах, отдельных странах. Рациональное и нерациональное природопользование. Составление таблицы с примерами рационального и нерационального природопользования на материках и в странах мира. Изменение природы в планетарном, региональном и локальном масштабах. Источники загрязнения окружающей среды. Составление описания местности, в которой школьник провёл летние каникулы, выявление её геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды, а также памятников природы и культуры. Сохранение качества окружающей среды. Проблема устойчивого развития природной среды. Необходимость международного сотрудничества в использовании и охране природы Земли.
Роль географической науки в рациональном использовании природы. Методы географической науки: наблюдения, описательные и сравнительные методы. Картографический метод. Статистический, исторический и полевой методы. Аэрокосмические и другие дистанционные методы. Применение новейших методов исследования. Изучение природы на Земле.
География Земли (материки, океаны, народы и страны)
7 класс. 70 ч
№ | Дата | Темы уроков | Кол-во часов | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Примечание | ||
| План | Факт |
| План | Факт |
|
|
1 |
|
| Введение. Источники географической информации (2ч) | ||||
|
|
| Урок Введение. Страноведение | 1 |
| Анализировать учебник, повторять приёмы работы с учебной книгой. Определять структуры курса по разделу учебника «Содержание» |
|
2 |
|
| Урок Источники географических знаний Пр.р №1 «Группировать карты учебника и атласа по разным признакам» | 1 |
| Составлять перечень источников географической информации. |
|
3 |
|
| Входная контрольная работа за курс 6 класса
| 1 |
|
|
|
|
|
| Современный облик планеты Земля (4 ч.) | ||||
|
|
| Геологическая история Земли (1 ч) |
|
|
|
|
4 |
|
| Урок Происхождение материков и впадин океанов | 1 |
| Выделять в геологическом времени этапы развития Земли. Объяснять происхождение материков и впадин океанов. Определять географическое положение материков, океанов, частей света. |
|
|
|
| Географическая среда и человек (2 ч) |
| |||
5 |
|
| Урок Географическая среда — земное окружение человеческого общества Пр.раб.№2 «Определять географическое положение материков, океанов, частей света» | 1 |
| Выявлять различия между географической оболочкой и географической средой. Давать определения этим понятиям. Выявлять основные закономерности (свойства) географической оболочки |
|
6 |
|
| Урок Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная поясность | 1 |
| Давать определения понятиям темы. Составлять характеристику природной зоны своей местности и её изменений под влиянием хозяйственной деятельности людей |
|
7 |
|
| Урок Повторение и обобщение раздела Тест «Современный облик планеты Земля» | 1 |
| Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Современный облик планеты Земля». Выполнять тестовые задания |
|
|
|
| Население Земли (5 ч) |
| |||
8 |
|
| Урок Расселение людей. Численность населения Земли | 1 |
| Анализировать графики изменения численности населения во времени. Решать задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста населения. Находить информацию о населении своей местности. Строить графики и диаграммы по собранным данным. Приводить примеры исторических и современных миграций. Объяснять причины изменений в численности населения материков и миграций населения. Определять и сравнивать различия в численности, плотности и динамике населения отдельных материков и стран мира |
|
9 |
|
| Урок Особенности расселения людей и их хозяйственная деятельность
Практическая работа №3 (оцен.) «Решать задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста» | 1 |
| Читать карту плотности населения. Определять по карте плотности населения наиболее и наименее заселённые территории суши. Выявлять факторы, влияющие на плотность населения. Показывать на карте главные области расселения. Находить и систематизировать информацию об адаптации людей к природным особенностям климатических поясов и областей, к особенностям природных зон. |
|
10 |
|
| Урок Народы мира и разнообразие стран
Практическая работа № 4(оцен.) . Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов. | 1 |
| Давать определение понятия «этнос». Показывать на карте многонациональные страны |
|
11 |
|
| Урок Религии мира и культурно-исторические регионы | 1 |
| Анализировать карты в целях выявления географии распространения мировых религий. Называть крупные историко-культурные регионы мира, описывать их различия. Готовить и обсуждать презентации и сообщения |
|
12
|
|
| Урок Повторение и обобщение раздела «Население Земли» Тест «Население Земли»
| 1
|
| Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Население Земли». Выполнять тестовые задания |
|
13 |
|
| Итоговая к/работа за 1 четверть | 1 |
|
|
|
|
|
| Главные особенности природы Земли (17ч) Рельеф Земли (3ч) | ||||
14 |
|
| Урок Планетарные формы рельефа | 1 |
| Устанавливать связи между строением земной коры и размещением крупнейших и крупных форм рельефа. Определять по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Читать карту строения земной коры. Объяснять опасные природные явления, происходящие в литосфере. Читать карты, космические снимки, аэрофотоснимки. Описывать рельеф одного из материков. |
|
15 |
|
| Урок Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Практ раб. № 5 (оцен.) «Сопоставлять физическую карту с картой строения земной коры в целях выявления закономерностей отражения в рельефе особенностей строения земной коры» | 1 |
| Сопоставлять физическую карту с картой строения земной коры в целях выявления закономерностей отражения в рельефе особенностей строения земной коры. Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Приводить примеры форм рельефа своей местности и их изменений под влиянием деятельности людей |
|
16 |
|
| Урок Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей
| 1 |
| Объяснять роль рельефа в жизни людей. Оценивать роль минеральных ресурсов в хозяйственной деятельности. |
|
|
|
| Климаты Земли (3 ч) | ||||
17 |
|
| Урок Климатообразующие факторы
Пр.раб. №6(оцен.) «Чтение климатических карт для характеристики климата. Описание различий в климате одного из материков и оценивание климатических условий материка для жизни населения »
| 1 |
| Выявлять по картам зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей, закономерности уменьшения средних температур от экватора к полюсам. Объяснять влияние на климат характера подстилающей поверхности (в том числе океанических течений) и движения воздушных масс. Составлять характеристику основных типов воздушных масс. Анализировать схему общей циркуляции атмосферы. Читать климатические карты для характеристики климата отдельных территорий и оценивать его для жизни людей |
|
18 |
|
| Урок Климатические пояса | 1 |
| Выявлять главную причину разнообразия климатов Земли и существования климатических поясов. Объяснять размещение климатических поясов согласно закону географической зональности. Устанавливать причины выделения основных и переходных поясов. Выявлять причины выделения климатических областей в пределах климатических поясов. |
|
19 |
|
| Урок Человек и климат Зачет «Человек и климат» | 1 |
| Оценивать роль климата как компонента природы и как важнейшего условия жизни людей. Объяснять значение климатических ресурсов (тепла и влаги) в жизни и деятельности человека. Приводить примеры адаптации людей к климату. Оценивать климатические условия какого-либо материка для жизни населения |
|
|
|
| Вода на Земле (3ч) | ||||
20 |
|
| Урок Мировой океан — главная часть гидросферы | 1 |
| Оценивать роль самого большого природного комплекса в жизни Земли. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Объяснять механизм взаимодействия океана с атмосферой и сушей. Доказывать роль океана как могучего регулятора многих процессов, происходящих на Земле |
|
21 |
|
| Урок Воды суши. Закономерности их питания и режима
Пр.раб. №7 "Описание по карте объектов гидросферы на материках и оценка обеспеченности водными ресурсами разных материков и их регионов" | 1 |
| Устанавливать по карте географическое положение крупных водных объектов суши. Описывать по карте территории с густой речной сетью, районы распространения ледников, озёр, болот. Выявлять причины их образования. Сопоставлять тематические карты в целях выявления зависимости характера, питания и режима рек от рельефа и климата. |
|
22 |
|
| Урок Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности
| 1 |
| Сравнивать и оценивать обеспеченность материков внутренними водами. Приводить примеры использования человеком вод суши и их изменения под влиянием хозяйственной деятельности. Обсуждать проблемы рационального и нерационального использования водных ресурсов. |
|
|
|
| Природные зоны (3ч) |
|
|
|
|
23 |
|
| Урок Важнейшие природные зоны экваториального, субэкваториального и тропического поясов | 1 |
| Давать определение понятия «природная зона». Составлять характеристику экваториальных лесов, саванн, пустынь тропического пояса с установлением связей между компонентами зоны. Называть нескольких представителей растительного и животного мира зоны. Выявлять по картам антропогенные изменения природы зон. Доказывать необходимость охраны природных зон. |
|
24 |
|
| Урок Природные зоны субтропических поясов | 1 |
| Устанавливать климатические различия и их причины в субтропических климатических поясах. Показывать на карте природные зоны субтропических поясов. Составлять краткие описания природы основных зон этих поясов по различным источникам информации. Называть наиболее характерных представителей органического мира каждой зоны. |
|
25 |
|
| Урок Важнейшие природные зоны умеренных, субполярных и полярных поясов Практическая работа №8 « Составлять краткую характеристику одной из зон с раскрытием связей между природными компонентами зоны», | 1 |
| Устанавливать зависимость особенностей изучаемых зон от климатических условий. Объяснять особенности географического положения отдельных зон. Выявлять причины наличия многих природных зон в умеренном климатическом поясе. Сравнивать лесные зоны в пределах северных материков. Составлять краткую характеристику одной из зон (по выбору) с раскрытием связей между природными компонентами зоны. |
|
|
|
| Самые крупные природные комплексы на Земле — материки и океаны (4 ч) | ||||
26 |
|
| Урок Особенности природы и населения южных материков | 1 |
| Определять сходство и различия в географическом положении материков, в рельефе, климате и других компонентах природы. Объяснять причины установленных фактов. Оценивать природные богатства материков. Устанавливать причины большого разнообразия расового и этнического состава населения. Определять степень изменения природы материков под влиянием человека |
|
27 |
|
| Урок Особенности природы и населения северных материков , Пр.раб. № 9 «Определять сходство и различие в ГП материков, в рельефе, климате и других компонентов» | 1 |
| Объяснять более сложное развитие природы северных материков. Устанавливать сходство и различия в природе Евразии и Северной Америки. Показывать на карте антропогенные комплексы материков. Определять сходство и различия в географическом положении и природе северных и южных материков |
|
28 |
|
| Урок Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах
| 1 |
| Объяснять по картам особенности географического положения океанов. Составлять описания и характеристики основных компонентов природы каждого из океанов.
|
|
29 |
|
| Урок Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах
| 1 |
| Устанавливать по картам основные поверхностные течения, взаимодействие океана с окружающей его сушей. |
|
30 |
|
|
Урок Административная контрольная работа
| 1 |
| Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Главные особенности природы Земли». Выполнять тестовые задания |
|
31 |
|
| Урок Повторение и обобщение раздела. Контрольная работа «Главные особенности природы Земли» | 1 |
|
|
|
|
|
| Материки и страны (34 ч) |
| |||
|
|
| Африка (6 ч) |
|
|
|
|
32 |
|
| Урок Особенности природы Африки | 1 |
| Определять географическое положение материка и влияние его на природу. Составлять характеристику компонентов природы. Объяснять преобладание в рельефе высоких равнин, размещение месторождений полезных ископаемых. Читать климатограммы. Объяснять зависимость рек от рельефа и климата. Объяснять особенности размещения природных зон. |
|
33 |
|
| Урок Население и политическая карта Африки | 1 |
| Анализировать изменения численности населения материка во времени и факторы, влияющие на этот показатель. Определять по карте плотности населения особенности размещения, по карте народов — этнический состав населения Африки, по статистическим показателям — соотношение городского и сельского населения. Различать города материка по их функции. |
|
34 |
|
| Урок Северная Африка. Египет | 1 |
| Показывать на карте и определять географическое положение региона и стран в его пределах. Выявлять общие черты природы, природных богатств, этнического и религиозного состава населения и его хозяйственной деятельности. Создавать географический образ Египта. |
|
35 |
|
| Урок 32 Западная и Центральная Африка. Нигерия
Пр.Раб. №10 «Составить комплексную характеристику Нигерии»
| 1 |
| Изучать по карте географическое положение и состав региона. Объяснять особенности природы. Выявлять по картам природные богатства, этнический состав населения, памятники культурного наследия человечества. |
|
36 |
|
| Урок Восточная Африка. Эфиопия
Пр.раб №11 (оцен.) «Составить комплексную характеристику Эфиопии» | 1 |
| Выявлять особенности компонентов природы и природных богатств региона. Устанавливать отличия природы Восточной Африки от других регионов материка. Составлять по картам и тексту учебника характеристику страны, выявлять в ней черты, характерные для всего региона. Составлять комплексную характеристику Эфиопии. |
|
37 |
|
| Урок 3 Южная Африка. ЮАР
Практическая работа №12 (оцен.)«Составить комплексную характеристику ЮАР». | 1 |
| Показывать на карте и определять географическое положение региона и стран в его пределах. Выявлять общие черты природы, населения и его хозяйственной деятельности в Южной Африке. Определять природные богатства стран региона и виды деятельности, связанные с их использованием. |
|
|
|
| Австралия и Океания (3ч) |
|
|
|
|
38 |
|
| Урок Особенности природы | 1 |
| Изучать по карте географическое положение материка. Устанавливать причины выровненного рельефа, сухости климата на большей территории, бедности поверхностными водами, особенностей размещения природных зон. Читать климатограммы. Оценивать природные богатства Австралии. Сравнивать компоненты природы Австралии и Африки, делать выводы по результатам сравнения |
|
39 |
|
| Урок Австралийский Союз (Австралия)
Практическая работа №13 « Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии( по выбору | 1 |
| Составлять характеристику населения страны. Сравнивать население Австралии и Африки, объяснять результаты сравнения. Читать карту хозяйственной деятельности. Оценивать роль природных ресурсов в развитии промышленности и сельского хозяйства. |
|
40 |
|
| Урок Океания | 1 |
| Описывать по карте географическое положение Океании. Группировать острова по происхождению. Объяснять связь рельефа и полезных ископаемых с происхождением островов. Устанавливать причины особенностей климата и органического мира островов. Анализировать состав населения. Показывать на карте наиболее значимые страны Океании. Составлять описание одного из островов. Подготавливать и обсуждать презентации о крупных стихийных бедствиях, об уникальности природы островов, о памятниках природного и культурного наследия |
|
|
|
| Южная Америка (5ч) |
|
|
|
|
41 |
|
| Урок Особенности природы | 1 |
| Изучать по карте географическое положение материка и предполагать отражение его в природе материка. |
|
42 |
|
| Урок Население и политическая карта
Практ. Раб. № 14 (оцен.) «Сравнивать природу Южной Америки с природой Африки и Австралии» | 1 |
| Анализировать изменения численности населения материка во времени и факторов, влияющих на этот показатель. Давать характеристику географического положения историко-культурного региона. Выявлять общие черты материальной и духовной культуры народов Латинской Америки. Называть объекты древних индейских цивилизаций. |
|
43 |
|
| Урок 40 Внеандийский Восток. Бразилия | 1 |
| Изучать по карте географическое положение страны. Объяснять особенности компонентов её природы. Выявлять по картам природные богатства и оценивать их. Выявлять особенности расового и этнического состава населения страны. |
|
44 |
|
| Урок Аргентина . Практическая работа № 17»Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины». | 1 |
| Составлять характеристику природы и природных богатств страны. Устанавливать особенности населения. Читать карту хозяйственной деятельности и определять по ней размещение отраслей сельского хозяйства. |
|
45 |
|
| Урок Андийский Запад. Перу. Чили. Венесуэла
Практическая работа №16 «Составлять географический образ Перу,Чили и Венесуэлы. | 1 |
| Показывать на карте и определять географическое положение стран региона. Выявлять общие черты природы, этнический и религиозный состав населения и его хозяйственной деятельности. Читать карту хозяйственной деятельности материка, определять природные богатства стран и виды деятельности, связанные с их использованием. Называть памятники культурного наследия человечества в пределах изучаемых стран |
|
|
|
| Антарктида (1 ч) |
| |||
46 |
|
| Урок Особенности природы | 1 |
| Выявлять своеобразие географического положения Антарктиды и объяснять его влияние на природу. Показывать на карте научные станции. Устанавливать причины особенностей рельефа, климата и других компонентов природы. Подготавливать и обсуждать презентации о современных исследованиях Антарктики |
|
|
|
|
Северная Америка (4 ч)
|
| |||
47 |
|
| Урок Особенности природы | 1 |
| Оценивать влияние географического положения на природу материка. Составлять характеристику компонентов природы. Объяснять причины контрастов в строении рельефа, разнообразия климатов, в расположении природных зон. Читать климатограммы. |
|
48 |
|
| Урок Соединённые Штаты Америки | 1 |
| Давать оценку географического положения США. |
|
49 |
|
| Урок Канада | 1 |
| Составлять характеристику природы и природных богатств страны. Устанавливать особенности населения. Читать карту хозяйственной деятельности. Оценивать роль природных ресурсов в развитии промышленности и сельского хозяйства. |
|
50 |
|
| Урок Средняя Америка. Мексика
Практическая работа № 17(оцен.). «Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики». | 1 |
| Оценивать географическое положение стран региона. Составлять характеристику природы и природных богатств, их использования в хозяйственной деятельности населения. Устанавливать по карте размещение населения страны. По карте хозяйственной деятельности устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории страны. |
|
|
|
| Евразия (14ч) |
| |||
51
|
|
| Урок Основные черты Природы Евразии. Население материка
| 1 |
| Оценивать влияние географического положения на природу материка. Составлять характеристику компонентов природы. Объяснять особенности каждого компонента. Оценивать природные богатства континента. Устанавливать особенности расового и этнического состава населения. Анализировать карту народов Евразии, показывать на ней места проживания больших по численности и малых народов. Составлять «каталог» народов Евразии по языковым группам. |
|
52 |
|
|
Итоговая контрольная работа за 3 четверть
| 1 |
|
|
|
53 |
|
| Урок Северная Европа. Швеция и Норвегия
Практическая работа № 18 . Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном. | 1 |
| Изучать по карте географическое положение и состав региона. Объяснять особенности природы. Выявлять по картам природные богатства, этнический состав населения, памятники культурного наследия человечества. |
|
54 |
|
| Урок Западная Европа. Великобритания. Франция | 1 |
| Давать по карте оценку географического положения каждой из двух стран. Сравнивать и оценивать природу, природные богатства стран. Выявлять черты сходства и различия в численности и этническом составе населения. По карте хозяйственной деятельности устанавливать размещение отраслей хозяйства по территории стран. |
|
55 |
|
| Урок Западная Европа. Нидерланды. Германия. Швейцария
Практическая работа №19. "Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии." | 1 |
| Оценивать географическое положение каждой из стран. Составлять характеристику природы и природных богатств, их использования в хозяйственной деятельности населения.
|
|
56 |
|
| Урок Восточная Европа. Польша. Чехия. Словакия. Венгрия | 1 |
| Показывать на карте страны региона. Определять природные богатства стран и виды деятельности, связанные с их использованием. Создавать географический образ Польши, Чехии, Словакии, Венгрии. Называть памятники культурного наследия человечества в пределах этих стран |
|
57 |
|
| Урок Белоруссия. Украина | 1 |
| Давать по карте оценку географического положения каждой страны. |
|
58 |
|
| Урок Южная Европа. Италия и Греция | 1 |
| Изучать по карте географическое положение стран. Объяснять особенности природы. Выявлять по картам природные богатства стран и виды хозяйственной деятельности населения. Показывать крупные города, называть их функции. Изучать по карте географическое положение стран. |
|
59 |
|
| Урок Юго-Западная Азия. Республики Закавказья. Турция | 1 |
| Изучать по карте географическое положение стран. Объяснять особенности природы. Выявлять по картам природные богатства стран и виды хозяйственной деятельности населения. Показывать крупные города, называть их функции. Называть памятники культурного наследия человечества. Составлять по картам и тексту учебника характеристику одной из стран региона (по выбору). Подготавливать и обсуждать презентации об одной из стран (по выбору) |
|
60 |
|
| Урок Юго-Западная Азия. Израиль. Арабские страны. Иран
Пр.Раб. №20. Составлять географическую характеристику Израиля, Ирана» | 1 |
| Показывать на карте и определять географическое положение стран. Выявлять общие черты их природы. Устанавливать различия в численности и составе населения. Определять природные богатства стран и виды деятельности, связанные с их использованием |
|
61 |
|
| Урок Южная Азия. Индия
Практическая работа №21 «. Модулирование на контурной карте размещения природных богатств Индии | 1 |
| Определять особенности географического положения региона и стран в его пределах. Выявлять особенности компонентов природы и природные богатства, их влияние на развитие хозяйства стран. Составлять по картам и тексту учебника комплексную характеристику Индии. |
|
62 |
|
| Урок Страны Центральной Азии | 1 |
| Объяснять влияние географического положения стран на своеобразие их природы. Определять основные природные богатства стран и связанные с ними виды хозяйственной деятельности. |
|
63 |
|
| Урок Восточная Азия. Китай
Практическая работа №22. Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте | 1 |
| Определять особенности географического положения Китая, оценивать его для развития хозяйства. Составлять характеристику компонентов природы и природных богатств Китая, степень антропогенных изменений природы. Устанавливать по картам связи отраслей хозяйстве с природными богатствами. Выявлять особенности населения (численность, плотность, размещение по территории, этнический состав). |
|
64 |
|
| Урок Япония | 1 |
| Оценивать географическое положение страны, своеобразие компонентов её природы и природных богатств. Объяснять роль моря в жизни населения. Составлять характеристику населения и отраслей хозяйства страны. |
|
65 |
|
| Урок Юго-Восточная Азия. Индонезия | 1 |
| Показывать на карте страны региона. |
|
66 |
|
| Урок Повторение и обобщение раздела Контрольная работа «Материки и страны» | 1 |
| Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Материки и страны». |
|
|
|
| Природа Земли и человек (1 ч) |
| |||
67 |
|
| Урок Природа — основа жизни людей | 1 |
| Объяснять причины изменений характера взаимодействия человека и природы по мере развития человечества. Различать понятия «природные условия» и «природные ресурсы». Приводить примеры неисчерпаемых, возобновимых и невозобновимых ресурсов. |
|
68 |
|
| Административная контрольная работа за курс 7 класса | 1 |
|
|
|
69 |
|
| Урок Изменение природы человеком
Практическая работа №23 (оцен.). «Модулирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов». | 1 |
| Давать определение понятию «природопользование». Приводить примеры рационального и нерационального природопользования на материках и в странах мира. Моделировать на карте основные виды природных богатств материков и океанов. Доказывать необходимость международного сотрудничества всех стран мира в сохранении природы, а также памятников природного и культурного наследия человечества. |
|
70 |
|
| Урок Роль географической науки в рациональном использовании природы
| 1 |
| Доказывать на примерах возрастание роли географической науки в рациональном природопользовании. Приводить примеры применения учёными-географами традиционных, новых и новейших методов исследования природы Земли, населения и его хозяйственной деятельности |
|
|
|
|
| 70 ч. |
|
|
|
Перечень географических объектов (номенклатура)
Тема «Африка» Природа: Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гвинейский залив, полуостров Сомали, остров Мадагаскар, Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулканы Килиманджаро и Камерун; реки Нигер, Конго, Замбези; озёра Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.
Страны: Египет (Каир), Алжир (Алжир), Марокко (Рабат), Нигерия (Абуджа, Лагос), Конго (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), Танзания (Додома), Замбия (Лусака), ЮАР (Претория, Кейптаун).
Тема «Австралия и Океания» Природа: полуостров Кейп-Йорк, Большой Австралийский залив, острова Новая Зеландия, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Водораздельный хребет, гора Косцюшко, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр-Норт.
Города: Канберра, Сидней, Мельбурн.
Тема «Южная Америка» Природа: Панамский перешеек, Карибское море, остров Огненная Земля, горы Анды, Аконкагуа, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Оринокская и Ла-Платская низменности, реки Парана, Ориноко, озёра Титикака, Маракайбо.
Страны: Бразилия (Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу), Аргентина (Буэнос-Айрес), Венесуэла (Каракас), Перу (Лима), Чили (Сантьяго).
Тема «Северная Америка»
Природа: полуострова Флорида, Калифорния, Аляска; заливы Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский; острова Канадского Арктического архипелага, Большие Антильские, Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские; Великие и Центральные равнины, Миссисипская низменность, гора Мак-Кинли, вулкан Орисаба, реки Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Юкон, Рио-Гран де; озёра Великие (американские), Вин ни пег, Большое солёное.
Страны: Канада (Оттава, Монреаль, Калгари, Ванкувер), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сиэтл), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»
Природа: полуострова Таймыр, Кольский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея, Балканский, Апеннинский, Пиренейский; моря Северное, Аравийское; заливы Финский, Ботнический, Бискайский, Персидский; проливы Карские Ворота, Бос фор, Малаккский; острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан; горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулканы Кракатау, Этна;реки Обь с Иртышом, Лена, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Эльба, Одра, Висла, Сена, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Меконг; озёра Онежское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Страны: основные страны крупных регионов Евразии, названные в программе, их столицы и крупнейшие города.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
В учебно-методический комплект входят:
1. Учебник «ГЕОГРАФИЯ. Материки, океаны, народы и страны»И. В. Душина.Т.Л. Смоктунович., «Вентана- Граф», 2014г
2. Атлас «ГЕОГРАФИЯ. Материки, океаны, народы и страны» ; И.В.Душина, А.А.Летягин., «Вентана- Граф», 2013г
4. Контурная карта «ГЕОГРАФИЯ. Материки, океаны, народы и страны»; И. В. Душина, «Вентана- Граф», 2014г
5. Комплект таблиц «География. Начальный курс 7 класс»
6. Географические карты.
Дидактический материал – карточки с заданиями, тесты.
Литература, использованная при подготовке программы:
1 Программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.2004г;
3. программа по географии 5-9 классы; А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя., «Вентана- Граф», 2013г (диск с тематическим планированием).
Интернет-ресурсы:
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://geo.1september.ru/urok/
http://www/uchportal.ru/load/7652
http://www.proshkolu.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 7 класса к учебнику И.В. Душина; В.А. Кориннская;В.А.Щенев «География. Материки, океаны, народы и страны» Дрофа, 2008 год( 70 часов; 2 часа в неделю)
Данная рабочая программа составлена на основании:· стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.· примерной программы для основного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа по географии. 8 класс. Учебник Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. Природа и Население.
В соответствии с ФГОС ООО и концепции среднего географического образования курс «География России. Природа. Население» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной ...
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...