Рабочая программа по ИЗО 9 класс Кузин В.С.
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.: для общеобразовательных учреждений/В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2007. Программа Изобразительное искусство в 5-9 классах общеобразовательной школы соответствует образовательной области «Искусство», подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo_9_klass.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Роговская основная общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
в 9 классе
учитель: Абушова Ксения Владимировна
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации «Изобразительное искусство». 5-9 класс.: для общеобразовательных учреждений/В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2007. Программа Изобразительное искусство в 5-9 классах общеобразовательной школы соответствует образовательной области «Искусство», подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Цели художественного образования:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Тематическое планирование
Название раздела | Номер урока | Количество часов |
Рисование с натуры | 1, 4, 5, 7, 17, 19, 22, 27, 33 | 9 |
Рисование на темы и иллюстрирование | 3, 6, 8, 12, 13, 15, 23, 25, 26, 28, 29, 31, 32 | 13 |
Декоративная работа | 2, 16, 20, 24, 34, 35 | 6 |
Лепка | 21 | 1 |
Аппликация | 10, 11, 14 | 3 |
Беседа | 30, 18, 9 | 3 |
Всего | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Систематизация теоретических основ изобразительного искусства (конструктивное строение формы, объема, линейная и воздушная перспектива, светотень, композиция) и их комплексное использование в процессе выполнения учебных заданий.
Совершенствование умения использовать выразительные особенности художественных материалов, умения выполнять быстрые наброски и зарисовки.
Примерные задания:
а) графическое выполнение натюрмортов из 2—3 предметов быта несложной формы на контрастном фоне (кувшин, крынка, горшок, корзинка, овощи, фрукты и т. п.); рисование памятников культуры и архитектуры родного края, архитектурных деталей, частей интерьера (уголок класса, школьный коридор, столовая и т. п.); рисование пейзажа с архитектурными постройками, гипсовых розеток сложной формы; выполнение набросков с живых птиц, зверей, человека в движении (идет, бежит, копает, играет в волейбол и т. п.), с грузовых и легковых машин, тракторов, комбайнов и т. д.;
б) выполнение в цвете натюрмортов из овощей и фруктов с включением предметов хозяйственного обихода (кувшин, черпак, ваза, кружка, поднос, ложка и т. п.); натюрмортов на тему «Народное прикладное искусство» (дымковские игрушки, жостовский поднос, ложка с хохломской росписью, драпировка с русскими узорами и т. п.); выполнение живописных этюдов букетов цветов, птиц и зверей, фигуры сидящего человека;
в) графическое выполнение пейзажа (часть улицы с деревьями и строением, уголок парка, деревенский пейзаж, природные достопримечательности родного края и т. п.), набросков и зарисовок с натуры домашних животных; рисование по памяти и по представлению диких животных (слон, медведь, волк, лиса, крокодил, журавль, орел, страус, фламинго и др.);
г) этюды в цвете ветки яблони с яблоками, букетов цветов, осеннего и весеннего пейзажа. Живописное выполнение тематических натюрмортов «Искусство» (книга, скрипка, ваза, кисти, этюдник, гипсовая розетка или капитель и т. п.), «Русское чаепитие» (самовар, чайник, баранки, снедь, яблоки и т. п.), «Трудовые будни» (каска строителя, мастерок, ведро скраской и т. п.).
Рисование на темы и иллюстрирование
Примерные задания:
а) выполнение композиций на темы: «Из прошлого нашей Родины», «Подвиги русских воинов», «На улицах старой Москвы», «Москва сегодня», «Родной край», «Мой любимый уголок природы», «Мой дом», «Празднование Дня Победы», «Закат солнца на реке», «Утро в деревне», «Горный пейзаж», «Ненастный день в городе», «В семейном кругу», «В гостях у друзей», «Покорение Северного Ледовитого океана», «Утро на космодроме», «В нашей школе», «Герой любимой книги», «Семейный портрет в интерьере», «Зимний день за окном», «Осенний лирический пейзаж», «Весна — время первых гроз и надежд» и др.;
б) иллюстрирование литературных произведений: «Слово о полку Игореве»; А. Пушкин «Метель», стихотворения (по выбору); В. Астафьев рассказы (по выбору); А. Беляев «Остров погибших кораблей»; Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», И. Гёте «Фауст», Дж. Лондон «Смок Беллью», «Маленькая хозяйка большого дома», рассказы (по выбору), В. Скотт «Айвенго», Р.Стивенсон «Остров сокровищ», В. Шекспир «Ромео и Джульетта», сказки народов России (по выбору), легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима (по выбору), М. Лермонтов «Демон», стихотворения (по выбору), Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», Майн Рид «Всадник без головы», Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо».
Декоративная работа
Изучение традиционных художественных ремесел народов Российской Федерации (изделия из цветного камня Алтайского края; инкрустированные изделия из дерева и коры Амурской области; художественные изделия из рога, кости, бересты, дерева Архангельской области; изделия из дерева, лозы, из ткани с росписью, ковровые изделия Башкирии; сувениры из дерева и рога Белгородской области; ювелирные изделия, сувениры из рога и кости Бурятии; строчевышитые изделия, лаковая живопись, ювелирные изделия Владимирской области; ковры, керамика, вязаные носки-джурабы, ювелирные изделия Дагестана; ворсовые ковры, керамика Кабардино-Балкарии; изделия из меха с вышивкой Камчатской области и др.). Выполнение эскизов и росписи праздничного панно по народным мотивам (коллективная работа).
Выполнение эскизов национальных костюмов народов Российской Федерации, эскизов декоративного оформления интерьера национального жилища (русской избы, башкирской юрты, дагестанской сакли и т. д.) по выбору учащихся.
Знакомство с основами художественного конструирования предметов быта, мебели, автомашин разного типа, самолетов и т. п. Выполнение дизайнерских проектов промышленных изделий.
Лепка
Лепка сюжетных композиций на темы окружающей жизни.
Лепка на темы литературных произведений и любимых сказок.
Лепка композиции на фантастическую тему.
Аппликация
Коллективное выполнение сюжетных композиций — панно, коллажей на темы сказок, былин, декоративных национальных орнаментов.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Основные темы бесед:
- искусство моего народа;
- искусство моего края;
- взаимосвязь изобразительного искусства и литературы, фольклора;
- национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве;
- взаимосвязь русского искусства и искусства народов России;
- выдающиеся художники зарубежья;
- место и роль русского изобразительного искусства в мировой художественной культуре.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К концу 9 класса учащиеся должны знать:
- основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края;
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции);
- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества;
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведения художников с музыкальными и литературными произведениями;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- самостоятельно выполнять различные учебные и творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности;
- использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных предметах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма).
Проверка и оценка знаний и умений
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой (учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки).
Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой.
Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке
Поурочное планирование
№ | Тема урока |
1 | Рисование с натуры натюрморта «Осенние овощи». |
2 | Декоративная работа. Птицы народных промыслов. |
3 | Рисование на тему «Подражая художникам…». |
4 | Рисование с натуры натюрморта на контрастном фоне. |
5 | «Светотень». Рисование драпировки с натуры. |
6 | Рисование на тему «Утро в деревне» |
7 | Рисование по представлению диких животных. |
8 | Рисование на тему «В семейном кругу». |
9 | Беседа. «Взаимосвязь искусства, литературы, фольклора». |
10-11 | Аппликация. Русское деревянное зодчество. 1 урок: составление композиции. 2 урок: завершение работы |
12 | Рисование на тему «Петербургское барокко». |
13 | Иллюстрирование. Легенды и мифы Древней Греции. |
14 | Аппликация. Декоративные мотивы Зауралья |
15 | Рисование на тему пейзажа «Уголок парка». |
16 | Декоративное рисование. Эскиз русского национального костюма. |
17 | Рисование с натуры школьной столовой. |
18 | Беседа. Выдающиеся художники зарубежья. |
19 | Рисование с натуры «Зимний день за окном». |
20 | Декоративная работа. «Парковая ограда». |
21 | Лепка. «Парковая скульптура». |
22 | Рисование с натуры угла классной комнаты. |
23 | Рисование на тему «Горный пейзаж». |
24 | Декоративная работа. Рисование по пословицам, поговоркам. |
25-26 | Иллюстрирование стихотворения А.С. Пушкина по выбору. |
27 | Рисование с натуры гипсовой розетки. |
28 | Этюды в цвете цветущей ветки яблони. |
29 | Рисование на тему. Витраж. |
30 | Беседа: «Место и роль русского изобразительного искусства в мировой художественной культуре». |
31-32 | Иллюстрирование литературного произведения «Слово о полку Игореве». |
33 | Рисование с натуры весеннего пейзажа. |
34-35 | Выполнение своей графической версии алфавита. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...