Рабочие программы по ИЗО 9 класс
рабочая программа (изобразительное искусство, 9 класс) по теме
Рабочие программы по ИЗО 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivopis_9kl_2013-2014.doc | 134.5 КБ |
izo_9kl.docx | 39.85 КБ |
risunok_9kl.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю. Директор школы _________________ « » ___________20___г. | Согласовано Зам директора по УВР _________________________ « »______________20____г. | Рассмотрено на заседании МО Протокол №___ « »_______________20____г. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественного цикла № 23
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу живописи для 9 класса
Разработала
учитель высшей категории
Федоренко Наталья Степановна
Комсомольск-на-Амуре
2013-2014 уч. год
Структура документа
Примерная программа включает разделы:
- пояснительная записка;
- учебно-тематический план;
- количество контрольных работ;
- календарно – тематическое планирование;
- критерии оценки знаний учащихся;
- формируемые знания и умения ученика.
- учебно-методический комплект
- приложение.
Пояснительная записка
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции образования по изобразительному искусству, дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями. Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности.
Рабочая программа ориентирована на программу «Изобразительное искусство. Рисунок 1 – 11 классы. Живопись 1 – 11 классы» В.С. Кузина, М.: «Дрофа», 2001г.; «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы под руководством Б. М. Неменского. Москва «Просвещение» 2008г. Рассчитана на 34 часа.
Программа по живописи для классов с углублённым изучением предметов художественно – эстетического цикла ставит следующие учебно – воспитательные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия предметов и явлений окружающей действительности, эмоционального отношения к ним,формирмирование понимания её красоты и гармонии цветового богатства
2.Развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно – творческой активности, художественных способностей и фантазии
3.Обучение основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками.
4.Обучение основам живописной грамоты, формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений пользоваться художественно – выразительными средствами, углубление знаний по перспективе, цветоведению, передаче формы и объёма.
5. Приобщение к наследию отечественного и мирового изобразительного искусства.
Содержанием курса живопись в 9 классе являются разделы:
« Живопись с натуры, по памяти и представлению» ;
«Живопись на темы» ;
« Беседы о живописи»
Данные разделы раскрывают гармоничное сочетание основных слагаемых художественного образования: развитие эмоционально – эстетического восприятия произведений изобразительного искусства и объектов действительности; овладение знаниями по теории живописной грамоты и художественно – практическая деятельность в области реалистической живописи( умения и навыки).
Более углублённо изучаются теоретические основы живописи (цветовой тон, колорит, светлота и насыщенность цвета, рефлекторная связь и т. д.); технологии работы акварелью и гуашью, средствами живописи передача формы, объёма, цветовой окраски предметов, перспективы, световоздушной среды. Предполагается также демонстрация и сравнительный анализ произведений мастеров живописи прошлого и настоящего, образцов из методического фонда, посещение музеев, выставок и конкурсов детских работ, творческих вечеров.
Живопись с натуры , по памяти и представлению в 9 классе включает: этюды и длительные работы различных объектов действительности, портрет человека, птиц, животных, интерьера, натюрмортов из 3-5 предметов (на темы: «Дары природы», «Мой рабочий стол», «Натюрморт на окне», «На осенней террасе», «Весенние букеты цветов»). Этюды природы в разное время года на пленэре или по памяти, по представлению с предварительным самостоятельным наблюдением.
Живопись на темы: предполагает композиционные работы « Фантастический город » в технике гризайль, «Алый закат над озером», «Зимние сугробы», «Вечерний звон», «Затишье перед бурей», «Кощей бессмертный и Василиса Прекрасная», «Подвиги русских богатырей».
Беседы о живописи: цвет и колорит в живописи( на примере произведений русских и зарубежных художников).
Учебно- тематический план курса «живопись» в 9 классе
№ | Тема | Количество часов | К/р |
Живопись с натуры, по памяти и представлению | |||
«Осеннее изобилие» | 8 | 1 | |
«Обеденный стол». Тематический натюрморт | 6 | 1 | |
Портрет натурщика | 5 | ||
Живопись на темы | |||
«Алый закат над озером» | 7 | 1 | |
«Фантастический город». Гризайль | 6 | 1 | |
Беседа о живописи | |||
Гризайль в творчестве П. Л. Фефилова | 1 | ||
5. | Цвет и колорит в живописи Врубеля, Борисова-Мусатова, Гогена | 1 |
Количество контрольных работ
№ | Наименование работы | Количество часов |
К/Р №1 по теме: «Цвет и свет» | 30 мин. | |
К/Р №2 по теме: «Свет и тон» | 30 мин. | |
К/Р №3 по теме: «Цветовой контраст» | 30 мин. | |
К/Р №4 по теме: «Передача светотени» | 30 мин. |
Календарно – тематическое планирование уроков по живописи в 9 классе.
Дата | №урока | Темы уроков | Кол-во часов | Деятельность на уроке | Диагностика (практическая работа) |
«Осеннее изобилие» | 8 | ||||
1 | Обсуждение, анализ постановки | 1 | Практическая работа | ||
2 | Этюд постановки | 1 | Практическая работа | ||
3 | Компоновка листа. | 1 | Практическая работа | ||
4 | Первоначальное наложение цветовых пятен | 1 | Практическая работа | ||
5 | Насыщение светлотного и цветового тона всей постановки | 1 | Практическая работа | ||
6 | Передача плавности и глубины пространства | 1 | Практическая работа | ||
7 | Обобщение постановки и детальная проработка | 1 | Практическая работа | к/р №1 «Цвет и свет» | |
8 | Заключительный этап работы над постановкой | 1 | Практическая работа | ||
«Алый закат над озером» | 7 | ||||
9 | Просмотр фото и натурного материала | 1 | Практическая работа | ||
10 | Пробные этюды, эскизы по данной теме | 1 | Практическая работа | ||
11 | Перенос эскиза на основной формат | 1 | Практическая работа | ||
12 | Первоначальное распределение цветовых пятен | 1 | Практическая работа | к/р №2 «Свет и тон» | |
13 | Насыщение и усиление цветового и светлотного тона | 1 | Практическая работа | ||
14 | Тщательная проработка неба и водной глади озера | 1 | Практическая работа | ||
15 | Заключительный этап.Выставка | 1 | Практическая работа | ||
«Обеденный стол». Тематичесий натюрморт | 6 | ||||
16 | Выполнение этюдов натюрморта | 1 | Практическая работа | ||
17 | Компоновка изображения | 1 | Практическая работа | ||
18 | Первая прокладка цветового тона | 1 | Практическая работа | к/р №3 «Цветовой контраст» | |
19 | Продолжение работы над цветовым строем натюрморта | 1 | Практическая работа | ||
20 | Передача глубины пространства | 1 | Практическая работа | ||
21 | Детализация изображений всей предметной группы. Обобщение | 1 | Практическая работа | ||
22 | Гризайль в творчестве П. Л. Фефилова | 1 | Беседа | ||
« Фантастический город». Гризайль | 6 | Практическая работа | |||
23 | Беседа, анализ образцов, эскизирование | 1 | Практическая работа | к/р №4 «Передача светотени» | |
24 | Компоновка, линейный рисунок с тщательной детальной проработкой | 1 | Практическая работа | ||
25 | Наложение первых тоновых пятен | 1 | Практическая работа | ||
26 | Передача тональных отношений всей композиции | 1 | Практическая работа | ||
27 | Выявление объема и характер формы объектов | 1 | Практическая работа | ||
28 | Передача плановости пространства. Анализ работы | 1 | Практическая работа | ||
29 | Цвет и колорит в живописи Врубеля, Борисова-Мусатова, Гогена | 1 | Беседа | ||
Портрет натурщика | 5 | Практическая работа | |||
30 | Разбор образцов из методфонда. Этюд | 1 | Практическая работа | ||
31 | Начальный этап работы в цвете | 1 | Практическая работа | ||
32 | Усиление и насыщение цветовым тоном | 1 | Практическая работа | ||
33 | Передача объёма и тональных отношений | 1 | Практическая работа | ||
34 | Завершение работы над портретом. Просмотр | 1 | Практическая работа |
Критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, творческий просмотр, выставки, тестирование, творческий проект.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
- глубокое, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления выполнение работы ученика оценивается пятью баллами;
- твердое и практическое выполнение материала знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности при выполнении работы оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2».
Критерии оценки практических работ
- Компоновка на листе
- Построение (от общего к частному, от большего к меньшему, от геометрических форм к конкретному очертанию)
- Цвет (смешение, многообразие оттенков)
- Технология наложения красок
- Правила составления композиций
- Изобретательность в выборе сюжета, замысла
- Изобразительность (выбор материалов, инструментов)
- Художественная выразительность
- Оригинальность работы
- Качественное выполнение технических приемов
- Гармоничность цветовой гаммы
- Равновесие композиции
- Знание теоретических основ
Формируемые знания и умения ученика
В результате изучения живописи ученик 9класса должен уметь:
- видеть и передавать цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы) с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с другим;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, правилами и приемами композиции
- передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете; применять в рисунке выразительные средства (формат, свет, и тень, объём пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, пятно, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония композиции, эффекты освещения композиции, различные способы и виды нанесения мазков, приёмы работы с различным материалом), образная передача действительности;
- владеть навыками работы с различными изобразительными материалами: акварельными и гуашевыми красками, кистью, тушью;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни.
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
В процессе изучения курса живописи учащиеся должны знать:
- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная, конструктивная, декоративно-прикладная; - о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства;
- о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
-закономерности наблюдательной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.
Учебно-методический комплект
Учебники по предмету «Живопись» для учащихся не предусмотрены. Используется другая учебная литература: Н.М.Сокольникова «Основы живописи» Обнинск, «Титул» 2002г.; Ю.И.Гренберг «Технология живописи» М. 1982г.; А.А.Унковский «Цвет в живописи» М. 1983г.; А.Д.Алехин «Когда начинается художник» М. 1993г.; Г.В.Беда «Основы изобразительной грамоты» М. 1989г.
Учебно-методические пособия для учителя: Н.Н.Ростовский «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» М. 1998г.; М.В.Алпатов «Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика» М.; Просвещение, 1987г.; Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания» «Академия» 1999г.
Приложение.
Список дополнительной литературы.
Волков Н. Н. Цвет в живописи. – М., 1965.
Волков Ю. А. Работа над живописными этюдами. – М., 1984.
Маслов Н. Я. Пленэр – М.,1984.
Предварительный просмотр:
Утверждаю. Директор школы _________________ « » ___________20___г. | Согласовано Зам директора по УВР _________________________ « »______________20____г. | Рассмотрено на заседании МО Протокол №___ « »_______________20____г. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественного цикла № 23
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу ИЗО и художественному труду для 9 класса
Разработала
учитель высшей категории
Федоренко Наталья Степановна
Комсомольск-на-Амуре
2013-2014 уч. год
Структура документа
Примерная программа включает разделы:
- пояснительная записка;
- учебно-тематический план;
- количество контрольных работ;
- календарно – тематическое планирование;
- критерии оценки знаний учащихся;
- формируемые знания и умения ученика.
- учебно-методический комплект
- приложение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции образования по изобразительному искусству, дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями. Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности.
Рабочая программа ориентирована на программу «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы под руководством Б. М. Неменского. Москва «Просвещение» 2008г. Рассчитана на 68 часов. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно – прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Систематизирующим методом является выделение тех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему и акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Программа реализует духовно – нравственное развитие ребенка, т.е, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира; воспитание гражданственности и патриотизма. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью с привлечением жизненного опыта детей, примеров из окружающей жизни, стремление к выражению своего отношения к действительности как источника развития образного мышления, развитие интереса к внутреннему миру человека способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний и способности сопереживания. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция – осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:
о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств;
о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды;
о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств. Наряду сформированием у школьников нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание художественно – творческой активности при изучении синтетическпх искусств.
Тематический блок – это «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение) и содержит в себе 4 раздела : « Изобразительный язык и эмоционально – ценностное содержание синтетических искусств» ; « Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств »; « Азбука экранного искусства»; « Художник – зритель – современность». Данный блок представляет собой расширение курса визуально–пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами. Именно они, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Проводиться уроки в 9 классе и соответственно выполнятся задания могут в трёх направлениях:
художественно- образовательном(с акцентом на искусствоведческую работу на уроке);
изобразительно-творческом(с акцентом на изобразительную практику);
технически- творческом(с акцентом на съёмочную практику).
Тема | Количество часов | К/р | |
Изобразительный язык и эмоционально – ценностное содержание синтетических искусств | 24 | 1 | |
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств | 18 | 1 | |
Азбука экранного искусства | 12 | 1 | |
Художник – зритель - современность | 14 | 1 |
Учебно-тематический план курса по изобразительному искусству и художественному труду в 9 классе
Количество контрольных работ
№ | Наименование работы | Количество часов |
К/Р №1 по теме: «Мимика лица. Схемы» | 30 мин. | |
К/Р №2 по теме: «Законы композиции» | 30 мин. | |
К/Р №3 по теме: «Цветовой нюанс» | 30 мин. | |
4. | К/Р №4 по теме: «Приёмы композиции» | 30 мин. |
Календарно – тематическое планирование уроков по изобразительному искусству и художественному труду в 9 классе.
Дата | № урока | Темы уроков | кол-во часов | Деятельность на уроке | Диагностика (практическая работа) |
Изобразительный язык и эмоционально – ценностное содержание синтетических искусств | 24 | ||||
1 2 | Синтетические искусства и изображение | 2 | Беседа | ||
3 4 | Роль и место изображения в синтетических искусствах | 2 | Беседа | ||
5 6 | Экскурсия в художественный музей | 2 | Экскурсия | ||
7 8 | Театр и экран – две грани изобразительной образности | 2 | Практическая работа | ||
9 10 | Эскиз афиши к спектаклю | 2 | Практическая работа | ||
11 12 | Стенография или театрально – декорационное искусство – особый вид художественного творчества | 2 | Практическая работа | ||
13 14 | Эскиз декораций | 2 | Практическая работа | ||
15 16 | Макетирование декораций | 2 | Практическая работа | ||
17 18 | Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска | 2 | Практическая работа | ||
19 20 | Эскиз костюма героя спектакля (аппликация) | 2 | Практическая работа | ||
21 22 | Театр кукол:.эскиз серии образов кукол | 2 | Практическая работа | К/р №1 «Мимика лица.Схемы» | |
23 24 | Эскиз кукольных образов. Завершение работы | 2 | Практическая работа | ||
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств | 18 | ||||
25 | Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру | 1 | Беседа | ||
26 | Эстафета искусств | 1 | Практическая работа | ||
27 | Фотография – расширение изобразительных возможностей | 1 | Практическая работа | ||
28 | Грамота фотографирования и операторского мастерства | 1 | Беседа | ||
29 | Всеобщность законов композиции | 1 | Практическая работа | к/р №2 «Законы композиции» | |
30 | Выбор места, объекта и ракурса съемки | 1 | Практическая работа | ||
31 | Художественно – изобразительная природа творчества оператора | 1 | Беседа | ||
32 | Фотография – искусство светописи | 1 | Практическая работа | ||
33 34 | Натюрморт – жанровая тема фотографии | 2 | Практическая работа | ||
35 36 | Пейзаж – жанровая тема фотографии | 2 | Практическая работа | ||
37 38 | Человек на фотографии | 2 | Практическая работа | ||
39 40 | Специфика художественной образности фотопортрета | 2 | Практическая работа | ||
41 42 | Мой фотоальбом. Коллаж. Выставка | 2 | Практическая работа | ||
Азбука экранного искусства | 12 | ||||
43 | Кино - запечатленное движение | 1 | Беседа | ||
44 | Изобразительный язык-кино и монтаж | 1 | Беседа | ||
45 | Сюжет в кино | 1 | Беседа | ||
46 | Сценарий и раскадровка | 1 | Беседа | ||
47 | Из истории кино | 1 | Беседа | к/р №3 «Приемы композиции» | |
48 | Киножанры | 1 | Беседа | ||
49 | Документальный фильм | 1 | Беседа | ||
50 | Мир и человек на телеэкране | 1 | Беседа | ||
51 | Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры | 1 | Беседа | ||
52 | Игровой фильм | 1 | Беседа | ||
53 | Драматургическая роль звука и музыки в фильме | 1 | Беседа | ||
54 | Компьютер на службе художника | 1 | Практическая работа | ||
Художник – зритель – современность | 14 | ||||
55 | Природа художественного творчества | 1 | Беседа | ||
56 | Связь искусства с жизнью каждого человека | 1 | Практическая работа | ||
57 58 | Искусство среди нас | 2 | Практическая работа | ||
59 60 | Каждый народ Земли - художник | 2 | Практическая работа | ||
61 62 | Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры | 2 | Беседа | ||
63 64 | Синтетические искусства | 2 | Практическая работа | ||
65 | Виды и язык синтетических искусств | 1 | Беседа | к/р №4 «Цветовой нюанс» | |
66 | Современные проблемы пластических искусств | 1 | Беседа | ||
67 | Вечные истины искусства | 1 | Беседа | ||
68 | Просмотр, обсуждение творческих работ | 1 | Беседа |
Критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, творческий просмотр, выставка, тестирование, творческий проект.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
- глубокое, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления выполнение работы ученика оценивается пятью баллами;
- твердое и практическое выполнение материала знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности при выполнении работы оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «два»
Критерии оценки практических работ
- Компоновка на листе
- Построение (от общего к частному, от большего к меньшему, от геометрических форм к конкретному очертанию)
- Цвет (смешение, многообразие оттенков)
- Технология наложения красок
- Правила составления композиций
- Изобретательность в выборе сюжета, замысла
- Изобразительность (выбор материалов, инструментов)
- Художественная выразительность
- Качественное оформление работы
- Оригинальность работы
- Качественное выполнение технических приемов
- Гармоничность цветовой гаммы
- Равновесие композиции
- Знание теоретических основ
- Аккуратность
Формируемые знания и умения ученика
В результате изучения ИЗО и художественного труда ученик 9 класса должен:
- учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения; -развивать навыки создания собственных композиционных работ; -учиться понимать как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства; -освоить элементарную азбуку фотографирования и операторскую грамоту; -уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съемочной фотопрактике; -усвоить принципы построения изображения в прстранственно-временном развитии; научиться построению видеоряда, усвоить принципы киномонтажа; -усвоить принципы аргументированного подхода к анализу современных течений в изобразительном искусстве, -иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве; -выполнить на базе полученных знаний и навыков продолжительную итоговую работу в любом из видов пластических искусств.
В процессе изучения курса ученик должны уметь:
- использовать языки пластических искусств и художественные материалы при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах; -работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты; -понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений; -творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств; -владеть первичными навыками изображения предметного мира; -высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
Учебно-методический комплект
Учебники по предмету «ИЗО и художественный труд» для учащихся не предусмотрены
. Используется другая учебная литература: Г.П.Перепелкина «Искусство смотреть и видеть» М. Просвещение 1992г.; Н.А.Дмитриева «Краткая история искусств»; В.В. Смирнова «История мировой культуры» М. Спектр-5, 1994г.; Беннет Даррн «Как научиться рисовать» ЭКСМО-Пресс 2001г. (серия пособий по рисованию).
Учебно-методические пособия для учителя: Н.Н.Ростовцев «Методика преподавания ИЗО в школе» М. 1998г.; В.Б. Косминская «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» М. Просвещение 1989г.;
Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания» «Академия» 1999г.
Приложение
Список дополнительной литературы.
Аксенов К. Н. Рисунок. – М., 1987.
Барщ А. О. Наброски и зарисовки. – М., 1975.
Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок. Живопись. Композиция. – М., 1989.
Графика. Подробный практический курс. М.: ЗАО Мир книги Ритейл, 2012г.
Предварительный просмотр:
Утверждаю. Директор школы _________________ « » ___________20___г. | Согласовано Зам директора по УВР _________________________ « »______________20____г. | Рассмотрено на заседании МО Протокол №___ « »_______________20____г. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественного цикла № 23
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу рисунка для 9 класса
Разработала
учитель высшей категории
Федоренко Наталья Степановна
Комсомольск-на-Амуре
2013-2014 уч. год
Структура документа
Примерная программа включает разделы:
- пояснительная записка;
- учебно-тематический план;
- количество контрольных работ;
- календарно – тематическое планирование;
- критерии оценки знаний учащихся;
- формируемые знания и умения ученика.
- учебно-методический комплект
- приложение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции образования по изобразительному искусству, дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями. Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности.
Рабочая программа ориентирована на программу «Изобразительное искусство. Рисунок 1 – 11 классы. Живопись 1 – 11 классы» В.С. Кузина, М.: «Дрофа», 2001г Рассчитана на 34 часа.
Программа по рисунку для классов с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла ставит следующие учебно - воспитательные задачи:
1. Эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников. 2. Развивать художественно – творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно – образную память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность. 3.Обучать основам рисования с натуры, по памяти и воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции. 4. Формировать пространственные представления, художественно – образное восприятие действительности.
5. Познакомить с графическим наследием выдающихся художников прошлого и настоящего, ролью рисунка в их творчестве.
Содержание курса «Рисунок» в 9 классе составляет:
рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы , беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры. Самостоятельное применение в рисунке закономерностей конструктивного строения формы, объёма, линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, основ пластической анатомии животных и человека, дальнейшее совершенствование умения использовать различные художественные средства в рисунке. Предлагается изображение различных объектов и в группе(3 -6 предметов - натюрморты) , а также животных, птиц, портрета и фигуры человека, гипсовых орнаментов, капителей, интерьера, пейзажа, транспорта (пленэр).
Рисование на темы: выполнение рисунков на темы: «На охоте», «Русские красавицы», «Морской прибой», «Туманное утро», «Сказочный город», «Из истории России», «Морозные узоры на окне», «Русская ярмарка».
Беседы об изобразительном искусстве: Беседы о линии, тоне в рисунке на основе анализа графических работ известных отечественных и зарубежных художников. Виды графики.
Учебно-тематический план курса «рисунок» в 9 классе
№ | Тема | Количество часов | К/р |
Рисование с натуры, по памяти и представлению | |||
«Осенний натюрморт» | 7 | 1 | |
Зарисовки животных | 4 | 1 | |
Изображение портрета человека с натуры | 5 | 1 | |
4 | Изображение фигуры человека с натуры | 3 | |
Рисование на темы | |||
1 | «На охоте» | 6 | |
2 | «Русские красавицы» | 6 | 1 |
Беседы об изобразительном искусстве | |||
1 | Анималистический жанр в творчестве Павлишина | 1 | |
2 | Виды графики | 1 | |
3 | Женский портрет в графике Е. В. Короленко | 1 |
Количество контрольных работ
№ | Наименование работы | Количество часов |
К/Р №1 по теме: «Светотеневые градации» | 20 мин. | |
К/Р №2 по теме: «Схема построения животных» | 20 мин. | |
К/Р №3 по теме: «Пропорции головы человека» | 20 мин. | |
К/Р №4 по теме: «Пропорции фигуры человека» | 20 мин. |
Календарно – тематическое планирование уроков по рисунку в 9 классе.
Дата | №урока | Темы уроков | Кол-во часов | Деятельность на уроке | Диагностика (практическая работа) |
«Осенний натюрморт» | 7 | ||||
1 | Анализ постановки. Эскизирование | 1 | Практическая работа | ||
2 | Компоновка объектов натюрморта на формате А-3 | 1 | Практическая работа | ||
3 | Конструктивное построение вазы, корзины и фруктов | 1 | Практическая работа | ||
4 | Конструктивное построение драпировки, прорисовка предметной группы | 1 | Практическая работа | ||
5 | Начало работы тоновыми отношениями | 1 | Практическая работа | к/р №1 «Светотеневые градации» | |
6 | Передача объема,светотеневых градаций | 1 | Практическая работа | ||
7 | Передача фактуры, проработка деталей | Практическая работа | |||
8 | Анималистический жанр в творчестве Павлишина | 1 | Беседа | ||
Зарисовки животных | 4 | ||||
9 | Построение с учётом пропорций лисицы и медведя | 1 | Практическая работа | ||
10 | Тоновое решение зверей с передачей фактуры | 1 | Практическая работа | ||
11 | Пропорции и построение фазана и журавля | 1 | Практическая работа | к/р №2 «Схема построения животных» | |
12 | Тоновое решение птиц с тщательной деталировкой | 1 | Практическая работа | ||
Рисунок на тему: «На охоте» | 6 | ||||
13 | Компоновка листа, формат А-3 | 1 | Практическая работа | ||
14 | Конструктивное построение животных, человека | 1 | Практическая работа | ||
15 | Прорисовка и деталировка композиции | 1 | Практическая работа | ||
16 | Передача тоновых отношений и глубины пространства | 1 | Практическая работа | ||
17 | Продолжение работы в тоне | 1 | Практическая работа | ||
18 | Обобщение. Заключительный этап. | 1 | Практическая работа | ||
19 | Виды графики | 1 | Беседа | ||
Изображение портрета человека с натуры | 5 | ||||
20 | Конструктивное построение головы | 1 | Практическая работа | ||
21 | Детальная проработка портрета | 1 | Практическая работа | ||
22 | «Лепка» тоном объёмной формы | 1 | Практическая работа | к/р №3 «Пропорции головы человека» | |
23 | Передача тоновых отношений | 1 | Практическая работа | ||
24 | Обобщение . Заключительный этап | 1 | Практическая работа | ||
Изображение фигуры человека с натуры | 3 | ||||
25 | Наброски фигуры человека в движении | 1 | Практическая работа | ||
26 | Схематически - конструктивное построение фигуры человека | 1 | Практическая работа | ||
27 | Тоновое решение рисунка | 1 | Практическая работа | ||
28 | Женский портрет в графике Е. В. Короленко | 1 | Беседа | ||
Рисунок на тему «Русские красавицы» | 6 | ||||
29 | Работа над поисковыми эскизами | 1 | Практическая работа | ||
30 | Композиционное расположение всех объектов композиции | 1 | Практическая работа | ||
31 | Тоновая проработка рисунка | 1 | Практическая работа | к/р №4 «Пропорции фигуры человека» | |
32 | Продолжение работы над графической композицией | 1 | Практическая работа | ||
33 | Прорисовка деталей композиции, последующее нанесение тона | 1 | Практическая работа | ||
34 | Заключительный этап. Просмотр творческих работ | 1 | Практическая работа |
Критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, творческий просмотр, выставка, тестирование, творческий проект.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
- глубокое, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления выполнение работы ученика оценивается пятью баллами;
- твердое и практическое выполнение материала знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности при выполнении работы оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2».
Критерии оценки практических работ
- Компоновка в листе
- Построение (от общего к частному, от большего к меньшему, от геометрических форм к конкретному очертанию)
- Цвет (смешение, многообразие оттенков)
- Технология наложения красок
- Правила составления композиций
- Изобретательность в выборе сюжета, замысла
- Изобразительность (выбор материалов, инструментов)
- Художественная выразительность
- Качественное оформление работы
- Оригинальность работы
- Качественное выполнение технических приемов
- Гармоничность цветовой гаммы
- Равновесие композиции
- Знание теоретических основ
- Аккуратность
Формируемые знания и умения ученика
В результате изучения курса рисунка в 9 классе ученик должен:
- анализировать работу художника- графика;
- с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
-анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с другим;
- свободно пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции т. д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном объём и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
- применять в рисунке выразительные средства (формат, свет, и тень, объём ,пропорции, тон, силуэт, контур, пятно, линия, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, освещения композиции, различные способы и виды штриховки, разные приёмы работы с различным материалом), образная передача действительности;
- высказывать аргументированные суждения о произведениях в искусства;
- уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
Учебно-методический комплект
Учебники по предмету «Рисунок» для учащихся не предусмотрены. Используется другая учебная литература: Н.М.Сокольникова «Основы рисунка» Обнинск, «Титул» 2002г.; Н.Н.Ростовцев «Учебный рисунок» - М.,1985г.; Л.Дж. Эймис «Рисуем портреты» ООО «Попурри» 1999г.; Беннет Даррн «Как научиться рисовать» ЭКСМО-Пресс 2001г. (серия пособий по рисованию).
Учебно-методические пособия для учителя: Н.Н.Ростовцев «История методов обучения рисования» М. 1992г.; А.Е.Терентьев «Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства» М. 1989г., Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания» «Академия» 1999г.;
Приложение
Список дополнительной литературы.
Аксенов К. Н. Рисунок. – М., 1987.
Барщ А. О. Наброски и зарисовки. – М., 1975.
Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок. Живопись. Композиция. – М., 1989.
Графика. Подробный практический курс. М.: ЗАО Мир книги Ритейл, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...