рабочая программа по ИЗО 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
рабочая программа по ИЗО 6 класс по программе Б.Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_6_klass.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №9
«_________»_________2013г
____________Л.А.Жиркина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(базовый уровень)
6 класс
Составитель: Пригодская Надежда Валентиновна, учитель изобразительного искусства первой категории |
г. Красногорск
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
- авторской программы « Изобразительное искусство и художественный труд» под общей редакцией Б.Неменского;
- методического письма «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта основного общего образования».
Место предмета в учебном плане:
Рабочая программа рассчитана на 34 ч.( 1 час в неделю), что соответствует примерной программе по изобразительному искусству основного общего образования и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.
Специфика программы:
Программа Изобразительное искусство в 6 классе общеобразовательной школы соответствует образовательной области «Искусство», подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы учебного курса.
В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся.
Цели программы: развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка,
формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,
ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического
чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно–воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
В основу программы вложены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся;
- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (литература, русский язык, история, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся среднего звена.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.
Формы контроля знаний, умений, навыков
Формы контроля: тестирование, рисунок, творческие работы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего 34 часа за учебный год
Содержание занятий.
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с натуры, а также по памяти и по представлению с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции.
Рисование с натуры, а также по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду.
Рисование на темы и иллюстрирование
Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Раскрытие в рисунке действия, выразительная передана характерного, главного в сюжете, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому сюжету, персонажам. Использование в тематических рисунках простейших законов перспективы, композиции, конструктивного строения предметов. Использование цвета как средства передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами, осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.
Необходимо продолжать обучать школьников способам передачи движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма).
Обращается внимание на развитие умения изображать пейзаж по литературному описанию.
Дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, сформированных в предыдущие годы.
Декоративная работа
Систематизация знаний о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие декоративного творчества учащихся, углубление представления о народном искусстве как специфическом народного творчества в системе культуры.
Сопоставление с целью выявления общих национальных черт двух типов творчества — профессиональных русских художников в области живописи и народных мастеров.
Введение в художественно-содержательный анализ произведений декоративно- прикладного искусства : гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, элементов ансамбля народного костюма.
Совершенствование умения самостоятельно составлять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира.
Лепка
Лепка фигуры человека в движении.
Лепка тематических композиций на свободную тему.
Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием.
Аппликация
Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Основными темами бесед являются:
- картины русской жизни в произведениях художников XIX в., в творчестве передвижников;
- значительные события русской истории в произведениях В. Сурикова, В. Васнецова и других замечательных русских художников;
- образы русского фольклора в творчестве В. Васнецова и М. Врубеля; образы выдающихся деятелей культуры России в творчестве русских художников;
красота пейзажа в русской живописи;
-натюрморт в русской и советской живописи;
- Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге - величайшие творения русских зодчих;
- красота спорта в изобразительном искусстве.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 6 класса учащиеся должны знать:
Учащиеся должны знать:
— о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
— о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
— о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
— основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
— ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
— особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
— основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
— о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
— о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
— пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
— видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
— видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
— создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
— активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект
Неменская Л.А. /Под редакцией Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 6 класс. – М.: «Просвещение»,2009г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта.
2. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. Под руководством Б.М. Неменского.
Цифровые образовательные ресурсы
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
«Согласовано» «___»_________2013 Зам.директора по УВР ________ М.В.Зорина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...