Креативное мышление
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Алексеева Елена Петровна

Методическая статья   Алексеевой Елены Петровны, учителя ИЗО и черчения ГБОУ Лицея № 387 имени Н.В.Белоусова Кировского района Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kreativnoe_myshlenie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Лицей № 387 им. Н.В. Белоусова

учитель ИЗО и черчения Алексеева Елена Петровна

«Креативное мышление»

Растим таланты: новые педагогические подходы

Учим талантливых детей на уроке

Поддерживаем одаренных детей во внеурочной деятельности

Создаем творческую  среду развития

«Сила ума проявляется в упражнении, а не в покое».

 Александр Поп, английский  поэт XVIII века

Как вы оцениваете свой интеллект?

-  Высоко: у меня исключительно умственные способности. Зовите меня просто – Леонардо.

- Средне: время от времени я выдаю новые идеи, а иногда решаю крайне сложные задачи.

- Низко: моя голова – это какой-то котелок с манной кашей. Мне действительно необходима тренировка.

Разум как и тело человека надо тренировать, заставлять трудиться, недостаток тренировки может привести к невозможности сосредоточиться, к уменьшению количества приходящих в голову идей, скуке и, что хуже всего, к умственному застою.  Часто используя свой мозг в определённом направлении, люди забывают о других возможностях. Перестают экспериментировать, обыгрывать новые возможности, и мышление становится негибким. Но для того, чтобы быть в хорошей форме необходимо заставлять работать «мышцы» своего ума.

Профессор IQ вошел в свою лабораторию. На стенах висят плакаты с изображением разных «мышц ума»: мышцы размышление, мышцы концентрации внимания, воображения. Он знал, с каким удовольствием его ассистенты выполняют упражнения: бегают « интеллектуальной трусцой», занимаются «мысленной растяжкой». Профессор не сомневался, что создал именно то, что нужно, - место, где можно отточить свой ум, вернуть свежесть и ясность мысли.

Тестирование, увлекательные ролевые игры, головоломки,  развитие памяти, моделирование, проектирование, конструирование - вот без чего невозможно развивать различные типы мышления.  

Головоломки.  Решение настоящей головоломки требует известного напряжения ума и изобретательности, и хотя при решении такого рода задач бесспорную помощь оказывают математические познания и некоторое знакомство с логикой, все же порой случается, что гораздо существенней здесь природная сообразительность и смекалка.  Дело в том, что многие из наилучших задач нельзя решить каким-то знакомым способом, они требуют совершенно оригинального подхода. И некоторые головоломки порой лучше поддаются обладателю острого от природы ума, а не от высокой образованности. Не случайно, что при игре в шахматы или шашки больших успехов добиваются люди, лишенные специального математического образования, хотя часто может оказаться, что они наделены математическими способностями, не получившими должного развития.

  • Искать во все интересное и необычное
  • Не отказывать от встретившихся случайно или найденных специально упражнений
  • Уметь расслабляться и задумываться
  • Уметь все собрать воедино свое внимание и направить к одной цели (задаче, проблеме).

Наше истинное Я – это результат работы головного мозга.

Все мысли, чувства, воспоминания, все, что воспринимают в данный момент наши органы чувств, - все это производится и обрабатывается массой нервной ткани размером с маленький кочан капусты. Как именно работает мозг остается загадкой, но, очевидно, его деятельность связана с электрическими импульсами, которыми обменивается  примерно триллион нейронов, образующих что-то вроде компьютера – только намного сложнее всех когда-либо созданных человечеством машин. В отличие от любого компьютера мозг способен непрерывно совершенствоваться по мере поступления в него новой информации.

Новые педагогические подходы непременно связаны со знанием учителя психологии учащегося:  как работают левое и правое полушария головного мозга, почему необходим сон для ребенка, по некоторым данным он помогает решать интеллектуальные проблемы, например математические задачи.

Ум и интеллект, - это совокупность различных качеств, включающих в том числе умение решать математические задачи и способность доходчиво выражать свои мысли.

Для создания творческой среды развития учащихся необходимы условия для диалога:

  • Атмосфера
  • Пространство-время
  • Информация
  • Психолого-педагогические условия

Необходимым условием достижения нового качества образования становится создание системы изучения и оценки разных групп образовательных результатов. В первую очередь интересны изменения, которые происходят в процессе обучения на стороне ученика, которые происходят в личности, в ее развитии и росте, ведь важны педагогические результаты.

 К ним можно отнести изменения следующего рода:  

  • Человек начинает себя воспринимать по-иному
  • Он более полно принимает себя и свои чувства
  • Становится более уверен в себе и самостоятелен
  • Ставит перед собой реальные цели, более зрело ведет себя
  • Он все более становится похожим на человека, которым хотел бы быть
  • Начинает принимать и понимать других людей.

Для целостного, системного взгляда на эту проблему необходим целостный взгляд на человека, учет и видение, как подсказывает нам психология, в единстве трех его сфер: сознание, отношение, деятельность. Необходим комплекс личностных структур сознания, эмоционально-чувственной сферы, деятельностных возможностей; их достаточная развитость. Все это должно обеспечить человеку способность развиваться посредством самонадстраивания, «выращивания в себе» новых, более жизнестойких структур.

Результат современного урока – в динамике самопознания учащегося. Она у каждого своя. В силу множественности и неоднозначных целей, а также разнообразия индивидуально-личностных смыслов, которые на каждом этапе учебного занятия определяют участники, можно констатировать и принципиальную неоднозначность результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий для развития креативного мышления школьников.

Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Поскольку школьные годы – это годы становления личности, то главная задача в том, чтобы обеспечи...

Формирование креативного мышления на уроках географии.

Статья посвящена формированию креативного мышления на уроках географии....

Мастер-класс Методический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»

Мастер-классМетодический  прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»...

Развитие креативного мышления: упражнения на каждый день

Самые элементарные упражнения, так сказать, «между делом», на которые не нужно много времени. Но они хорошо помогают развивать нестандартное мышление. 0_7308d_adb307f9_orig.jpgРазвитие креативного мыш...

"Креативное мышление на уроках математики" лекция для педсовета или МО

Материал для выступления на педсовете или МО по теме "Креативное мышление на уроках математики"...

Стилизация в графике, как средство развития креативного мышления обучающихся

Из опыта работы по развитию креативного мышления обучающихся в творческом обьединении. В работе использованы рисунки воспитанников....

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...