Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Навальнева Александра Ивановна

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС 2004 год);

-Приказа департамента образования культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23 марта 2010 года «Об утверждении положения     о рабочей программе учебных куров, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательных учреждений», другие нормативно – правовые документы;

- «Положение о рабочей программе учебных куров, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» принято на заседании педагогического совета МБОУ «Великомихайловская СОШ» протокол № 1 от 30 августа 2011 года , утвержденного приказом директора МБОУ «Великомихайловская СОШ» от 01 сентября 2011 года № 27; 

-  примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.)

-  авторской  программы  Изобразительное искусство. 5 – 9 кл. : программа для общеобразовательных учреждений / В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – 3 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. ;

- учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ Новооскольского района Белгородской области» на 2013 – 2014 учебный год;

- календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ Новооскольского района Белгородской области» на 2013 – 2014 учебный год;

 - инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_6.docx151.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель межшкольного методического объединения учителей изо, музыки и православной культуры

________ О.Н.Вознюк

Протокол №__от

«___»__________2013г

«Согласовано»

Заместитель директора  по учебной работе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа»

________Н.И. Ткаченко

«__»____________2013г

«Утверждаю»

Директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа»

________Л.А. Прядченко.

Приказ №__от

«__»__________2013г

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для  6  класса

(базовый уровень)

                                                                                      Учитель: Навальнева АлександраИвановна

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Нормативная основа  программы: 

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС 2004 год);

-Приказа департамента образования культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23 марта 2010 года «Об утверждении положения     о рабочей программе учебных куров, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательных учреждений», другие нормативно – правовые документы;

- «Положение о рабочей программе учебных куров, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» принято на заседании педагогического совета МБОУ «Великомихайловская СОШ» протокол № 1 от 30 августа 2011 года , утвержденного приказом директора МБОУ «Великомихайловская СОШ» от 01 сентября 2011 года № 27; 

-  примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.)

-  авторской  программы  Изобразительное искусство. 5 – 9 кл. : программа для общеобразовательных учреждений / В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – 3 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. ;

- учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ Новооскольского района Белгородской области» на 2013 – 2014 учебный год;

- календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ Новооскольского района Белгородской области» на 2013 – 2014 учебный год;

 - инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Цели и задачи программы:

цели:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

задачи:

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка,  формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,

  ознакомление с особенностями работы в области декоративно –   прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,  творческого воображения, пространственного мышления, эстетического

  чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к  искусству.

        Для выполнения поставленных учебно–воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

        

Изменений внесенных в примерную и  авторскую программу нет.

Учебно – методический комплект:

Авторская программа: Изобразительное искусство. 5 – 9 кл. : программа для общеобразовательных учреждений / В.С.Кузин В.С., С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – 3 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010.

Учебник: Кузин В.С., Ломов С.П., и др. Изобразительное искусство 6 кл. М.: Дрофа, 2008. Базовый уровень.

Место предмета в учебном плане:

Рабочая программа рассчитана на 35 ч .( 1 час в неделю), что соответствует  примерной программе по изобразительному искусству основного общего образования и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.

  Формы организации учебного процесса:

- фронтальная беседа,

- устная дискуссия,

- коллективная и самостоятельная работа,

- практические и тематические работы,

- экскурсии,

- видеоэкскурсии.

Преобладающей формой текущего контроля является – тестирование. Аттестация обучающихся по изобразительному искусству может быть различной  по форме: устной, письменной, программированной, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольных художественно-практических заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 6 класса учащиеся должны знать:

  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы,светотени, элементы цветоведения, композиции;
  • различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью и другими художественными материалами;

—        особенности  художественных  средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

-        особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;

—        отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени.

Учащиеся должны уметь:

-        видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

—        выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

-        анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых  предметов, сравнивать  характерные
особенности одного предмета с особенностями другого;

  • пользоваться перспективой,  светотенью,  композицией и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы;
  • передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

-        применять в рисунках выразительные средства(эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и темы урока

Вид контроля, самостоятельной работы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

Примечание

По плану

Фак.

6

Язык изобразительного искусства и художественный образ.

 (4 часа)

1

Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления

Беседа, тематическое рисование; знакомство с учебниками по ИЗО, правилами работы, инструментами

1

2

Полный цветовой круг

Вводный контроль

Учебное задание по живописи; основы цветоведения и изобразительной грамоты; система требований к работам; основные, смешанные, теплые, холодные, контрастные, сближенные цвета

1

3

Живописные

и графические упражнения

Работа графическими и живописными материалами; цветовая растяжка, графические упражнения
(линией, штрихом, пятном, силуэтом и др.)

1

4

Осенний лист, бабочка

и фрукты

Рисование с натуры, по памяти, по представлению, с таблиц; палитра осенних цветов; симметрия и ее роль в природе, в изображении; окраска в природе; декоративность, теплый и холодный колорит, сближенные цвета

1

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт.

( 2 час)

5

Рисование натюрморта. Комнатный цветок и яблоко.

Рисование с натуры; анализ натуры, ее конструкции, цвета, светотени; беседа «Натюрморт в живописи»;

1

6

Рисование натюрморта. Корзина

с овощами

подбор цветов, близких натуре, использование палитры, живопись «по мокрому», «по сухому»

1

Жанры изобразительного искусства. Особенности пейзажа.

 (1 час)

7

В осеннем  лесу, парке

Тематическое рисование; элементы композиции, перспективы; фигура человека в пейзаже; выбор положения листа в зависимости от сюжета; жанр пейзажа, его виды, беседа «Пейзаж в живописи»; «работа «по сухому», «по мокрому»

1

Особенности анималистического жанра изобразительного искусства

( 3 часа)

8

Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка)

Рисование с натуры, по памяти, с таблиц,
иллюстраций, реальных объектов. Анималистика в ИЗО; беседа о художниках (Ватагин, Чарушин и др.); сравнительная анатомия, зависимость строения от среды обитания, движения; элементы композиции; графические материалы

1

9

На морском дне

Тематическое рисование, рисование по памяти
и с натуры живых объектов; работа с трафаретом (рыба); маскировка, мимикрия в природе у птиц, животных; композиция, сюжет; живопись
«по мокрому» (фон, рыба – 1-й слой), «по сухому» (прописывание деталей, рыба)

1

10

Невиданный зверь

Тематическое рисование; рисунок-фантазия;
рисунок-тест; анализ и синтез в изображении
художника; анималистика

1

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов и человека.

( 5 часов)

11

Наброски

с куклы-игрушки

Рисование с натуры, живопись; анализ формы, светотени, цвета

1

12

Портрет как жанр

живописи. Произведения выдающихся мастеров-портретистов

беседа «Портрет в творчестве русских художников»;

1

13

Наброски  с фигуры человека, сидящего в профиль  (в легкой

одежде)

Рисование с натуры: 1-й урок – мальчик, графи-ка; 2-й урок – девочка, живопись; пропорции фигуры (1 : 6, 1 : 7), модель (позируют школьники); знакомство с пластической анатомией, скелетом, мускулатурой; общее и отличительное; рисование фигуры человека от схемы; последовательное ведение работы

1

14

Фигура человека в движении. Спорт

Аппликация; декоративная работа на основе наблюдений за натурой – человеком; человек в движении с атрибутами спорта; составление фигуры человека из заготовок (элементов фигуры) на основе пропорции; поза, одежда, дополнения; анализ произведений искусства

1

15

Две контрастные фигуры

Рисование по памяти, с натуры реальных объектов; контраст в изобразительном искусстве, его разновидности, художественный образ; карикатура как контраст; фигуры во весь рост

1

Современная графика и её разновидности.

( 2 часа)

16

Новогодняя открытка

Промежуточный контроль

Графика, ее виды, прикладная графика; язык графики; элементы открытки, условность цвета,
изображения, краткость текста, доходчивость, ясность; пром-графика; шрифт; декоративное рисование и аппликация, на их основе – конструирование макета открытки

1

17

Зимние забавы, комиксы

Тематическое рисование; разновидность современной книжной графики – комиксы; общие
корни с книгой (литературная основа, текст, развитие сюжета) и кино («покадровое»  построение, «мультяшность»); просмотр мультфильма

1

Особенности натюрморта.

( 2 часа)

18

Мы рисуем инструменты

Наброски с натуры столярных, слесарных, стро-ительных и др. инструментов; анализ формы,
пропорций, конструкций; геометрическая основа формы; перспективные  сокращения; техника работы графическими материалами

1

19

Мы рисуем инструменты

Наброски с натуры столярных, слесарных, стро-ительных и др. инструментов; анализ формы,
пропорций, конструкций; геометрическая основа формы; перспективные  сокращения; техника работы графическими материалами

1

Изобразительное искусство, его виды и жанры. Дизайн и архитектура.

( 2 часа)

20

Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы и

 Санкт-Петербурга

Беседа, видеоэкскурсия; работа в тетради по ИЗО; просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся; архитектура как вид ИЗО; архитектурные памятники Москвы и Санкт-Петербурга

1

21

 Архитектурные памятники родного края

видеоэкскурсия; сообщения учащихся

1

Художественный  образ и художественно – выразительные средства декоративно – прикладного искусства.

(3 часа)

22

Красота  народного

костюма

Декоративное рисование, аппликация, использование шаблонов, трафарета; беседа о социально-историческом значении русского народного костюма, его символике; части одежды, виды, традиции разных областей; костюм – наследие культуры; 1-й урок – эскиз костюма на основе фигуры
(куклы), цвет; 2-й урок – деталирование, элементы из аппликации (узоры, фон, пейзаж, изба, трава, цветы)

1

23

 Эскиз русского национального (народного) костюма

1

24

Русский быт  в прошлые века

Беседа о творчестве русских художников XIX века; Репин, Суриков, передвижники; тематическое рисование – иллюстрация к литературному произведению, близкому по теме к анализируемым живописным произведениям (Н. Некрасов,

А. Кольцов, А. Майков и др.); работа от эскиза

1

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве.

( 1 час)

25

Материнство

Тематическое рисование; тема женской красоты, материнства в изобразительном искусстве; взаимосвязь светской темы и библейских сюжетов, общее и различное; анализ произведений
живописи

1

Орнамент как основа декоративного украшения. ( 1 час)

26

Красота  орнамента

Рисование с натуры гипсового орнамента.

Возможны варианты:

1) карандаш, светотеневая разработка;

2) работа акварелью в технике «гризайль»;

3) лепка.

1

Создание иллюстраций к литературным произведениям.

 ( 2 часа)

27

Иллюстрирование литературного произведения

Беседа на тему красоты русского деревянного, каменного зодчества, искусства плотников и каменщиков, об интерьере крестьянской, боярской избы; символике; о художественных промыслах; анализ произведений искусства; тематическое рисование – иллюстрация к произведениям С. Аксакова «Аленький цветочек», А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне», «Руслан и Людмила»; сбор материала по теме; композиция, перспектива

1

28

Иллюстрирование русской народной сказки (по желанию)

Тематическое рисование;

1

Художественный образ и выразительные средства графики.

( 2 часа)

29

Космические дали

Тематическое рисование, декоративное конструирование – макет марки (аппликативное оформление рисунка); рисунок-фантазия. Космонавтика: новая разновидность пейзажа; обязательные элементы пейзажа. Филателия как разновидность прикладной графики. Работа от эскиза (3 варианта) к большому формату. Элементы марки: год, страна, название и пр.

1

30

Выполнение  эскиза поздравительной открытки ветеранам

Великой Отечественной войны.

Графика, ее виды, прикладная графика; язык графики; элементы открытки, условность цвета,
изображения, краткость текста, доходчивость, ясность; пром-графика; шрифт; декоративное рисование и аппликация, на их основе – конструирование макета открытки

1

Символический язык в произведениях декоративно – прикладного искусства.

 ( 1 час)

31

Разработка герба

Геральдика, ее история; условность изображений, символика в композиции герба, роль линии, цвета; герб страны, родного города; разработка герба (личного, школы, класса, кабинета,
города); декоративное рисование; принципы
композиции

1

Художественный образ и выразительные средства графики.

( 1 час)

32

  Разрабатывать плакат на определенную тему.

Беседа о разновидности графики – плакате:
плакат и его виды; средства художественной выразительности плаката; анализ произведений искусства; декоративное рисование

1

Жанры изобразительного искусства. Особенности портрета.

 ( 2 час)

33

Человек и профессия. Поясной портрет

Рисование с натуры, по представлению, памяти, с таблиц; беседа о портрете как жанре живописи, о знаменитых портретистах (О. Кипренский,
К. Брюллов, В. Тропинин, И. Репин, В. Серов, Рембрандт, Тициан, Ван Дейк, Рафаэль, П. Рубенс и др.); разновидности портрета; пластика
и анатомия тела человека, головы, мимика; униформа, профессиональные предметы и орудия
труда

1

34

Портрет-шутка

Итоговый контроль.

Рисунок-фантазия; реальность и фантазия
в творчестве; анализ и синтез; символика.
Беседа о художнике XVI в. Д. Аргимбольдо

, гримерах в театре; создание портрета из овощей и фруктов, сохранив пропорции лица

1

Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта.

( 1 час)

35

Весенний букет

Рисование с натуры натюрморта: цветы в вазе, фрукты; беседа о натюрморте в живописи, анализ произведений художников; выбор точки зрения, компоновки в формате; разнообразие форм цветов. Подведение итогов

1

Содержание учебного курса

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с натуры, а также по памяти и по представлению с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции.

Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению фигуры человека, животных. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду и результатам труда человека.

Примерные задания:

а) натурное рисование с передачей перспективного сокращения формы и объема отдельных предметов:

 этюдника, гипсового орнамента типа пальметты и трилистника, скрипки, балалайки, бубна, рубанка, кувшина, чайника, чашки с блюдцем, подноса, деревянного расписного подноса, веток калины, шиповника, рябины, жасмина, клубники, цветов в вазах, банках, комнатных цветов в горшках, овощей, фруктов, а также натюрмортов из них;

б)        рисование с натуры фигуры человека, зверей,
птиц в статичных позах и в движении;

в)        выполнение набросков по памяти и по представлению разнообразных объектов действительности, фигуры человека, зверей, птиц, цветов, веток деревьев, кустарников, овощей, фруктов, технических деталей;

г)        выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы и иллюстрирование

Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача характерного, главного в сюжете, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому мотиву. Использование в тематических рисунках простейших законов перспективы, композиции, конструктивного строения предметов. Использование цвета как средства передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами, осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.

Необходимо продолжать обучать школьников способам передачи движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма и плановости в изображении).

Обращается внимание на развитие умения изображать пейзаж по литературному описанию.

Дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, сформированных в предыдущие годы.

Примерные задания:

а)        рисование  на  темы:   «В  школьном  кружке»,«Игра в теннис»,  «На спортивных соревнованиях»,«Архитектурные памятники нашего края», «Подвигирусских богатырей», «Я иду по Москве», «Наша улица», «Древний город», «Город будущего», «Весеннее половодье», «Порыв ветра», «Лесные дали», «Пейзаж в тумане», «После дождя», «Пейзаж, освещенный ярким  солнцем»,   «Хмурый  день»,   «Сирень  цветет»,
«Березовая роща», «Тучи над городом», «Рассвет на реке»,   «Путешествие  по  родному краю»,   «Ночной город»,  «Пора сенокоса»,  Раздолье»,  «Туристскийпоход», «Девочка с кошкой», «Егорах», «Море у скалистых берегов», «Соревнования яхтсменов», «Велосипедисты»,   «Завтрак  на траве»,   «Наша школа», «Мы бегаем», «Праздничный концерт», «Веселый танец», «Снежный городок», «В детском саду», «Путешествие в Африку»,   «Экспедиция в Антарктиду», «Старинные корабли», «Прогулка мамы с коляской», «Овощной базар», «В магазине игрушек», «Купание на реке», «Площадка молодняка в зоопарке»;

б)        иллюстрирование литературных произведений: русские народные сказки «Марья-царевна»,  «Елена Премудрая», «Василиса Прекрасная»; былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,  «Святогор и Илья Муромец»,  «Садко»; А.Пушкин «Сказка о золотом
петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка»,   «Каменный   цветок»,   К.Булычев «Непоседа», Ю. Олеша «Три толстяка», М. Пришвин «Кладовая солнца», «Родные картины»; стихотворения русских поэтов-классиков XIX в. Н. Некрасова, А. Кольцова, А. Майкова, И. Сурикова и др.; произведений зарубежных писателей Р. Стивенсона (пере
вод  С.   Маршака)   «Вересковый  мед»,   Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе», X. К. Андерсена «Дикие лебеди», «Русалочка», «Огниво» и др.

Декоративная работа

Систематизация знаний о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие декоративного творчества учащихся, углубление представления о народном изобразительном искусстве как специфическом типе народного творчества в системе культуры.

Сопоставление с целью выявления общих национальных черт двух типов творчества  - профессиональных русских художников в области живописи и народных мастеров.

Введение в художественно-содержательный анализ произведений декоративно-прикладного искусства понятия ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, элементов народного костюма.

Совершенствование умения самостоятельно составлять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира.

Примерные задания:

а)        выполнение эскизов по мотивам народного русского костюма;

б)        выполнение   эскизов   интерьера   крестьянскойизбы Русского Севера;

в)        выполнение эскизов игрушек с элементами движения на тему русских сказок, былин, басен, любимых героев;

г)        выполнение  эскизов  приглашения,   поздравительной открытки ветеранам Великой Отечественной
войны и ветеранам труда;

д)        выполнение эскизов оформления альбома, посвященного итогам походов по родному краю (заставки, буквицы, концовки, эмблемы городов и т. п.).

Лепка

Лепка фигуры человека в движении.

Лепка тематических композиций на свободную тему.

Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием.

Аппликация

Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед:

-        картины русской жизни в произведениях художников XIX в., в творчестве передвижников;

—        значительные события русской истории в произведениях В. Сурикова, В. Васнецова и других замечательных русских художников;

  • образы русского фольклора в творчестве В. Васнецова и М. Врубеля;
  • образы выдающихся деятелей культуры России в творчестве русских художников;
  • красота пейзажа в русской живописи;
  • натюрморт в русской и советской живописи;
  • Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге — величайшие достижения русских зодчих;
  • красота спорта в изобразительном искусстве.

Формы и средства контроля

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года

С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.

 Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню федерального государственного стандарта образования. Аттестация обучающихся по изобразительному искусству может быть различной  по форме: устной, письменной, программированной, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольных художественно-практических заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др.

        Критерии оценки устных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности

1.   Викторины

  1. Кроссворды
  2. Тестирование
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

     

     Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

  Учебно-методические средства обучения

Литература

а) основная литература:

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.

2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009.

Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель - АСТ, 2006. – 186 с.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение,2008. – 136 с.

б) дополнительная литература для учителя

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

в) дополнительная литература для учащихся:

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

 

Интернет-источники

      1. www.mon.gov.ru  -      Министерство образования и науки РФ    

2. www.standart.edu.ru - Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго

                                         поколения  

3. www.ed.gov.ru  -        Федеральное агентство по образованию  

4. www.prosv.ru  -          Издательство «Просвещение»      

5. www.school.edu.ru -   Российский общеобразовательный Портал  

6. www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  

Оборудование и приборы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необх.

 кол-во

Примечания

количество

%

ОШ

1

2

3

        4        

5

6

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Д

Стандарт по музыке, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства

1

100

2.

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству

Д

1

100

3.

Рабочие программы по изобразительному искусству

Д

1

100

4.

Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

К

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете по несколько экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

3

100

Учебники по изобразительному искусству

К

10

100

5.

Рабочие тетради

К

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников

11

100

6.

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)

Д

1

100

7.

Методические журналы по искусству

Д

Федерального значения

1

100

8.

 Учебно-наглядные пособия

Ф

Д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф

20

100

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Д

2

100

9.

Энциклопедии по искусству, справочные пособия

Д

по одной каждого наименования

1

100

10.

Альбомы по искусству

Д

по одному каждого наименования

5

100

11.

Книги о художниках и художественных музеях

Д

по одной каждого наименования

5

100

12.

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Ф

Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут  использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности,  подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки

7

100

13.

Словарь искусствоведческих терминов

П

1

100

2. Печатные пособия

14.

Портреты русских и зарубежных художников

Д

Комплекты портретов по основным разделам курса.  Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

15

100

15.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

1

100

16.

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д

1

100

17.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

4

100

18.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

7

100

19.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

К

7

100

3. Информационно-коммуникационные средства

20.

Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники

Д

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

Возможно использование следующих программ:

Cake-walk Pro Audio 8, 5 и 9

Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo//

5

100

21.

Электронные библиотеки по искусству

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.

Электронные библиотеки могут размещаться на компакт дисках, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

100

22.

Игровые художественные компьютерные программы

1

100

4. Технические средства обучения (ТСО)

23.

Музыкальный центр

Д

Аудио магнитофон и проигрыватель с возможностями использования компактдисков: CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей

1

100

24.

CD/DVD-проигрыватели

Д

1

100

25.

Телевизор

С диагональю не менее не менее 72 см

1

100

26.

Видеомагнитофон

Д

1

100

Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

Д

В классе информатики для индивидуальной работы учащихся

1

100

27.

Слайд проектор

Д

Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон

1

100

28.

Мультимедиа проектор

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

1

100

29.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д

1

100

30.

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25х 1,25

1

100

31.

Фотоаппарат

П

Цифровая камера

1

100

32.

Видеокамера

Д

1

100

33.

Графический планшет

Д

1

100

5. Экранно-звуковые пособия

34.

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса  для каждого класса

5

100

35.

Видеофильмы:

- по памятникам архитектуры

- по художественным музеям

- по видам изобразительного искусства

- по творчеству отдельных художников

- по народным промыслам

- по декоративно-прикладному искусству

- по художественным технологиям

Д

По одному каждого наименования

7

100

36.

Презентации на CD /DVD дисках:

- по видам изобразительных

( пластических)  искусств

- по жанрам изобразительных

искусств

- по памятникам архитектуры

России и мира

- по стилям и направлениям в

искусстве

- по народным промыслам

-  по декоративно-прикладному

искусству

- по творчеству художников

Д

произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой

7

100

6. Учебно-практическое оборудование

37.

Мольберты

К

11

100

Настольные скульптурные станки

К

11

100

38.

Комплекты резцов для линогравюры

К

11

100

39.

Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

Ф

1

100

40.

Краски  акварельные

К

10

100

41.

Краски гуашевые

К

10

100

 42.

Краска офортная

П

10

100

 43.

Валик для накатывания офортной краски

П

10

100

44.

Тушь

К

7

100

45.

Ручки с перьями

К

10

100

46.

Бумага  А3, А4

К

4

100

47.

Бумага цветная

К

7

100

48.

Фломастеры

К

10

100

49.

Восковые мелки

К

15

100

50.

Пастель

Ф

15

100

51.

Сангина

К

14

100

52.

Уголь

К

10

100

53.

Кисти беличьи  № 5, 10, 20

К

10

100

54.

Кисти щетина № 3, 10, 13

К

10

100

55.

Емкости для воды

К

15

100

56.

Стеки (набор)

К

10

100

57.

Пластилин / глина

К

10

100

58.

Клей

Ф

7

100

59.

Ножницы

К

15

100

60.

Рамы для оформления работ

К

Для оформления выставок

8

100

61.

Подставки для натуры

П

5

100

7. Модели и натурный фонд

62.

Муляжи фруктов (комплект)

Д

4

100

63.

Муляжи овощей (комплект)

Д

4

100

64.

Гербарии

Ф

2

100

65.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д

8

100

66.

Гипсовые геометрические тела

Д

5

100

67.

Гипсовые орнаменты

Д

три-четыре вида

12

100

68.

Маски античных голов

Д

два вида

3

100

69.

Античные головы

Д

четыре вида

4

100

70.

Обрубовочная  голова

Д

1

100

71.

Модуль фигуры человека

П

1

100

72.

Капители

Д

ионическая и дорическая

2

100

73.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

П

6

100

74.

Драпировки

П

2

100

75.

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

П

12

100

8. Игры и игрушки

76.

Конструкторы

Ф

Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика,  картона)

2

100

77.

Театральные куклы

Д

10

100

78.

Маски

Д

7

100

9. Специализированная учебная мебель

79.

Столы рисовальные

К

8

100

80.

Стулья

К

16

100

81.

Стулья брезентовые складные

К

Для рисования на пленэре

16

100

82.

Стеллажи для книг и оборудования

Д

2

100

83.

Мебель для проекционного оборудования

Д

3

100

84.

Мебель для хранения таблиц и плакатов.

Д

Кассетницы, плакатницы

2

100

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест № 1 (вводный контроль)

1. Как называют науку, изучающую быт, культуру древних народов по сохранившимся памятникам?

а) Антропология;

б) антропософия;

в) археология;

г) археография.

2. Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил.

а) Культура;

б) традиция;

в) обряд;

г) цивилизация.

3. Как называется предмет, носимый суеверными людьми на теле как колдовское средство, якобы предохраняющее от всяких бед?

а) Аналог;

б) сувенир;

в) тотем;

г) амулет.

4. Предмет или изобразительный знак, имеющий охранительное значение.

а) Талисман;

б) сувенир;

в) оберег;

г) фетиш.

5. Какой материал в эпоху первобытного общества стал основным при изготовлении посуды?

а) Камень;

б) бронза;

в) фарфор;

г) глина.

6. В конце неолита (6–4-е тыс. до н. э.) появляются первые архитектурные каменные сооружения погребального и культового назначения. Выберите правильный ответ:

а) Пирамиды;

б) дольмены;

в) зиккураты;

г) мастабы.

7. Петроглиф – это:

а) изображение, высеченное, выбитое или процарапанное на камне;

б) мегалитическое сооружение из огромных камней;

в) пещера, где были найдены рисунки первобытного человека;

г) укрепленное поселение бронзового века.

8. Краска, которую использовал первобытный художник.

а) Сурик;

б) охра;

в) белила;

г) ультрамарин.

9. Что чаще всего изображали художники каменного века?

а) Людей;

б) природу;

в) важные события в жизни;

г) животных.

10. Менгир, дольмен, кромлех – это:

а) холмы, где хоронили богатых умерших;

б) пещеры, где были найдены рисунки первобытного человека;

в) мегалитические сооружения каменного века;

г) первые жилища людей каменного века.

Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – г; 4 – в; 5 – г; 6 – б; 7 – а; 8 – б; 9 – г; 10 – в.

Тест № 2 (промежуточный контроль )

Вставьте в текст пропущенные слова.

1. Искусство – это _________ (художественное творчество в целом).

2. Пластические искусства – те виды искусства, произведения которых существуют ______ (в пространстве, не изменяясь и не развиваясь).

3. ______ (Декоративным) искусством называют создание полезных вещей, обладающих эстетическими качествами, радующими наш глаз своей красотой.

4. ______ (Жанр) – исторически сложившее внутреннее подразделение в большинстве видов искусства.

5. Живопись – это произведение, в котором изображение наносится ______ (на специально подготовленный холст масляными красками).

6. ______ (Графика) – это произведение, в котором изображение нанесено на бумагу карандашом, тушью, гуашью или акварелью.

7. ______ (Скульптура) – объемное художественное произведение, созданное путем резьбы, лепки, высекания или ______ (отливки).

8. ______ (Архитектура) – строительное искусство, зодчество.

9. ______ (Дизайн) – это искусство художественного проектирования, превращения машин просто полезных в машины
и полезные, и красивые.

10. ______ (Бытовой жанр) – один из традиционных жанров изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной, обычной, частной или общественной жизни человека.

11. Исторический жанр – жанр изобразительного искусства, посвященный ______ (историческим деятелям и событиям).

12. Пейзаж – это картина, рисунок, изображающий ______ (природу, вид местности).

13. ______ (Натюрморт) – жанр живописи, изображающий неодушевленные предметы, размещенные в пространстве картины и объединенные между собой сюжетом и композицией.

14. Камерная картина – это ______ (небольшое произведение, предназначенное для узкого круга зрителей).

15. ______ (Автопортрет) – это картина, на которой автор изображает самого себя.

16. Картина, на которой изображены животные, относится к _______ (анималистическому) жанру.

17. Марина – это картина, на которой изображено ______ (море, морской вид).

18. Картина с изображением военных эпизодов, сражений относится к ______ (батальному) жанру.

19. Городской пейзаж – это разновидность пейзажного жанра, в котором ______ (изображается образ города, дома, улицы и т. п.).

20. ______ (Карикатура) – рисунок, комически или сатирически изображающий кого- или что-нибудь.

Тест №3 (итоговый контроль)

СОЕДИНИ ЛИНИЯМИ

Район

Жилища

Одежда

Россия

Украина

Кавказ

Север

Казахстан

Сакля

Хата

Юрта

Изба

Иглу

Кожух

Бурка

Унты

Тюбетейка

Душегрея

Виды изобразительного искусства

Техника

Живопись

Скульптура

Графика

Декоративное искусство

Карандаш

Резьба

Глина

Краски

Русский народный костюм

Элементы костюма

Южный

Северный

Запон

Сарафан

Рубаха

Душегрея

Понева

Навершник

Епанечка

Название орнамента

Мотивы орнамента

Растительный

Геометрический

Зооморфный

Геральдический

Каллиграфический

Астральный

Пейзажный

Звезды, солнце

Текст, буквы

Цветы, фрукты

Природа

Круги, квадраты

Животные, птицы, рыбы

Флаги, щиты

Названия произведений

Художники

«Вечерний звон»

«Грачи прилетели»

«Демон поверженный»

«Боярыня Морозова»

«Московский дворик»

«Бурлаки на Волге»

«Девятый вал»

«Последний день Помпеи»

«Рожь»

Репин

Левитан

Поленов

Брюллов

Саврасов

Айвазовский

Шишкин

Суриков

Врубель

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЕ «СОЕДИНИ ЛИНИЯМИ»

Задание 2. Найдите названия восьми предметов для рисования.

п

а

с

т

е

л

ь

а

р

п

а

х

о

л

с

т

а

с

е

а

к

а

р

а

н

д

а

ш

к

л

и

а

к

с

т

е

м

п

а

и

с

к

р

т

у

г

о

л

ь

т

т

в

а

и

г

у

а

ш

ь

р

ь

а

с

к

а

б

у

м

а

а

Ответ: пастель, холст, палитра, кисть, карандаш, ластик, уголь, гуашь.

3. Виды искусства.

Ответы: графика, скульптура, фотография, кино, музыка, архитектура, дизайн, живопись.

4. Жанры изобразительного искусства.

Ответы: пейзаж, анимализм, исторический, натюрморт, портрет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...