Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5_kl_fgos.docx30.38 КБ
Файл poyasnitelnaya_5_kl.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

№  урока

Тема урока.

Тип урока

Планируемые результаты

Художественная деятельность учащихся

Вид контроля

дата

предметные

метапредметные

личностные

План.

Факт.

Раздел 1. Войди в мир искусства (3 ч)

1

Что такое искусство?

Виды искусства

Что даёт искусство человеку?

  • в ценностно-ориентационной сфере:

 эмоционально-ценностно относиться к искусству и жизни, осознавать и принимать систему общечеловеческих ценностей;

 воспринимать мир, человека, окружающие явления с эстетических позиций;

 активно относиться к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 уважать культуру своего Отечества, выраженную в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

 воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

  • в ценностно-ориентационной сфере:

 формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

 умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

  • в ценностно-ориентационной сфере:

осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

 понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

 освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

 воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

  • Представить и изобразить любой объект сначала как объект научного, а потом – художественного познания.

Опрос

Рисунок

2-3

Истоки искусства

  • Схематичные зарисовки фигуры человека в движении. Композиция в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, сангина, мел).
  • Изображение эпизодов из жизни древних рыболовов, охотников и их племени.

Опрос

Рисунок

Раздел 2. Художник и зритель (5 ч)

4

Художник – человек и гений

На каком языке говорит художник?

  • в познавательной сфере:

 художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества;

 понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка и средств художественной выразительности разных видов пластических искусств;

 воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;

  • в трудовой сфере:

 обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

 умение подходить эстетически к любому виду деятельности;

 готовность к осознанному выбору;

  • в трудовой сфере:

 овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;

  • Выполнить небольшую зарисовку карандашом, пером или роллером, передать важное сообщение следующим поколениям о том, что волнует людей сегодня.

Опрос

Рисунок

5

Художник говорит на языке художественных образов

  • Рассмотреть произведения разных художников на похожую тематику, например тема материнства (Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»; Рафаэль «Сикстинская мадонна», Рембрандт «Святое семейство», П. Пикассо «Мать и дитя», А. Дейнека «Мать»).
  • Записать в тетрадь эпитеты к представленным художественным образам матери.
  • Определить общее и особенное в произведениях разных художников.

Опрос

Конспект

6-7

Язык знаков и символов в искусстве

  • в коммуникативной сфере:

 ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;

 диалогически подходить к освоению произведения искусства;

 понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценивать достоинства и недостатки произведений с эстетических позиций;

  • в познавательной сфере:

 развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

 формирование способности к целостному художественному  восприятию мира;

 развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

 получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

  • в познавательной сфере:

 развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

 овладение средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

  • Передать сообщение следующим поколениям о том, что волнует тебя лично, используя знаки и символы.
  • Сравнить со своим «сообщением потомкам», выполненном на прошлом уроке, определить роль знаков и символов в глубине и форме информации.

Опрос

Рисунок

8

Тема – сюжет – содержание художественного произведения

Зритель – соавтор художника

  • Рассмотреть произведения русских художников XIX–XX веков.
  • Назвать их общую тематику и тему каждой картины.
  • Описать сюжет и содержание.

Опрос

Раздел 3. Образный язык искусства (26 ч)

9-10

Язык живописи

  • в трудовой сфере:

 применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов).

  • в ценностно-ориентационной сфере:

 формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

 умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

  • в трудовой сфере:

 овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;

  • Выполнить упражнения на смешение в разных пропорциях жёлтой и синей, красной и синей, жёлтой и красной красок.
  • Проследить, какие произошли изменения цвета.

Рисунок

11-12

Эмоциональная выразительность цвета        

  • Создать свой словарик цвета: верхний ряд  чистые, звонкие цвета, второй ряд  те же цвета, но осветлённые белой краской, третий ряд  каждый цвет смешать с серой краской, нижний ряд, самый мрачный, получится при добавлении небольшого количества чёрной краски. Рассмотреть внимательно каждый ряд, подобрать картины, написанные в присущей ему гамме. Определить, какое настроение можно передать с их помощью.
  •  Создать цветовую гамму «Раннее утро», «Грустный день», «В грозу», используя словарик цвета.

Опрос

Рисунок

13

Эмоциональная выразительность мазка

  • в коммуникативной сфере:

 ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;

 диалогически подходить к освоению произведения искусства;

 понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценивать достоинства и недостатки произведений с эстетических позиций;

  • в познавательной сфере:

 развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

 формирование способности к целостному художественному  восприятию мира;

 развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

 получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

  • в познавательной сфере:

 развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

 овладение средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

  • Выполнить упражнения: передать с помощью цвета и мазка впечатление от упавшей на землю осенней листвы, цветущей сирени, растущей травы, грозового неба.

Рисунок

14

Пейзаж в живописи

  • Написать два небольших этюда с одним пейзажным мотивом, но разным эмоциональным состоянием, используя словарик цвета («Весеннее утро» «Рассвет над рекой», «Ранняя весна»), («Перед грозой» «Туманное утро», «Осень»).

Рисунок

15-19

Натюрморт в живописи

  • в трудовой сфере:

 применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов).

  • в трудовой сфере:

 обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

 умение подходить эстетически к любому виду деятельности;

 готовность к осознанному выбору;

  • в ценностно-ориентационной сфере:

осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

 понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

 освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

 воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

  • Выполнить натюрморт. Предметы изобразить с натуры, а окружающее их пространство придумать самому.
  • Эмоциональное восприятие предметов в произведениях создателей нового художественного языка ХХ века: Анри Матисс – декоративность; Пабло Пикассо – создание непривычных форм, конструирование «новой реальности».

Опрос

Рисунок

20-21

Портрет в живописи

  • Пофантазировать и написать свой автопортрет в будущем. Отразить профессию.

Рисунок

22 -24

Язык графики

Выразительность линии

Выразительность штриха

Выразительность пятна

  • Выполнить упражнения на проведение разных по характеру линий. Передать с помощью линий образы силы, печали, нежности. Изобразить водопад, течение реки, уходящую в даль дорогу.
  •  Выполнить разные по характеру штрихи. Передать с помощью штриховки фактуру растущей травы, ряби воды, дождя, древесной коры.
  • .Создать с помощью пятна выразительный силуэт животного (чёрная тушь, кисть или аппликация).
  • Создать декоративный образ животного, растения, предмета, используя известные средства художественной выразительности графики (тушь  перо, фломастер, роллер или капиллярная ручка).

Опрос

Рисунок

25

Пейзаж в графике

  • в познавательной сфере:

 художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества;

 понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка и средств художественной выразительности разных видов пластических искусств;

 воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;

  • в познавательной сфере:

 развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

 формирование способности к целостному художественному  восприятию мира;

 развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

 получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

  • в познавательной сфере:

 развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

 овладение средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

  • Изобразить средствами графики один пейзаж в двух различных состояниях («Солнечный день», «Хмурый вечер». «Поздняя осень», «Лето» или др.).

Опрос

Рисунок

26-29

Натюрморт в графике

  • в трудовой сфере:

 применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов).

  • в трудовой сфере:

 обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

 умение подходить эстетически к любому виду деятельности;

 готовность к осознанному выбору;

  • в трудовой сфере:

 овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;

  • Выполнить натюрморт с натуры в графической технике (уголь, сангина, мел, тонированная бумага). Можно добавить какие-либо детали, которые, по мнению ученика, оживят этот натюрморт.
  • Создать натюрморт в технике картоно-графии (картон, ткань грубой фактуры, кружево).

Опрос

Практическая работа

30-31

Портрет в графике

  • Выполнить портрет друга или подруги каким-нибудь графическим материалом.

Рисунок

32-33

Язык скульптуры

Опрос

34

Анималистический жанр

  • Создать в объёме выразительный образ животного (пластилин, глина, скульптурная масса).

Практическая работа

35

Обобщающий урок

  • Выполнить творческую работу на тему «Лето». Создать художественный образ лета в любом виде и жанре изобразительного искусства.

Практическая работа



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая основа.

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе составлена на основе документов:

И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 5–8-й классы

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–8 классов авторов И.Э. Кашековой, А.Л. Кашекова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов  для обязательного изучения из расчета 1 час в неделю

Для преподавания используется учебно-методический комплект: 

И.Э. Кашекова, А.Л. Кашеков. Изобразительное искусство. Учебник для 5 класса. М.: «Баласс», 2012.

Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащегося средствами предмета, а именно развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

В соответствии с этой целью решаются задачи:

  • Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.
  • Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы.
  • Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах.
  • Развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости.
  • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
  • Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной  среды и понимании  красоты человека.
  • Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной  культуры.
  • Овладение средствами художественного изображения для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
  • Овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

  • в ценностно-ориентационной сфере:

осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

 понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

 освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

 воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

  • в трудовой сфере:

 овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;

  • в познавательной сфере:

 развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

 овладение средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

  • в ценностно-ориентационной сфере:

 формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

 умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

  • в трудовой сфере:

 обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

 умение подходить эстетически к любому виду деятельности;

 готовность к осознанному выбору;

  • в познавательной сфере:

 развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

 формирование способности к целостному художественному  восприятию мира;

 развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

 получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:

  • в ценностно-ориентационной сфере:

 эмоционально- ценностно относиться к искусству и жизни, осознавать и принимать систему общечеловеческих ценностей;

 воспринимать мир, человека, окружающие явления с эстетических позиций;

 активно относиться к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 уважать культуру своего Отечества, выраженную в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

 воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

  • в познавательной сфере:

 художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества;

 понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка и средств художественной выразительности разных видов пластических искусств;

 воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;

  • в коммуникативной сфере:

 ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;

 диалогически подходить к освоению произведения искусства;

 понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценивать достоинства и недостатки произведений с эстетических позиций;

  • в трудовой сфере:

 применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта (интерьера, одежды, украшений, предметов).

В результате обучения искусству в основной школе учащиеся

 получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни каждого отдельного человека;

 ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства;

 узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира,  произведения искусства и высказывают суждения о них;

 определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

 применяют выразительные средства разных искусств в своём художественном творчестве.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловеченивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души растущего человека.

Художественно - эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка  главный смысловой стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать учащимся представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения учащимися программного материала.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности – сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не  просто изучена, а прожита. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов.

Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

Содержание учебного предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 5-й класс

Войди в мир искусства

(повторение и углубление курса начальной школы)

Что такое искусство? Искусство – это особый мир, существующий по законам красоты.

Виды искусства. Виды и специфика пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн. Основы художественного языка каждого вида искусства.

Что даёт искусство человеку? Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Связь искусства с различными сферами жизни (религия, быт, мода и лр.). Возможности, которые даёт человеку искусство: художественное познание мира; общение с людьми разных эпох; украшение себя, своего быта, окружающего пространства; ощущение себя творцом. Специфика научного и художественного познания мира.

Художественная деятельность: Представить и изобразить любой объект сначала как объект научного, а потом – художественного познания.

Истоки искусства. Истоки и смысл искусства. Синкретичность древнего искусства. Функции первобытного искусства. Отражение представлений человека о мире. Миф, обряд, ритуал – в основе искусства. Наскальная живопись. Изображения животных, сцены охоты. Условность форм и цвета древней живописи.

Художественная деятельность: Схематичные зарисовки фигуры человека в движении. Композиция в манере наскальной живописи на тонированной бумаге (уголь, сангина, мел). Изображение эпизодов из жизни древних рыболовов, охотников и их племени.

Художник и зритель

Художник – человек и гений. Личность художника. Автопортрет – рассказ о том, как художник видел и воспринимал сам себя. Различие характеров, но общность установок: талант  трудолюбие  способность творить. Индивидуальный мир художника и его влияние на жизнь многих поколений людей на Земле. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Дюрер, Рембрандт, Ф. Гойя, В. Ван Гог, П. Сезанн, К. Моне, И. Репин, И. Левитан, П. Пикассо.

Язык, на котором говорит художник: язык живописи, графики, скульпторы, архитектуры. Художественное сообщение. Условия, необходимые для передачи  информации от художника к зрителю. Идея художественного произведения.

Художественная деятельность: Выполнить небольшую зарисовку карандашом, пером или роллером, передать важное сообщение следующим поколениям о том, что волнует людей сегодня.

Художник говорит на языке художественных образов. Основой языка любого искусства является художественный образ. Художественный образ как художественное отображение идеи. Смысловая насыщенность и лаконичность формы художественного образа. Передача в художественном образе индивидуального взгляда и чувств художника.

Художественная деятельность: Рассмотреть произведения разных художников на похожую тематику, например тема материнства (Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»; Рафаэль «Сикстинская мадонна», Рембрандт «Святое семейство», П. Пикассо «Мать и дитя», А. Дейнека «Мать»). Записать в тетрадь эпитеты к представленным художественным образам матери. Определить общее и особенное в произведениях разных художников.

Язык знаков и символов в искусстве. Знаки и символы в искусстве, их роль в понимании художественного образа произведения. Однозначность знака и многозначность символа. Древние знаки и символы, их использование в качестве оберегов и для украшения предметов быта. Знаки солнца, земли, воды, плодородия. Символическое значение образов дерева и птицы.

Художественная деятельность: Передать сообщение следующим поколениям о том, что волнует тебя лично, используя знаки и символы. Сравнить со своим «сообщением потомкам», выполненном на прошлом уроке, определить роль знаков и символов в глубине и форме информации.

Тема – сюжет – содержание художественного произведения. Понятия «тема», «сюжет», «содержание» в произведении изобразительного искусства. Взаимосвязь содержания и формы произведения. Два способа знакомства с художественным произведением: описание и интерпретация. Художник в содержании произведения выражает себя как творец, как человек своей эпохи, как представитель человечества.

Художественная деятельность: Рассмотреть произведения русских художников XIX–XX веков. Назвать их общую тематику и тему каждой картины. Описать сюжет и содержание.

Зритель – соавтор художника. Творческий диалог зрителя с автором произведения. Новые смыслы старых произведений.

Условия, необходимые для диалога с искусством: понимание языка искусства, на котором говорит автор произведения; представление о жизни автора, его эпохе, исторических событиях, вкусах и предпочтениях того времени; умение соотносить содержание произведения с собственным жизненным опытом.

Образный язык искусства

Язык живописи. Виды живописи (станковая, монументальная). Материалы живописи (гуашь, темпера, акварель, масляные краски). Назначение и содержание станковой картины. Обращенность идей к зрителю. Выражение автором своего отношения к окружающему миру в станковой картине.

Связь монументальной живописи с архитектурой. Сферы применения монументальной живописи (оформление интерьеров храмов, интерьеров и экстерьеров общественных зданий). Мозаика и фреска.

Эмоциональная выразительность цвета. Цвет – главное средство живописи. Передача в живописи всего многообразия мира.

Взаимосвязь цвета и эмоций. Основные и  составные цвета. Эмоциональное воздействие тёплых и холодных цветов. Колорит и его влияние на выразительность художественного образа. Разнообразие оттенков цвета при смешивании красок.

Художественная деятельность: Выполнить упражнения на смешение в разных пропорциях жёлтой и синей, красной и синей        , жёлтой и красной красок. Проследить, какие произошли изменения цвета.

Звонкие и глухие цвета. Смешение основных и дополнительных цветов с белой и чёрной краской. Эмоциональная выразительность глухих и звонких тонов.

Художественная деятельность: 1. Создать свой словарик цвета: верхний ряд  чистые, звонкие цвета, второй ряд  те же цвета, но осветлённые белой краской, третий ряд  каждый цвет смешать с серой краской, нижний ряд, самый мрачный, получится при добавлении небольшого количества чёрной краски. Рассмотреть внимательно каждый ряд, подобрать картины, написанные в присущей ему гамме. Определить, какое настроение можно передать с их помощью. 2. Создать цветовую гамму «Раннее утро», «Грустный день», «В грозу», используя словарик цвета.

Эмоциональная выразительность мазка. Цель живописи не точное отражение натуры, достижение сходного с действительностью впечатления. Взаимосвязь эмоций со способом наложения краски (движение кисти, которым художник кладет краску на холст). Характер мазка и качество кисти (широкая- узкая, тонкая- толстая, жёсткая- мягкая). Примеры в работах художников (Сезанн, Ван Гог, Гоген, Сёра и др.). Фактура предмета и характер мазка.

Художественная деятельность: Выполнить упражнения: передать с помощью цвета и мазка впечатление от упавшей на землю осенней листвы, цветущей сирени, растущей травы, грозового неба.

Выполнить упражнения. Передать с помощью цвета и мазка фактуру ствола дерева, деревянной доски, сосновой ветви, меха животного.

Пейзаж в живописи. Жанры живописи. Понятие пейзажа. 

Особое отношение человека к природе как к среде обитания. Мастера пейзажа в русской живописи (К. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин, И. Куинджи). Картина К. Саврасова «Грачи прилетели»  первое изображение русского пейзажа.

Художественная деятельность. Написать два небольших этюда с одним пейзажным мотивом, но разным эмоциональным состоянием, используя словарик цвета («Весеннее утро» «Рассвет над рекой», «Ранняя весна»), («Перед грозой» «Туманное утро», «Осень»).

Натюрморт в живописи. Натюрморты фламандских и голландских художников XVII века. Разница отношения к предметному миру (Франс Снейдерс, Питер Класс, Виллем Клас Хеда и Виллем Кальф).

Театр,  разыгрываемый  между предметами в голландском натюрморте.  

Натюрморты Сурбарана, Шардена, Сезанна. Последовательность выполнения натюрморта:

Художественная деятельность. Выполнить натюрморт. Предметы изобразить с натуры, а окружающее их пространство придумать самому. Эмоциональное восприятие предметов в произведениях создателей нового художественного языка ХХ века: Анри Матисс – декоративность; Пабло Пикассо – создание непривычных форм, конструирование «новой реальности».

Портрет в живописи. Развитие жанра. Проблема сходства в портрете. Субъективность взгляда художника на модель (портреты А. Пушкина кисти О. Кипренского и В. Тропинина). Парадный и камерный портрет. Портрет в живописи и в фотографии. Разнообразие художественных подходов к портрету (например, К. Брюллов, М. Нестеров, И. Репин, А. Матисс, П. Пикассо, А. Модильяни, В. Иванов, Д. Жилинский и др.). Стилизация.

Художественная деятельность. Пофантазировать и написать свой автопортрет в будущем. Отразить профессию.

Язык графики. Материалы графики (карандаш, перо и тушь, уголь, сангина, пастель, фломастеры, роллеры и др.). Виды графики (станковая и тиражная). Виды печатной графики: книги, журналы, рекламные листовки, открытки. Типы произведений: рисунок и печатная графика.

Единство языка художественной выразительности и специфика происхождения рисунка и печатной графики. Рисунки А. Дюрера, И. Репина, В. Серова, Ван Гога и др.

Средства художественной выразительности графики. Выразительность линии. Выразительность штриха. Выразительность пятна.

Художественная деятельность. 1. Выполнить упражнения на проведение разных по характеру линий. Передать с помощью линий образы силы, печали, нежности. Изобразить водопад, течение реки, уходящую в даль дорогу. 2. Выполнить разные по характеру штрихи. Передать с помощью штриховки фактуру растущей травы, ряби воды, дождя, древесной коры. 3. Создать с помощью пятна выразительный силуэт животного (чёрная тушь, кисть или аппликация). 4. Создать декоративный образ животного, растения, предмета, используя известные средства художественной выразительности графики (тушь  перо, фломастер, роллер или капиллярная ручка).

Пейзаж в графике. Эмоциональная выразительность языка графики, живописность чёрно-белых пейзажей. Средства графики – линия, пятно, штрих, точка. Изображение в графике пушистого снега, утреннего тумана, свежести весны, холодной промозглости осени, солнечного дня или тёмной ночи.

Художественная деятельность. Изобразить средствами графики один пейзаж в двух различных состояниях («Солнечный день», «Хмурый вечер». «Поздняя осень», «Лето» или др.).

Натюрморт в графике. Графические натюрморты Шардена, М. Врубеля и др. Стремление художников выразить отношение к окружающему их миру, к своему быту и работе. Различие учебного и творческого натюрморта.

Художественная деятельность. Выполнить натюрморт с натуры в графической технике (уголь, сангина, мел, тонированная бумага). Можно добавить какие-либо детали, которые, по мнению ученика, оживят этот натюрморт.

Печатная (тиражная) графика. Виды гравюры: линогравюра, ксилография, офорт.

Художественная деятельность. Создать натюрморт в технике картоно-графии (картон, ткань грубой фактуры, кружево).

Портрет в графике. Графические портреты А. Дюрера, А. Иванова, В. Сурикова, И. Репина, П. Пикассо. Последовательность рисования портрета.

Художественная деятельность. Выполнить портрет друга или подруги каким-нибудь графическим материалом.

Язык скульптуры. Объём – основа языка скульптуры. Материалы скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная). Способы получения скульптуры: ваяние, вырезание, отливка. Художественная выразительность произведений скульптуры и способы обработки материала. Фактура. Освещённость. Выражение душевного состояния через внешнее действие героя (О. Роден).

Монументальная скульптура (Памятник Петру I Э.-М. Фальконе на Сенатской площади в Петербурге).

Декоративная скульптура и её связь с архитектурой. Рельефы.

Усиление эффекта при обобщении или трансформации форм в скульптуре.

Анималистический жанр. Изображение животных в разных видах изобразительного искусства. В. Ватагин.

Художественная деятельность. Создать в объёме выразительный образ животного (пластилин, глина, скульптурная масса).

Обобщающий урок. Осознание важности изобразительного искусства в культурной истории человечества, понимание средств, используемых художником для воплощения идеи, способы её выразительной подачи.  Понимание языка искусства и самостоятельное создание яркого, запоминающегося образа человека, животного, природы, предмета. Важность для создания художественного образа неравнодушного, эмоционального отношения художника к миру.  

Художественная деятельность. Выполнить творческую работу на тему «Лето». Создать художественный образ лета в любом виде и жанре изобразительного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»

Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»...