Программа дополнительного образования детей "ПАЛИТРА"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Гриценко Елена Павловна

Кружок декоративного рисования. Расширенный спектр техник  художественного отображения позволяет творчески и разнообразно использовать приемы народной росписи, виды декоративного обобщения с элементами условности, стилизации для работы в различных жанрах изобразительного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Полное наименование программы

Программа внеурочной деятельности «Декоративное изобразительное искусство»

Разработчик программы

Гриценко Елена Павловна, учитель изобразительного искусства муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13»

Основания для реализации программы внеурочной деятельности

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

 - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;

- Региональная программа «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года», утвёрждённая постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 8 июля 2010 года № 160-п;

-Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года;  

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Программа развития школы МБОУ «СОШ № 13» «Качество образования для качества жизни»

Цель программы

Формирование целостной эстетической культуры учащегося, развитие творческих способностей через освоение им нетрадиционных способов рисования

Основные задачи

1.Расширение спектра техник  художественного отображения.

2. Воспитание эмоциональной отзывчивости.

3.Развитие  способности  самостоятельно  планировать свою работу.

4.Развитие умения пользоваться дидактическими материалами.

Основные ожидаемые результаты

Достижение личностных, предметных и метапредметных результатов каждым учащимся через развитие эстетической культуры и творческих способностей.

Возрастная группа

9-11 лет

Сроки реализации

2014-2015 учебный год

Количество часов в неделю

3 часа

Пояснительная записка

        

Мир, окружающий маленького человека, огромен и разнообразен. Но порой, мы, взрослые, недооцениваем того влияния, которое оказывают на формирование чувств ребенка, повседневные жизненные ситуации: люди, книги, природа, произведения искусства.

Способность ребенка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают нам, воспитателям и учителям, возможность развить в нем творческие качества, связать их с творческой практикой самого ребенка, восприятием им художественных произведений.

Если эта способность ребенка будет своевременно замечена, осознана и утверждена в его собственных творческих поисках, то она уже никогда не покинет человека и будет обогащаться и развиваться с возрастом.

Все дети способны. Они рисуют, сочиняют стихи, музыку, любят фантазировать. В рисунке они как бы закрепляют эмоционально пережитое состояние, глубже чувствуют его. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

И чтобы не иссякло в человеке ощущение счастья творчества, знакомое каждому ребенку, необходимо с детства развивать эту способность фантазировать и познавать окружающий мир. Эти качества пригодятся ему в любой деятельности.

Но необходимо не только научить детей рисовать, но и сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам наши предки, суметь сформировать у них потребность в художественно-творческой деятельности. Путь этот не прост. К ней идет ученик через изучение

многообразнейшего материала по искусству разных народов и времен, материалов и технологий, используемых художниками, через этапы совершенствования художественно-творческих способностей, через широкий диапазон фантазирования и эмоционально-нравственных переживаний, которые обостряют восприятие, очеловечивают весь процесс обучения.

                                         Новизна программы

Расширенный спектр техник  художественного отображения позволяет творчески и разнообразно использовать приемы народной росписи, виды декоративного обобщения с элементами условности, стилизации для работы в различных жанрах изобразительного искусства.

                                                 Актуальность программы

Усиление эффективности эстетического воспитания школьников, расширение их культурного и интеллектуального кругозора, гуманизация образования — вот задачи, стоящие сейчас перед общеобразовательной школой. Но решить их только на уроках изобразительного искусства практически невозможно, так как рисование ведется по 9 класс и в большинстве школ один раз в неделю. А что можно сделать за один час, даже если эти уроки ведет высококвалифицированный специалист?

Широкий простор для эстетического воспитания открывает внеклассная работа. Общеизвестно — большинство ребят  в начальной школе очень любят рисовать. И если хорошо организовать внеклассную работу, то увлечение изобразительным искусством может продолжиться и в старших классах.

Педагогическая целесообразность

       Обучение искусству не идентично обучению основам наук. Начальное обучение становится периодом освоения детьми общих способов художественной деятельности. Благодаря освоению изобразительных средств, младшие школьники могут раскрыть для себя общие закономерности построения художественных форм, исторически выработанных в искусстве, общие способы действий с художественными материалами, общие способы превращения их в средства живописи, скульптуры, графики и т.д.

       У художественного творчества детей есть еще свойство, которое сами они, да и многие взрослые, не замечают, а учителю надо обязательно его учитывать. Процесс художественной деятельности создает у учеников эмоционально-положительный настрой, чем снимает нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, и восстанавливает у них энергию, потраченную на разные события школьной жизни. Иными словами, занятия художественной деятельностью оказывают на детей значительное психотерапевтическое воздействие. Учитель должен способствовать созданию условий для формирования у каждого ученика высокой самооценки, уверенности в своих силах, волевой регуляции учебной деятельности. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся, создавая условия, где ребенок чувствовал бы себя комфортно.

       Отличительная особенность программы

Данная программа, в отличие от имеющихся, содержит множество техник  художественного отображения, которые позволяют успешно справляться с заданиями обучающимся с различной степенью подготовленности.

Цель программы

Формирование целостной эстетической культуры учащегося, развитие творческих способностей через освоение им нетрадиционных способов рисования.

Задачи:

1. Расширение спектра техник  художественного отображения.

2. Воспитать эмоциональную отзывчивость.

3. Развитие  способности  самостоятельно  планировать свою работу.

4. Развить умение пользоваться дидактическими материалами.

Условия реализации дополнительной образовательной программы

Данная программа рассчитана на один год обучения. Объем программы – 102 ч, которые распределяются следующим образом: 3 часа в неделю для одной группы обучающихся.

Режим  занятий – 2 раза в неделю. Одно занятие - 2 часа (40 + 40 минут, 10 минут – перемена), второе занятие – 1 час

Форма организации учебной деятельности

Форма организации учебной деятельности в основном комбинированная:

Теория (беседа, работа с дидактическими материалами, составление плана работы, демонстрация учителем способа выполнения работы)

Практическая работа обучающихся  (работа над плановым заданием, с помощью учителя или самостоятельно)

                                       Методы проведения занятий

1. Репродуктивный (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия - предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца, показанного учителем).

2.  Наглядные методы (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия - иллюстрации, репродукции, методические схемы и таблицы, методические пособия, педагогический рисунок; наблюдение и восприятие живой натуры, изучение её качеств и свойств, особенностей формы, цвета, фактуры и т.д.).
           3. Динамический рисунок учителя (показ способов и приемов изображения, поиск композиции).

4. Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный - учитель сообщает готовую информацию, а от учащихся требуется ее осознание, усвоение и сохранение в памяти). Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, ее цели и задач. Обследование предметов (сочетается со словесными приемами).

5. Частично-поисковый (поиск средств выражения)

                                         Формы проведения занятий.

1. Коллективное творчество (метод совместного творчества)

2.Самостоятельная работа (метод самостоятельного художественного  

творчества)

3. Беседа.

4. Экскурсия

5. Занятие –эксперимент (дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, крупой, другими различными материалами).

6. Проектная, исследовательская деятельность.

           

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Разделы

Количество часов

Основы декоративной композиции

36 ч

Работа с природными и другими различными  материалами

15  ч

Работа с цветной бумагой в технике аппликации

12 ч

Бумагопластика

6 ч

Основы реалистичного рисунка

33 ч

Итого

102 ч

Основы декоративной композиции

Слово "композиция" в переводе с латинского буквально означает составление, построение, структуру художественного произведения, обусловленную его содержанием, характером, назначением. Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи.  Как художественная форма композиция претерпевает с течением времени неизбежные изменения. Работа художника над композицией - это творческий процесс, для которого одинаково важно развитие индивидуального художественного чувства и логического интеллектуального мышления. Композицией следует считать как непосредственную практическую работу художника над реализацией своего замысла, так и конечный результат творчества, т.е. художественное произведение (панно, гобелен, батик и т.д.). В качестве термина слово "композиция" стали употреблять с эпохи Возрождения.

Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства. Наряду с общими закономерностями композиции, каждый вид искусства имеет свою специфику и даже одно и то же композиционное средство может использовать по-разному. Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусствах художник композиционными приемами, наоборот, стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта. Свойство декоративной композиции - декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности.

Существует два основных источника творчества художников в декоративном искусстве. Первый - внешний мир природы, мир во всем его многообразии, существующий вне нашего сознания. Второй - народное искусство, обладающее удивительной жизненной силой. В произведениях народного искусства идеи добра проявляются с поразительной чистотой и откровенностью.

Инструктаж по технике безопасности при данном виде работы.

Практика – работа учащихся по усвоению законов построения декоративной композиции, усвоение способов декоративных приёмов рисования. Творческие тематические задания.

               Работа с природными и другими различными  материалами

Теория -  Представление об эстетике народного творчества в работе с природными материалами. Инструктаж по технике безопасности при данном виде работы.

Практика - Изготовление игрушек и других поделок из природного материала - интересное дело, но вместе с тем - это труд.
Развить умения и навыки работы с различными декоративными материалами; развитие фантазии и творческого подхода к выполнению работы.

Работа с соленым тестом

        Соленое тесто в последние годы стало очень популярным для лепки: оно очень эластично, с ним легко работать, это экологически чистый материал, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие взрослым и детям. Работа с солёным тестом интересна и требует особого терпения, но результат порадует любого!

Теория – изготовление и  способы работы с солёным тестом, демонстрация поделок из солёного теста. Знакомство с Дымковской игрушкой. Инструктаж по технике безопасности при данном виде работы.

Практика –  изготовление, роспись поделок в стиле Дымковской игрушки, компоновка декоративного панно.

Работа с цветной бумагой в технике аппликации

Это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон, закрепление на нём с помощью различных клеев, нитей. В современной аппликации используются всевозможные материалы, подчас самые неожиданные: различная бумага, ткани, береста, нитки, мех, соломка, высушенные растения, дерево и другие природные материалы. Изделия, выполненные в технике аппликации или с ее применением для наибольшего украшения, выглядят нарядно и эффектно.

Теория – понятие о различных способах аппликации из цветной бумаги, различия между плоскостной и объёмной аппликацией, демонстрация работ, выполненных в различными способами. Инструктаж по технике безопасности при данном виде работы.

Практика -  работа учеников над тематическими заданиями различными способами.

Бумагопластика

Искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур. Сегодня в ее состав входит и оригами – столь популярная ныне техника. Бумагопластика менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, смотрятся как произведение искусства. В них ощущается пространство, образ.

Теория – Понятие о бумагопластике, отличия объёмной бумажной пластики от техники «Оригами». Инструктаж по технике безопасности при данном виде работы.

Практика - работа учеников над тематическими заданиями различными способами. Коллективная работа «Городская улица»

Работа в технике «Граттаж»

Граттаж (франц. grattage, от gratter - скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску. Процесс работы в Г. напоминает выскребание по асфальту в литографии. Произведения, выполненные в технике «Граттаж», отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.

Теория – понятие о технике «Граттаж», демонстрация работ, исполненных в этой технике. Инструктаж по технике безопасности при данном виде работы.

Практика – подготовка к работе – выбор сюжета, подбор цветовых отношений, грунтовка. Работа над композицией.

Декоративная аппликация с крашеной ватой

- это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей из ваты на фон, закрепление на нём с помощью различных клеев, нитей. Используется крашеная и обыкновенная вата.

Теория – понятие о работе с крашеной ватой, демонстрация работ. Инструктаж по технике безопасности при данном виде работы.

Практика – работа учащихся над поделкой, оформление рамочек для поделки.

Декоративное рисование

Если при работе с натуры вы изображаете природные формы в разных положениях и с различными светотеневыми отношениями и цветовыми оттенками, то в декоративном рисовании эти формы нужно показать в виде определенного орнаментального мотива - условно, стилизованно (обобщение изображаемых фигур с помощью условных приемов).
Таким образом, декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности.

Теория – Понятие о декоративном рисовании и работе нетрадиционными способами художественного изображения. Инструктаж по технике безопасности при данном виде работы.

Практика – выполнение плановых работ различными способами декоративного изображения.

Основы реалистичного рисунка

Знания в использовании законов построения композиции, основ реалистичного рисунка, умения использовать художественные выразительные средства для эстетического отображения действительности. Умение использовать выразительные средства изобразительного искусства в рисунке. Развитие пространственного восприятия. Развитие объёмного восприятия пространства и отображение его в художественной модели. Формирование начальных умений управления собственной деятельностью. Развитие ассоциативного мышления. Развитие наблюдательности. Развитие аккуратности.

Ожидаемые результаты реализации программы

Личностные результаты

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

г) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

д) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

              е) Уяснение основных композиционных принципов, приёмов, способов

     работы, необходимых для создания декоративной композиции.        

              ж) Умение использовать основные закономерности декоративной

     композиции во всех видах и жанрах изобразительного искусства.

             з) Умение работать с различными художественными материалами.

             и)  Умение использовать оригинальные материалы для создания

     декоративного произведения.

             к) Умение декоративно перерабатывать окружающую действительность

     средствами бумагопластики.

             л) Умение самостоятельно находить сюжет для творческой работы.

             м) Участие в различных выставках и конкурсах рисунков.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых  поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

                                         

Личностные УУД

а) Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

б) Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

в) Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

г) Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном

   процессе.    

д) Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

е) Признание для себя общепринятых морально-этических норм.

ж) Способность к самооценке своих действий, поступков.

з) Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа,

   определённой  культуры.

и) Интерес и уважение к другим народам.

к)Стремление к красоте.

л)Готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные УУД

а) Проговаривать последовательность действий на уроке.

б) Учиться работать по предложенному учителем плану.

в) Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

г)Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

а) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

б) Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

в)  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

г) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

д)  Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

е) Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Формы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы

1. Выставки рисунков.

2. Участие в конкурсах рисунков.

3. Участие в учебно-исследовательских конференциях.

Формы контроля

1. Текущий, на основе выполненной работы.

2. На основе собеседования.

3. На основе наблюдения.

4. Мониторинг (педагогическая диагностика)

                   

                         Диагностика в дополнительном образовании.

 Цель:  успешность  освоения образовательной программы.

                               

Методы педагогической диагностики

1.Индивидуальная  беседа
         Индивидуальная беседа с учеником предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации.

                                                   2.   Наблюдение

   Наблюдение как метод педагогической диагностики  необходимо для  сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов:
- оно сочетается с воздействием на ребёнка, с его воспитанием (фиксируется прежде всего реакция ученика на различные воспитательные влияния);
 - наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей педагогической задачи;
 - в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течение длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности ученика;
 - наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.

3.   Учебные достижения

   Фиксирующие предметные и общеучебные знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы.

 


План работы по диагностике  (мониторинга) педагога на учебный год

Объект диагностики

Группы

Показатели

Уровни

Используемые методики

Сроки

Мероприятия по результатам диагностики

Определение уровня подготовки учащихся в начале цикла обучения (начальное диагностирование)

Все

Сформированность предметных УУД

Проявление творческих способностей

Умение пользоваться дидактическими материалами

Умение планировать свою работу

Самостоятельность

Коммуникабельность

Низкий

Средний

Высокий

Собеседование,  наблюдение, анализ работ

Сентябрь – октябрь

Справка, выводы

Оценка успешности усвоения образовательной программы (конечная диагностика)

Все

Сформированность предметных УУД

Проявление творческих способностей

Умение пользоваться дидактическими материалами

Умение планировать свою работу

Самостоятельность

Коммуникабельность

Низкий

Средний

Высокий

Собеседование,  наблюдение, анализ работ

Апрель- май

Подведение итогов учебного года, отчет на итоговый педсовет


ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ

Цветопись – самая распространенная форма, рекомендуемая психологами, при работе с учащимися младших школьников. Для оценки работы учеников можно использовать следующие цвета:

красный -  высокий уровень.

желтый – средний уровень.

синий – низкий уровень.

Критерии оценивания показателей

Сформированность предметных УУД

Оценивается методом собеседования и оценки текущих работ – знания и умения, соответствующие возрастной группе.

красный -  высокий уровень.

Обучающиеся  легко справляются с выбором сюжета для рисунка, без ошибок применяют законы композиции, знают основы изобразительной грамотности, умеют творчески решить поставленную задачу (работать не по образцу)

желтый – средний уровень.

Обучающиеся самостоятельно или с помощью учителя  справляются с выбором сюжета для рисунка, под присмотром учителя применяют законы композиции, знают основы изобразительной грамотности, хорошо работают по образцу.

синий – низкий уровень.

Обучающиеся с помощью учителя или самостоятельно справляются с выбором сюжета для рисунка, допускают ошибки в композиции, слабо знают основы изобразительной грамотности, неаккуратно работают по образцу.

Проявление творческих способностей

красный -  высокий уровень.

Обучающиеся умеют творчески работать – не по образцу, могут творчески и разнообразно использовать приемы народной росписи, возможности художественной выразительности в нетрадиционных способах рисования, находят неординарные способы решения композиции.

желтый – средний уровень.

Обучающиеся хорошо справляются с заданиями, могут использовать средства художественной выразительности, в основном по заданию учителя.

синий – низкий уровень.

Обучающиеся с помощью учителя справляются с выбором сюжета для рисунка, в основном, работают по образцу.

                     

Умение пользоваться дидактическими материалами

Оценивается методом наблюдения.

красный -  высокий уровень.

Самостоятельно может работать с книгами по изобразительному искусству, находить для себя интересные темы для творческого самовыражения, самостоятельно работать по схеме, с шаблонами, планами.

желтый – средний уровень.

С помощью учителя, реже - самостоятельно может работать с книгами по изобразительному искусству, находить для себя интересные темы для творческого самовыражения, самостоятельно работать по схеме, с шаблонами, планами.

синий – низкий уровень.

Самостоятельно может работать с книгами по изобразительному искусству, находить для себя интересные темы для творческого самовыражения, самостоятельно работать по схеме, с шаблонами, планами.

Умение планировать свою работу

   Оценивается методом собеседования и наблюдения.

красный -  высокий уровень.

Самостоятельно может составить план работы над рисунком, поделкой, и следовать этому плану.

желтый – средний уровень.

С помощью учителя может составить план работы над рисунком, поделкой, и следовать этому плану.

синий – низкий уровень.

С помощью учителя может составить план работы над рисунком, поделкой, и действует с ошибками или не может следовать этому плану.

Самостоятельность

Оценивается методом наблюдения. Плюс оценка за работу с дидактическими материалами и умением планировать свою работу.

красный -  высокий уровень.

Обучающийся работает самостоятельно, в быстром режиме без ошибок или с мелкими недочетами.

желтый – средний уровень.

Обучающийся выполняет задания, соблюдая все требования, но необходим контроль со стороны учителя, без контроля может допускать ошибки.

синий – низкий уровень.

Обучающийся постоянно обращается к помощи педагога или детей, слабо справляется с заданием.

Коммуникабельность

Оценивается методом наблюдения.

красный -  высокий уровень.

Обучающийся легко контактирует с другими детьми, учителем, активно работает над коллективными рисунками, имеет задатки лидера.

желтый – средний уровень.

Обучающийся в период адаптации в группе не легко контактирует с другими детьми, учителем, после адаптационного периода у него устанавливаются ровные дружеские отношения со всеми.

синий – низкий уровень.

Обучающийся не легко контактирует с другими детьми. Отношения с другими детьми могут выражаться двумя способами – либо ребенок замкнутый, не легко идет на контакт, либо ребенок может вести себя агрессивно, ссорится, жалуется на других, нервничает.

Материальное, методическое обеспечение

Оборудование:  краски, кисти, альбомные листы, ватманские листы,

        различные материалы (вата, з. паста. Воск, копировальная бумага и т. д.),      

       природные материалы, соленое тесто, ткань, цветная бумага, ножницы, клей,  

      канцелярский нож, тушь, перьевые ручки, простые карандаши, фломастеры,  

      цветные ручки, бокалы для воды и т.д.

Наглядное пособие:

  1. Рисунки и поделки, сделанные ранее учителем или обучающимися.
  2. Плакаты, демонстрирующие порядок работы и технику безопасности  при работе с теми или иными инструментами, материалами.

Техническое оснащение:

  1. Компьютер, интерактивная доска.

Список литературы для учителя

        1. Банников. В.Н.  Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования, изд.-РИЦ ИПК и РРО г. Ханты-Мансийск, 2007год.

2. Ячменёва В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7 -14 лет, изд. «Владос», Москва, 2006 год.

3. Декоративная композиция. Изд. «Владос», Москва 2004 год

4. Хапилина И. А. Азбука народных промыслов. Изд. «Учитель», Волгоград, 2009 год 13.

5. Павлова О. В. Изобразительное искусство. Обучение приёмам художественно — творческой деятельности. Изд. «Учитель», Волгоград 2008 год

6. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Изд. «Просвещение», Москва 2007 год.

7. Свиридова О.В. Изобразительное искусство: упражнения, задания, тесты. Изд. «Учитель», Волгоград, 2009 год

8.  Куприянов Н. «Рисуем на компьютере». Издательский дом «Питер», Санкт-Петербург 2005 год.

Список литературы для учеников

1. Смит А., Тетчелл Дж. Энциклопедия рисования. -Изд. «Росмен», Москва, 2008 год

2.  Шпикалова Т. Я., Ершова Jl. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - Изд. «Просвещение», Москва, 2008 год

3.  Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс начальной школы. - Изд. «Просвещение», Москва, 2008 год

4.  Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Рабочие тетради. -Изд. «Просвещение», Москва, 2008 год

5.  Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - Изд. «Просвещение», Москва, 2009 год

6.  Селютин И Ю. Как нарисовать фигуру человека. –Изд. «АСТ — Сталкер», Тверь, 2007 год

7.  Селютин И.Ю. Как нарисовать пейзаж, Изд «АСТ — «Сталкер», Тверь 2005 год 10. Логвиненко Г.М.

8.  Салмина Н. Г. , Глебова А. О. Клетки, точки и штрихи. - Изд. «Вента-Граф», Москва, 2008 год.    

9.  Салмина Н. Г. , Глебова А. О.Анализ форм и создание образа. -Изд. «Вента-Граф», Москва, 2008 год.    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа Дополнительного образования детей «Палитра» Педагог дополнительного образования МБОУ «СОШ №13» Елена Павловна Гриценко

Слайд 2

Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся. Оскар Уайльд

Слайд 3

Актуальность Развитие эмоциональной сферы Развитие творческих способностей Развитие чувства прекрасного Развитие общей культуры УДД

Слайд 4

Раскрытие у младших школьников общих закономерностей построения художественных форм, общих способов действий с художественными материалами, способов превращения их в средство живописи, скульптуры, графики и т.д. Педагогическая целесообразность

Слайд 5

Формирование целостной эстетической культуры учащегося, развитие творческих способностей через освоение им нетрадиционных способов рисования. Цель 1. Расширение спектра техник художественного отображения. 2. Воспитание эмоциональной отзывчивости. 3. Развитие способности самостоятельно планировать свою работу. 4. Развитие умения пользоваться дидактическими материалами. Задачи

Слайд 6

1 2 3 Работа с природными материалами Особенность программы: Работа с цветной бумагой Работа в технике « Граттаж » Декоративное рисование 4

Слайд 7

Методы Наглядные методы Динамический рисунок учителя Метод проектов Частично-поисковый

Слайд 8

1. Художественная мастерская 2. Самостоятельная работа 3. Коллективное творчество 4. Занятие–эксперимент Формы

Слайд 9

1. Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства. 2. Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей. 3. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 4. Формирование духовных и эстетических потребностей. 5. Отработка навыков самостоятельной и групповой работы. 6. Развитие уверенности в своих силах. Личностные результаты

Слайд 10

1. Знакомство учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них. 2. Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. 3. Освоение основных композиционных принципов, приёмов, способов работы, необходимых для создания декоративной композиции. 4. Умение работать с различными художественными материалами. 5. Умение использовать оригинальные материалы для создания декоративного произведения. 6. Умение самостоятельно находить сюжет для творческой работы. Предметные результаты

Слайд 11

Декоративное рисование Музыка Технология Информатика и ИКТ Литература История Математика Метапредметная связь

Слайд 12

Личностные УУД : Желание приобретать новые знания Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Способность к самооценке своих действий, поступков. Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры. Интерес и уважение к другим народам. Стремление к красоте.) Метапредметные результаты

Слайд 13

Регулятивные УУД : Учиться работать по самостоятельно составленному плану или предложенному педагогом плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. Метапредметные результаты

Слайд 14

Познавательные УУД : Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы и группы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания. Метапредметные результаты

Слайд 15

Коммуникативные УУД : Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: - донести свою позицию до собеседника; - оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях в кружке и следовать им. Учиться согласованно работать в группе: - учиться планировать работу в группе; учиться распределять работу между участниками коллективной работы. Метапредметные результаты

Слайд 16

Работа с природными материалами Аппликация Аппликация из рваной бумаги Аппликация «Двойная»

Слайд 17

Бумагопластика Граттаж Рисование с воском Рисование ватными палочками

Слайд 18

Рисование тряпичной салфеткой Рисование «необычный штрих» Монотипия

Слайд 19

« Каляки-маляки » Рисование со «сгущёнкой» Рисование солью Рисование на яичной скорлупе

Слайд 20

Фактурная графика Рисование полиэтиленовыми пакетами Рисование тушью Способ « Примакивание »

Слайд 21

Лубок Рисование зубной пастой Набрызгивание

Слайд 22

Цветопись Группа № 2 ФИО Проявление творческих способностей Умение пользоваться дидактическими материалами Умение планировать свою работу Самостоятельность Коммуникабельность Богодухов Никита В В В В В Вавилов Михаил С С В С В Галушко Максим В В В В С Ганеев Марат В В В В В Зайцев Максим В С С С В Зеленина Софья С Н Н С В Мещеряков Максим В С С В В Пасько Наталья В С С В В Попова Анастасия В В В В В Савенко Алексей В В В В В Светличный Илья В В С С С Султанов Данил С В В В В Сысуева Валентина В В В В В Тимканова Гульназ В С С С В Югова Марина С С С С В

Слайд 23

Результаты диагностик

Слайд 24

Результаты индивидуального прогресса

Слайд 25

Групповая работа на тему «Волшебный мир творчества»

Слайд 26

Достижения Окружные конкурсы: «Вперёд, Югра !», «Я рисую выборы», «Сибирское богатство» Городской конкурс «Здоровье, мир и процветание» Всероссийские дистанционные конкурсы : «Живое слово», «Осенние мотивы», «Я и конституция», «Дымковская игрушка», «К дальним планетам», «В День Победы хочу пожелать..»

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...