Проблемный урок черчения с использованием музыки :" Сопряжение."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 9 класс) по теме

Наталья Дмитриевна Пальмова

 

познакомить учащихся с профессией художник- оформителя  через музыкальные произведения.

- научить школьника не только грамотно обращаться с чертёжными инструментами, но выполнять с их помо­щью точные графические построения;

- приучить детей эстетическому восприятию  резуль­татов своего графического труда;

-показать ученику значимость  умений и навыков  применения геометрических построений для использования в жизни ( для оформления рекламного плаката).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_chercheniyapalmova.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка урока черчения

по учебнику Ботвинникова А.Д.

(один год обучения)

Составила:

учитель изобразительного искусства и черчения

Пальмова Н.Д..

МОУ гимназия №2 , г. Новороссийск.

Проблемный урок черчения с использованием  музыки .

 

Тема урока: Сопряжение.

(Учебник: Ботвинникова А.Д., Раздел IV, §15.3, стр.102-106)

Цель и задачи урока:

- познакомить учащихся с профессией художник- оформителя  через музыкальные произведения.

- научить школьника не только грамотно обращаться с чертёжными инструментами, но выполнять с их помощью точные графические построения;

- приучить детей эстетическому восприятию  результатов своего графического труда;

-показать ученику значимость  умений и навыков  применения геометрических построений для использования в жизни ( для оформления рекламного плаката).

Оборудование : мультимедийная установка, компьютер, плакаты.

Этапы проведения урока:

  1. Организационная часть (1 мин).

- проверка готовности к уроку.

 II. Постановка проблемы урока. . Презентация .

-Начиная наш урок, мы с вами должны выяснить ,что общего между линиями,  звуками, движением человеческого тела.

- Прослушайте три мелодии разные по направлениям , звучанию и совершенно отличающиеся по манере исполнения. Слайд №

  1.  П.И.  Чайковский « Первый концерт» музыкальный диск;
  2. И. Штраус «Вальс» ;
  3. Танец «Хип - хоп».

Учащиеся слушают фрагменты из музыкальных произведений и смотрят видео слайды.

После прослушивания музыки, учитель предлагает учащимся ассоциативно сравнить звучание музыки , движение в танце с изображением линий .

Ученики анализируют и сравнивают, изображая движение звука руками в воздухе, или изображая линию на листке бумаги.

Предполагаемый ответ учеников: в классическом произведении  вступление состоит из резких, ломаных звуков, линий. Во время звучания темы у струнных инструментов мелодия плавная, лини соответствуют звукам. Звуки вальса   и движения танцующей пары сливаются в волнистую линию.

В ритмах современной композиции хип - хопа видим круговые линии .

Учитель:

-Где в быту можно встретить такие плавные переходы  в  предметном ряде, в машиностроении, в архитектуре , в полиграфии. Слайд №

Ученики: крюк подъёмного  крана, детали механизмов, в архитектуре – стиль модерн, в дизайне шрифта.

Учитель:

С точки зрения мастеров фэн-шуй ,с учётом природных форм в нашей жизни наиболее гармоничными формами являются плавные переходы линий . Поэтому

сегодня на уроке мы научимся строить  такие линии для создания рекламного плаката на основе дизайна шрифта.

III.   Сообщение новой темы:   Слайд №

        1.Изучение нового материала.

Построение сопряжений различных линий и других фигур с помощью циркуля встречается часто при выполнении чертежей.

- Сопряжением называется плавный переход от одной линии к другой.

- Применение сопряжений настолько разнообразно и многопланово, что дать все примеры их использования просто невозможно. Сопряжения в технических деталях, изделиях применяют для  увеличения прочности, удобного и безопасного обращения, эстетики внешней формы.

2. Построение сопряжения сторон углов дугами окружностей .Слайд №

- Попробуем научиться сопрягать элементы деталей. Начнем с самого простого построения - скругления углов. Основа всех таких построений - определение точек сопряжения (точек касания линий), центра сопряжения и радиуса сопряжения.

(Словарная работа на доске.)

  • Центр сопряжения.
  • Радиус сопряжения.
  • Точка сопряжения.
  • Сопрягаемые прямые.
  • Сопрягающая дуга.

3.Демонстрация выполнения сопряжения на мониторе. Слайд №

Для скругления острого, тупого   и   прямого углов   применяют  общий   способ   построения.  

- От каждой стороны угла /сопрягаемые прямые/ (возьмем   скругление   прямого   угла)   проводим   параллельные   прямые на   расстоянии,   равном   радиусу  сопряжения.

- Радиус сопряжения обычно известен и указан на чертеже.

- В точке пересечения этих прямых находится точка О - центр сопряжения.

- Найдем    точки    сопряжения. Для этого проведем перпендикуляры из центра сопряжения к заданным прямым. Полученные точки являются точками сопряжений.

- Из найденного центра раствором циркуля, равным радиусу сопряжения, проведем дугу окружности, /сопрягающая дуга/ являющейся плавным переходом от одной стороны угла к его другой стороне.

Ученики работают на листках с печатной основой. Выполняют сопряжение острого и тупого угла.

VI. Закрепление изученного материала, практическая работа.

- Составление алгоритма построения сопряжения.

  • Построение центра сопряжения. (точка О)
  • Построение точек сопряжения.  (точки 1,2)
  • Построение сопрягающей дуги заданного радиуса.

- Выполнение практических упражнений произойдёт в виде работы в рекламной компании художником дизайнером, представьте ,что вы работаете в рекламной компании дизайнером.

Задание: выполните чертеж шрифта с заданными параметрами   для слова на баннере  

« С Праздником!» с применением сопряжений.   Каждому ученику   предлагается карточка-задание  с параметрами  одной буквы , форму которой нужно реконструировать с помощью линий сопряжений. Шрифт имеет плавные переходы в своей форме от прямой к дуге,  от дуги к дуге. Эскиз выполняется на формате А-4.

VII. Заключительная часть.

 Творческое домашнее задание. Найти примеры использования сопряжения в быту, искусстве, в повседневной жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Построение сопряжений"

Представлена презентация к уроку " Построение сопряжений"...

Уроки направленные на взаимосвязанное(сопряженное) применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения, воспитания и оздоровления младших школьников.

Содержание уроков направленные на взаимосвязанное(сопряженное) применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения, воспитания и оздоровления развивает у дет...

Урок по столярному делу "Сопряжения" 6 класс

Тема "Сопряжения" необходима при изучении столярного дела....

Презентация к уроку черчения в 8 классе "Учебный предмет "Черчение".

Презентация поможет разобрать с детьми следующие вопросы: роль чертежа в жизни человека; имена русских ученых и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежи; виды графических изображения...

Инновационные технологии на уроках "Черчения". Презентация к уроку по теме "Сопряжение окружностей"

Материал предназначен для объяснения нового учебного материала по разделу "Сопряжение. Слайды посвящены подтемам: "Сопряжение окружности и прямой", "Сопряжение двух окружностей&quo...

Развитие навыков графического черчения и трехмерного видения предмета на уроках черчения

Развитие  навыков графического черчения и трехмерного  видения предмета на уроках черчения...

Проблемное обучение. Проблемный урок.

Проблемное обучение. Проблемный урок....