«Один шаг от науки до искусства»
классный час (6 класс) по теме

Нилушкова Наталья Юрьевна

Сценарий внеклассного мероприятия    «Один шаг от науки до искусства»

для учащихся 6-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия    «Один шаг от науки до искусства»

для учащихся 6-х классов.

Учитель математики: Н.Ю. Нилушкова

Учитель ИЗО: Л.Н. Москалец

1 апреля 2013 год.

Цели и задачи мероприятия:

1.Образовательные:

- Повторить основные геометрические фигуры – прямоугольник, круг, треугольник, квадрат, ломаную линию (зигзаг).

- Знакомство с художниками  и художественными направлениями (кубизм, супрематизм, абстракционизм), использующими геометрические  формы в своих картинах.

 - Расширить кругозор учащихся, способствовать развитию познавательного интереса.

- Создание  учащимися предметного рисунка или картины  из геометрических форм.

2. Развивающие:

- Активизировать самостоятельную деятельность учащихся.

- Развивать творческое мышление учащихся, их гибкость, беглость и оригинальность, фантазию.

- Развивать способность детей к  преобразованиям, своему видению предмета, креативному отношению к миру и себе;  стремление к творчеству, увлеченность процессом творческой деятельности, способность к сотрудничеству.

- Развивать  чувство собственного достоинства, самоуважения.

3. Воспитательные:

- Способствовать познанию законов красоты и гармонии окружающего мира. Воспитывать  интерес к творчеству художников и любовь к искусству.

-  Воспитывать  более глубокое понимание себя, собственного внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний).

- Воспитывать  аккуратность в работе, умение рассматривать картины, внимание и усидчивость.

- Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Проблема развития творческого мышления школьников в процессе формирования геометрических понятий.

Результат: предметный  рисунок или картина из геометрических тел.

При проведении мероприятия используются  арт - технологии .

                                                    Ход мероприятия:

  1. Орг. Момент.
  2. Учитель математики:

Рисовать, как всем известно,

Очень – очень интересно!

Открывай альбом, тетрадку,

Начинаем по порядку.

Для начала нарисуем

Просто линию прямую.

После этого, дружок,

Нарисуем  - ка кружок.

Получился из кружка

Кругленький воздушный шар.

Он, взлетая к облакам,

Хвостиком помашет нам.

    Все мы когда – то были маленькими и рисовали, не задумываясь о том, что изображаем на рисунке не просто линию прямую или кружок, а геометрические фигуры. Давайте назовем известные вам геометрические фигуры. (Ответы учащихся) Это прямоугольник, квадрат, треугольник, линия (прямая или ломаная).

Оказывается, не только маленькие дети рисуют домики из прямоугольников и треугольников, солнышко –  кружок, но  есть и  художники, использующие в своих картинах геометрические фигуры.

 - Сообщение темы и цели мероприятия. Сегодня вы познакомитесь с некоторыми художественными направлениями, где используются геометрические формы и  художниками –представителями этих направлений. Вас ожидает практическая часть: создание собственной картины или предметного рисунка из геометрических фигур.

3. Учитель  ИЗО:

Презентация (приложение 2)

 -Я вас познакомлю с направлениями художественного искусства, основанными на геометрических формах  и художниками этих направлений (слайд 2)  Все эти  художники -  авангардисты – абстракционисты ( объяснение – понятий).

   Авангардизм (произошло от фр. avant-garde - передовой отряд) - совокупность экспериментальных,   необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века.

Кубизм (куб) – художественное направление во французском искусстве начала ХХ века, которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. Все  изображенное  сводится к геометрическим  схемам и кубам».

Абстракциони́зм  (удаление, отвлечение) — направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение гармонии, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у зрителя разнообразные ассоциации.

 - Геометрический абстракционизм - вид абстрактного искусства, композиции которого построены из ограниченного набора правильных форм и основных цветов.

- Супрематизм (произошло от лат. supremus - высший, высочайший, первейший) - направление авангардного искусства первой трети 20 века. Абстрактный геометрический стиль. Используются чистые локальные цвета.  Фигуры  погружаются  в  пространство, где властвуют законы динамики и статики (объяснение – статика и динамика в композиции).

-- Пабло Пикассо (1881—1973), французский художник считается родоначальником «кубизма».  В те  годы в Европе  было увлечение очень популярной традиционной африканской скульптурой. Она давала пример свободного обращения с формой — так, голова статуи могла быть больше тела, и при этом фигура выглядела очень выразительно.  В  своих работах художник  дробил предметы и фигуры на составные части, упрощал их до строгих геометрических форм: кубов, конусов, полусфер, цилиндров (слайд 3)

--- Василий Кандинский великий русский художник ( родился в Москве,  1866- 1944г) . Кандинский является одним из основоположников абстракционизма. В историю искусства вошел своими композициями. Художник всесторонне  использует в своих картинах точку и линию и замечает, что – это "скрещения, соединения, образующие собственный язык, невыразимый словами.  «Все произведения, созданные Кандинским  как «предметные», так и абстрактные, отличает динамичность, активность композиционного построения. Создается ощущение сильной концентрации всех сил в центре полотна (слайды 4-5-6).

--- Малевич Казимир Северинович (1878 - 1935) На творчество Малевича  повлиял кубизм, но автор разработал собственную систему абстрактного геометрического стиля, который в скором времени получил наименование «супрематизм». Художник чистыми локальными цветами писал геометрические фигуры, и погружал их в какую-то «белую бездну», где властвовали законы динамики и статики. (Супрематическая композиция). Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета над всеми остальными компонентами живописи (слайды 7-8).

Черный квадрат. Изображение черного квадрата на белом фоне многозначно: белый цвет - это сумма всех цветов, а черный - это отсутствие всякого цвета, то есть, в картине сочетается контраст „нечто - ничто“, „бытие-небытие“. Черный квадрат – это „дыра в бесконечность“. О нем до сих пор идут споры среди критиков искусства.

    Соня Делоне известна в Европе и  считается французским художником живописцем, хотя по происхождению она украинка (1885-1979г.)  В ее абстракции присутствуют яркие краски, динамика движения, геометрические формы. Свои  абстрактные рисунки  перенесла в оформление тканей и интерьеров,  иллюстрации к книгам, даже в росписи (тюбинге)  машин (слайд 9).

Геометрическая живопись Георгия Курасова.  Родился в 1958 году в СССР, тогда в Ленинграде. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Геометрические фигуры могут быть куда более интересными, если это тела настоящих людей, изображенных на живописных полотнах художником-кубистом. Удивительно лаконично художник Георгий Курасов вписывает реальность в пространство, поделенное на линии, будто он смотрит на мир через какое-то особое мозаичное витражное стекло (слайд 10).

Я надеюсь, что вас заинтересовало творчество этих художников.  Вам  самим предстоит сейчас побывать в роли художников – абстракционистов. Не бойтесь фантазировать в своих картинах. Создайте предметный  рисунок или картину, используя геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, зигзаг и прямые линии.  Предметному рисунку или картине дайте название. Ваши работы  пойдут на выставку  во время Недели математики, которая пройдет в середине апреля.

  Я хочу вам  показать  предметные рисунки и картины из геометрических форм других учащихся (слайд 11).

 ( слайд 12) – творческое задание.  Предлагаем космическую тему, фантастический город, абстрактный рисунок.

4. Практическая часть: работа  индивидуально или в паре (самостоятельно). ( Звучит тихая мелодия).

5. Защита рисунков или картин. Что вы изобразили? Скажите название.

Рефлексия:

-Какие эмоции вызвали у вас направления живописи с которыми вы сегодня познакомились? ( Повторить направления). Назовите художников? Какие картины вам понравились?

6.Учитель математики: оказывается с помощью геометрических фигур можно узнать характер человека. (Приложение 3).

-Посмотрите на свои картины. Каких фигур вы использовали больше? Это значит, что они вам нравятся лучше, чем другие. Прочитайте о своем характере.

- На этом наше занятие заканчивается. Всем спасибо.

Уборка рабочего места.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арт - терапия

Слайд 2

Арт –терапия (термин был введен в 1938 Андрианом Хиллом) – использование всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализация на практике таких функций, как адаптационная, коррекционная, профилактическая, регулятивная, реабилитационная, мобилизующая.

Слайд 3

Основная цель – гармонизация внутреннего состояния человека, т.е. восстановление его способности находить оптимальное, способствующее продолжению жизни состояния равновесия.

Слайд 4

Задачи: Акцентировать внимание человека на его ощущениях и чувствах; Создать оптимальные для человека условия, способствующие наиболее четкой вербализации проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять; Помочь человеку найти социально приемлемый выход, как позитивным, так и негативным чувствам.

Слайд 5

Основная техника арт – терапевтического воздействия – это техника активного воображения, открывающая человеку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества.

Слайд 6

Приемы арт – терапии опираются на идею о том, что любой человек, как подготовленный, так и не подготовленный, способен преобразовать свои внутренние конфликты и визуальные формы.

Слайд 7

Арт – терапия применяется как в групповой, так и в индивидуальной форме. Особенности индивидуальной работы - учитывается склонность человека к присущему ему одному темпу работы В настоящее время групповая форма арт – терапии используется очень широко в образовании

Слайд 8

Возможности групповой арт – терапии: Позволяет развивать ценные социальные навыки; Связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы; Дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; Повышает самооценку и ведет к укреплению личностной идентичности; Развивает навыки принятия решения.

Слайд 9

Существуют различные виды арт – терапии: Изотерапия; Сказкотерапия; Музыкотерапия; Танцевальная терапия; Игровая терапия; Фототерапия;

Слайд 10

В арт-терапии используются любые изобразительные средства Акварельные и гуашевые краски Пастель Восковые мелки Цветные карандаши Мелки

Слайд 11

При проведении занятий с использованием элементов арт – терапии в школе очень важно , чтобы дети воспринимали занятия с положительной точки зрения, а не как коррекционные занятия для отстающих.

Слайд 12

Арт-терапия Является здоровьесберегающей технологией Помогает творческому самовыражению детей и подростков Не имеет противопоказаний по возрасту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по искусству для 8 класса "Наука и искусство"

Данная презентация поможет более наглядно и доступно объяснить материал по теме "Наука и искусство" по предмету искусство для 8 класса...

Методическая разработка урока «Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства».

занятие посвящено знакомству с чувашским национальным костюмом, истории возникновения тряпичной куклы...

Методическая разработка урока «Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства».

занятие посвящено знакомству с чувашским национальным костюмом, истории возникновения тряпичной куклы...

Лоскутное шитье - как один из видов декоративно-прикладного искусства

Урок  расширения знаний и умений по обработке ткани в лоскутной технике. Формирования интереса обучающихся к данной технике....

Разработка урока по технологии «Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства» 6 класс

Разработка урока по технологии «Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства» 6 класс...

Оптическое искусство (оп-арт) как синтез науки и искусства

Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как сердце и легкие...     Все науки, как и процессы в природе, взаимосвязаны между собой  ...

"Фелтинг, как один из видов декоративно-прикладного искусства"

Валяние из шерсти (фелтинг-англ., фильцевание-нем.)—это особая техника рукоделия, в процессе которой из непряденой шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, па...