Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

доклад по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Цели самообразования:

  • Углубленное изучение своего предмета и методики его преподавания.
  • Совершенствование знаний в различных научных областях, сферах общественной жизни, в современной политике, экономике и т.д.
  • Формировать способность творчески работать, соответствовать образу «креативного учителя», внедрять инновационные технологии в учебный процесс.

Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.

Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • эстетически воспитывать детей
  • развивать их художественный вкус
  • помочь детям познавать окружающий мир
  • развивать их наблюдательность
  • приучать логически мыслить, осознавать увиденное
  • раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе
  • дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка
  • привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы
  • привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе
  • развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира
  • развить пространственное мышление, образное представление и воображение
  • ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства
  • привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям, познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика.

Мы должны заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности, и к этому имеются все возможности. В соответствии с этим в основе методики обучения должны лежать разнообразные педагогические и образовательные технологии.

Подходя к подготовке любого урока по изобразительному искусству, я учитываю не только возраст детей, но и их способности. Одной из главных задач преподавания искусства является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Для этого художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • прослушивание, музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Систематическое освоение художественного наследия поможет учащимся осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Поэтому уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок.

В современном мире прогресса и информатизации, учителю просто необходимо идти в ногу со временем. Книги – незаменимый и благодатный источник информации, имеющий большое значение в процессе обучения. Но исходя из принципа активности, сознательности и наглядности, современное образование предполагает создание наиболее оптимальных условий для развития у учащихся мотивации для учебной деятельности. Для этого учителю необходимо использовать специальные задания и наглядные средства обучения.

Развитие вычислительной техники работает на благо учебно-воспитательному процессу в рамках развивающего обучения. Обычно, отмечаются следующие сильные стороны компьютера:

- новизна работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения;

- цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации;

- компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления;
- с помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения;
- компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением;

- на много расширяются наборы применяемых учебных задач;
- благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации.

- применение компьютеров на уроках ИЗО создаёт определенный эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Компьютер, информационные технологии позволяют быстро и эффективно организовывать связь «учитель-ученик», одновременно развивая не только познавательные, но и творческие возможности каждого ребенка в коллективном обучении.

В курсе изучения изобразительного искусства мною разработана серия уроков с применением компьютера. Используя компьютерные мультимедийные энциклопедии и телекоммуникационные технологии, созданы мультимедийные шоу по темам бесед по изобразительному искусству. На занятиях учащиеся анализируют стили, знакомятся с разными живописными течениями и творчеством великих художников, изучают виды и жанры искусства. Слайдовые презентации по теме урока дают представление о композиции произведения искусства, особенностях авторской техники, цветовом решении, выделяя рассматриваемые фрагменты.

Для темы «Человек – от внешнего к внутреннему» разработана серия уроков с поэтапным изучением пропорций человека, особенностей динамики человеческого тела при активных движениях. Мультимедийные слайды позволяют показать принцип построения фигуры человека наглядно, динамично, зрелищно.

В задачи развивающего обучения входит разностороннее развитие детей, их творческих интересов, способностей, навыков самообразования. Мультимедийные средства позволяют создавать условия для самореализации личности, формируют способность применять полученные знания в различных видах практической деятельности. Этим задачам отвечает проектная форма деятельности. По итогам изученной темы или раздела учащиеся выполняют проектную работу в виде слайдовой презентации, дополняя графический материал анимацией и текстом. Выполнение проектного задания на компьютере предоставляет школьникам возможность экспериментировать с различными вариантами изображений, синтезировать разнообразные виды виртуальной информации.

Применение компьютера влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность проявить оригинальность, фантазию и творческие способности.

В своей практике я использую компьютер и возможности интерактивной доски (во внеурочной деятельности 1-2кл.) для объяснения нового материала, отработки практических навыков, проведения тестов, расширения кругозора учащихся, оформления отчетов по итогам исследовательской деятельности.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках изобразительного искусства

Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов ...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Статья о развитии познавательной активности учащихся на уроках изо , с использованием различных средств и методов обучения, формируя компетентностно -развитую личность, способную адаптироваться в совр...

тема самообразования: Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о...

Из опыта работы- формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Мое педагогическое кредо:«Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».Формирование  и...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства

Образование в современном обществе — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит стано...