Урок ИЗО 7 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Великие темы жизни в творчестве К. Брюллова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikie_temy_zhizni_v_tvorchestve_k.bryullova.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа №1
Саяпиной Елены Сергеевны МБОУ СОШ №10 Каширский район
ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ.
К. БРЮЛЛОВ «ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ».
ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ
Предмет: изобразительное искусство. Класс: 7. Раздел: «Великие темы жизни». Урок: №6.
Цель:
- Познакомить учащихся с историей создания и художественным замыслом великой картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».
- Формировать представление о сложном мире исторической картины.
- Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, навыки ведения дискуссии, публичного выступления.
- Воспитывать любовь к искусству, интерес к художественным произведениям и их истории.
Оборудование и материалы:
- Репродукции картин:
- В. Тропинин «Портрет К. Брюллова»;
- К. Брюллов «Автопортрет»;
- К. Брюллов «Последний день Помпеи».
- Музыкальный ряд:
- Р. Леонкавалло «Утро»;
- Дж. Верди. Марш к опере «Аида».
- Видеофильм «Античный дворик».
Литературный ряд. Стихотворение А. С. Пушкина «Везувий зев открыл…» (1834 г.), Стихотворение Евгения Баратынского:
Ход урока
Звучит марш из оперы Дж. Верди «Аида».
Учитель. Сегодня мы будем говорить с вами об одной картине – работе великого русского художника, познавшего славу при жизни.
Ведущий 1. 11 июня 1836 года в Российской государственной Академии художеств царило необычайное волнение. В круглой зале собрались члены академии и почётные гости, художники и любители живописи. Выставлялась картина. Торжественно гремел оркестр, в зал было просто не пробиться. Дирекция отвела для неё самый большой зал. Ведь она просто громадная: 4,5 на 6,5 метра». (слайд№1 Брюллов К. «Последний день Помпеи»)
Учитель: Кто знает название картины?
Ведущий 2:И вот сообщили о приезде гостя, и в круглую залу быстро вошёл молодой человек, ниже среднего роста, с гордо посаженной головой. (слайд№2 портрет работы В. Тропинина.).
Учитель: Кто может назвать имя художника?
Ведущий 2:Это был художник Карл Брюллов, действительный член миланской, флорентийской, болонской академии художеств. Он был в расцвете славы. Поэты посвящали ему стихи.
1-й чтец;( Стихотворение Евгения Баратынского)
Ведущий 1:Так писал о нём и его главной картине Евгений Баратынский.
Под восторженные крики «великого Карла» внесли на руках туда, где висела его картина. Божественные почести, неземной успех! Давайте и мы, еще раз, взглянем на картину.
Звучит «Утро» Р. Леонкавалло. (слайд№3)
Ведущий 2: В картине Карла Брюллова показан день жизни и смерти римского города Помпеи. Это был небольшой, но богатый город в Кампании, области на юге Италии, близ Неаполя. Обитатели Помпеи жили удобно и красиво (слайд№4 показывает фрагмент «Античный дворик»). Убранство каждого жилища богато и разнообразно. Многие дома украшали стенные росписи – фрески (слайд№5 показывает репродукцию картины неизвестного портрета «Портрет девушки»), цветы, картины, в парадных залах были мозаичные полы. (слайд№6)
Ведущий 1:Так было до того страшного дня августа 79 года, когда вдруг начались подземные толчки. Из фонтанов исчезла вода, опустели колодцы. (слайд№7 «Извержение Везувия» картина норвежского художника Юхана Кристиана Даля ) Утром 24 августа раздался оглушительный грохот, и толчок небывалой силы словно бы взорвал томительный зной. Это было начало катастрофы.
2-й чтец: (читает отрывок из письма Плиния Тациту). (слайд№8 Извержение Везувия в 79 году. Компьютерная модель извержения Везувия.)
Учитель. Это был отрывок из письма римского писателя Плиния Младшего римскому историку Тациту.
3-й чтец (слайд№9. Портрет А. Пушкина. Читает стихотворение А. Пушкина).
Учитель. Таким предстал этот страшный день воображению нашего поэта А. С. Пушкина.
Ведущий 2. Слой камня и пемзы – окаменевшего пепла – на 1600 лет укрыл город. Летом 1827 года Карл Брюллов побывал на раскопках Помпеи. (слайд №10-13. Фото с мест раскопок). Он увидел лавки и дома с утварью. Не выцвела красная краска надписей, сообщавших о зрелищах, о сдаче помещений. В кабачках на столах остались следы от чаш с вином. Потрясённый этим зрелищем, художник делает первые наброски. Воображение помогло ему увидеть город не мёртвым, а живым, борющимся со смертью. (Показывает слайд№14 «Последний день Помпеи».)
Ведущий 1:День катастрофы. Непроглядная грозовая чернота нависла над землёй, вдали кроваво-красное зарево, тьму разрывают длинные, острые молнии. И словно бы слышны грохот подземных толчков, треск падающих зданий, крики, стоны, мольбы. Перед лицом смерти открывается суть человеческой души.
Искусствовед. Каждая группа на картине – это своего рода портрет чувств, именно поэтому все герои повёрнуты к зрителю лицом. (слайд№15.По ходу рассказа показывает фрагменты.)
Вор, крадущий упавшие на землю драгоценности, - воплощение? (слайд№16) корыстолюбия.
Семья, укрывшаяся плащом, ищущая спасения в бегстве? (слайд№17) смятение и страх.
Коленопреклонённая мать с детьми недвижны, они не трогаются с места, предавшись молитве? (слайд№18) вера в милосердие Бога.
Мужественная фигура христианского священника, не знающего сомнений? непоколебимая вера. А в глубине холста – языческий жрец, убегающий в страхе? гибель старой веры (слайд№19)
Сыновья, несущие на плечах старика-отца? (слайд№20) Самоотверженная любовь.
Юный жених неотрывно глядит в мёртвое лицо невесты? (слайд№21)Также- любовь.
И лишь одна фигура воплощает спокойствие – художник, ловящий отражение трагедии на лицах окружающих. (слайд№22фрагмент автопортрета) Кто это, вам не знакомо это лицо?
Ученики. Это автопортрет.
Учитель: Как вы думаете, зачем Карл Брюллов вводит в картину автопортрет?
Ученики. Это помогает художнику вжиться в роль очевидца происходившего. Событие он делает фактом биографии.
Искусствовед. (слайд№23 фрагменты с портретом Ю.Самойловой0) На полотне также, трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины; и разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок.
Ведущий. Падающие статуи создают очень сильный эффект в картине. Застывшие в важном спокойствии и словно бы непоколебимые, они на глазах у зрителей начинают своё тяжёлое стремительное падение вниз. В этом движения – огромный драматизм. Кумиры падают… Как вы понимаете эти слова? (Ученики отвечают. Их ответы связаны с современностью.)
Искусствовед. (слайд №23 полностью картина) Задумав написать большой холст, К. Брюллов выбрал один из самых трудных способов его композиционного построения, а именно - свето-теневой и пространственный. Это требовало от художника точно рассчитать эффект от картины на расстоянии и математически точно определить падение света. А еще, чтобы создать впечатление глубокого пространства, ему пришлось обратить самое серьезное внимание на воздушную перспективу.
Учитель: Владелец картины, А.Н. Демидов, был в восторге от шумного успеха "Последнего дня Помпеи". Благодаря его стараниям она была выставлена в Париже в 1834г. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Картину привезли в Россию в июле 1834 года. (Вывод делают учащиеся - слушатели) Картина является предметом патриотической гордости и т.п.
Подведение итогов. Выставление оценок На этом наш урок окончен.
Домашнее задание: подобрать материалы и подготовить сообщение о творчестве художников, работавших в сказочно-былинном жанре, - И. Билибина и В. Васнецова.
Приложение№1
(отрывки оформлены отдельно как свиток)
Стихотворение Евгения Баратынского:
Искусства мирные трофеи
Ты внёс в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день!
Отрывок из письма Плиния Тациту:
«Дух мой содрогается, о том вспоминая… Мы видели, как море отходит назад; земля содрогнулась, как бы отталкивала его. С другой стороны чёрная страшная туча, которую прорывали в разных местах огненные зигзаги; она разверзалась широкими полосами, похожими на молнии, но большими. Падает пепел, ещё редкий. Я оглядываюсь назад. Густой чёрный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, не похожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жён и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие – гибель близких, некоторые в стразе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет, и для мира это последняя вечная ночь».
Стихотворение А. Пушкина:
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом, - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождём бежит из града вон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...