Рабочая программа по ИЗО для 5 класса под ред. В.С. Кузина.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 кл. составлена на основе примерной программы по учебным предметам « Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения), Программы «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина. − М.: Просвещение, 2011 г. и «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Методические рекомендации и рабочие программы к линии УМК» С.П. Ломова, ФГОС, 2013г, 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ИЗО для 5 класса под ред. В.С. Кузина. | 362.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
гимназия № 498
Невского района Санкт-Петербурга
Рекомендована к использованию Педагогическим советом ГБОУ гимназии № 498
Протокол от________ №____. | «Утверждаю» Приказ от _____ № ___ Директор гимназии ___________ Н.В.Медведь |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 5 класса
учителя изобразительного искусства
Макаровской Ольги Александровны (I КК)
Срок реализации программы 2014-2015 учебный год
Санкт-Петербург
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 кл. составлена на основе примерной программы по учебным предметам « Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения), Программы «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина. − М.: Просвещение, 2011 г. и «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Методические рекомендации и рабочие программы к линии УМК» С.П. Ломова, ФГОС, 2013г.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Известно, какую роль в жизни ребенка занимает творчество. Изобразительная деятельность – образное познание действительности. Художник-педагог П. П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».
Уроки изобразительного искусства имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, чувства. Как отмечает К. Д. Ушинский, «дети ...мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще». (Ушинский, К. Д. О наглядности обучения. Избр. пед. соч.: т. 2. – М.: Просвещение, 1954.)
Рисование, по мнению К. Д. Ушинского, является одним из средств развития наблюдательности, воображения, памяти, мышления. Но как заставить детей не просто «отсиживать» урок, а чтобы он стал личностно значим, переживаем, интересен для каждого ребенка? В этой связи возникают вопросы: а каким должен стать урок, как лучше повести себя педагогу, как подвести ребенка к пониманию своей деятельности? Как составить такое перспективно-тематическое планирование, которое позволит учителю от урока в урок систематически и последовательно развивать личность ученика, его изобразительные способности, вводить школьника в мир творчества и искусства
Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественно-музыкального образования лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного и музыкального искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
- способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Содержание курса предмета «Изобразительное искусство»
Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих, декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного, воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план личностное освоение изобразительного искусства.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы изобразительной грамоты.
В пятом классе дети знакомятся с различными, доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
«Изобразительное искусство». Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Познавательные УУД включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного роста.
Характеристика 5-х классов
5А класса (возраст 10-11 лет),
26 учащихся: мальчиков: 13, девочек: 13.
Общий уровень подготовки, успеваемости
25 учащихся имеет в 2013-14 учебном году «5» по ИЗО, 1 учащийся – «4».
Мотивация к обучению, причины.
Многие учащиеся 5А класса принимали активное участие в городских, районных и школьных выставках и конкурсах: Новрузова Нават, Редькина Любовь, Черепанова Мария, Шарапова Софья, Шилова Полина и другие. Это должно способствовать развитию мотивации для успешной учебы по ИЗО и стремиться участвовать во всевозможных выставках и конкурсах в дальнейшем.
Необходимость индивидуальной работы
со следующими учениками: Шихалиев Леонард, Микаелян Даниил.
Характеристика 5Б класса (возраст 10-11 лет), 28 учащихся: мальчиков: 15, девочек: 13.
Общий уровень подготовки, успеваемости
9 учащихся имеют в 2013-14 учебном году «5», 16 учащихся – «4», 3 учащися – «3».
Хорошо рисуют со слов классного руководителя: Белоусова Кристина, Ковальчук Вероника, Смирнова Виктория.
Необходимость индивидуальной работы
со следующими учениками: Андропов Егор, Боков Ефим, Неганов Николай.
Характеристика 5В класса (возраст 10-11 лет), 29 учащихся: мальчиков: 11, девочек:18.
Общий уровень подготовленности, успеваемости
21 учащийся имеют «5» по ИЗО, 8 учащихся – «4».
Хорошо рисуют и участвуют в выставках и конкурсах следующие ученики: Андреева Галина, Диченков Георгий, Мирная Алла, Стерина Полина, Чугунова Полина, Фадеева Арина.
Необходимость индивидуальной работы
со следующими учениками: Алексанян Роберт, Григорьев Денис, Токарев Иван, Чиженков Никита.
Тематический план
Рабочая программа содержит в себе 4 раздела: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Обучение декоративной работе» и «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».
Рабочей программой по изобразительному искусству в 5 классе предусмотрены 4 основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
- Изобразительная деятельность (рисование с натуры, по представлению, по памяти – живопись, рисунок) – 7 часов;
- Тематическое рисование –12 часов;
- Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий, дизайн, аппликации, изобразительные техники) – 10 часов;
- Беседы об искусстве – 5 часов.
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по этой программе
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу обучения в пятом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса к концу учебного года должен
знать/понимать
- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.);
- особенности симметричной и асимметричной композиции;
- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
- общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора на примерах народного промысла (Хохлома, Скопин и пр.)
- особенности местных традиций в резьбе и росписи кости, дерева, металла и т.п.;
- памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края;
- художественная жизнь родного края.
уметь
- Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства;
- Рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов;
- Изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении и в покое;
- Сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;
- Использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;
- Самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;
- Соблюдать последовательность графического и живописного изображения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса в условиях внедрения ФГОС ООО.
Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной
школе:
• в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать
-различать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
• в трудовой сфере:
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной
школе проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании
целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку
зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования
коммуникативных умений.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласовано работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение
предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования
научиться:
• в познавательной сфере:
-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль
изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного
языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств
выразительности;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-различать изученные виды пластических искусств;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа
произведений пластических искусств;
- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для
этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
• в ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать
систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и
воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров,
осваивать мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней
отечественного искусства;
- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к
искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведе-
ниях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей,
представленных в произведениях искусства;
• в коммуникативной сфере:
-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
• в эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой
деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на
эстетическом уровне;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать
единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических
искусств;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах
произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять
ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и
достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в
своей творческой деятельности.
Перечень учебно-методического обеспечения
Оборудование
- Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
- Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
Технические средства обучения
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Электронное пособие «Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе В.С.Кузина, 5-6 классы», изд-во «Учитель», 2012 год.
- Электронное пособие «Тематическое планирование. Изобразительное искусство», Программа В.С. Кузина, изд-во «Учитель», 2010 г.
- Электрон. пособие «Изобразительное искусство, 5-8 классы, изд. «Учитель», 2012.
- Электр. пособие «Изобразительное искусство. 5 класс», изд. «Дрофа», 2013 г.
- Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство. 5 класс» (учебник в 2-х частях), автор С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев. Изд-во «Дрофа», 2014 г.
Таблицы (комплекты)
- Хохлома
- Гжель
- Урало-сибирская роспись
- Полхов-Майдан
- Мезенская роспись
- Дымковская игрушка
- Жостово
- Введение в цветоведение.
- Декоративно-прикладное искусство и др.
Методический фонд
- Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Репродукции картин разных художников.
- Муляжи для рисования (2 набора).
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Тела геометрические (1 набор).
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках).
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Список литературы
Учебно-методическое обеспечение
Примерная программа по учебным предметам « Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения), Программа «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина. − М.: Просвещение, 2011 г. и «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Методические рекомендации и рабочие программы к линии УМК» С.П. Ломова,ФГОС, 2013г.
а) основная литература:
Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина. Волгоград: Учитель - АСТ, 2007.
Ломов С.П., Игнатьев С.Е. «Изобразительное искусство. 5 класс» (учебник в 2-частях), Дрофа, 2014 г.
Сокольникова, В. С., Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5–8 классов: в 4 частях: Рисунок. Живопись. Композиция. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1999.
б) дополнительная литература для учителя:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: детство-пресс, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Свиридова О.В. Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе. Волгоград, 2007.- 185 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
в) дополнительная литература для учащихся:
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
«Введенская сторона» Журнал об искусстве для школьников
art-storona.ru/
– расположение координатных (опорных) точек лица; – схему изменений, происходящих с мимикой лица. Уметь выполнять рисунки лица человека, придавая каждому лицу индивидуальные, разнохарактерные черты |
Контрольно-измерительные материалы
Тест по ИЗО для учащихся 5 класса
1. Гуашь-это материал для какого вида изобразительного искусства?
2. Средства выразительности графики
6. В каком жанре изображают животных
а) с эскиза б) с натягивания холста в) с идеи
- Система соотношений цветовых тонов и их оттенков называют
а) настроение б) колорит в) контраст - Художник изображает предметы в жанре
а) пейзажа б) портрета в) натюрморта
10. В жанре портрета художник изображает
а) животных б) людей в) группу людей
Кроссворд по ИЗО для учащихся 5 кл.
Художественные термины.
По горизонтали: Высказывание Леонардо да Винчи о живописи: «Живопись – царица искусств»
1. Жанр ИЗО. Описание природы.
2. Строительное искусство, зодчество.
3. Краски, которые разводятся водой, и картины, написанные такими же красками.
4. Картина, на которой изображена композиция из предметов обихода, фруктов, овощей.
5. Воспроизведение картины, их точное повторение в большом количестве экземпляров.
6. Картина, на которой изображен морской пейзаж.
7. Жанр ИЗО. На картине изображены исторические события.
8. Архитектурно – художественное оформление внутренних помещений.
9. Художественное оформление сцены в театре.
10. Узор, построенный на ритмичном чередовании и организованном расположении элементов.
11. Жанр ИЗО. Картина с изображением человека.
12. Однотонная живопись, выполненная одним цветом: серым, коричневым и т. д.
13. Вид книжной графики. Рисунок, поясняющий или дополняющий текст.
14. Жанр ИЗО. Сцены битв и сражений.
15. Художественное проектирование и конструирование.
16. Художник, изображающий животных.
17. Вид ИЗО, от латинского слова «высекать». Объемные изображения людей и животных.
18. Непрозрачная краска, разводится водой, слой этой краски плотный, матовый.
19. Роспись стен водяными красками по сырой штукатурке.
21. Роспись ткани, выполненная ручным способом.
22. Жанр ИЗО. Сюжет из повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по ИЗО 5 класс Кузин В.С.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе:1.Федерального компонента госуда...
Рабочая программа по ИЗО 9 класс Кузин В.С.
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.: для общеобразовательных учреждений/В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В. Шо...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...