Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Кузнецова Елена Юрьевна

Рабочая программа составлена по ФГОС по программе Б.М. Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_progr_5_kl_po_fgos_nemenskiy.docx92.44 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Рабочая учебная программа

по предмету «изобразительное искусство» для 5 класса

подготовила: Кузнецова Е.Ю.

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Барашевская СОШ»

 Теньгушевского района

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса составлена на основе примерной учебной программы по изобразительному искусству (автор  Б.М. Неменского 2011г.), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации рекомендована Министерством образования и науки РФ, с учетом включения ключевых положений ФГОС.

В учебную программу внесены следующие изменения:

В структуру уроков раздела 1 «Древние корни народного искусства» добавлена  тема с региональным компонентом «Мордовский праздничный костюм».

В связи с уменьшением учебных недель (34)  сократить 1 час путем объединения тем  в разделе 3 «Декор, человек, общество, время».  

Так же в разделе 3 «Декор, человек, общество, время»  сокращен один час для изучения темы  «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества» всвязи с объединением и упрощением работы над созданием эскиза украшения Древнего Египта.

Для изучения темы «О чем рассказывают гербы и эмблемы» добавлен еще один урок для создания рекомендуемой творческой работы «Герб моей семьи».  В связи с большим объемом изучения рекомендуемой информации по теме  «Одежда «говорит» о человеке» освещение темы разделено на три часа.

Для изучения раздела 3 «Декор, человек, общество, время»  программой отведено 12 часов, однако в связи с объединением тем сократить на 2 часа и за счет этого увеличить количество часов на  2 часа для изучения раздела 4 «Декоративное искусство в современном мире» на тему «Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства».

Цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы в процессе личностного художественного творчества.

Задачи предмета «Изобразительное искусство»:

 - освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

 - формирование понимания эмоционального  и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

 - формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

 - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

 - развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

 - овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

 - формирование практических умений и навыков в освоении изобразительных приемов с использованием материалов и инструментов, экспериментирование и работа в смешанной технике для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли общества.

Образно-смысловой язык народного прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Народные промыслы - современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции 17 века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности..

Выставочные декоративно-прикладные области дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного жудожника ДПИ.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений.

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает изучение «Изобразительного искусства» в основной школе.  

Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., определяет преподавание предмета «Изобразительное искусство» в 5—7  классах в объеме 102  учебных часов. Согласно учебному плану МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа» В каждом классе - 1 учебный  час в неделю, 34 часа в учебный год.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

1.Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому  и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

3.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

5.формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

7.Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

8.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9.Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты  освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2.Умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

4.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

6. Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные результаты  

Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:

1. Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их  общей духовной культуры,  как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2.Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3.Освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в  архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5.Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6. Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7.Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании основной школы учащиеся должны:

           5 класс:

- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- знать несколько народных художественных промыслов России;

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.

В основу тематического деления года положены разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, металлу вышивка, народный костюм.

Перечень УУД:

- познавательные  действия; (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;)

-личностные действия; (смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; нравственно -_этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.)

- коммуникативные действия; (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать)

-регулятивные действия; (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;)

ТЕМАТИЧНСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

Декоративно-прикладное творчество в жизни человека (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Древние корни народного искусства

8  

1.1

Древние образы в народном искусстве.  

1

1.2

Убранство русской избы

1

1.3

Внутренний мир русской избы

1

1.4

Конструкция и декор предметов народного быта

1

1.5

Русская народная вышивка

1

1.6

Народный праздничный костюм

1

1.7

Мордовский  праздничный костюм

1

1.8

Народные праздничные обряды

1

2

Связь времен в народном искусстве

8

 2.1-2.2

Древние образы в современных народных игрушках

2

2.3

Искусство Гжели.

1

2.4

Городецкая роспись.

1

2.5

 Хохлома.

1

2.6

Жостово. Роспись по металлу.

1

2.7

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте.

1

2.8

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1

3

Декоративное искусство в современном мире.

9

3.1

Зачем людям украшения

1

3.2

Роль декоративно-го искусства в жизни древнего общества

1

 3.3-3.5

Одежда «говорит» о человеке

3

3.6

О чем рассказывают гербы и эмблемы

1

3.7

 Герб моей семьи.

1

3.8

 Эмблемы

1

3.9

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1

4

Декор: человек, общество, время.

9

4.1

Современное выставочное искусство

1

 4.2-4.9

 Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

8

Итого

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
  3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
  4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
    План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г № 1507-р).
  5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
  7. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
    СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
  9. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"(утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный номер 18638).
  10. Письмо Минобрнауки России от 8 августа 2011 г. № 03-495 "О вступлении в силу приказа Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н" (в приложении - приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н "О внесении изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", зарегистрирован в Минюсте России 1 июля 2011 г., регистрационный номер 21240).
  11. Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год".
  12. Рабочие  программы. Изобразительное искусство Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2011.
  13. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.

Учебники

  1. Гореева. Н.А. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва, 2010.

Пособие для учащихся

  1. Гореева Н.А. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского; «Просвещение», Москва ,2010.

Пособие для учителей

  1. Гореева Н.А. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского; «Просвещение», Москва ,2010.
  2. Стил Ф. Детская энциклопедия «Праздники» редактор Т.Н. Кустова;М., «Астиль», АСТ, 2001
  3. Шуйская Ю.В. «Обо всем на свете» научно-популярное издание для детей.-М.: ЗАО «РОСМЕН_ПРЕСС», 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru[Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
  2. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
  3. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
  4. http://urokizo.ru[Сайт «Урок ИЗО»];
  5. http://videouroki.net[Сайт видеоуроков];
  6. http://www.twirpx.com[Электронная библиотека по методике преподавания ИЗО];

                 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Информационно-коммуникативные средства

Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).

Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD).

 Наглядные пособия.

Таблицы «Дымковские. Филимоновские, Каргопольские игрушки», 2007

Музейные экспонаты: прялка, кувшин, ковш, полотенце, мордовская одежда.

Карточки по мордовскому костюму.

Альбомы с демонстрационным материалом.

                                                        Технические средства обучения.

Компьютер.

Музыкальный центр.

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№  

Тема
урока

 

Тип урока.

 Основные термины
и понятия.

Виды деятельности,
форма
работы

          Планируемые результаты обучения

        Д\з

Дата

освоение предметных знаний и умений

универсальные учебные действия  

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1. Древние корни народного искусства (8 часов)  

1.1

Древние образы в народном искусстве.  

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Солярные знаки, Древо жизни, Мать-Земля.

Рисунок на тему древних образов, знаков в узорах предмета быта «Чаша».

Материалы: краски, карандаш, бумага

Знать: солярные знаки

Уметь: выполнять орнаменты по мотивам древнерусского искусства.

Личностные:

-проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Регулятивные:                                        -последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

-корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с

учетом возникших трудностей и ошибок и устронять их;

-удерживать цель деятельности до получения ее результата;                                   анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Познавательные: 

-самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;

-знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;
Коммуникативные:

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

 -постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях  ДТП

1.2

Убранство русской избы

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Растительный, зооморфный орнамент. Элементы избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска)

Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками.

Материалы: краски, карандаш, бумага

Знать: украшения русской избы.

Уметь: рисовать наличник и выполнять элементы его украшения

Обратить внимание на декор домов частного сектора

1.3

Внутренний мир русской избы

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Изба, печь, красный угол, ткацкий станок, люлька.

Выполнение творческой работы «В русской избе»

Материалы: гуашь, бумага

Знать: внутреннее пространство русского дома.                                 Уметь: украшать интерьер избы предметами быта и орнаментом.

1.4

Конструкция и декор предметов народного быта

Урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Прялка и ее основные элементы,

Ковш и его виды.

Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда).

Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага

Знать: предметы народного быта и их украшение.                         Уметь: вырезать из бумаги предметы народного быта и украшать их орнаментом.

1.5

Русская народная вышивка

Комбинированный

Условность языка орнамента, его символическое значение

Эскиз узора вышивки по образцу узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров Материалы: фломастеры, тетрадный лист

Знать: основное о крестьянской вышивке.       Уметь: эскиз узора вышивки на полотенце.

1.6

Народный праздничный костюм

 

Комбинированный

Работа с учебником и дополнительной литературой.

Знать: историю русского костюма.                                 Уметь: отличать элементы русского народного костюма.

Расспросить родных о элементах мордовской одежды

1.7

Мордовский  праздничный костюм

 

Комбинированный

Зарисовка мордовского костюма               Материалы: краски, карандаш, бумага

Знать: историю мордовского костюма.        Уметь: эскизы мордовского праздничного костюма.

Подобрать в интернете картинки на тему «Масленица»

1.8

Народные праздничные обряды

Урок формирования новых знаний и умений

Календарные праздники и обряды

Выполнение творческой работы - презентации на тему «Масленица»

Знать: обрядовые действия народного праздника.          Уметь: разбираться в обрядовых праздниках.

 

 

 

Раздел 2. Связь времен в народном искусстве (8 часов)

2.1

Древние образы в современных народных игрушках.

Комбинированный

Символика и образы в русских игрушках; Филимоновская игрушка, каргопольская игрушка, дымковская игрушка.

Выполнение зарисовок игрушек  различных областей (филимоновская,  каргопольская, дымковская) Материалы: краски, карандаш, бумага

Знать: особенности игрушек и различных художественных промыслов.                           Уметь: различать игрушки по росписи.

Личностные:

-проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

дентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;    

Регулятивные:                                        - удерживать цель деятельности до получения ее результата;                                  -последовательность необходимых операций (алгоритм действий);    

Познавательные:                    -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;                 -уметь структурировать знания;              
Коммуникативные:                                 -постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;                            -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия

Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки

2.2

Древние образы в современных народных игрушках.

 Урок комплексного применения знаний

Заготовка, грунтовка, пластика

Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов.

Материалы: соленное тесто, краска для грунтовки, гуашь, кисти

Знать: особенности форм игрушек  различных художественных промыслов.                           Уметь: различать игрушки по форме и рисунку

Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы

2.3

Искусство Гжели.  

Комбинированный

Многоцветная роспись, квасник, кумган,

Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма.

Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти

Знать: историю гжельской керамики.                               Уметь: вырезать из бумаги форм посуды и украшение росписью.

 

2.4

Городецкая роспись.

Комбинированный

Розаны, купавки, замалевок, оживка

Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи

Материалы:  разделочная доска, гуашь, кисти

Знать: историю городецкой росписи. Уметь: выполнение фрагмента по мотивам городецкой росписи.

Принести предметы быта расписанной  в стиле «Хохлома»

2.5

Хохлома.

Комбинированный

Под листок, травка, под фон, кудрина  

Выполнение фрагмента росписи

Материалы: гуашь, белая бумага, кисти

Знать: историю художественного промысла.                             Уметь: выполнять фрагменты хохломской   росписи.

2.6

Жостово. Роспись по металлу.

Комбинированный

Тенежка, бликовка, уборка.

Роспись «подноса»    в технике Жостово.

Материалы:  пластинка от проигрывателя, гуашь

Знать: историю промысла          Уметь: Разбираться в народных промыслах.

2.7

Щепа. Роспись по лубу  и дереву.

Теснение и резьба по бересте.

Урок формирования новых знаний. Мастер-класс «Резьба по дереву»

Щепная птица, мезенская роспись, береста, тисненые узоры,резное узорочье.

Участие в мастер-классе или просмотр видеоролика.

Материал: деревянная заготовка, резцы

Знать: приемы создания деревянной игрушки.                          Уметь: выполнять простейшие приемы работы резцами по дереву

Подготовить вопросы для одноклассников по изученным промыслам.

2.8

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

 Урок контроля, оценки и коррекции знаний (соревновательная игра)

Выполнение конкурсных заданий

Знать: историю промыслов, их особенности.                             Уметь: выражать правильно свои мысли, аргументировать ответ, различать предметы по видам.

Раздел 3. Декор, человек, общество, время  (9 часов)

3.1

Зачем людям украшения

Урок формирования новых знаний, умений.

Зарисовки различных украшений для людей разных профессий  Материалы: гуашь, белая бумага, карандаш, кисти

Знать: роль декоративного искусства в жизни людей.                Уметь: разбираться в образном строе вещи.

Личностные:

азличать основные нравственно-этические понятия;                                                     -проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

-применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;

-оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;                           

Регулятивные:                                               -  анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;                                  - корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;                                                    -оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Познавательные:                           - рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;               -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-знаково-символические:
моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;                                                                -поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;

Коммуникативные:                                 -постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;                            -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

    

Принести современные украшения  

3.2

Роль декоративно-го искусства в жизни древнего общества

Урок формирования новых знаний, умений.

Скарабей, священная змея, ладьи вечности, лотос, глаза-уаджета

Солнечное ожирелье,подвеска, нагрудное украшение-пекторали, браслет

Зарисовки различных украшений   (солнечное ожирелье,подвеска, нагрудное украшение-пекторали, браслет)

Материалы: гуашь, фломастеры, белая бумага, карандаш, кисти

Знать: декоративное искусство Древнего Египта.                                  Уметь: выполнять эскизы украшений   Древнего Египта.

Подобрать презентации о искусстве Древнего Египта

3.3

Одежда «говорит» о человеке

Урок формирования новых знаний, умений.

Воротник, манжет, веер

Изготовление вееров (элемент для панно «Бал во дворце»)  Материалы:  цветная бумага, карандаш, ножницы, клей.

Знать: основные особенности костюма  в Китае                         Уметь: выполнить веер из бумаги  

Подобрать картинки дам и господ из детских сказок.

3.4

Одежда «говорит» о человеке

Урок формирования   знаний, умений.

Канделябры, лепнина,бант-бабочка,жюстокор,дублет,шлейф,оборки,ман-тия, жакет

Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» Материалы:  цветная бумага, карандаш, ножницы, клей, банты, ткань, бисер, гуашь, кисть, лист ватмана.

Знать: основные особенности костюма Западной Европы 17 века.                   Уметь: выполнить элементы панно (фигуры дам и господ)

3.5

Одежда «говорит» о человеке

Урок закрепления знаний, умений.

Выполнение коллективной работы «Бал во дворце»

(продолжение)

Материалы:  цветная бумага, карандаш, ножницы, клей, банты, ткань, бисер, гуашь, кисть, лист ватмана.

Знать: основные особенности внутреннего убранства дворца.                   Уметь: расположить и закрепить всех элементов на панно  

3.6

О чем рассказывают гербы и эмблемы

Урок формирования новых знаний, умений.

Геральдика,

Символическое значение предметов и цвета в гербах.

Просмотр символики разных стран, республик, родовых имений, фамильных гербов.

Предварительный эскиз формы щита и девиз

Материалы:  цветной картон и бумага, карандаш, ножницы, клей, фломастеры, карандаши.

Знать: историю герба и эмблемы.                            Уметь: применять символику цвета в создание щита для герба  

Найти информацию о истоках своей фамилии, подготовить необходимый материал и фоторамку.

3.7

 Герб моей семьи.

Комбинированный

Выполнение исследовательско-проектной деятельности «Герб моей семьи»

Материалы: картон, цветная бумага, краски, кисти, ножницы, клей.

Знать:  условное обозначение негеральдических фигур и историю своей семьи и фамилии                      Уметь: рассказать о своей семье с помощью символов и знаков при создании герба.

3.7

 Эмблемы

 Урок комплексного применения знаний

Выполнение творческой работы «Эмблема школьного лесничества» Материалы: картон, цветная бумага, краски, кисти, ножницы, клей.

Знать: символику эмблем                        Уметь:  систематизировать знания о школьном лесничестве и выразить эти знания через рисунок

Повторить изученный материал по учебнику.

3.8

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Участие в игре-викторине.

 

Знать: основные особенности костюма разных народов. Уметь: выполнять декоративное панно на тему «Бал в интерьере дворца», «Золушка».

3.9

Роль ДИ в жизни человека и общества

Урок-экскурсия

Виртуальное посещение музея ДПИ

Знать:  историю развития общества  и искусства       Уметь: видеть красоту старых вещей

Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире (9 часов)

4.1

Современное выставочное искусство

Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства)

Виртуальная экскурсия в музей С.Д. Эрьзя .

Интернет- выставки ДПИ.

Знать: многообразие материалов и техник декоративно-прикладного искусства.                  Уметь: видеть красоту созданную руками умельцев

Личностные:

азличать основные нравственно-этические понятия;                                                     -проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

-применять правила делового сотрудничества:         -сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;  

-оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;                           

Регулятивные:                                               -  анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;                                  - корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;                                                    -оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

Познавательные:                           - рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;               -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-знаково-символические:
моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;                                                                -поиск и выделение необходимой информации;   -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;

Коммуникативные:                                 -постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;                            -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

4.2

 Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Комбинированный

Тряпичная кукла

Изготовление тряпичной куклы

Материал:   шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага

Знать: технологию работы с выбранным материалом       Уметь: выполнять правила изготовления тряпичной куклы                                            

Подобрать информацию о Фаберже

4.3

 Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Комбинированный

Папье- маше, квиллинг,    Яйца Фаберже

Изготовление пасхального яйца. Материал: клей,  бумага, газета, воздушный шар.

Знать: технологию работы с выбранным материалом  Уметь: владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема

4.4

 Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Комбинированный

Оформление и роспись пасхального яйца.

Материалы: гуашь, фломастеры, белая бумага, карандаш, кисти

Знать: пользовать язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения Уметь :владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале

4.5

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Комбинированный

Греческие вазы: краснофигурные, чернофигурные

Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера.

 Материал: клей,  бумага, газета, воздушный шар, ватман

Знать: технологию работы с выбранным материалом  Уметь: владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема

4.6

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Комбинированный

Оформление декоративной вазы для украшения интерьера.

Материалы: гуашь, фломастеры, белая бумага, карандаш, кисти

Знать: пользовать язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения Уметь :владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале

Подобрать образца- рисунки витражей

4.7

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Урок творческого применения умений и навыков

Витраж, мозаика

Разработка эскизов витражей для украшения интерьера школы Материал: витражные краски, гуашь, фоторамки размером А4

Знать: пользовать язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения Уметь :владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале

4.8

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Урок творческого применения умений и навыков

Коллективное выполнение витражей по наиболее удачному эскизу

Материал: витражные краски, гуашь, фоторамки размером А4

Знать: пользовать язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения Уметь :владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале

4.9

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Отчетная выставка творческих работ «украсим школу своими руками»

Организация выставки

Знать: правила оформления выставки

 Уметь:  эстетично организовать выставку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...