Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Навальнева Александра Ивановна

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС 2004 год);

-Приказа департамента образования культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23 марта 2010 года «Об утверждении положения     о рабочей программе учебных куров, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательных учреждений», другие нормативно – правовые документы;

- «Положение о рабочей программе учебных куров, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» принято на заседании педагогического совета МБОУ «Великомихайловская СОШ» протокол № 1 от 30 августа 2011 года , утвержденного приказом директора МБОУ «Великомихайловская СОШ» от 01 сентября 2011 года № 27; 

-  примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.)

-  авторской  программы  Изобразительное искусство. 5 – 9 кл. : программа для общеобразовательных учреждений / В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – 3 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. ;

- учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ Новооскольского района Белгородской области» на 2013 – 2014 учебный год;

- календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ Новооскольского района Белгородской области» на 2013 – 2014 учебный год;

 - инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5.docx81.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель межшкольного методического объединения учителей изо, музыки и православной культуры

________ О.Н.Вознюк

Протокол №__от

«___»__________2013г

«Согласовано»

Заместитель директора  по учебной работе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа»

________Н.И. Ткаченко

«__»____________2013г

«Утверждаю»

Директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа»

________Л.А. Прядченко.

Приказ №__от

«__»__________2013г

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для  5  класса

(базовый уровень)

                                                                                       Учитель: Навальнева АлександраИвановна

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Нормативная основа  программы: 

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС 2004 год);

-Приказа департамента образования культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23 марта 2010 года «Об утверждении положения     о рабочей программе учебных куров, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательных учреждений», другие нормативно – правовые документы;

- «Положение о рабочей программе учебных куров, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области» принято на заседании педагогического совета МБОУ «Великомихайловская СОШ» протокол № 1 от 30 августа 2011 года , утвержденного приказом директора МБОУ «Великомихайловская СОШ» от 01 сентября 2011 года № 27; 

-  примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.)

-  авторской  программы  Изобразительное искусство. 5 – 9 кл. : программа для общеобразовательных учреждений / В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – 3 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. ;

- учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ Новооскольского района Белгородской области» на 2013 – 2014 учебный год;

- календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ Новооскольского района Белгородской области» на 2013 – 2014 учебный год;

 - инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

Цели и задачи программы:

цели:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

задачи:

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка,  формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,

  ознакомление с особенностями работы в области декоративно –   прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,  творческого воображения, пространственного мышления, эстетического

  чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к  искусству.

        Для выполнения поставленных учебно–воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

        

Изменений внесенных в примерную и  авторскую программу нет.

Учебно – методический комплект:

Авторская программа: Изобразительное искусство. 5 – 9 кл. : программа для общеобразовательных учреждений / В.С.Кузин В.С., С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – 3 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010.

Учебник: Кузин В.С., Ломов С.П., и др. Изобразительное искусство 5 кл. М.: Дрофа, 2008. Базовый уровень.

Место предмета в учебном плане:

Рабочая программа рассчитана на 35 ч .( 1 час в неделю), что соответствует  примерной программе по изобразительному искусству основного общего образования и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.

  Формы организации учебного процесса:

- фронтальная беседа,

- устная дискуссия,

- коллективная и самостоятельная работа,

- практические и тематические работы,

- экскурсии,

- видеоэкскурсии.

Преобладающей формой текущего контроля является – тестирование. Аттестация обучающихся по изобразительному искусству может быть различной  по форме: устной, письменной, программированной, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольных художественно-практических заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 5 класса учащиеся должны знать:

- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

  • первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция,  ритм,  тон,объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;
  • особенности  симметричной и  асимметричной композиции;
  • простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
  • основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
  • общие художественные приемы устного и изобразительного народного творчества на примерах фигурной керамики Скопина и Опошни;
  • особенности местных традиций в резьбе и росписи русских прялок;

— памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края.

Учащиеся должны уметь:

-        проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2—3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;

- изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объемфигуры человека, находящегося в движении (идет,бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.);

- сравнивать свой графический или живописныйрисунок с изображаемым предметом и исправлять за меченные ошибки;

       - использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;

- самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;

  • использовать в рисунках особенности традиций искусства родного края;
  • соблюдать последовательность графического и живописного изображения.

        

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование

раздела программы

и тема урока

Вид

контроля, самостоятельной работы

Часы учебного времени

 Плановые сроки прохождения

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

Примечание

По плану

Фактич.

5 «а»

5 «б»

Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности.

 (7 часов)

1

Цветовой круг

   Вводный контроль

Живопись, изучение основ цветоведения, смешанные и основные цвета, спектр

1

2

Урок-экскурсия в осенний парк

Наблюдение за видимым миром, беседа о перспективе

1

3

Декоративное рисование.

   Декоративное рисование, отработка живописной техники, «мазок», условность декоративного изображения

1

4

Рисунок «Декоративный цветок»

 Декоративное рисование, отработка живописной техники, «мазок», условность декоративного изображения

1

5

Живописные украшения, монотипия «Веселые кляксы»

Живописная техника, цветоведение, простейшие виды печати

1

6

Золотая осень.

Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти

Рисунок осеннего дерева по памяти. Изучение строения дерева. Живопись. Жанр пейзажа

1

7

Рисование фруктов, овощей

Рисование с натуры и по памяти, работа с палитрой, освоение основ цветоведения, смешанные
и основные цвета. Работа с трафаретом

1

Декоративно – прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов.

 ( 4 часа)

8

 Хохлома. Золотые узоры

Декоративная роспись разделочной доски.
Хохлома. Украшение и стилизация. Работа с трафаретом

1

9

Рисуем отгадки к народным загадкам

Рисование по памяти. Иллюстрация к книге, организация листа в книге (композиция)

1

10

 Узор в полосе.

Декоративное рисование. Гжель, Жостово, Скопин, Опошня, Городец. Ковроткачество. Контрастные цвета

1

11

Эскиз декоративной росписи сосуда

Декоративное рисование. Гжель, Жостово, Скопин, Опошня, Городец. Ковроткачество. Контрастные цвета

1

Особенности анималистического и мультипликационного жанров.

( 3 часа)

12

Анималистика. «Рыжий кот»

Анималистика. Рисование с натуры, по памяти, с иллюстрации (копирование). Анатомия животного, цвет, пластика, образ жизни

1

13

Знакомство с искусством мультипликации. Мультгерой.

Тематическое рисование. Знакомство с искусством мультипликации, работой художников
в этой области

1

14

Новый год в жизни человека, в искусстве. «Веселый Дед Мороз»

Аппликация из цветной бумаги и других материалов, Новый год в жизни человека, в искусстве

1

Изобразительное искусство, его виды и жанры. Графика

 (5 часов)

15

Декоративное рисование. Раппорт ткани.

Декоративное рисование. Овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету, знакомство
со способами размножения изображений

1

16

Техника изготовления гравюры на картоне

Промежуточный контроль

Печатная (тиражная) графика, знакомство с творчеством художников-графиков

1

17

Гравюра на картоне (аппликация)

Печатная (тиражная) графика, знакомство с творчеством художников-графиков

1

18

Графика как вид изобразительного искусства.

Печатная (тиражная) графика, знакомство с творчеством художников-графиков

1

19

Работа в технике «Граттаж»

Тематическое рисование, освоение художественной техники, ее возможностей. Законы композиции. Знакомство с разнообразием штриха и его возможностями

1

Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности.

 ( 3 часа)

20

Наброски с натуры фигуры человека

Рисование с натуры, по памяти, по таблице. Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное. Модель. Акварель, карандаш.

1

21

Патриотизма в истории в изобразительном искусстве. Русские богатыри.

Тематическое рисование с аппликацией. В. Васнецов, П. Корин, Е. Вучетич, В. Суриков и др.

Патриотизм и история в изобразительном искусстве. Исторический жанр, иллюстрация

1

22

Транспорт

Рисование с натуры (игрушки), по памяти, по таблицам современной техники

1

Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта.

(4 часа)

23

Натюрморт как жанр изобразительного искусства.  

Конструкция. Линейный (сквозной) рисунок,
светотень. Техника штриха и его культура. Гризайль – как соединение рисунка и живописи

1

24

Натюрморт из   геометрических тел

Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Конструкция. Материальность в рисунке. Жанр натюрморта

1

25

Объемное изображение формы предмета.

Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Конструкция. Материальность в рисунке. Жанр натюрморта

1

26

Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей

Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Конструкция. Материальность в рисунке. Жанр натюрморта

1

Изображение с натуры и по представлению различных предметов

(3 часа)

27

Основные конструктивные особенности строения дома.

Рисование с натуры. Карандаш. Линейное
(сквозное) построение. Предметы и анализ
их формы. Перспектива

1

28

Наброски модели домика с натуры

Рисование с натуры. Карандаш. Линейное
(сквозное) построение. Предметы и анализ
их формы. Перспектива

1

29

Рисунок по представлению из геометрических форм. «Старинный терем».

Рисунок по представлению из геометрических форм (карандаш). Развитие аналитических
способностей, воображения. Сквозной рисунок, штриховка по форме, конструирование

1

Создание иллюстраций к литературным произведениям.

(3 часа)

30

Искусство художника книги. Буквица.

Искусство художника книги. История книгопечатания. Работа с текстом, шрифтом. Вспомогательная сетка, ее использование

1

31

Иллюстрация как один из видов графики.

Искусство художника книги.

1

32

Иллюстрации к сказке П.Ершова «Конек-горбунок»

Иллюстрация к книге. От эскиза к завершению. Цвет в иллюстрации. Художники-сказочники:
В. Васнецов, И. Билибин, Ю. Васнецов,
Е. Рачев, М. Врубель и др. Книжная графика. Оформление книги

1

Художественный образ и художественно – выразительные средства скульптуры. Портрет.

(3 часа)

33.

Жанр портрета в изобразительном искусстве.

Лепка из пластилина. Пропорции лица. Жанр портрета в изобразительном искусстве

1

34.

Портрет в скульптуре

Итоговый контроль

Лепка из пластилина. Пропорции лица. Жанр портрета в изобразительном искусстве

1

35.

   Четыре разных портрета (по одной схеме)

Рисунок, живопись. Рисование 4-х лиц по одной схеме. Общее и индивидуальное, мимика, возраст, пол. Детский портрет в живописи.
Дружеский шарж

1

Содержание учебного курса

Рисование с натуры

(рисунок, живопись)

Изображение с натуры отдельных предметов и их групп (натюрморт) с передачей перспективного сокращения объемных форм. Предметы ставятся как во фронтальной, так и в угловой перспективе — изображение с одной и двумя точками схода. Рисование с натуры фигуры человека, животных.

Передача в рисунках пропорций, конструктивного строения, пространственного расположения, объема, светотеневых отношений изображаемых объектов, их композиция на листе бумаги — развитие пространственных представлений и зрительных образов.

Работа в цвете над рисунками с натуры отдельных предметов и их групп (натюрмортов), фигуры человека, зверей и птиц. Передача в рисунках гармонии цветовых тонов натуры, ее пространственных и объемных отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду, бережного отношения к хлебу и ко всему, что создается трудом людей.

Примерные задания:

а)        рисование с натуры (в том числе и наброски) с  передачей  перспективного  сокращения формы  и объема отдельных предметов быта (посуда, утварь ,предметы  быта,   геометрические  тела,   футбольный мяч, спортивный кубок, цветы, фрукты, овощи, игрушечные машины, куклы и др.), а также натюрморты из этих предметов;

б)        рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека, чучел птиц, зверей в статических позах и в движении;

в)        рисование с натуры, по памяти и по представлению (в том числе и наброски) разнообразных объектов — деревьев, городских и сельских построек, машин, животных и т. п.

Упражнения:

-        выполнение с натуры, по наблюдению и по памяти карандашом, акварелью рисунков и набросков различных объектов (листьев и цветов, фруктов, овощей, машин, предметов быта, животных);

— выполнение кистью одноцветной акварелью силуэтных изображений различных деревьев (тополь, дуб, ель, сосна, береза);

  • подбор акварельными или гуашевыми красками парных цветовых контрастов (малиново-красный и зелено-голубой, желто-зеленый и красно-фиолетовый и т. д.);
  • составление цветовой гармонии с учетом света, тона и насыщенности;  достижение одновременного цветового контраста. Определение зависимости восприятия цвета от его окружения (опыты с квадратиками красного, желтого, голубого и других цветов ,накладываемыми на лист тонированной бумаги -желтой, фиолетовой, серой и т. д.);
  • поиски гармоничных сочетаний хроматических и ахроматических цветов;

- составление  цветовых  образов,  соответствующих закату, восходу солнца, безоблачному небу, морской волне, осенним листьям, весенней траве, дальнему лесу и т. п. (эмоциональная выраженность цвета);

  •         технические особенности работы кистью в акварели. Работа как всем ворсом, так и концом кисти по сухой и влажной поверхности бумаги;
  • составление холодных и теплых оттенков, нахождение на палитре наиболее красивого сочетания цветов;
  • технические  особенности  работы  кистью  гуашью, акрилом, темперой. По представленному образцу назвать и составить на листе бумаги акварельными или гуашевыми красками аналогичные цвета.
  • Рисование на темы и иллюстрирование
  • С целью патриотического, трудового, нравственного и эстетического воспитания детей — рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению.
  • Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок, загадок, былин). Иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из повестей и поэм.
  • Усилия должны направляться на формирование у учащихся умения самостоятельно выбирать для рисования наиболее выразительные сюжеты из предложенных тем и литературных произведений, передавать художественно-выразительными средствами свое отношение к изображаемому сюжету, к его персонажам; на развитие сопереживания, милосердия, чувства справедливости, нетерпимости к злу и насилию.
  • Использование цвета как важнейшего средства художественной выразительности в тематической композиции.
  • Дальнейшее изучение законов композиции. Совершенствование у учащихся умения выделять композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.). Школьники продолжают изучение особенностей симметричной и асимметричной композиции и учатся передавать с помощью композиционных средств состояние покоя или движения в рисунке (статика и динамика в композиции), соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета.
  • Наблюдение. Выполнение набросков и зарисовок явлений, событий и объектов окружающей действительности с целью использования этих материалов в тематической композиции, иллюстрации.
  • Учащиеся продолжают знакомство с книжной графикой — одним из видов изобразительного искусства. Они должны развивать умение узнавать творческий стиль ведущих художников-иллюстраторов, знать средства художественной выразительности, которые эти художники используют в своей работе.
  • Дальнейшее развитие у детей воображения, фантазии, творческого подхода к процессу рисования.
  • Примерные задания:
  • а) рисунки на темы: «Русские богатыри», «Ледовое побоище», «Бородинское сражение», «Курская дуга», «Подвиг разведчика», «Битва под Сталинградом», «9 мая — День Победы», «Уборка хлеба», «На космодроме», «Мы охраняем природу», «Зимние развлечения», «Ледоход», «Прилет птиц», «Ива (береза, вишня) цветет», «Летом в деревне», «Пейзаж с озером», «Морскаягавань», «Рощав тумане», «Егорах», «Дети во дворе», «Домик в саду», «Рыбаки на берегу», «Я делаю зарядку», «Юные футболисты», «На детской площадке», «Не нарушайте правила дорожного движения», «В зоопарке», «Ярмарка», «В лес за грибами», «Поливаем огород», «Гроза в поле», «Новогодний карнавал», «Осенний день», «Тихийвечер», «Цирковая карусель», «Укротитель львов», «Русский танец», «Школьный хор» и др.;

б)        иллюстрирование произведений народного творчества: русские народные загадки, сказки «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый волк»,         «Иван -крестьянский сын и чудо-юдо»,   «Никита Кожемяка»,   «Сказка про Илью Муромца»; былины  «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула», «Три богатыря» (сборник былинных скзов);   «Калевала»   (карело-финский  эпос),   «Нарты» (эпос народов Северного Кавказа); «В тридевятом царстве-государстве», «Иван-богатырь» (чувашская сказка) и др.;

в)        иллюстрирование произведений классиков русской литературы: А. Пушкин «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы).

Декоративная работа

Дальнейшее развитие умения самостоятельно исполнять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира. Развитие умения выразительно строить декоративную композицию, творчески используя цвет, тон, колорит, форму и другие изобразительные элементы декоративного обобщения.

Углубление знаний школьников о народном декоративно-прикладном искусстве путем сопоставления предметов народной керамики Гжели, Скопина, Опошни с образцами устного фольклора; в процессе ознакомления с сюжетно-декоративной народной росписью прялок - - замечательных образцов русского народного искусства. Формирование умения самостоятельно выполнять декоративную композицию на основе художественных особенностей произведений народного искусства.

Дальнейшее знакомство с произведениями художников современного декоративно-прикладного искусства в области геральдики с целью углубления знаний об изобразительной символике. Развитие самостоятельных умений.

Воспитание у школьников любви и интереса к русскому народному декоративно-прикладному искусству, к искусству родного края, бережного отношения к традициям своего народа.

Примерные задания:

а)        выполнение эскиза и роспись бытового изделия —фигурные, «волшебные» сосуды; сосуд-зверь, сосуд-птица (возможны варианты на основе синтеза художественных приемов устного и изобразительного народного творчества); «волшебные» фигурки для фонтанов в детском парке, предметы деревянной «сказочной» мебели;

б)        выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки;

в)        выполнение эскиза декоративного панно (для праздничной сцены актового зала школы, украшения школьного интерьера) на тему «Русские богатыри», «Сказочный город», «Слава героям Отечества» и т. п.;

г)        выполнение эскиза марки, посвященной Международному дню защиты детей.

Лепка

Лепка фигуры человека в движении.

Лепка тематических композиций на свободную тему.

Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием.

Аппликация

Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед:

  • искусство народов России;

- героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства;

- Великая Отечественная война в произведениях художников;

- мирный труд людей в изобразительном искусстве;

- виды изобразительного искусства: архитектура,   скульптура,   живопись,   графика,   декоративно-прикладное искусство, дизайн;

- жанры изобразительного искусства;

- портрет и его разновидности (автопортрет; парный, групповой; парадный, интимный и др.)- Бытовой жанр. Исторический жанр. Анималистический жанр. Натюрморт. Пейзаж;

- русская сказка в произведениях художников.

Формы и средства контроля

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года

С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

 Промежуточный (рубежный) контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.

 Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню федерального государственного стандарта образования. Аттестация обучающихся по изобразительному искусству может быть различной  по форме: устной, письменной, программированной, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольных художественно-практических заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др.

        Критерии оценки устных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности

1.   Викторины

  1. Кроссворды
  2. Тестирование
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

     

     Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

  Учебно-методические средства обучения

Литература

а) основная литература:

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.

2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009.

Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель - АСТ, 2006. – 186 с.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение,2008. – 136 с.

б) дополнительная литература для учителя

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

в) дополнительная литература для учащихся:

ВильчиПорте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

 

Интернет-источники

      1. www.mon.gov.ru  -      Министерство образования и науки РФ    

2. www.standart.edu.ru - Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго

                                         поколения  

3. www.ed.gov.ru  -        Федеральное агентство по образованию  

4. www.prosv.ru  -          Издательство «Просвещение»      

5. www.school.edu.ru -   Российский общеобразовательный Портал  

6. www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  

Оборудование и приборы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необх.

 кол-во

Примечания

количество

%

ОШ

1

2

3

        4        

5

6

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Д

Стандарт по музыке, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства

1

100

2.

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству

Д

1

100

3.

Рабочие программы по изобразительному искусству

Д

1

100

4.

Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

К

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете по несколько экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

3

100

Учебники по изобразительному искусству

К

10

100

5.

Рабочие тетради

К

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников

11

100

6.

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)

Д

1

100

7.

Методические журналы по искусству

Д

Федерального значения

1

100

8.

 Учебно-наглядные пособия

Ф

Д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф

20

100

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Д

2

100

9.

Энциклопедии по искусству, справочные пособия

Д

по одной каждого наименования

1

100

10.

Альбомы по искусству

Д

по одному каждого наименования

5

100

11.

Книги о художниках и художественных музеях

Д

по одной каждого наименования

5

100

12.

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Ф

Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут  использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности,  подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки

7

100

13.

Словарь искусствоведческих терминов

П

1

100

2. Печатные пособия

14.

Портреты русских и зарубежных художников

Д

Комплекты портретов по основным разделам курса.  Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

15

100

15.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

1

100

16.

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д

1

100

17.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

4

100

18.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

7

100

19.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

К

7

100

3. Информационно-коммуникационные средства

20.

Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники

Д

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

Возможно использование следующих программ:

Cake-walk Pro Audio 8, 5 и 9

Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo//

5

100

21.

Электронные библиотеки по искусству

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.

Электронные библиотеки могут размещаться на компакт дисках, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

100

22.

Игровые художественные компьютерные программы

1

100

4. Технические средства обучения (ТСО)

23.

Музыкальный центр

Д

Аудио магнитофон и проигрыватель с возможностями использования компактдисков: CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей

1

100

24.

CD/DVD-проигрыватели

Д

1

100

25.

Телевизор

С диагональю не менее не менее 72 см

1

100

26.

Видеомагнитофон

Д

1

100

Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

Д

В классе информатики для индивидуальной работы учащихся

1

100

27.

Слайд проектор

Д

Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон

1

100

28.

Мультимедиа проектор

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

1

100

29.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д

1

100

30.

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25х 1,25

1

100

31.

Фотоаппарат

П

Цифровая камера

1

100

32.

Видеокамера

Д

1

100

33.

Графический планшет

Д

1

100

5. Экранно-звуковые пособия

34.

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса  для каждого класса

5

100

35.

Видеофильмы:

- по памятникам архитектуры

- по художественным музеям

- по видам изобразительного искусства

- по творчеству отдельных художников

- по народным промыслам

- по декоративно-прикладному искусству

- по художественным технологиям

Д

По одному каждого наименования

7

100

36.

Презентации на CD /DVD дисках:

- по видам изобразительных

( пластических)  искусств

- по жанрам изобразительных

искусств

- по памятникам архитектуры

России и мира

- по стилям и направлениям в

искусстве

- по народным промыслам

-  по декоративно-прикладному

искусству

- по творчеству художников

Д

произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой

7

100

6. Учебно-практическое оборудование

37.

Мольберты

К

11

100

Настольные скульптурные станки

К

11

100

38.

Комплекты резцов для линогравюры

К

11

100

39.

Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

Ф

1

100

40.

Краски  акварельные

К

10

100

41.

Краски гуашевые

К

10

100

 42.

Краска офортная

П

10

100

 43.

Валик для накатывания офортной краски

П

10

100

44.

Тушь

К

7

100

45.

Ручки с перьями

К

10

100

46.

Бумага  А3, А4

К

4

100

47.

Бумага цветная

К

7

100

48.

Фломастеры

К

10

100

49.

Восковые мелки

К

15

100

50.

Пастель

Ф

15

100

51.

Сангина

К

14

100

52.

Уголь

К

10

100

53.

Кисти беличьи  № 5, 10, 20

К

10

100

54.

Кисти щетина № 3, 10, 13

К

10

100

55.

Емкости для воды

К

15

100

56.

Стеки (набор)

К

10

100

57.

Пластилин / глина

К

10

100

58.

Клей

Ф

7

100

59.

Ножницы

К

15

100

60.

Рамы для оформления работ

К

Для оформления выставок

8

100

61.

Подставки для натуры

П

5

100

7. Модели и натурный фонд

62.

Муляжи фруктов (комплект)

Д

4

100

63.

Муляжи овощей (комплект)

Д

4

100

64.

Гербарии

Ф

2

100

65.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д

8

100

66.

Гипсовые геометрические тела

Д

5

100

67.

Гипсовые орнаменты

Д

три-четыре вида

12

100

68.

Маски античных голов

Д

два вида

3

100

69.

Античные головы

Д

четыре вида

4

100

70.

Обрубовочная  голова

Д

1

100

71.

Модуль фигуры человека

П

1

100

72.

Капители

Д

ионическая и дорическая

2

100

73.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

П

6

100

74.

Драпировки

П

2

100

75.

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

П

12

100

8. Игры и игрушки

76.

Конструкторы

Ф

Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика,  картона)

2

100

77.

Театральные куклы

Д

10

100

78.

Маски

Д

7

100

9. Специализированная учебная мебель

79.

Столы рисовальные

К

8

100

80.

Стулья

К

16

100

81.

Стулья брезентовые складные

К

Для рисования на пленэре

16

100

82.

Стеллажи для книг и оборудования

Д

2

100

83.

Мебель для проекционного оборудования

Д

3

100

84.

Мебель для хранения таблиц и плакатов.

Д

Кассетницы, плакатницы

2

100

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест № 1 (вводный контроль)

Вставьте в текст пропущенные слова.

1. Небольшая тонкая дощечка с вырезом для большого пальца, на которой живописец смешивает краски, называется ______ (палитрой).

2. Материал, изготовляемый из равномерно обожженных тонких веток, называется ______ (углем).

3. Сухие, мягкие, цветные мелки в изобразительном искусстве называют ______ (пастелью).

4. Акварель – это ______ (водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества).

5. Краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим и примесью белил, называются _______ (гуашью).

6. ______ (Бумага) – это материал для письма и рисования, изготовляемый из древесной или тряпичной массы.

7. Холст – это ______ (льняная) ткань, на которой пишут ______ (масляными красками).

8. ______ (Мольберт) – подставка для подрамника с холстом, на котором художники пишут картины.

9. Пучок щетины, волос на рукоятке для нанесения клея или краски на что-нибудь называется ______ (кистью).

10. ______ (Карандаш) – это графитная палочка, обычно оправленная в дерево.

11. Ластик – это предмет, предназначенный для ______ (удаления ненужных карандашных линий).

Тест № 2 (промежуточный контроль)

1. На картине художника Герасимова «После дождя» изображена беседка, в которой стоит стол, а на нем – ваза с сиренью. К какому жанру относится эта картина?

а) пейзажу;

б) бытовому жанру;

в) натюрморту.

2. На картине Т. Салахова изображен мост, по которому движется поезд, составленный из цистерн. Каков жанр этого произведения?

а) исторический;

б) натюрморт;

в) пейзаж;

г) бытовой.

3. На картинах исторического жанра может быть изображено:

а) предметы хозяйственно-бытового назначения;

б) стоящие здания;

в) военное сражение.

4. Скульптура, представляющая собой бюст известного человека, относится к жанру

а) портрета;

б) бытовому;

в) пейзажа.

5. Итальянский художник Дж. Моранди любил рисовать стеклянные сосуды: бутылки, вазы и т. п. К какому жанру относятся его работы?

а) бытовому;

б) натюрморту;

в) историческому;

г) промышленному пейзажу.

6. На картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» нарисован уголок леса, в котором резвятся медведи. К какому жанру вы отнесете данное произведение?

а) пейзажа;

б) анималистическому;

в) историческому.

7. В живописном произведении И. Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме» мы видим женщину в кокошнике и сарафане. К какому жанру относится данная картина?

а) историческому;

б) промышленному пейзажу;

в) портрета.

8. На барельефе древнегреческого скульптора изображена сцена приготовления оливкового масла. К какому жанру относится данное произведение?

а) Историческому;

б) промышленному пейзажу;

в) бытовому.

Ответы: 1. в); 2. в); 3. в); 4. а); 5. б); 6 а); 7. в); 8. в).

Тест № 3 (итоговый контроль)

1. На картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» изображены:

а) олени;

б) Аленушка;

в) медведи;

г) зайцы.

2. Былинные витязи – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – выехали в дозор. Кто автор картины «Богатыри»?

а) В. Суриков;

б) В. Васнецов;

в) К. Коровин.

3. «На мокром побуревшем снегу следы птичьих лапок; грач, держа в клюве прутик, приготовился взлететь к вершинам берез, где стая его собратьев наводит порядок в пустовавших всю зиму гнездах.

За забором серые домишки, церковь с колокольней…»

Сюжет какой картины описан здесь? Кто автор этого произведения?

а) В. Суриков «Грачи прилетели»;

б) К. Коровин «Март»;

в) А. Саврасов «Грачи прилетели»;

г) И. Левитан «Март».

4. В работах этого художника восхищает таинственность ночных картин природы. Он нашел такую серебристо-зеленоватую гамму, которая в сочетании с темными берегами и темным небом создает впечатление свечения, например, в картине «Лунная ночь на Днепре». Кто этот художник?

а) Н. Рерих;

б) М. Сарьян;

в) И. Айвазовский;

г) А. Куинджи.

5. К изобразительным видам искусства относятся:

а) графика, живопись, декоративное искусство, скульптура;

б) архитектура, графика, живопись, фотоискусство;

в) живопись, скульптура, фотоискусство.

6. Главное выразительное средство этого вида изобразительного искусства – объемная форма.

а) архитектура;

б) гравюра;

в) скульптура.

7. Произведение, в котором изображение нанесено на бумагу карандашом, тушью, гуашью, относят:

а) к декоративному искусству;

б) графике;

в) живописи;

г) иллюстрации.

8. Пластические искусства подразделяются:

а) на конструктивные и декоративные;

б) пространственные и прикладные;

в) изобразительные и не изобразительные.

9. Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сценки, выполненные красками, относятся:

а) к монументальному искусству;

б) живописи;

в) графике;

г) гравюре.

Ответы: 1. в); 2. б); 3. в); 4. г). 5. в); 6. в); 7. б); 8. в); 9. б).

 

 

         

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...