Линейная и воздушная перспектива.
план-конспект урока (изобразительное искусство, 6 класс) на тему
Конспект урока на тему "Линейная и воздушная перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Обязательные позиции | Комментарии |
1 | Предмет: | ИЗО |
2 | Место занятия в структуре образовательного процесса: | Уроки по учебному плану |
3 | Тема урока по учебно-тематическому плану: | Правила линейной и воздушной перспективы |
4 | Номер урока по теме: | 29 |
5 | Форма урока: | Комбинированный урок |
6 | Цель: | Ознакомить с правилами линейной и воздушной перспективы |
7 | Задачи: | 1) Расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве; дать понятие точки зрения, точки схода: познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменения контрастности. 2) Учить изображать предметы с соблюдением правил перспективы: совершенствовать технику работы карандашом. 3) Воспитание чувства красоты к окружающей природе и бережного отношения к ней |
8 | Оборудование: | Компьютер, экран, проектор, авторская работа-презентация «Правила линейной и воздушной перспективы», Таблицы о правилах перспективы. |
9 | Ожидаемые результаты | Расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве |
10 | Этапы урока (с временной раскладкой) | 1) Организационный момент: - Приветствие - Проверка готовности, учащихся к уроку, (4 мин.) 2) Сообщение темы урока (1 мин.) 3) Изучение нового материала (15 мин.) 4) Практическая работа (20 мин.) 5) Итог урока (5 мин.) |
11 | Ф.И.О. учителя, должность, место работы | Абзалов Олег Дуфарович, Учитель ИЗО и черчения, МБОУ лицей имени генерал-майора Хисматулина В.И. |
Конспект урока.
1) Организационный момент:
- Приветствие
- Проверка готовности, учащихся к уроку
2) Сообщение темы урока.
Правила линейной и воздушной перспективы.
3) Изучение нового материала.
(Слайд 1)
1. Ознакомление с основными положениями линейной перспективы. (Слайд 2)
Все, что наблюдатель может охватить одним взглядом, не двигаясь и не поворачивая головы, называется полем зрения. Наиболее ясное и отчетливое восприятие предмета заключается в пределах угла, равного примерно 30 . Поэтому, чтобы его воспринять отчетливо, точка зрения наблюдателя должна находиться на удалении, превышающем в 2,5-3 раза самое большое измерение этого предмета. Если же к предмету подойти ближе этого расстояния, его можно увидеть (не поворачивая головы) только частично.
Если же наблюдатель будет перемещаться около предмета направо, налево, вверх, вниз, он будет представляться ему с каждой новой точки зрения по-новому, в иных поворотах и ракурсах.
Глядя в окно, мы видим многое - улицу, поле или лес, небо. Если расположиться на расстоянии вытянутой руки от стекла, закрыть один глаз и, не меняя положения головы повторить пером или красками на стекле то, что мы видим за ним, получится изображение, картина видимого за стеклом. Такая плоскость, на которой изображаются видимые предметы в том порядке, в котором мы их видим, называется картинной плоскостью.
Итак, отраженные от наблюдаемых предметов лучи, воспринимаемые глазом наблюдателя, как бы пронизывают картинную плоскость и оставляют на ней такое изображение предметов, какими они видятся наблюдателю с избранной точки зрения. (Слайд 3)
Чтобы ясно представить процесс построения перспективы, рассмотрим условную пространственную модель, где все происходящее увидим как бы со стороны. (Слайд 4)
Если представить себе наблюдателя, стоящего перед картиной, то условная горизонтальная плоскость, на которой и стоит он сам и находится наблюдаемый предмет (по другую сторону картинной плоскости), называется предметной плоскостью.
Место на предметной плоскости, на котором стоит наблюдатель, называется точкой стояния (Zi). Местонахождение глаза наблюдателя называется точкой зрения. (Z).
Если параллельно предметной плоскости на уровне глаз наблюдателя провести другую, условную горизонтальную плоскость, то ее пересечение с картинной плоскостью даст линию горизонта (ЛГ). Точка на линии горизонта, куда направлен центральный перпендикулярный картине луч зрения, будет главной или центральной точкой схода (Р). Именно в этой точке сойдутся на картине линии. Все другие параллельные, но идущие под иными углами к картине линии, будут сходиться на линии горизонта в других точках схода, располагающихся справа и слева от центральной и обозначаемых (F).
Обратим внимание еще на две условные точки схода на линии горизонта, так называемые точки отдаления. Эти точки (Д) и (Дг) получаются, если на линии горизонта слева и справа от точки Р отложить расстояние, равное отдалению точки зрения Z от картинной плоскости, то есть от точки Р. Поскольку PZ = РД|, 2, луч зрения, направленный в точку отдаления, образует с картинной плоскостью угол 45°. Следовательно, эти точки будут точками схода всех линий, идущих под таким углом к картине. (Слайд 5)
Линейная перспектива делиться на два вида:
- Фронтальная перспектива
- Угловая перспектива (Слайд 6)
2. Ознакомление с основными положениями воздушной перспективы.
Воздушная перспектива имеет мало общего с линейной перспективой. Степень контрастности света и тени, объемность предмета, четкость его очертаний, цветовая окраска при его удалении от рисующего резко изменяются. Это связано с тем, что окружающий нас воздух не абсолютно прозрачен: он всегда содержит в себе пыль, влагу и другие мельчайшие взвешенные частицы, которые делают его мутной средой. Эта мутная среда влияет на проходящие через нее лучи, определяя наше восприятие окутанных ею предметов. Удаляясь от нас, предметы не только зрительно уменьшаются в размерах. По мере удаления контрастность их темных и светлых мест постоянно все более смягчается, предметы становятся как бы более плоскими и в конце концов превращаются на горизонте в однотонную дымку едва различимых силуэтов. Одновременно происходит и изменение их цветовой окраски. Это явление и называется воздушной перспективой. (Слайд 7)
Обычно принято говорить о планах - переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объемно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором - все это несколько смягчается, на третьем сливается в воздушной дымке. Такое трехплановое деление условно. Конечно, можно различать очень много планов, на-пример, в удаляющейся oт зрителя парковой аллее каждое очередное дерево - это уже следующий план, оно отличается по тону и цвету от предыдущего и последующего. (Слайд 8)
Передача воздушной перспективы основана на тональных (светлотных) и цветовых отношениях, причем первые играют большую роль. В этом можно убедиться, посмотрев на черно-белую репродукцию живописного произведения: цвет исчез, но воздушная перспектива воспринимается отчетливо. (Слайд 9)
При удалении изменяется и цвет предметов, гак как отраженные от них цветовые лучи проникают через воздушную линию по-разному: темно-красные и оранжевые - более беспрепятственно, а холодные - голубые и синие - подвергаются более сильному рассеиванию.
Долгий опыт наблюдений показал, что далекие темные предметы кажутся голубоватыми, так как отражают очень мало света, и потому их окраска определяется в большей степени теми холодными по тону лучами, которые всегда рассеяны в атмосфере. Однако белые или очень светлые предметы - смежные вершины гор или облака, отражающие много света, наоборот, кажутся нам теплыми, розоватыми, потому что лучи, отраженные от них, теряют по пути к нам свою холодную часть, наиболее рассеиваемую, и сохраняют наиболее устойчивую, теплую часть. Рассеянные в атмосфере холодные лучи в этом случае мало что могут сделать вследствие своей относительной слабости. (Слайд 10)
Под влиянием воздушной среды восприятие цветов изменяется уже с относительно небольших расстояний. Примерно на расстоянии полукилометра желтые и особенно оранжевые цвета заметно краснеют, а на расстоянии около километра оранжевый уже почти невозможно отличить от красного. Так же сближаются зеленые и голубые цвета.
Это общие закономерности, но не всегда природа предлагает нам картины, где эти закономерности соблюдены, так сказать, в самом чистом, элементарно ясном виде. Бывает так, что именно дальний план ярко освещен, как бы выхвачен солнцем из общей мягкой картины, а первый план как бы более мягок, смутен в тени набежавших туч. (Слайд 11). Но как бы ни был труден такой мотив, если в нем очень внимательно разобраться, он окажется подчиненным изложенным закономерностям. Именно такой «коварный» мотив изобразил И. Левитан в картине «Вечерний звон». Белые стены монастыря и облака на дальних планах написаны в розовых и охристых тонах очень легко, а передний план выписан очень плотно, контрастно. Все поставлено на свое место, воздух, пространство переданы с необычайной силой.
Воздушная перспектива позволяет художнику передать на плоскости полотна впечатление необъятной глубины, уходящих далей, огромного пространства, заполненного воздухом. Передача этого «воздуха» - одна из главных задач пейзажиста.
Знаменитый русский художник Александр Кондратьевич Саврасов говорил: «Без воздуха нет пейзажа, сколько березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь, - значит, пейзаж дрянь».
Вот такие правила линейной и воздушной перспективы помогают художнику не просто запечатлеть событие или предметы, но и так заполнить картинное пространство, что созданное произведение будет полно жизни.
Актуализация знаний учащихся.
Сегодня на уроке вы выполните рисунок уходящей вдаль аллеи, применяя правила линейной и воздушной перспективы.
Посмотрите, как это изобразил художник А. Грицай в картине «Летний сад». (Слайд 12)
Как всегда, первым этапом работы должно стать решение вами композиционных задач: выбор формата бумаги, его расположение, определение высоты горизонта, выбор точки зрения, расположение предметов. (Слайд 13)
4) Практическая работа
Задание: выполнить эскиз рисунка уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы (работа карандашом).
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
- контроль организации рабочего места;
- контроль правильности выполнения приемов работы;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объема и качества выполненной работы.
5) Итог урока
Выставка работ учащихся.
Беседа с учащимися по вопросам:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Назовите способы передачи глубины пространства.
- Что называется точкой зрения? точкой схода?
- Расскажите об основных правилах линейной перспективы.
- Как изменяется контрастность света и тени при удалении объемного предмета от рисующего?
Смогли ли вы в своих рисунках передать глубину пространства?
Домашняя работа: сбор информации по данной теме; постараться отработать практические приемы по овладению правил линейной и воздушной перспективы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила линейной и воздушной перспективы
конспект урока изобразительного искусства в 6 классе, по программе Б.М.Неменского...
Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Правила линейной и воздушной перспективы".
Разработка к уроку изобразительного искусства на тему "Правила линейной и воздушной перспективы" включает себя подробный план-конспект урока и презентацию с наглядным материалом....
"Правила линейной и воздушной перспективы"
Конспект урока изобразительного искусства в 6, включая просмотр презинтации и самостоятельную работу обучающихся....
Мультимедийная разработка урока по теме "Правила линейной и воздушной перспективы"
Данный урок рассчитан на учащихся 6 класса, обучающихся по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». Урок рассчитан на обучающихся средних и высоких учебных возможностей.Структура урока с...
разработка урока ИЗО с презентацией "Правила линейной и воздушной перспективы" 6 класс
Урок в 6 классе на тему «Правила линейной и воздушной перспективы». Одним из выразительных средств создания пейзажа является пространство. Поэтому законы перспективы весьма значимы в поним...
Конспект урока "Правила линейной и воздушной перспективы" в 6 классе
Для учителя изобразительного искусства...
Изображение пространства. Линейная и воздушная перспектива
Изображение пространства. Линейная и воздушная перспектива...