Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства
Цели самообразования:
- Углубленное изучение своего предмета и методики его преподавания.
- Совершенствование знаний в различных научных областях, сферах общественной жизни, в современной политике, экономике и т.д.
- Формировать способность творчески работать, соответствовать образу «креативного учителя», внедрять инновационные технологии в учебный процесс.
Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- эстетически воспитывать детей
- развивать их художественный вкус
- помочь детям познавать окружающий мир
- развивать их наблюдательность
- приучать логически мыслить, осознавать увиденное
- раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе
- дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка
- привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы
- привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе
- развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира
- развить пространственное мышление, образное представление и воображение
- ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства
- привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям, познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика.
Мы должны заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности, и к этому имеются все возможности. В соответствии с этим в основе методики обучения должны лежать разнообразные педагогические и образовательные технологии.
Подходя к подготовке любого урока по изобразительному искусству, я учитываю не только возраст детей, но и их способности. Одной из главных задач преподавания искусства является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Для этого художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание, музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Систематическое освоение художественного наследия поможет учащимся осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Поэтому уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок.
В современном мире прогресса и информатизации, учителю просто необходимо идти в ногу со временем. Книги – незаменимый и благодатный источник информации, имеющий большое значение в процессе обучения. Но исходя из принципа активности, сознательности и наглядности, современное образование предполагает создание наиболее оптимальных условий для развития у учащихся мотивации для учебной деятельности. Для этого учителю необходимо использовать специальные задания и наглядные средства обучения.
Развитие вычислительной техники работает на благо учебно-воспитательному процессу в рамках развивающего обучения. Обычно, отмечаются следующие сильные стороны компьютера:
- новизна работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения;
- цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации;
- компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления;
- с помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения;
- компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением;
- на много расширяются наборы применяемых учебных задач;
- благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации.
- применение компьютеров на уроках ИЗО создаёт определенный эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.
Компьютер, информационные технологии позволяют быстро и эффективно организовывать связь «учитель-ученик», одновременно развивая не только познавательные, но и творческие возможности каждого ребенка в коллективном обучении.
В курсе изучения изобразительного искусства мною разработана серия уроков с применением компьютера. Используя компьютерные мультимедийные энциклопедии и телекоммуникационные технологии, созданы мультимедийные шоу по темам бесед по изобразительному искусству. На занятиях учащиеся анализируют стили, знакомятся с разными живописными течениями и творчеством великих художников, изучают виды и жанры искусства. Слайдовые презентации по теме урока дают представление о композиции произведения искусства, особенностях авторской техники, цветовом решении, выделяя рассматриваемые фрагменты.
Для темы «Человек – от внешнего к внутреннему» разработана серия уроков с поэтапным изучением пропорций человека, особенностей динамики человеческого тела при активных движениях. Мультимедийные слайды позволяют показать принцип построения фигуры человека наглядно, динамично, зрелищно.
В задачи развивающего обучения входит разностороннее развитие детей, их творческих интересов, способностей, навыков самообразования. Мультимедийные средства позволяют создавать условия для самореализации личности, формируют способность применять полученные знания в различных видах практической деятельности. Этим задачам отвечает проектная форма деятельности. По итогам изученной темы или раздела учащиеся выполняют проектную работу в виде слайдовой презентации, дополняя графический материал анимацией и текстом. Выполнение проектного задания на компьютере предоставляет школьникам возможность экспериментировать с различными вариантами изображений, синтезировать разнообразные виды виртуальной информации.
Применение компьютера влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность проявить оригинальность, фантазию и творческие способности.
В своей практике я использую компьютер и возможности интерактивной доски (во внеурочной деятельности 1-2кл.) для объяснения нового материала, отработки практических навыков, проведения тестов, расширения кругозора учащихся, оформления отчетов по итогам исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках изобразительного искусства
Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов ...
Обобщение опыта по теме "Нетрадиционные художественные технологии, как средство развития творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства"
Обобщение опыта применения нетрадиционных технологий на уроках изобразительного искусства...
Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства
Статья о развитии познавательной активности учащихся на уроках изо , с использованием различных средств и методов обучения, формируя компетентностно -развитую личность, способную адаптироваться в совр...
тема самообразования: Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства
Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о...
Из опыта работы- формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства
Мое педагогическое кредо:«Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».Формирование и...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Материал содержит описание опыта работы по прменению технологии развития критического мышления...
Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства
Образование в современном обществе — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит стано...