Конспект урока по ИЗО в 7 классе на тему «Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Федина Елена Георгиевна

Данный урок оснащён презентацией, подготовленной специально для этого урока. Изучение нового материала проходит в виде ролевой игры. Этап повторения предусматривает задания разного уровня. На уроке учащиеся не только получают новые знания о сюжетно-тематической картине, но и пытаются осознать смысл всепрощающей любви.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Приложение 1.

                   Урок изобразительного искусства в 7 классе.

Тема: «Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь».

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: урок-беседа с элементами ролевой игры.

Цели урока: 1) Формировать представление о сложном мире сюжетно-тематической картины на примере картины религиозно-мифологического жанра.

2)Продолжить знакомство с творчеством великих художников и историей создания знаменитых полотен.

3) Формировать зрительские умения и навыки.

4) Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки публичного выступления, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

5)Развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка.

Музыкальный ряд: 1) « Токтато и фуга ре минор» И.-С. Бах.

        2) Песня «Прекрасное далёко» из к/ф «Гостья из будущего».

                          Ход урока.

1. Орг. момент.

Вот и прозвенел звонок.

Он позвал нас на урок.

2. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 1).

Сегодня мы с вами продолжим путешествие по миру изобразительного искусства, познакомимся ещё с одним жанром, но сначала займёмся повторением и проверим д/з.

3. Повторение и проверка д/з. (Слайд 2).

Данный этап делится на 3 части (группы).

1 часть – группа экспертов оценивает ваши работы на доске, которые вы выполнили дома и объединили одной общей темой «Герои сказочного города».

2 часть – группа ребят будет работать самостоятельно с тестом.

1. Кто автор картин «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»?

        а)В.Васнецов

        б)В.Суриков

        в)К.Брюллов

2. К какому жанру относится картина «Покорение Сибири Ермаком»?

        а) исторический

        б) бытовой

        в) сказочно-былинный

3. Как называется картина К.Брюллова «Последний день…»?

        а) Акрополя

        б) Помпеи

        в) Рима

4. Найдите «лишнюю» картину.

        а) «Алёнушка»

        б) «Иван-царевич на Сером Волке»

        в) «Витязь на распутье»                                                                                                                                                                              

        г) «Боярыня Морозова»

3 часть – остальные ребята работают со мной. Задание называется «Назови картину». По описанию вам нужно определить название картины и её автора.

1) Молодая крестьянка, ведущая пару коней, запряжённых в борону, напоминает ожившую статую богини Флоры. Её сарафан напоминает античное платье с завышенной талией, а кокошник – диадему. ( «На пашне. Весна». А.Г.Венецианов)   (Слайд 3).

2) В центре композиции – сани, на которых полулежит женщина, скованная цепями. Подняв руку, она обращается к окружающей её толпе. ( «Боярыня Морозова». В.И.Суриков) (Слайд 4).

3) Каменный град. Земля дрожит под ногами. Сверкают молнии. Рушатся статуи. Мечется толпа людей. ( «Последний день Помпеи». К.Брюллов) (Слайд 5).

4) На картине изображена самая глубина елового леса с его сумраком и тишиной. На переднем плане тёмная гладь поверхности омута с неподвижно лежащими на ней осенними листьями. Рядом с омутом – белый камень, на котором сидит девушка.                 ( «Алёнушка». В.М.Васнецов) (Слайд 6).

- К какому жанру относится каждая из картин?

( 1 – бытовой жанр, 2 и 3 – исторический жанр, 4 – сказочно-былинный)

4. Введение в тему урока.

- Что объединяет все эти картины?

(Это сюжетно-тематические картины).

Сегодня мы продолжим знакомиться с жанрами сюжетно-тематической картины.

(Слайд 7). На экране вы видите схему.

- Какого жанра не хватает?

(Религиозно-мифологического).

(Слайд 8).

Сейчас мы с вами поговорим о всепрощающей любви. Ведь наша жизнь полна неожиданностей, и в судьбе каждого из нас может произойти несчастье и даже потеря. Поэтому мы должны быть милосердными, уметь любить и прощать.

5. Изучение нового материала.

1)Сообщение о художнике Харменсе ван Рейн Рембранте. ( Слайд 9).

Тема всепрощающей любви волновала многих художников. Среди них был и голландский художник Харменс ванн Рейн Рембрант, который написал очень известное полотно на эту тему.

(Выступление учащегося с сообщением о художнике).

2) «Притча о блудном сыне». Чтение по ролям. ( Слайд 10).

Сегодня нам нужно понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал своё полотно. В его основе лежит «Притча о блудном сыне». Давайте её послушаем.               ( Чтение по ролям).

- Какой момент в этой притче показался вам самым волнительным?

(Встреча отца и сына).

Именно этот момент и стал сюжетом для картины Рембранта «Возвращение блудного сына».

3)Беседа по картине. (По плану). (Слайд 11).

1. История создания картины. (1669 г)

2. Отец и сын.

- Чьи фигуры изображены в центре картины?

- Видно ли лицо сына?

- Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из лёгких?                                     – Что говорит о его раскаянии?

- Каким чувством проникнут отец?

- Что выражают руки и лицо старика?

3. Реакция окружающих.

- Что выражают лица стоящих рядом?

- Говорят ли люди, пытаются ли вмешаться?

4. Цветовая гамма.

(Выставляю на парты таблички с надписями «Отец», «Блудный сын», «Старший сын», «Друзья семьи» и прошу вжиться в образ данного героя. Сама подвожу итог всего сказанного). (Слайд 12).

6. Актуализация знаний. (Ролевая игра).

Я предлагаю вам ролевую игру. Я – корреспондент, а вы – персонажи картины.            Вопросы для учеников, сидящих за партой с табличкой «Отец».

- Что вы чувствовали, когда младший сын ушёл из дома, взяв полагающееся ему наследство?

- Что вы ощутили, когда увидели возвращающегося сына?

- Что заставило вас с почестями принять опозорившего вас сына?

Вопросы для учеников, сидящих за партой с табличкой «Блудный сын».

- Что вы почувствовали, увидев отца, встречающего вас с радостью?

- О чём вы подумали, когда пришли всебя?

- Как изменится впоследствии ваша жизнь?

Вопросы для учеников, сидящих за партой с табличкой «Старший сын».

- Какие чувства вызвала у вас радость отца при встрече с младшим сыном?

- Каково ваше отношение к брату?

- Сможете ли вы в дальнейшем возродить свои братские отношения?

Вопросы для учеников, сидящих за партой с табличкой «Друзья семьи».

- Чего, на ваш взгляд, заслужил блудный сын?

- Что вы думаете о реакции отца на возвращение блудного сына?

Кто, по вашему, достоин восхищения в этой ситуации?

Вопросы к классу.

- Почему отец простил сына?

- Как вы понимаете слова отца: «Был как бы мёртв и ожил»?

(Слайд 13). На экране вы видите библейский совет – концепцию христианской любви.

- Кто в притче не следовал этому совету?

7. Подведение итогов урока.

Притча – это небольшой рассказ в иносказательном виде, заключающий религиозное или моральное поучение. Чему учит притча и картина Рембранта?

Наверное, кто-то из вас не определился, принять ли идею притчи и картины о всепрощающей любви или отвергнуть её. Возможно, вам помогут ваши родители. Я задавала им вопрос: «Если Ваш сын или дочь совершит ошибку, возможно серьёзную, так, что все отвернутся от него, вы готовы понять, простить и любить его несмотря ни на что? Вот что они отвечали. (Зачитываются ответы родителей). (Слайд 14).

- А как вы думаете, можно ли зная , что близкие простят и помогут, сознательно приносить им боль и несчастье?

- Ваши родители сказали, пожалуй, о самом важном в жизни каждого человека. Всепрощающая любовь существует не только на страницах Библии и на картине художника, но и в жизни, в сегодняшнее непростое время.                                                              (Слайд 15). Об этом же сказал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь».

- Чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами. Любите и учитесь прщать, взращивайте в себе семена добра и укрепляйте их.

Будет ваша жизнь жестока или прекрасна – зависит от вас!

8. Домашнее задание (по выбору). (Слайд 16).

(Слайд 17).

9. Резерв. Отзыв об уроке под музыку из к/ф «Гостья из будущего».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

у рок изобразительного искусства

Слайд 2

Повторение. Проверка домашнего задания.

Слайд 3

На пашне. Весна. (А.Г. Венецианов)

Слайд 4

Боярыня Морозова. (В. Суриков)

Слайд 5

Последний день Помпеи (К. Брюллов)

Слайд 6

Алёнушка (В. Васнецов)

Слайд 7

Сюжетно – тематическая картина Бытовой жанр Исторический жанр Батальный жанр Сказочно-былинный жанр Религиозно-мифологический жанр

Слайд 8

Тема урока: Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь.

Слайд 9

Харменс ван Рейн Рембрандт 1606—1669

Слайд 10

Возвращение блудного сына

Слайд 11

1.История создания картины. 2.Отец и сын. -Чьи фигуры изображены в центре картины? -Видно ли лицо сына? -Какие детали показывают, что жизнь блудного сына была не из лёгких? -Что говорит о его раскаянии? -Каким чувством проникнут отец? -Что выражают руки и лицо старика? 3.Реакция окружающих. -Что выражают лица стоящих рядом? -Говорят ли люди, пытаются ли вмешаться? 4.Цветовая гамма картины.

Слайд 13

«Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Слайд 14

«Любовь долготерпит , милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не бесчинствует, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, всё покрывает, всему верит, всему надеется, все переносит. Любовь никогда не перестаёт…» Евангелие от Павла.

Слайд 15

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.» Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 16

Домашнее задание: На выбор: Творческое задание: Иллюстрация сюжета из Библии. Поисковое задание: Собрать материалы на тему «Главные музеи России». 1. Эрмитаж. 2. Кунсткамера. 3. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. 4. Государственный Русский музей.

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 5 классе со сложным дефектом. Тема: " Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд".

Урок: Закрепление знаний. Данная тема является обобщающей в изучении раздела " Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд"...

Конспект урока по химии 8 класс. Смотр знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Документ содержит технологическую карту урока и описывает деятельность учителя и учащихся во время занятия...

Конспект урока по СБО. 9 класс. Раздел: «Средства связи». Тема урока: «Посылки».

Знакомим учеников с правилами оформления и отправления посылок. Даём представление о разнообразии посыочных отправлений....

7 класс. Тема: «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве».

Беседа о понятиях смысла изображения библейских сюжетов, как особого языка в христианском изобразительном искусстве средних веков. Раскрытие сущности современных и вечных человеческих отношений и ценн...

План-конспект урока музыки в 5 классе "Героические образы в музыке и изобразительном искусстве"

План-конспект урока музыки в 5 классе "Героические образы в музыке и изобразительном искусстве"...

Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...

Конспект урока "Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь"

Урок в 7 классе. Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»,...