Рабочая программа по Изобразительному искусству.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и список фильмов используемых на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_5-7_klassy_-_kopiya.docx | 78.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по Изобразительному искусству для 5-7 классов.
Пояснительная записка
Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 5-9 классов (издательство «Просвещение», 2011 г.).
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 урок в неделю в 5, 6,7 классах. Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Содержание рабочей программы по ИЗО в 5,6,7 классах
5 класс
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер.
6 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Изображение фигуры человека и образ человека
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина.
Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что обучающиеся
должны знать:
5 класс
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
Должны уметь:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках обучающиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
- владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).
6класс
должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
- основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);
должны уметь:
- пользоваться красками, графическими материалами, обладать навыками лепки;
- видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- конструктивно видеть формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать свое восприятие.
7класс
должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве;
- о роли и истории тематической картины и ее жанровых видов (бытовой, исторический и т.д.);
- понимать процесс работы художника над картиной, роль эскизов и этюдов;
- о композиционном построении произведения, соотношении целого и детали;
- чувствовать поэтическую красоту в повседневности в каждом моменте жизни человека;
- о роли искусства в создании памятников истории;
- о разнице сюжета и содержании в картине, о роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре, понимать роль художественной иллюстрации;
- о российском и мировом изобразительном искусстве ХХ века;
должны уметь:
- пользоваться красками, графическими материалами, обладать навыками лепки;
- видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- передавать пропорции и движения фигуры человека с натуры и по представлению;
- владеть материалами живописи, графики и лепки;
- наблюдать, образно видеть окружающую ежедневную жизнь;
- строить творческие тематические композиции, формировать авторскую позицию по выбранной теме, поиске способа ее выражения.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Горяева Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник по ИЗО для 5 класса; Н. А. Горяева, О. В. Островская, - М: Просвещение, 2011.
2. Неменская Л. А. Изобразительное искусство 6 класс. « Просвещение», 2011 г.
3. Неменский Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
4. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
5. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству 6 класс. «Просвещение», 2011 г
6. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству 7 класс. «Просвещение», 2012 г.
7. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.
Календарно-тематическое планирование 5 класс. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека
№№ п/п п/п | № в теме | Тема урока | Тип урока | Осваиваемые учебные действия | Дата план | Дата факт | |
теоретические | Практические | ||||||
Тема 1 | Древние корни народного искусства | ||||||
1 | 1 | Древние образы в народном искусстве. | Ознакомление с новым материалом | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства.
| Выполнение рисунка на тему древних образов в резьбе по дереву, росписи. | ||
2 | 2 | Убранство русской избы. | Ознакомление с новым материалом | Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения, раскрывать символическое значение знаков - образов в декоративном убранстве избы. | Рисунок эскиза декоративного убранства избы. | ||
3 | 3 | Внутренний мир русской избы. | Ознакомление с новым материалом | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. | Рисунок внутреннего убранства избы. | ||
4 | 4 | Конструкция и декор предметов народного быта. | Применение знаний и умений | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта. Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы | Выполнить эскиз выразительной формы предмета крестьянского быта и украсить его орнаментальной композицией (прялка, посуда). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага. | ||
5 | 5 | Русская народная вышивка. | Ознакомление с новым материалом | Понимать особенности образного языка народной вышивки. Создавать варианты орнамента вышивки с опорой на народную традицию. | Рисунок вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. | ||
6 | 6 | Народный праздничный костюм. | Ознакомление с новым материалом | Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. | |||
7 | 7 | Народный праздничный костюм. Создание образа костюма. | Применение знаний и умений | Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов. Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа. | Выполнить эскиз народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. | ||
8 | 8 | Народные праздничные обряды. | Урок обобщения. Контроль знаний. | Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. | Подбор загадок, пословиц, прибауток, народных песен к празднику.
| ||
Тема 2 | Связь времен в народном искусстве | ||||||
9 | 1 | Древние образы в современных народных игрушках. | Ознакомление с новым материалом | Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осваивать характерные для каждого промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Рисование филимоновской игрушки. | ||
10 | 2 | Древние образы в современных народных игрушках | Ознакомление с новым материалом | Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осваивать характерные для каждого промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Раскрашивание дымковской игрушки. | ||
11 | 3 | Древние образы в современных народных игрушках | Ознакомление с новым материалом | Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осваивать характерные для каждого промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Раскрашивание каргопольской игрушки. | ||
12 | 4 | Искусство Гжели. | Комбинированный | Освоить приемы гжельского мазка – « мазка с тенями». Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора. | Украшение гжельским узором готовых трафаретов посуды. | ||
13 | 5 | Городецкая роспись. | Комбинированный | Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе. | Выполнить фрагмент росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти | ||
14 | 6 | Хохлома. | Комбинированный | Иметь представление о видах хохломской росписи ( «травка», роспись «под фон», «кудрина»). Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе. | Выполнить фрагмент росписи по мотивам хохломской росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти | ||
15-16 | 7-8 | Жостово. Роспись по металлу. | Комбинированный Коллективное творчество | Осваивать основные приемы жостовского письма, многоцветье цветочной росписи на подносах. Уметь применять художественные материалы (гуашь). Знать язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) и применять его в творческой работе. | Выполнить фрагмент по мотивам жостовской росписи. Создать единое изделие из отдельных фрагментов. | ||
17-18 | 9-10 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | Комбинированный | Знать характерные особенности мезенской деревянной росписи. Уметь различать изделия из бересты по названию. Уметь изготовить карандашницу в стиле изделия из бересты. | Изготовление декоративной птицы из картона и цветной бумаги. | ||
19 | 11 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | Применение знаний и умений | Знать общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Уметь различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. | Подготовка работ к презентации. | ||
20 | 12 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). Презентация работ. | Обобщение и систематизация знаний. Контроль знаний. | Знать и объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Уметь представить свои работы. | Презентация работ учащихся. | ||
Тема 3 | Декор – человек, общество, время | ||||||
21 | 1 | Зачем людям украшения. | Ознакомление с новым материалом | Понимать смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи. Знать особенности украшений воинов, древних охотников, царей и т. д. Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. | Рисунок ожерелья или пекторали фараона. | ||
22 | 2 | Декоративное искусство в Древнем Египте.. | Применение знаний и умений | Овладеть навыками декоративного обобщения в процессе выполнения творческой работы. Уметь создавать форму и украшение ее в предметах повседневного быта. | Рисунок египетского орнамента из лотосов в полосе. | ||
23 | 3 | Декоративное искусство в Древней Греции. | Ознакомление с новым материалом | Давать эстетическую оценку произведениям декоративного искусства Древней Греции. Понимать образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) . | Различать керамические сосуды Древней Греции | ||
24 | 4 | Декор и положение человека в обществе. | Применение знаний и умений | Характеризовать особенности одежды разных сословий Древнего Китая. Овладеть навыками выполнения творческой работы. | Рисунок одежды китайского императора | ||
25 | 7 | Одежда «говорит» о человеке. Костюм - знак положения человека в обществе. | Применение знаний и умений | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. | Работа над проектом «Бал во дворце». | ||
26 | 8 | Одежда «говорит» о человеке. Работа над проектом. | Применение знаний и умений | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ, соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. | Продолжение работы над проектом «Бал во дворце». | ||
27 | 9 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. | Ознакомление с новым материалом | Знать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. | Выполнить эскизы семейного герба или герба, который бы ты хотел иметь. Уметь его объяснить | ||
28 | 10 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Создание герба. | Применение знаний и умений | Уметь создать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. | Выполнить проект собственного герба или эмблемы своей семьи. (продолжение работы.) | ||
29 | 11 | Витражи. | Ознакомление с новым материалом | Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом | Выполнить эскиз витража в любой технике. Краски или аппликация. | ||
30 | 12 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | Урок обобщения. Контроль знаний. | Участвовать в итоговой викторине по ДПИ. Понимать роль декоративно-прикладного искусства в повседневной жизни человека. | Решение тестов. | ||
Тема 4 | Декоративное искусство в современном мире | ||||||
31 | 1 | Современное выставочное искусство. Керамика, стекло, металл, гобелен, батик. | Ознакомление с новым материалом | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения. Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ. | Презентации по каждому виду современного искусства. | ||
33 | 5 | Ты сам – мастер.
| Применение знаний и умений. | Владеть практическими навыками использования выразительных возможностей материала, принципами декоративного обобщения в творческой работе | Изготовить декоративную вазу для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага. | ||
34 | 6 | Ты сам – мастер. Создание декоративной работы в материале.
| Применение знаний и умений. | Пользоваться языком ДПИ в процессе выполнения творческой работы. Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Изготовить декоративную вазу для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага. (продолжение ) |
Календарно - тематическое планирование 6класс Изобразительное искусство в жизни человека.
№№ п/п п/п | № в теме | Тема урока | Тип урока | Осваиваемые учебные действия | Дата план | Дата факт | |
Теоретические | Практические | ||||||
Тема 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка | |||||||
1 | 1 | Изобразительное искусство в семье пространственных искусств | Ознакомление с новым материалом | Знать виды пространственных и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа | Составление кроссворда. | ||
2 | 2 | Рисунок - основа изобразительного творчества | Комбинированный | Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер) | Зарисовка с натуры растений и веточек (колоски, колючки, зонтичные и т.д. ) стр.24-29 (1) | ||
3 | 3 | Линия и ее выразительные возможности. | Комбинированный | Знать выразительные свойства линии, виды и характер линии, условность и образность линейного изображения, ритм линий, ритмическая организация листа, роль ритма в создании образа. Уметь использовать линию в собственной творческой работе. | Выполнить по представлению линейные рисунки трав используя различные линии (колоски, колючки, зонтичные и т.д. ) | ||
4 | 4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | Комбинированный | Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности. Знать роль пятна в изображении и его выразительные возможности. | Изобразить ветер, тучи, дождь и туман. | ||
5 | 5 | Цвет. Основы цветоведения | Ознакомление с новым материалом | Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов | Рисунок сказочного царства. | ||
6 | 6 | Цвет в произведениях живописи. | Применение знаний и умений | Понимать значение слова « колорит» и его роль в создании художественного образа. Владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи | Рисунок осеннего букета. | ||
7 | 7 | Объемные изображения в скульптуре | Ознакомление с новым материалом | Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе | Фигурка любого животного | ||
8 | 8 | Основы языка изображения. | Обобщение и контроль знаний | Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства | |||
Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт. | |||||||
9 | 1 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | Ознакомление с новым материалом | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества, взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве. | Рисунок фантастического животного в реальной среде. | ||
10 | 2 | Изображение предметного мира - натюрморт. | Применение знаний и умений | Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (каран | Натюрморт – аппликация | ||
11 | 3 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | Комбинированный | Иметь представление о многообразии и выразительности форм. Уметь разделять сложную форму предмета на простые геометрические фигуры. | Изготовить из бумаги простые геометрические тела | ||
12 | 4 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | Комбинированный | Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры | Графическая зарисовка деревьев в редком лесу или на плоскогорье. | ||
13 | 5 | Освещение. Свет и тень. | Ознакомление с новым материалом | Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. | Рисунок геометрического тела с боковым освещением. | ||
14 | 6 | Натюрморт в графике. | Применение знаний и умений | Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики | Рисунок натюрморта в карандаше. | ||
15 | 7 | Цвет в натюрморте. | Комбинированный | Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра | Натюрморт в цвете (краски, гуашь). | ||
16 | 8 | Выразительные возможности натюрморта. . | Обобщение и контроль знаний. | Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра | Натюрморт в цвете (краски, гуашь). | ||
Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет. | |||||||
17 | 1 | Образ человека – главная тема искусства. | Ознакомление с новым материалом | Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра | |||
18 | 2 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции | Ознакомление с новым материалом | Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека | Рисунок пропорций головы. | ||
19 | 3 | Изображение головы человека в пространстве. | Применение знаний и умений | Уметь изобразить голову человека с учетом пропорций
| Рисунок головы человека. | ||
20 | 4 | Портрет в скульптуре | Комбинированный | Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человек | Набросок скульптурного портрета литературного героя. | ||
21 | 5 | Графический портретный рисунок.. | Комбинированный | Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры | Набросок с натуры друга или одноклассника. | ||
22 | 6 | Сатирические образы человека. | Комбинированный | Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами | Рисунок дружеского шаржа или аппликация лиц в профиль. | ||
23 | 7 | Образные возможности освещения в портрете. | Комбинированный | Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры | Наброски головы с различным освещением в технике аппликации | ||
24 | 8 | Роль цвета в портрете. | Ознакомление с новым материалом | Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. | Портрет человека в цвете. | ||
25 | 9 | Роль цвета в портрете. Работа над портретом. | Применение знаний и умений. | Умение видеть цвет, понимать его эмоциональное воздействие, рассказывать о своих впечатлениях от портретов великих мастеров. Овладевать опытом создания портрета в цвете. Умение создавать портрет в цвете различными материалами. | |||
26 | 10 | Великие портретисты прошлого. | Ознакомление с новым материалом | Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра | Портрет человека в цвете (продолжение) | ||
27 | 11 | Портрет в изобразительном искусстве ХIХ века. | Обобщение и систематизация знаний | Знать особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве ХХ века, выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль , Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа | Презентации подготовленные дома о русских портретистах. | ||
28 | 12 | Портрет в изобразительном искусстве ХХ века. Доклады. | Обобщение и систематизация знааний | Уметь преподносить информацию по заданной теме о русских портретистах, интересуясь личностью человека иего жизнью. Уметь узнавать и называть примеры известных портретов отечественных художников. | Презентации и доклады о русских и зарубежных портретистах. | ||
Тема 4. Человек и пространство. Пейзаж | |||||||
29 | 1 | Жанры в изобразительном искусстве. | Обобщение и систематизация знаний | Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства. | |||
30 | 2 | Изображение пространства. | Комбинированный | Знать особенности и способы изображения пространства в различные эпохи, композиция, цвет, светотень, перспектива в работах художников. Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. | |||
31 | 3 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | Комбинированный | Понимать, что такое « точка зрения», «линия горизонта», «картинная плоскость», «точка схода», «высота линии горизонта». Знать правила линейной и воздушной перспективы, изменения тона и цвета предметов по мере удаления. | Рисунок уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. | ||
32 | 4 | Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник.
| Комбинированный | Знать основы изобразительной грамоты пространства и уметь применять приобретенные знания на практике. Эксперементировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства. Знать особенности выполнения «пейзажа настроения». Умение передать в пейзаже личностное восприятие. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека. | Рисунок большого пейзажа по теме «Весна», «Лето», (на выбор). | ||
33 | 5 | Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. | Комбинированный | Знать историю развития художественного образа природы в русской культуре, средства выразительности в графическом рисунке. Уметь характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве русских художников. Приобрести навыки создания пейзажных зарисовок. | Продолжение работы над пейзажем. | ||
34 | 6 | Городской пейзаж. | Комбинированный | Знать основы изобразительной грамоты городского пейзажа и уметь применять приобретенные знания на практике. Применять навыки наблюдательной перспективы при изображении городского пейзажа. | Графическая композиция «Моя улица». |
Календарно-тематическое планирование. 7 класс Изобразительное искусство в жизни человека.
№№ п/п п/п | № в теме | Тема урока | Тип урока | Осваиваемые учебные действия | Дата план | Дата факт | |
Теоретические | Практические | ||||||
Тема 1.Изображение фигуры человека и образ человека. | |||||||
1 | 1 | Изображение фигуры человека в истории искусства | Ознакомление с новым материалом | Знать представление людей разных эпох о красоте человека. Уметь определять людей разных эпох по изображениям на иллюстрациях и репродукциях. | Изображение фигуры человека по канонам Древнего Египта. | ||
2 | 2 | Пропорции и строение фигуры человека | Ознакомление с новым материалом | Знать конструкцию фигуры человека | Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека. | ||
3 | 3 | Пропорции и строение фигуры человека. Движения человкка. | Применение знаний и умений | Уметь изображать фигуру человека с учетом пропорций статично и в движении. | Объемные прорисовки фигуры человека, схемы движения человека. | ||
4 | 4 | Лепка фигуры человека | Ознакомление с новым материалом | Изображение фигуры человека | Лепка фигуры | ||
6-7 | 6-7 | Набросок фигуры человека с натуры | Ознакомление с новым материалом и применение знаний и умений. | Знать набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков; главное и второстепенное | Графический набросок фигуры человека с натуры. | ||
8 | 8 | Понимание красоты человека в европейском искусстве. | Урок обобщения и контроль знаний. | Знать как проявляется внутренний мир человека в его внешнем облике, пути поиска красоты человека, понимание красоты человека в античном искусстве, в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, | Создание образа (фигуры) человека | ||
9 | 9 | Понимание красоты человека в русском искусстве. | Урок обобщения и контроль знаний. | Знать как проявляется внутренний мир человека в его внешнем облике, пути поиска красоты человека, понимание красоты человека в русском искусстве, суть поиска счастья | Беседа | ||
Тема 2. Поэзия повседневности. | |||||||
10 | 1 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | Ознакомление с новым материалом | Иметь представление о древнеегипетских фризовых росписях, сюжетах древнегреческой вазописи, фресках Помпеи, персидской миниатюре, японской гравюре. | Изображение выбранного мотива из жизни какого либо народа. | ||
11 | 2 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | Применение знаний и умений | Уметь работать с оригиналом произведения искусства. | Рисунок с японской гравюры. | ||
12 | 3 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | Ознакомление с новым материалом | Знать определение термина «жанр» в искусстве, виды жанра в живописи, графике, скульптуре. Понимать суть бытового и исторического жанров. Уметь различать жанры в искусстве | Выполнить эскиз картинки бытового или исторического жанра | ||
13 | 4 | Сюжет и содержание в картине. | Ознакомление с новым материалом | Знать понятия сюжет, картина, виды тематической (сюжетной) картины. Владеть навыками определения сюжета и содержания в картине. | Картина с сюжетом из своей жизни («Завтрак», «Прогулка в парке» и т. д.) | ||
14 | 5 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. | Ознакомление с новым материалом | Понимать значение выражения ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Умение видеть значимость каждого момента жизни в произведениях искусства. | Картина с сюжетом о жизни семьи или о жизни людей на улице (« Поездка к бабушке», «На бульваре») | ||
15 | 6 | Жизнь в моем городе в прошлых веках | Применение знаний и умений | Знать историю своего города. Иметь представление о истории и укладе жизни своего города и народа. | Создание композиции (или композиции-эскиза) на темы жизни людей своего города в прошлом | ||
16 | 7 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. | Ознакомление с новым материалом | Знать особенности праздников у разных национальностей. Иметь представление о сюжетах праздника в изобразительном искусстве. | Презентации и отрывки из фильмов | ||
17 | 8 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. (тема праздника в бытовом жанре). | Применение знаний и умений | Уметь передать настроение праздника в творческой работе, работать в коллективе, быть коммуникабельным. | Создание композиции на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа). | ||
Тема 3.Великие темы жизни. | |||||||
18 | 1 | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. | Ознакомление с новым материалом | Знать о историческом и мифологическом жанрах искусства. Владеть навыками восприятия произведений изобразительного искусства (примеры монументальных фресок эпохи Возрождения художников Т. Мазаччо, А. Мантеньи, Пьеро делла Франчески, С. Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологические картины Д. Веласкеса) | Беседа с просмотром картин на данные темы. | ||
19 | 2 | Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Восприятие произведений изобразительного искусства | Применение знаний и умений | Уметь анализировать произведения изобразительного искусства. | Тестирование учащихся на знание картин данной тематики и составление кроссворда. | ||
20 | 3 | Тематическая картина в русском искусстве Х1Х века. | Ознакомление с новым материалом | Знать роль тематической картины в русском искусстве Х1Х века. Понимать значение живописной картины как события общественной жизни. Узнавать и характеризовать основные исторические картины (эскизы В. Сурикова к картине «Боярыня Морозова», К. Брюллов «Последний день Помпеи», И. Репин «Бурлаки на Волге») | Беседа. | ||
21 | 4 | Тематическая картина в русском искусстве Х1Х века. Рисунок по теме. | Применение знаний и умений | Уметь передать тематику народной жизни Х1Х века. | Картина на тему «Народная жизнь Х1Х века» | ||
22 | 5 | Процесс работы над тематической картиной. | Ознакомление с новым материалом | Знать этапы создания картины, понятия «тема», «сюжет», «содержание». Уметь обобщать и детализировать в процессе работы над картиной. | Картина на тему «Народная жизнь Х1Х века» (продолжение) стр.56-57(2) | ||
23 | 6 | Процесс работы над тематической картиной. Живописное исполнение произведения | Применение знаний и умений | Уметь самостоятельно подобрать материал для эскиза. Уметь выполнять эскизы, прорабатывая детали и фон работы. | 1-3 эскиза на тему «История нашей Родины». | ||
24 | 7 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | Ознакомление с новым материалом | Знать о библейской теме в изобразительном искусстве, ее ценности и нравственном выражении в произведениях искусства разных времен. | Рисунок на библейскую тему. | ||
25 | 8 | Библейские темы в изобразительном искусстве. Создание композиции. | Применение знаний и умений | Владеть навыками выполнения творческой работы библейского сюжета. | Выполнить рисунок на библейскую тему (продолжение) | ||
26 | 9 | Монументальная скульптура и образ истории народа. | Ознакомление с новым материалом | Понимать роль монументальных памятников в истории народа. Уметь узнавать и называть наиболее значимые памятники, знать их авторов и объяснять назначение этих монументов. | Беседа. Выбор темы для проекта . | ||
27 | 11 | Место и роль картины в искусстве ХХ века. | Ознакомление с новым материалом | Иметь представление о многообразии направлений и языков изображения в искусстве ХХ века. Уметь анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства ХХ века. | Беседа Замысел и разработка эскизов для проекта. | ||
28 | 12 | Место и роль картины в искусстве ХХ века. Работа над композицией. | Применение знаний и умений | Уметь передать в творческой работе любое событие ХХ века, коснувшееся нашей страны. | Композиция на заданную и проработанную на предыдущих уроках истории тему | ||
Тема 4. Реальность жизни и художественный образ. | |||||||
1 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | Урок обобщения | Знать значение иллюстрации как формы взаимосвязи слова с изображением. Уметь подбирать необходимый для иллюстрирования материал в соответствии с литературным произведением. Знать известных иллюстраторов книги. | Выбрать литературное произведение и ряд интересных материалов из него; собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.) | |||
30 | 2 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Сочинение эскизов. | Применение знаний и умений | Уметь создавать иллюстрации к литературному произведению, учитывая связь слова с изображением. | Выполнить эскизы иллюстраций к литературному произведению. | ||
31 | 3 | Зрительские умения и их значение для современного человека.
| Урок обобщения | Знать о разных уровнях понимания произведений изобразительного искусства, культуре зрительского восприятия. Уметь проводить глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. | Беседа. Работа над проектом | ||
32 | 4 | История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве | Применение знаний и умений | Иметь представление о стиле и направлении в изобразительном искусстве. Уметь анализировать произведение с точки зрения принадлежности их стилю и направлению. | Беседа. Работа над пректом. | ||
33 | 5 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | Урок обобщения | Знать историю становления Эрмитажа, Третьяковской галереи. Понимать роль художественного музея в национальной и мировой культуре. | Беседа Работа над проектом | ||
34 | 6 | Художественно-творческие проекты. | Применение знаний и умений | Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, сотрудничать в совместной деятельности с учителем и сверстниками, использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве. | Работа над проектом Презентация проектов. |
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.
Мультимедиа проектор, компьютер, экран (на штативе или навесной), сканер. Телевизор, DVDпроигрыватель для просмотра фильмов, видеомагнитофон.
Видеоматериалы, используемые на уроках ИЗО
№ | Предмет | Название фильма. | Страна и студия | Год |
ИЗО | Народное творчество. Русская изба. Русский народный костюм. Русский музей. Цикл фильмов . | Россия, студия Кварт Россия, студия Кварт Россия, студия Кварт Россия | 2008 2008 2008 2007 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...