Художник и художественные технологии. Эстафета искусств
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме
Презентация "Художник и художественные технологии. Эстафета искусств" и план-конспект урока для 9 класса по программе Б.М.Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_estafeta_iskusstvi.ppt | 2.78 МБ |
9_kl_estafeta_iskusstvii.ppt | 2.9 МБ |
urok_po_iskusstvu_v_9.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вне зависимости от того, как и чем выполнены произведения представленных видов искусств, все они, тем не менее, являются различного рода изображениями, ибо говорят со зрителями на языке изобразительного искусства. В любом визуальном виде искусства – кино, фотографии, рисунке – художник реализует свои замыслы при помощи цвета, объема, света в отобранном сюжете, получая изображение той или иной степени конкретности и правдоподобия. Задание: нарисовать любой предмет и его же сфотографировать. И подумать:
Предварительный просмотр:
Урок по искусству в 9-м классе на тему
"Художник и художественные технологии"
Цель:
- иметь представление об общей природе художественного процесса в изобразительном, фото и экранном искусствах;
- активизировать эстетическое восприятие произведений искусства;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе дискуссии.
Зрительный ряд:
- репродукции - наскальные рисунки,
- древнерусские иконы,
- Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком»;
- фотоработы Э. Хоппера, Р. Эстеса, Ч. Клоуза;
- фрагмент кинорепортажа.
Тип урока:
- усвоение новых знаний.
Методы обучения:
- словесный,
- формирование понятий,
- организация дискуссии,
- практический.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение целей, задач урока:
- узнаем об эволюции развития изображения в изобразительном искусстве и синтетических видах художественной деятельности;
- учиться сравнивать произведения разных видов искусства по их композиционному строю;
- уметь аргументировано высказывать свое мнение в процессе дискуссии.
III. Формирование новых знаний.
- Беседа.
- Чем отличаются представленные репродукции произведений (рис. 1, рис. 2) друг от друга? (Это произведения изобразительного искусства и фотографии)
- Что общего в картине и фотоснимке? (Изображение, композиция)
- Изучение нового материала.
От времени возникновения искусства нас отделяют сотни тысяч лет. Тогда, на заре человечества, наш далекий предок впервые начал изображать на стенах пещер (рис. 3).
- Что вызвало желание у человека заниматься творчеством?
Ученые утверждают, что человек по своей природе обладает познавательными способностями, чувством прекрасного, стремлением проникнуть в тайны природы и бытия.
Содержание древнерусского искусства тесно связано с религией и находилось под строгим контролем церкви. Изображение святых (рис. 4), с их житием (рис. 5), христианские сюжеты – основная тематика изображений в иконописи Древней Руси.
Рис 4.
Рис 5
Искусство Возрождения принесло иное понимание высшей ценности человека. Картины Леонардо да Винчи (рис. 6) и других мастеров наполнены религиозной тематикой, но с земным содержанием. «Мадонна с цветком» воспринимается как простая сцена радостного материнства юной Марии. Леонардо да Винчи много экспериментировал в поисках различных составов красок, он одним из первых художников того времени перешел от темперы к живописи маслом. Изображение в произведениях искусства содержали научные и художественные постижения мира и человека. Разнообразие изображений эпохи Возрождения достигается с изобретением устройства, которое назвали камерой-обскурой (рис. 7), что в переводе с латыни означает «темная комната». О ней впервые упомянул в своих сочинениях Леонардо да Винчи.
Для XX века характерен интенсивный поиск новых художественных форм изображения. Возникают такие разновидности искусства как дизайн, стремительными темпами развиваются фотография и кино. В конце XX века рождается направление, получившее название гиперреализм (фотореализм). В своем содержании оно сочетало приемы фотографии и живописи. Главным для художников стало как можно более точное воспроизведение изображения современного города – его улиц, витрин, рекламы, сверкающих лаком автомобилей (рис. 8, рис. 9).
Рис 8.
Рис 9.
Рис 10.
- Какое впечатление произвели на вас произведения гиперреализма?
Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличение их до размеров большого полотна. Краску распыляли аэрографом, чтобы сохранить все особенности фотоизображения. Гиперреализм поставил своей задачей обострить наше восприятие обыденности, символизировать современную среду, отразить наше время в формах «технических искусств».
Эдвард Хоппер, которого нередко называют предшественником гиперреализма, не стремился показать хаос и напряжение современной цивилизации. Он показывал простой повседневный город – место, в котором живут обычные люди. Художника (а потом – зрителя) завораживает объективность, нейтральность изображения на снимке. И как раз эти качества увиденного и сфотографированного мотива он старается передавать – точнее, имитировать – в своей работе.
Городские ландшафты Ричарда Эстеса, как правило, наполнены светом, но их пространство, несмотря на перспективные сокращения улиц и общую точность воспроизведения, создают впечатление безвоздушного, искусственного. Отчасти это ощущение возникает потому, что художник, как правило, изображает все детали – и переднего, и дальнего плана – в одинаково резком фокусе. Непонятно, может ли в этом окружении существовать человек. Да и людей на городских улицах, изображаемых Эстесом, почти не встретить. Они могут присутствовать, но в качестве отражений в витринах и на отполированных металлических плоскостях либо – за стеклом витрины, телефонной будки, автомобиля. Люди находятся в городе, но не взаимодействуют с ним, а просто обозначают его своим присутствием, подобно находящимся рядом зданиям. Городская среда живет собственной жизнью, независимой от обитателя.
С начала 1970-х годов XIX века портрет большого формата становится главным жанром творчества Чака Клоуза. В нём фокусируется авторское переживание реальности и иллюзии, различных форм визуального восприятия. Эти «головы» - так сам Клоуз называет свои работы – задумывались им как серия абстракций, имеющих сетчатую структуру и состоящих из отдельных ячеек. И лишь во взгляде зрителя, объединяясь в единое целое, они создают художественный образ.
С 1971 года важной составной частью творчества Клоуза становятся принты. Он разрушает прежнее представление о принтах как способе механического тиражирования живописных работ. Его принты требуют ещё более кропотливой и изнурительной работы, чем живописные полотна. Над отдельными принтами работа может продолжаться несколько лет.
Одним из важнейших направлений творчества Клоуза стала фотография. Как и в живописи, фокусом его интереса становится человеческое лицо. Как вспоминает сам Клоуз, настоящим фотографом он себя почувствовал, работая над серией крупноформатных полароидных портретов.
IV. Практическая работа.
- Постановка художественной задачи: выполнить рисунок любого предмета и его же сфотографировать.
- Выполнить сравнительный анализ произведений живописи и фотоискусства.
V. Итог урока.
Вне зависимости от того, как и чем выполнены произведения представленных видов искусств, все они, тем не менее, являются различного рода изображениями, ибо говорят со зрителями на языке изобразительного искусства. В любом визуальном виде искусства – кино, фотографии, рисунке – художник реализует свои замыслы при помощи цвета, объема, света в отобранном сюжете, получая изображение той или иной степени конкретности и правдоподобия.
VI. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились?
Литература:
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск. 1996 г.
- Справочник школьника. История мировой культуры. «АСТ». 1996 г.
- Энциклопедия для детей. Искусство. «Аванта +». 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс
Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...
Обобщение опыта по теме "Нетрадиционные художественные технологии, как средство развития творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства"
Обобщение опыта применения нетрадиционных технологий на уроках изобразительного искусства...
"Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства с использованием различных художественных технологий.
Проектная деятельность на уроках ИЗО...
Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»»
Мастер-класс на тему:«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»»...
Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»» (с презентацией)
Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение технологии «Синтез искусств»»...
Дополнительная общеобразовательная программа на летний период «Юные художники» по художественно-эстетическому развитию
Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 15.05.2024г. № 3 РАССМОТРЕНО...