Мой Край
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «КРАСНОСЕЛЬКУПСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Тема занятия «МОЙ КРАЙ»
Педагог дополнительного образования
Ангелова Татьяна Викторовн
Детское творческое объединение
«Волшебный мир красок»
с.Красноселькуп 2014год
Пояснительная записка
Номинация: «Аппликация сюжетная»
Название разработки: Тема занятия «Мой край»
Данная методическая разработка занятия может быть использована при организации занятий: «Знакомства детей с жизнью людей на Крайнем Севере» в разделе из программы "Волшебный мир красок" - "Живопись", "Графика", а также в рамках поиска изобразительно-выразительных средств в создании несложного сюжета в аппликации, живописи, графики в изображении быта народов крайнего севера по темам: "День оленевода", "Северный пейзаж", "Улица моего села" и т.д.
Возраст воспитанников: 8-9 лет.
Вид занятия: Аппликация сюжетная.
Форма занятия: Игровая познавательная.
Цель: Научить, создавать в картине сюжетную композицию в технике аппликация. (Показывать в картине событие).
Задачи: Сформировать интерес к созданию сюжетного выразительного образа в аппликации. Расширение изобразительных и смысловых возможностей аппликации.
Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств в создании несложного сюжета в аппликации из бумаги, поддержать творческое применение разных техник аппликации (симметричная, обрывная, накладная). Расширить спектр технических приёмов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, снимание). Развивать чувство формы и композиции.
Предварительная работа.
Беседа о жизни людей на крайнем севере. Рассматривание иллюстраций и обсуждение людей кочующих в тундре. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством народов севера.
На прошлом занятии воспитанники под руководством педагога изготавливали варианты аппликационных образов.
Материалы, инструменты, оборудование.
Цветная бумага, листы тонированной бумаги для фона, салфетки матерчатые, ножницы, клей или клеящие карандаши, коробочки для обрезков, клеёнки, цветные карандаши, фломастеры для дополнения аппликативной композиции графическими средствами.
Музыкальный ряд: Оборудование: Smart board, проектор, колонки, компьютер. Музыка; Игорь Корнилов «Ямал»
Ход занятия:
Организация воспитанников.
Здравствуйте ребята!
Тема сегодняшнего занятия «Мой край»!
Какой он, мой край?
Сурова, но гостеприимна земля ЯМАЛА, потому что живут на ней люди добрые, с горячим сердцами:
Суров мой Север лишь на первый взгляд,
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!
Такие замечательные строки написал о севере, Леонид Васильевич Лапцуй.
В фольклоре народов Севера занимают большое внимание сказки.
Ребята сейчас поиграем в игру «Сказка спряталась»!
(Игру можно провести как соревнование между двумя командами).
Ребята делятся на две команды, в команде выбрать по одному участнику которые выходят к доске.
Задание: - Необходимо собрать пазл-картинку из 6-ти частей. К этой илюстрации предложены варианты названий к сказке народов Севера, Алеутская сказка «Женщина Лисица» и Саамская сказка «Тала – медведь и великий колдун». Составив картинку, игроки должны подобрать название к сказке, и расказать почему это название, по их мнению подходит к илюстрации. Выигрывает тот, кто, верно составит картинку в той же последовательности и верно подберёт название сказки. Примерный ответ: - Название отражает сюжет в илюстрации сказки.
Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать работу.
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ребята давайте вспомним!
Что такое композиция? Предпологаемый ответ: Это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Главное в композиции – создание художественного образа.
Что такое сюжет? Предпологаемый ответ: Создавая композицию, необходимо позаботится о том, что будет главным в картине, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют «смысловым цетром» или «зрительным центром» картины. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание.
Задание: - Ребята вам, необходимоиз из аппликационных шаблнов составить в единое целое, сюжетную-композицию.
Предлагаю ребятам рассмотреть схему композиционного сюжета (в наш композиционный-сюжет входят аппликационные шаблонны).
На прошлом занятии вы изготовили несколько фигур из цветной бумаги людей в традиционных костюмах, чум, животных (олени, лисы), снежные деревья (ель, сосна).
- Фигуры людей, животных будут являтся композиционным зрительным центром, главными героями нашего сюжета. Остальные дополняющие панараму аппликационные детали в нашем сюжете, например: облака, солнце, чум, деревья это всё что окружает и показывает нам (зрителям) традиционный кочевой уклад жизни людей.
Белый фон будет выразительней подчоркивать аппликационные фигуры.
Задание: 1. На белом фоне расположите аппликационные фигуры и формы? (Прохожу по рядам и просматриваю, всё ли верно выполняют, воспитанники).
Задание: 2. Последовательно наклейте на белый фон? Ребятам предлагаю обратить внимание, что на рабочих столах стоят в баночках карандаши цветные, фломастеры, маслянные мелки, необходимо подчеркнуть в картине детали, например: снежинки, следы на снегу, сугробы и т. д.
Задание: 3. Оформите работу в рамку – паспарту? Внимание! На листке по краям выделина дополнительная рамка, на края листка необходимо нанести клей, накладную рамку – паспарту накладываем на листок.
(Предлагаю ребятам организовать мини выставку).
(Задаю наводящие вопросы к закреплению темы).
Что притягивае ваше внимание в картинах?
Что такое сюжетное действие?
Ребята вам понравилось занятие?
Предлагаю оценить занятие снежинка улыбчивая (значит, понравилось занятие), снежинка грусная (занятие не понравилось). Выбирайте! И закрепите снежинку рядом с работой.
Что вам, запомнилось в нашем занятии?
Всё ли получилось в работе, так как вы хотели или задумали?
Как хорошо вы сумели передать в своих работах сюжет игры тундровых ребят, их настроение, увлечение игрой.
Молодцы!
Прослушайте стихотворение ненецкого поэта Леонида Васильевича Лапцуя.
«Тундра на ладони»
Я кисточку целое утро
Сегодня сжимаю в руке –
И вот появляется тундра,
Вся тундра на белом листке!
Далёко в белёсом просторе
Холмов протянулась гряда.
На них, колыхаясь, как море,
Пасутся оленьи стада.
От этого просто отлично
Становится вдруг на душе!
Сижу над работой своею
И тундрой любуюсь опять…
Одно я пока не умею –
Характер людей рисовать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»
Краткая аннотация к методической разработке урока-презентации проектов «Алтайский край – край заповедных территорий» Данный урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обуча...
Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...
Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Презентация содержит основные сведения о жизни и творчестве писателей Ставропольского края И. В. Кашпурова, Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....
Квест "Край мой! Край чудесный!". Задания на станциях.
Мероприятие было посвящено природе, географии, известным людям Красноярского края, его геральдике. Проведение квестов всегда вызывает интерес у обучающихся. такую форму проведения мероприятий очень хо...
урок по литературе "Край,ты мой,родимый край!"
Интегрированный урок по литературе для 5 класса с применением ИКТ(презентация)...
Мастера живописи Саратовского края (урок по Культуре края 8 класс)
В презентации представлены наиболее известные мастера живописи Саратовского края....
Введение в ДООП "Мой край любимый" "Путешествие по заповедным местам Самарского края"по ДООП "Мой край любимый" (ИКТ презентация)
Тема: "Путешествие по заповедным местам Самарского края»Цели: 1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе. 2) развивать п...