Рабочая программа по ИЗО для 5 класса под ред. В.С. Кузина.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Макаровская Ольга Александровна

     Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 кл. составлена на основе примерной программы по учебным предметам « Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения),  Программы «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина. − М.: Просвещение, 2011 г. и «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Методические рекомендации и рабочие программы к линии УМК» С.П. Ломова, ФГОС, 2013г, 34 часа в год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

гимназия № 498

 Невского района Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованию Педагогическим советом  ГБОУ гимназии № 498

 

Протокол  от________ №____.   

«Утверждаю»

Приказ от _____   № ___       

Директор гимназии

___________ Н.В.Медведь 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для  5 класса

                                                                     

учителя изобразительного искусства

                                   

                                       Макаровской Ольги Александровны (I КК)

Срок реализации программы 2014-2015 учебный год

         

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка

     Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 кл. составлена на основе примерной программы по учебным предметам « Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения),  Программы «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина. − М.: Просвещение, 2011 г. и «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Методические рекомендации и рабочие программы к линии УМК» С.П. Ломова, ФГОС, 2013г.

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

Известно, какую роль в жизни ребенка занимает творчество. Изобразительная деятельность – образное познание действительности. Художник-педагог П. П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».

Уроки изобразительного искусства имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, чувства. Как отмечает К. Д. Ушинский, «дети ...мыслят  формами,  красками,  звуками,  ощущениями  вообще».  (Ушинский, К. Д. О наглядности обучения. Избр. пед. соч.: т. 2. – М.: Просвещение, 1954.)

Рисование, по мнению К. Д. Ушинского, является одним из средств развития наблюдательности, воображения, памяти, мышления. Но как заставить детей не просто «отсиживать» урок, а чтобы он стал личностно значим, переживаем, интересен для каждого ребенка? В этой связи возникают вопросы: а каким должен стать урок, как лучше повести себя педагогу, как подвести ребенка к пониманию своей деятельности? Как составить такое перспективно-тематическое планирование, которое позволит учителю от урока в урок систематически и последовательно развивать личность ученика, его изобразительные способности, вводить школьника в мир творчества и искусства

Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественно-музыкального образования лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного и музыкального искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.

 В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
  • способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
  • ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Содержание курса предмета «Изобразительное искусство»

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн)  осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих, декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного, воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других  видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как  это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают  радость созидания         и   приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и  творческие   таланты.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности  и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план личностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы  изобразительной грамоты.

В пятом классе дети знакомятся с различными, доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

«Изобразительное искусство». Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Познавательные УУД включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного роста.

Характеристика 5-х классов

5А класса (возраст 10-11 лет),

26 учащихся: мальчиков: 13, девочек: 13.

     

Общий уровень подготовки, успеваемости

25 учащихся имеет в 2013-14 учебном году «5» по ИЗО, 1 учащийся – «4».

Мотивация к обучению, причины.

Многие учащиеся 5А класса принимали активное участие в городских, районных и школьных выставках и конкурсах: Новрузова Нават, Редькина Любовь, Черепанова Мария, Шарапова Софья, Шилова Полина и другие. Это должно способствовать развитию мотивации для успешной учебы по ИЗО и стремиться участвовать во всевозможных выставках и конкурсах в дальнейшем.

Необходимость индивидуальной работы

со следующими учениками: Шихалиев Леонард, Микаелян Даниил.

Характеристика 5Б класса (возраст 10-11 лет), 28 учащихся: мальчиков: 15, девочек: 13.

     

Общий уровень подготовки, успеваемости

9 учащихся имеют в 2013-14 учебном году «5», 16 учащихся – «4», 3 учащися – «3».

Хорошо рисуют со слов классного руководителя: Белоусова Кристина, Ковальчук Вероника, Смирнова Виктория.

Необходимость индивидуальной работы

со следующими учениками: Андропов Егор, Боков Ефим, Неганов Николай.

Характеристика 5В класса (возраст 10-11 лет), 29 учащихся: мальчиков: 11, девочек:18.

Общий уровень подготовленности, успеваемости

21 учащийся имеют «5» по ИЗО, 8 учащихся – «4».

Хорошо рисуют и участвуют в выставках и конкурсах следующие ученики: Андреева Галина, Диченков Георгий, Мирная Алла, Стерина Полина, Чугунова Полина, Фадеева Арина.

Необходимость индивидуальной работы

со следующими учениками: Алексанян Роберт, Григорьев Денис, Токарев Иван, Чиженков Никита.

Тематический план

   Рабочая программа содержит в себе 4 раздела: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Обучение декоративной работе» и «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».

Рабочей программой по изобразительному искусству в 5 классе предусмотрены 4 основных вида  художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

  1. Изобразительная деятельность (рисование с натуры, по представлению, по памяти – живопись, рисунок) – 7 часов;
  2. Тематическое рисование –12 часов;
  3. Декоративно-прикладная деятельность  (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий, дизайн, аппликации, изобразительные техники) – 10 часов;
  4. Беседы об искусстве – 5 часов.

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по этой программе

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

К концу обучения в пятом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса к концу учебного года должен

знать/понимать

 - отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства

- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.);

- особенности симметричной и асимметричной композиции;

- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

- простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени,  элементы цветоведения;

- общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора  на примерах народного промысла (Хохлома, Скопин и пр.)

- особенности местных традиций в резьбе и росписи кости, дерева, металла и т.п.;

- памятники народной архитектуры  и примеры народного искусства родного края;

- художественная жизнь родного края.

уметь

  • Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства;
  • Рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов;
  • Изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении и в покое;
  • Сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;
  • Использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит  и др.;
  • Самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;
  • Соблюдать последовательность графического и живописного изображения;

            использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса в условиях внедрения ФГОС ООО.

Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.

Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной

школе:

• в ценностно-ориентационной сфере:

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

-различать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

 - принятие мультикультурной картины современного мира;

• в трудовой сфере:

 -формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

 -готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

• в познавательной сфере:

 - умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной

школе проявляются:

• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании

целостного восприятия мира;

• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку

зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования

коммуникативных умений.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласовано работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В области предметных результатов общеобразовательное учреждение

предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования

научиться:

• в познавательной сфере:

-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль

изобразительного искусства в жизни человека и общества;

-осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного

языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств

выразительности;

-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

-различать изученные виды пластических искусств;

-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа

произведений пластических искусств;

- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для

этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

• в ценностно-ориентационной сфере:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать

систему общечеловеческих ценностей;

- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и

воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров,

осваивать мультикультурную картину современного мира;

- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней

отечественного искусства;

- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к

искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведе-

ниях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей,

представленных в произведениях искусства;

• в коммуникативной сфере:

-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

• в эстетической сфере:

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой

деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на

эстетическом уровне;

- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать

единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических

искусств;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах

произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять

ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и

достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

• в трудовой сфере:

- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в

своей творческой деятельности.

Перечень учебно-методического обеспечения

Оборудование

  • Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
  • Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

Технические средства обучения

  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Электронное пособие «Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе В.С.Кузина, 5-6 классы», изд-во «Учитель», 2012 год.
  • Электронное пособие «Тематическое планирование. Изобразительное искусство», Программа В.С. Кузина, изд-во «Учитель», 2010 г.

  • Электрон. пособие «Изобразительное искусство, 5-8 классы, изд. «Учитель», 2012.

  • Электр. пособие «Изобразительное искусство. 5 класс», изд. «Дрофа», 2013 г.
  • Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство. 5 класс» (учебник в 2-х частях), автор С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев. Изд-во «Дрофа», 2014 г.

Таблицы (комплекты)

  • Хохлома
  • Гжель
  • Урало-сибирская роспись
  • Полхов-Майдан
  • Мезенская роспись
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  • Введение в цветоведение.
  • Декоративно-прикладное искусство и др.

Методический фонд

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования (2 набора).
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Тела геометрические (1 набор).
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках).
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Список литературы

Учебно-методическое обеспечение

   Примерная программа по учебным предметам « Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения),  Программа «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина. − М.: Просвещение, 2011 г. и «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Методические рекомендации и рабочие программы к линии УМК» С.П. Ломова,ФГОС, 2013г.

а) основная литература:

Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина. Волгоград: Учитель - АСТ, 2007.

Ломов С.П., Игнатьев С.Е. «Изобразительное искусство. 5 класс» (учебник в 2-частях), Дрофа, 2014 г.

Сокольникова, В. С., Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5–8 классов: в 4 частях: Рисунок. Живопись. Композиция. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1999.

б) дополнительная литература для учителя:

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

 Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: детство-пресс, 2003 – 234 с.

 Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

 Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе. Волгоград, 2007.- 185 с.

 Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

 Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

 Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

 Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

в) дополнительная литература для учащихся:

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

«Введенская сторона» Журнал об искусстве для школьников

art-storona.ru/

Журнал о мировой культуре и искусстве, где печатаются репродукции картин великих мастеров и работы школьников (стихи, проза, эссе, рисунки)


РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 (5 класс)

№ п/п

Наиме-

нование

раздела

программы

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания, практика

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

(планируемые результаты: личностные, метапредметные, преметные)

Вид

контроля

Элементы

дополнительного (необязательного) содержания

ИКТ

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Язык  изобра-зительного искусства  и  художественный
образ.  опыт творческой  деятельности
 

(7 часов)

Цветовой круг

1

Введение новых знаний

Спектр. Составные и основные цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные
цвета

Знать:

– понятие цветовой круг;

– составные и основные цвета;

– теплые и холодные цвета;

– контрастные и сближенные цвета.

Уметь:

– различать теплые и холодные цвета;

– контрастные и сближенные цвета;

– смешивать краски для получения нужного цвета и оттенка

Контроль выполнения упражнений

2

Экскурсия в осенний парк

1

Урок-наблюдение

Наблюдение и словесное описание зримого мира. Цветовые сочетания в окружающем пейзаже. Перспектива

Знать понятия: точка зрения, линия горизонта, перспектива.

Уметь словесно описывать окружающую природу, цветовые сочетания в пейзаже

Ответы на вопросы

3–4

Декоративный цветок

2

Введение новых знаний

Условность декоративного изображения. Колорит

Знать:

– понятия теплый и холодный колорит;

– приемы работы акварелью «по-сухому» и «по-сырому».

Ответы на вопросы. Контроль выполнения

Понятие

о симметрии

и асимметрии

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Уметь:

– выполнять стилизацию натуры, композиционное построение рисунка;

– работать в технике «мазок»

практической работы

5

Живописные упражнения, монотипия «Веселые кляксы»

1

Урок-прак-тикум

Монотипия как один из способов печатания. Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы

Знать:

– приемы работы акварелью, гуашью;

– технику печатания «монотипия».

Уметь:

– выполнять заливку плоскости цветом;

– получать плавные переходы от одного цвета к другому;

– выполнять рисунок в технике «монотипия»

Контроль выполнения тренировочных упражнений. Ответы на вопросы

Воображение как основа творческой деятельности человека

6

«Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти

1

Введение новых знаний

Живопись. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Очертания и форма дерева. Элементы воздушной и линейной перспективы.

Освещенность

Знать:

– жанр изобразительного искусства – пейзаж (определение, особенности);

– строение дерева;

– изменение цвета в зависимости от освещения;

– законы перспективы.

Уметь выполнять рисунок с натуры или по памяти с использованием законов линейной и воздушной перспективы

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Цвет как средство передачи эмоционального состояния автора

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

7

Рисование фруктов

и овощей

1

Введение новых знаний

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешение).

Изменение цвета в зависимости от освещения

Знать:

– жанр изобразительного искусства – натюрморт (определение и особенности);

– особенности формы разных овощей и фруктов;

– приемы смешения красок;

– правила построения композиции.

Уметь:

– смешивать краски для получения нужного цвета и оттенков;

– учитывать освещенность предметов;

– выполнять рисунок с натуры

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

8

Декоративно-прикладное  искусство.  Истоки и современное  развитие  народных  промыслов
(4 часа)

Хохлома. Золотые узоры

1

Введение новых знаний

Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи

Знать:

– понятия декоративно-прикладное искусство, орнамент;

– особенности хохломской росписи и ее элементы.

Уметь выполнять роспись разделочной доски в стиле хохломской росписи

Ответы на вопросы. Контроль выполнения упражнений и практической работы

История народных промыслов. Народная живопись и ее особенности. Сюжеты хохломской росписи

9

Рисуем отгадки к народным загадкам

1

Урок-обобщение

Устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге

Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по памяти или воображению)

Контроль выполнения практической работы

Построение композиции, формулировка собственного замысла. Назначение пословиц, поговорок, загадок,

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

объяснение их смысла

10–

11

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда

2

Введение новых знаний

Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачество, Скопин, Опошня и др. Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета

Знать:

– художественные промыслы России;

– контрастные цвета;

– виды и элементы орнамента.

Уметь:

– придумывать узоры;

– выполнять узор в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Манера выполнения изделий мастерами Гжели, Жостова, Городца и др.

12

Рыжий кот.

Рисование

с натуры домашних
животных

1

Введение новых знаний

Анималистический жанр. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас

Знать:

– особенности анималистического жанра изобразительного искусства;

– анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас животных;

– отдельные произведения выдающихся художников. 

Уметь выполнять рисунок животного с применением средств

 художественной выразительности

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Герои-живот-ные в литературе, устном народном творчестве

13

Особенности  анималистического

Мультипликационные герои

1

Введение новых знаний

Мультипликация. Обучение приемам эффекта одушевления персонажей, анимации. Самостоятельная работа по созданию мультипликационного фильма

Знать значение понятия мульти-пликация.

Уметь выполнить последовательные фазы движения рисованных фигур (создать в рисунке иллюзию движения предметов и
облаков)

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Создание рисованного
кино

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

14

и  муль-типликационного жанров

(3 часа) 

Веселый Дед Мороз

1

Введение новых знаний

Аппликация, средства выразительности и эмоционального воздействия (цвет: сочетание оттенков, фактура). Правила безопасной работы с ножницами

Знать:

– особенности техники аппликации из цветной бумаги и других материалов;

– средства выразительности и эмоционального воздействия.

Уметь:

– использовать в своей работе различные художественные и подручные материалы разной фактуры;

– работать с ножницами

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Новый год в жизни человека, в искусстве. Творческое восприятие действительности. Пропорции человеческой фигуры

15

Изобразительное искусство, его виды и  жанры.  Графика

(5 часов)

Раппорт ткани

1

Введение новых знаний

Способы размножения изображений. Шаблоны

и трафареты. Набивка узора

Знать:

– способы размножения изображений;

– особенности шаблона и трафарета;

– понятие раппорт;

– сферу применения различных спо-собов размножения изображений.

Уметь:

– изготавливать шаблоны и трафареты;

– придумывать декоративный
мотив;

– использовать художественные материалы (гуашь), технику размножения изображения с помощью шаблонов и трафаретов

 

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

16–

17

Изобразительное искусство, его виды и жанры.  Графика

(5 часов)

Гравюра на картоне

2

Введение новых знаний

Виды графики. Гравюра как вид графики. Выразительные средства графики. Творчество выдающихся художников-графиков. Техника изготовления гравюры на картоне

Знать:

– виды графики и гравюры;

– выразительные средства графики (линия, пятно и др.);

– отдельные произведения художников-графиков (А. Дюрер,
И. Я. Билибин и др.).

Уметь выполнять гравюру на картоне с использованием техники аппликации

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

18–

19

Работа в технике граттажа

2

Введение новых знаний

Графика как вид изобразительного искусства. Штрих, линия и пятно – основные средства художественной выразительности в графике. Техника штриха. Знакомство с произведениями художников-графиков.

Правила безопасности труда

Знать:

– основные средства художественной выразительности графики;

– особенности техники граттажа;

– технику выполнения разных видов штрихов;

– отдельные произведения художников-графиков.

Уметь выполнять рисунок в технике граттажа

Ответы на вопросы. Контроль выполнения тренировочных упражнений и практической работы

Хроматические и ахроматические цвета. Символизм черного и белого цветов

20

Наброски с натуры фигуры человека

1

Введение новых знаний

Портрет как жанр изобразительного искусства. Конструктивно-анатоми-ческое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы

Знать:

– особенности жанра изобразительного искусства – портрета;

– конструктивно-анатомическое строение человека, пропорции его тела;

– законы распределения светотени на поверхности форм, выявляющей их объем;

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Индивидуальные особенности изображаемого человека. Канон и модуль

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Изображение с  натуры  и  по  памяти человека,  отдельных
предметов.  Опыт творческой  деятельности
 

(3 часа) 

– назначение наброска и особенности его выполнения

Уметь:

– анализировать строение и пропорциональные отношения фигуры изображаемого;

– выполнять набросок с натуры фигуры человека

21

Русские
богатыри

1

Введение новых знаний

Исторические традиции русского народа. Былины. Богатыри – защитники Отечества.

Архитектура старинных русских городов.

Одежда древнерусского воина и его снаряжение

Знать:

– как одевались древнерусские воины;

– особенности архитектуры древнерусских городов;

– особенности фигуры богатыря;

– произведения живописи с изображением русских богатырей.

Уметь:

– анализировать содержание произведений живописи;

– определять средства художественной выразительности;

– изображать древнерусских
воинов

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Героико-фантастический метод изображения воина-богатыря в устном народном творчестве и произведениях живописи

22

Транспорт

1

Введение новых знаний

Современные виды транспорта.

Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин

Знать особенности формы современных машин разных видов.

Уметь:

– анализировать форму, пропорции, пространственное расположение машин;

– выполнять рисунок игрушечной машины в разных техниках

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Связь формы разных видов транспорта со временем со-здания, скоростью


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

23–

24

Жанры  изобразительного искусства.

особенности  натюрморта 

(4 часа)

Натюрморт из геометрических тел

2

Введение новых знаний

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы

Знать:

– особенности жанра изобразительного искусства – натюрморта;

– линейное построение натюрморта;

– элементы линейной перспективы.

Уметь выполнять рисунок – натюрморт из геометрических тел – с передачей объема с помощью светотени

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

25–

26

Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, овощей и фруктов

2

Введение новых знаний

Объемное изображение формы предмета. Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи

Знать:

– закономерности линейной перспективы;

– композиционные приемы;

– градацию светотеней;

– возможности цвета;

– особенности теплого и холодного колорита;

– отдельные произведения мастеров живописи.

Уметь:

– анализировать форму предметов;

– строить натюрморт;

– выполнять рисунок – натюрморт – с использованием возможностей цвета

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Выражение цветом в натюрморте настроения и переживаний художника. Композиция и образный строй
в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и по-рядок


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

27–

28

Изображение  с  натуры и по  представлению различных  предметов 

(3 часа)

Наброски с натуры модели домика

2

Введение новых знаний

Основные конструктивные особенности строения дома. Закономерности линейной перспективы: линия горизонта, точка зрения, точка схода. Фронтальная и угловая перспектива.

Знакомство с произведениями мастеров
живописи

Знать:

– виды перспектив;

– основные закономерности линейной перспективы;

– правила объемного изображения;

– основные конструктивные особенности изображения строений призматических форм;

– отдельные произведения живописи. 

Уметь:

– анализировать форму предметов (различных построек, домов);

– делать наброски с натуры модели домика

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Изображение различных
построек в произведениях живописи

29

Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур

1

Введение новых знаний

Архитектура. Изображение архитектурных сооружений в картинах мастеров живописи. Архитектурный ансамбль Московского Кремля. Узорочье

Знать:

– понятие архитектура;

– отдельные произведения художников;

– особенности архитектурного ансамбля Московского Кремля, декор построек.

Уметь выполнять рисунок старинного терема с использованием законов линейной перспективы

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Понимание смысла, содержащегося в украшениях и в элементах архитектуры

30

Создание иллюстраций 

Буквица

1

Введение новых знаний

История книгопечатания и роль художника в со-здании книги. Искусство каллиграфии. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов

Знать:

– роль художников в создании книги;

– понятия буквица и вязь;

– виды шрифтов.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической

История письменности

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

к литературным произведениям
(3 часа)

Уметь:

– писать текст печатными бук-

вами;

– украшать текст буквицей

работы

31–

32

Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»

2

Введение новых знаний

Иллюстрация как один из видов графики. Произведения художников-иллю-страторов.

Закономерности композиции.

Основы цветоведения

Знать:

– творчество художников-иллю-страторов И. Билибина,

В. Васнецова, Ю. Васнецова,

М. Врубеля и др.;

– закономерности композиции;

– основы цветоведения.

Уметь выполнить иллюстрацию
к сказке с использованием всех изобразительных средств

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Выражение своего отношения к изображаемому средствами художественной выразительности. Народный лубок

33–

34

Художественный  образ и  художественно-выразительные средства скульптуры.  

Портрет

в скульптуре

1

Введение новых знаний

История портрета в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Пропорции лица человека.

Творчество скульпторов-портретистов.

Приемы лепки головы человека

Знать:

– из какого материала выполняют скульптуру;

– инструменты для выполнения работы;

– выразительные возможности скульптуры;

– пропорции лица человека;

– творчество выдающихся скульпторов-портретистов.

Уметь выполнять портрет человека из пластилина с соблюдением пропорций, добиваясь сходства

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Роль авторского восприятия, его индивидуальной манеры в выражении отношения художника к портрети-руемому

 Портрет
(2 часа)

Четыре разных портрета (по одной схеме)

1

Введение новых знаний

Пропорции и мимика лица. Координатные (опорные) точки лица.

Произведения мастеров живописи с изображением людей разного возраста, с разным эмоциональным состоянием

Знать:

– пропорции и мимику лица;

– расположение координатных (опорных) точек лица;

– схему изменений, происходящих с мимикой лица.

Уметь выполнять рисунки лица человека, придавая каждому лицу индивидуальные, разнохарактерные черты

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы

Мимические мышцы лица
и их роль в формировании и выявлении эмоционального состояния
и возрастных изменений


Контрольно-измерительные материалы

Тест по ИЗО для учащихся 5 класса

1.        Гуашь-это материал для какого вида изобразительного искусства?

а) живописи        

б) скульптуры

 в) архитектуры

2.        Средства выразительности графики

а) мазок        

б) линия

в) штрих

3.        Материал скульптуры

а) бумага        

б) камень

в)  холст

  1. Основное средство языка живописи

      а) объем        

     б) цвет

      в) штрих

  1. Пейзаж это - ...

а)        изображение человека

б)        изображение предметов

в)        изображение природы

6.        В каком жанре изображают животных

а)        жанр портрета

б)        анималистический жанр

в)        жанр натюрморта

7.        С чего начинается картина

а) с эскиза        б) с натягивания холста        в) с идеи

  1. Система соотношений цветовых тонов и их оттенков называют
    а) настроение      б) колорит        в) контраст
  2. Художник изображает предметы в жанре

а) пейзажа        б) портрета        в) натюрморта

10.        В жанре портрета художник изображает

а) животных        б) людей        в) группу людей

Кроссворд по ИЗО для учащихся 5 кл.
Художественные термины.

 По горизонтали: Высказывание Леонардо да Винчи о живописи: «Живопись – царица искусств»

 По вертикали:

1. Жанр ИЗО. Описание природы.

2. Строительное искусство, зодчество.

3. Краски, которые разводятся водой, и картины, написанные такими же красками.

4. Картина, на которой изображена композиция из предметов обихода, фруктов, овощей.

5. Воспроизведение картины, их точное повторение в большом количестве экземпляров.        

6. Картина, на которой изображен морской пейзаж.

7. Жанр ИЗО. На картине изображены исторические события.

8. Архитектурно – художественное оформление внутренних помещений.

9. Художественное оформление сцены в театре.

10. Узор, построенный на ритмичном чередовании и организованном расположении элементов.

11. Жанр ИЗО. Картина с изображением человека.

12. Однотонная живопись, выполненная одним цветом: серым, коричневым и т. д.

13. Вид книжной графики. Рисунок, поясняющий или дополняющий текст.

14. Жанр ИЗО. Сцены битв и сражений.

15. Художественное проектирование и конструирование.

16. Художник, изображающий животных.

17. Вид ИЗО, от латинского слова «высекать». Объемные изображения людей и животных.

18. Непрозрачная краска, разводится водой, слой этой краски плотный, матовый.

19. Роспись стен водяными красками по сырой штукатурке.

20. Писание икон.

21. Роспись ткани, выполненная ручным способом.

22. Жанр ИЗО. Сюжет из повседневной жизни.

C:\Documents and Settings\Ольга\Мои документы\скриншот\Untitled-1.jpg

Лист коррекции

Тема урока (изменение темы урока)

Дата проведения

План/факт



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по ИЗО 5 класс Кузин В.С.

Рабочая программа по изобразительному искусству для  5   класса  соответствует базовому уровню изучения предмета и  составлена на основе:1.Федерального компонента госуда...

Рабочая программа по ИЗО 9 класс Кузин В.С.

Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.: для общеобразовательных учреждений/В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В. Шо...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...