урок географии 8 класс "Мозаика народов"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Григорьева Антонина Викторовна

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mozaika_narodov.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

 

Здравствуйте ребята, мы продолжаем изучать тему Население России. Пусть сегодняшний день принесет Вам радость и много новых открытий. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок.

Проверка д.з.(3 мин) слайд2

Молодцы! А сейчас взгляните на экран!  слайд3

Слайд4

На уроке речь пойдет о важной особенности нашей страны. Об этой особенности России одни говорят, так: много разных культур, языков, традиций, другие говорят, что эта особенность вызывает различные трудности.

Кто догадался, о чем идет речь? (многонациональность, разнообразие народов)

Да, верно! Наша Россия - многонациональная страна.К сегодняшнему уроку мы с вами подготовили выставку кукол в национальных костюмах, предметов быта и культуры разных народов. Что объединяет все экспонаты нашей выставки? (народы России)

Тема урока: Мозаика народов  слайд5

 Как вы думаете Многонациональность России – это достояние или проблема?

У Вас на столах есть листы, которые вы должны заполнить в течение урока, отметив какие недостатки и какие достоинства у многонациональности России.Слайд 6

Сегодня на уроке мы ответим на  вопросы

1.Что такое этнос?

2.Какие народы самые многочисленные?

3.Какова этническая структура регионов России?

4.Какой язык является связующим в многонациональной стране?

5.Какова география религий в России?

Слайд 7

Итак вопрос первый  . Что такое этнос?

откройте учебник на странице 50… найдите определение., запишем в тетрадь.

 слайд 8

-Чем характеризуется этнос? (единый язык,культура, территория,хозяйство)

-Чем народы отличаются друг от друга? (язык, обычаи, традиции, религия, внешний вид)

Давайте поработаем с картой и определим какие народы самые многочисленные?

Откройте учебник на  стр 234-235 Слайд карта 9

-Что указывает на многонациональность населения? Пестрота карты, разные цвета и обозначения

-Как обозначены на карте представители различных групп народов? Различными условными знаками

-Что мы можем определить по фоновой окраске ? Где проживают народы, много ли их

Вы уже знаете,  как постепенно расширялись границы России, какие народы присоединялись. Рассмотрим, как же выглядит современный национальный состав России.

Поработаем в группах. обернитесь по 4 человека. У каждой группы есть карточки с вопросами, ответьте на них.

 1Самый многочисленный народ России –русские более 116 млн.чел.

2В какой части России проживает самый многочисленный народ  -в Европейской

3 Какие народы проживают на о.Сахалин  -нивхи,эвенки

4Каке народы проживают на Чукотке-чукчи

5Какие народы проживают в республике Татарстан -татары

6Какие народы проживают на Кавказе — чеченцы, карачаевцы,балкарцы,ингуши,аварцы)

Отлично! Запишем в тетрадь какие народы в России самые многочисленные  (русские, татары,башкиры,чуваши)

уроку было задано найти и подготовить информацию о народах России, давайте узнаем что вы нашли

слайды 11-23

Какой язык является связующим в многонациональной стране?

- Россия – многонациональная страна. Для принятия законов и постановлений,  ведения документации нужен общепризнанный единый язык, который был бы понятен всем .

-Есть ли в Российской Федерации такой язык?.    

Русский язык – один из официальных языков ООН –не только родной язык для большинства народов России, но и средство общения  слайд 23

Физ минутка слайд 24

Бытует мнение, что в России основной религией является православие? Давайте узнаем так ли это. Для это поработаем с картой религии слайд 25

Какие религии распространены на территории России помимо православия?  (ислам, буддизм, местные верования, шаманизм)

Где на территории России  распространено православие (повсеместно), буддизм (калмыкия, юг сибири), ислам (Северный кавказ,Татарстан,Башкирия)?

Сделаем вывод.

Вывод: Большинство населения России исповедует православие, ислам и буддизм. Распространены и местные верования (запись в тетрадь)

слайд 26

«Мы многонациональный народ России…» - так начинается  вступление к Конституции России.   Слайд 27

Многонациональность России – это достояние или проблема?

Проблема

Достояния

Реальность возникновения конфликтов между народами.

Взаимное обогащение(культура, быт)

Использование опыта  всех народов в интересах России.

Как можно решить проблемы, возникающие в многонациональном государстве?

 Слайд 28

Вывод: толерантность и взаимоуважение к языку и культуре народов, делает нас единым и сильным народом

Формулируют проблемы многонационального государства и достояния

Заполняют таблицу:

Проблема

Достояние

Проблема в общении из-за языка

Обмен опытом

Реальность возникновения конфликтов между народами из-за разных вероисповеданий

Разнообразная культура

Несоблюдение традиций

Разный быт

Национальные блюда

.Рефлексия (2 мин)

1.Что на уроке ты узнал нового?

2.Как ты считаешь, нужны ли тебе те знания, которые ты получил на уроке?

3.Как в своей жизни ты будешь применять их?

4.Какие выводы ты сделал для себя?

Выставление отметок

.Домашнее задание (1 мин) стр 53 №7 по карте народы России найдите и выпишите названия неизвестных вам народов.В поисковой системе интернет или энциклопедиях найдите информацию об этих народах. слайд29

 Заключение.Где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны – мы россияне. У нас одна общая история: героическая и трагическая. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи. Главное: «Мы вместе» слайд30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география + физкультура) по теме "Коренные малочисленные народы Хабаровского края. Национальные виды спорта" (2 часа)

На первом уроке дается представление о коренных народностях Хабаровского края, их традициях, национальных играх и состязаниях. Второй урок посвящен троеборью по национальным видам спорта. Урок сопрово...

Урок географии в 7 классе "Народы и страны Евразии"

Это урок изучения нового материала с использованием ЭОР. Целью урока является создание условий, обеспечивающих формирование общего представления о населении и политической карте Евразии....

Урок географии в 6 классе "Расы и народы"

На уроке использованы элементы проблемного обучения, самостоятельная работа учащихся с учебником, медиа-пособием под руководством учителя.  Учащиеся заполняют таблицу, формируют определения понят...

Урок географии 9 класс Тема: «Национальные традиции и обычаи алтайского народа».

Тема: «Национальные традиции и обычаи алтайского народа».Цель: Знакомство обучающихся с национальными традициями и обычаями алтайского народа.Задачи:1. Познакомить обучающихся с видами жил...

ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ и МУЗЕЯ «КУЛЬТУРЫ И БЫТА НАРОДОВ РОССИИ»

Урок подготовлен и проведен: учителем географии ГБОУ СОШ № 813 ВАО города Москвы Калининой Еленой Геннадьевной и руководителем школьного музея «Культуры и быта народов России» Широковой Галиной Анатол...

Урок "Самый уральский народ: башкиры" география 8 класс

Урок НРЭО 8 класс при изучении темы "Население России"....