Выступление на МО по ФГОС
методическая разработка (изобразительное искусство, 5 класс) на тему

Клонова Ольга Вячеславовна

ИЗО обмен опытом по ФГОСам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районной кафедре учителей ИЗО и МХК Дзержинского района Волгограда  по теме «Инновационная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС общего образования».

Часто от родителей детей слышишь, что  у них рисование вел какой-то один педагог, который ставил горшок и уходил, а они де рисовали. Методика обучения изобразительному искусству с тех давних пор шагнула очень далеко, закончились золотые времена для нерадивых педагогов. Теперь обучение детей изобразительному искусству, направленно на конкретный результат, так сказать широкого спектра действия. Ребенок должен научиться учиться, то есть думать по большей части сам, должен уметь рассуждать, логически мыслить, выражать свою точку зрения, применять свои знания на практике, а не только рисовать горшок. И выдавать результаты: личностные, предметные, метапредметные. Учитель должен в свою очередь уметь  использовать мультимедийную технику, которая использовалась таким образом, чтобы ребенок мог получить максимум наглядности, и по возможности минимум затратил при этом волевых усилий. Скажем так же что, презентации не должны отвлекать внимание излишком информации. Итак, учитель должен больше  рассчитывать на  непроизвольное внимание ребенка на его живой интерес, для этого овладев хитростями психологии (менять не менее 5 раз вид деятельности на уроке), и информатики. И еще немаловажно при всем, что бы ребенок ушел с урока в хорошем, приподнятом настроении, и поставил 2 бала учителю в портфолио!  

5 класс

Древние корни народного искусства.

Урок 1

Тема 

Древние образы в народном искусстве . Символика цвета и формы.

Цели:

Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей.

Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам  народного творчества.

Развивать эстетический вкус, творческую и познавательную активность.

Предметные: Узнает образный язык декоративного искусства, научиться объяснять глубинный смысл основных знаков символов.

Личностные: Научиться познавать мир через образы и символы декоративного искусства.

Метапредметные: сравнивать, сопоставлять, анализировать, логически рассуждать.

Оборудование и материалы:

 Таблица с изображением чаши-календаря  и знаков символов. Презентация «Знаки-символы в предметах-оберегах».

Ход урока

Орг. Момент

Этап актуализация

Учитель

 Ребята! Посмотрите как много в этом кабинете различных интересных вещей: это и полотенца вышитые, и подносы, и кувшины, и панно все что вас окружает это декоративное искусство. В течение года мы с вами будем его изучать. Декоративное искусство наиболее тесно связанно с повседневной жизнью.  Оно делает собственно нашу жизнь и наш быт красочнее. Поэтому оно получило название декоро от латинского украшать.

Декоративное искусство (ДПИ) это создание художественных изделий, имеющих практическое значение в быту и отличающихся декоративной образностью. Давайте назовем  эти предметы в быту : ковры, народные костюмы, прялки, посуда, полотенца, игрушки.

Посмотрите на слайд 1, какая из вещей относится к декоративному искусству.

Молодцы, перед вами образец декоративного искусства, в наше поле зрения попала древняя чаша-чара. Как вы думаете, для чего нанесены  на ней эти рисунки: кружочки, зигзаги, параллельные линии.

Ответы учеников 

-для красоты. 

Учитель:

Однако образный язык декоративного искусства не так прост и  имеет свои особенности. Попробуем это доказать. Послушайте один из древних текстов.

Ветер, ветрило с семи старший брат,

Ты не дуй с гнилого угла,

Ты не лей дождем с запада.

Ты подуй ка теплым ветерком,

Сослужи службу роду нашему

Как вы думаете,  это простой набор слов? На что похож этот текст?

Ответы учеников:

На заговор, заклинание.

Учитель:

Зачем людям было говорить с бездушным ветром?

Ответы учеников:

-Люди верили, что ветер имеет душу, и с ним можно договориться о хорошем урожае.

Учитель:

Посмотрите на вот эту древнюю вазу.

Только ли для красоты выведены на ней эти странные узоры.

Ответы учеников;

Нет, наверное, чтобы выпало больше дождя.

А что они обозначают . что может обозначать круг как вы думаете?

Ответы учеников;

Солнце, 

Учитель:

Эти волнистые линии?

Ответы учеников;

Ветер, дождь.

 Учитель:

Давайте теперь расшифруем послание к древним богам, что хотели от них наши предки.

Правильно!  Это чаша – просьба об урожае. Археологи назвали ее  чаша-календарь.

Такие тайные знаки у древних славян можно найти повсюду, на полотенцах, утвари, на одежде, оружии, даже на предметах захоронения .

Посмотрите на слайд 4

Как вы думаете, какому богу посвящены все эти знаки?

Ответы учеников;

Правильно – солнцу.

А как вы думаете, почему так много внимания отводилось солнцу?

Ответы учеников;

Солнце дает нам тепло, урожай, еду, без него - мор, болезни, смерть. 

Учитель:

В одном классе мне задали вопрос, почему на декоре русских храмов нет таких злобных СУЩЕСТВ как, например на готических, я в тот момент не смогла ответить, может вы мне поможете? Почему зло в русском декоре  почти не изображалось? Слайд 5

Ответы учеников…

Ответь на вопросы:

1 Согласитесь ли вы с утверждением

А Орнамент на предметах народного быта наносился только с целью сделать вещь красивой для глаза.

Б Орнамент на предметах быта наносился с целью уберечь себя и свою семью  (род) от голода, мора, болезней.

2 Как вы думаете, почему солнцу в декоративном искусстве уделялось столько внимания?

Задание: давайте мы представим себя древними людьми 1 ряд-рыболовами, 2 ряд скотоводами, 3 ряд хлебопашцами и придумаем, как украсить свою чашу-просьбу к богам с помощью знаков-символов на столах лежат условные обозначения-символы солнца, неба, ветра, дождя.

Что нового узнали:

Чему научились.

Рефлексия (анкетирование, состоящее из к примеру следующих утверждений:

Я сегодня узнал новое о символике в декоративном искусстве, я узнал, какое большое значение для славян имел нанесенный на предмет быта  образ солнца, я научился распознавать древние солярные знаки итд..) если ребенок согласен, то пусть подчеркнет утверждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (материал для выступления на педагогических чтениях)

В представленном материале описаны ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ  ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИ...

Конкурсное задание «Педагогический совет». Выступление по теме: «Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов».

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения предлагаю познакомиться с ответами на волнующие многих вопросы...

Выступление на тему "Требование к положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ОО"

Аннотация к Положению о рабочей программе 1. Общие положения: а) Разработка положения рабочей программы в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.; б) Рабочая программа по...

Выступление на методсовете "Обновленные ФГОС СОО"

Краткое выступление по обновленным ФГОС СОО на методическом совете школы....