По следам героев Гомера
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) по теме
Разработка бинарного урока ИЗО и истории "Гончарное искусство Древней Греции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст урока | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
ОТКРЫТЫЙ БИНАРНЫЙ УРОК
(история, изобразительное искусство)
«ПО СЛЕДАМ ГЕРОЕВ ГОМЕРА»
ЦЕЛЬ: 1. Формирование устойчивой положительной позиции по отношению к культурам разных народов, их образу жизни, искусству.
- Познакомить с особенностями гончарного искусства Древней Греции, вазописи Древней Греции (краснофигурная, чернофигурная росписи).
- Воспитание нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству. Истории культуры.
- 4. Развивать творческую активность и творческое
мышление.
Зрительный ряд: Панно «Греческий пейзаж», рисунок «На торговой пристани», таблица-плакат «Боги Греции», плакат «Греческая ваза со сценами работы в гончарной мастерской», стенды: «Древняя Греция в рисунках детей», «Вазопись в рисунках детей», индивидуальные карточки с силуэтами ваз.
Музыкальный ряд: записи музыки Греции: «Сиртаки», народные мелодии Греции (аудиозаписи «Музыкальный марафон. Греция»).
Оборудование и материалы: учебник «История 5 класс», бумага, карандаши, маркеры (красный и черный).
ХОД УРОКА
1 .Организация урока.
2.Сообщение темы урока.
3.Пролог (история)
а) работа с панно, рисунком «На торговой пристани», таблицей «Боги Греции»
4. «Вазопись» (изобразительное искусство):
а) этапы получения ваз;
б) встреча со старыми греческими гончарами (старшеклассники исполняют
роли);
в) разговор о стилях вазописи;
г) выполнение рисунка на вазах (выбор сюжета по выбору учащихся);
5. Заключительная часть. Итоги урока.
ПРОЛОГ
Историк Марк Твен: «Сгорая от нетерпения, мы предвкушаем встречу с самым прославленным городом мира! Что нам пейзажи, когда перед нашим внутренним взором торжественно шествует Агамемнон, Ахилесс и еще сотни великих героев легендарного прошлого. Что нам закаты, готовым вступить в древний город Афины, дышать его воздхом, жить его жизнью, погрузиться вглубь веков. Покупать рабов на рыночной площади - Платона и Диогена — или судачить с соседями об осаде Трои, или блестящей победе при Марафоне! Мы не снисхдим до закатов...
Историк. Сегодня мы будем говорить с вами о древней Греции, об ее культуре, искусстве и работать с литературным произведением древнегреческого поэта Гомера «Одиссея», формировать навыки работы при росписях гончарных изделий.
Как вы считаете, что нас должно интересовать в поэме Гомера «Одиссея»? Что мы должны понять? Чему научиться?
Ответы учеников.
Правильно: 1) познакомимся с приключениями Одиссея;
- постараемся понять, что древние греки ценили в людях, и почему «Одиссея» и сегодня важна для современных людей: чему она сегодня учит;
- Что мы должны знать и помнить при работе над росписями ваз;
- Знать виды сосудов, их формы и стили росписей;
- уметь видеть в живописи нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Историк. Мы должны знать. Что искусство, как поэзия, как и живопись отражает жизнь древней Греции - ее идеалы, нравственные правила и каждодневную действительность.
Говорить об искусстве Древней Греции нельзя, не охарактеризовав ее географического положения и занятий ее населения.
Работа с панно «Пейзаж Древней Греции»
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Где находилась древняя Греция?
- Как природные условия повлияли на занятия населения?
- Чем занимались жители Древней Греции. Исходя из каждой географической особенности?
- Почему из главных ремесел Древней Греции было гончарное7
- Что значит термин «ваза»?
- Сколько было видов ваз?
- Как украшались греческие вазы? (Сравнение с египетской живописью).
- Какова была религия древних греков? Однобожие или многобожие? (Работа с таблицей «Боги Древней Греции»)
9.Какова была иерархия богов древней Греции?
- Как боги относились к людям?
- Чему боги учили людей?
В своих ответах на вопросы мы отметили, что главное ремесло в Древней Греции было гончарное. Так как же работали гончары? Как же делались вазы?
Учитель. Перенесемся мысленно в Древнюю Грецию.
«...Ни пустынь, ни степей. Ничего бескрайнего кроме голубого, спокойного неба». Земля, в которую то тут, то там широко врезывается море. Прозрачный воздух и льющийся с высоты пронизывающий и всеозаряющий свет. Так что даже в полумраке виноградных лоз и кипарисовых рощ проглядывает сияющая лазурь неба и моря. Заливы, окаймленные мерными ступенями гор, наподобие амфитеатра. Четкий, как бы естественно оформленный пейзаж, точно ограниченный скалами и серебристым потоком. Достаточно открыть глаза, чтобы насладиться этим пейзажем как картиной, созданной и обрамленной самой природой»
Яркий солнечный день. Поднимаемся по тропинке к городу Афины, проходим мимо торговой пристани, мило агоры, направляемся в район
города - КЕРАМИК - к гончарам, художникам, которые создавали чудесные расписные вазы.
(у таблицы «Ваза со сценами работы в гончарной мастерской»)
Вот и гончарная мастерская. У одноэтажного каменного здания кипит работа. Посмотрим на вазу, на которой изображены несколько сцен из работы гончаров: создание сосуда, подмастерье крутит гончарный круг, раб несет вазу на обжиг, обжиг в печи,
Давайте вспомним этапы получения вазы из глины.
Первый этап?
Ответы учеников. ПОДГОТОВКА ГЛИНЫ. Глину тщательно перемешивали, промывали проточной водой до тех пор, пока она не становилась однородной.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВАЗЫ. Гончарный круг вертел подмастерье или раб. Ручки и донышки лепились отдельно, затем прикреплялись к вазе. ПОЛИРОВКА ВАЗЫ. Применялась ткань. Это придавало вазам блеск и очень ровную поверхность.
ПРОСУШИВАНИЕ И РОСПИСЬ ВАЗЫ. Вазы сушили на солнце и передавались художнику. Кисточкой или углем наносился контур рисунка. Затем обводился краской, полученной из глины.
ОБЖИГ В ПЕЧИ. В результате глина окрашивалась в тот цвет, который нужен был гончару.
Учитель. У вас на столах лежат карточки с основными видами ваз. Какова их основная особенность?
Ответ. Вазы имеют разную форму.
Учитель. Это работа гончара, а чтобы вазы были красивы - работали художники.
Звучит музыка «Сиртаки»
Входят три мастера-гончара (старшеклассники в костюмах греческих мастеров), в руках у каждого рисунки с росписями греческих ваз (каждый держит рисунок со своим стилем)
Учитель. У нас гости. Проходите и расскажите, затем вы к нам прибыли?
Старый:
Слышали мы, что
В далекой холодной стране
Люди мечтают узнать
Гончаров ремесло.
Молодой:
Боги велели
Искусство свое показать
Сквозь время и земли
Отправили нас в этот мир.
Юный:
Все мастера и художники
Мы в своем деле
Каждый считает свой стиль совершенным
А спорим давно мы.
Учитель. Ну что ж, мы постараемся ваш спор разрешить, правда ребята?
Старый:
Я представитель самого древнего стиля.
Жил я в Аргосе, работал на острове Фера,
В Фивах, в Афинах творил
И пришел к совершенству. Наши сосуды строги
Роспись полна геометрии славной. (Показывает рисунок)
Все заполняет МЕАНДР - непрерывный орнамент. (Показывает рисунок)
Амфоры наши для вечности предназначались.
Ставили их на могилы.
И этим горжусь я.
Молодой:
Просто и скучно! Нашел, чем гордиться!
Только послушай, каким мастерством я владею!
Был в Карфагене я славном
И многому там научился.
Только кувшин с гончарного круга сошел.
Палочкой сразу рисую животных в движении. (Показывает рисунки)
Выведу профиль богов по невысохшей глине
И обожгу сей сосуд, а потом
Лаком секретным расписывать стану рисунок.
Сколько движенья в сюжетах
И разных событий...Чернофигурная роспись не для могил, а для жизни!
Юный:
Д-а-а, может быть и прекрасно
Все то, что вы нам рассказали,
Но время стремиться вперед
И мой стиль совершенней!
Черные вазы теперь
Изобилуют красным убранством. (Показывает рисунки)
Техника эта дала нам больше свободы
В изображении мифов.
Сюжетов из жизни, природы.
И анатомию знаем мы лучше,
И превосходно характер людей отражаем.
Знаем секреты мы лаков различных.
Великолепие и блеск придают они нашим изделиям.
Стиль совершенный в Афинах!
И спорить, я думаю, глупо.
Учитель. Мы разрешим ваш спор. А пока, присаживайтесь вы с дороги.
Музыка стихает.
Учитель. Мы послушали рассказы наших гостей. Давайте разберем: о каких стилях росписей ваз говорили они.
Разговор о стилях росписей с учениками.
Ответы учеников:
- Первый - ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Орнаменты располагались полосами. Узоры были: меандр, шахматный орнамент, зубчатый, зигзаги.
- Потом был стиль «ВОСТОЧНЫЙ» - к геометрическим узорам добавились фигуры зверей, грифонов, крылатых львов. Этими узорами заполнялись вазы полностью и напоминали ковер.
-Второй стиль называется ЧЕРНОФИГУРНЫЙ. На красноватый фон обожженной глины художник наносил рисунок и орнамент, потом заливал их черным лаком. В отдельных местах по силуэту он процарапывал тонкие белые линии. Усиливая выразительность рисунка.
Кому нравиться краснофигурный стиль?
Ученики поднимают руки
Кому нравятся все стили - похлопайте в ладоши.
Ученики хлопают в ладоши дружно и громко.
Учитель, (обращается к гостям) Вот мы и разрешили ваш спор: все стили хороши!
Старый. Спасибо, нам пора в путь назад - боги зовут.
Под музыку «Сиртаки» гости уходят.
Историк (блок об Одиссее)
Учитель. Что же изображали художники на своих вазах?
Ответ ученика: На вазах художники Греции изображали бытовые сцены, мифологические сюжеты, богов, олимпийские виды спорта.
Учитель. Правильно, главной задачей у древних греков было воплощение идеального типа человека, гармонично соединяющего физическое и духовное совершенство.
На прошлом уроке вы каждый выбрал форму вазы, сделал эскизы рисунков на своих вазах. Давайте сегодня закончим работу над росписью ваз и вы расскажите мне: какие вазы вы выбрали, для чего они предназначены, какие сюжеты вы поместили на свой рисунок. Можно начинать работу. Пока мы будем выполнять свои рисунки, будет звучать народная музыки Греции.
Звучит музыка. Работа учеников.
Учитель. Давайте покажем, какие рисунки у нас получились. Я вижу, у вас расписаны разные сосуды самого разного назначения. У кого рисунок с геометрическим стилем?
Разговор с учеником о названии и назначении сосуда.
Учитель. Давайте покажем, какие рисунки у нас получились. Я вижу, у вас расписаны разные сосуды самого разного назначения. У кого рисунок с геометрическим стилем?
Разговор с учеником о названии и назначении сосуда.
У кого рисунок с чернофигурным стилем?
Разговор с учениками о названии и назначении сосуда
У кого краснофигурный стиль?
Разговор с учениками о названии и назначении сосуда
Время для нас сохранило знаменитые античные вазы. Давайте в стихах подведем итог нашей работе. (Ученики читают стихи Олега Тарутина «Античные вазы» из книги «Что я видел в Эрмитаже)
Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь, вазы!», - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно.
Потом загляделись...
И, может быть час
Никак не могли оторваться от ваз.
...То вазы-гиганты, То карлики вазы,
и каждая ваза — с рисунком рассказом!
...Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)...
А вот Артемида, богиня охоты,
Из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот - Одиссей, подающий советы.
А это - кентавры... А это... А это...
Но мы описать и не пробуем враз
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.
ИСТОРИК. Вторая поэмы Гомера «Одиссея посвящена возвращению с троянской войны царя острова Итака - Одиссея, человека, который предложил создать Троянского коня. Но боги не простили ему этой хитрости. И одиссей, вместо двух недель плавания. Добирался домой 10 лет. За эти 10 лет изменилось его мировоззрение. Его взгляды на людей. Их поступки. До сих пор эту поэму изучают во всех школах и задают один и тот же вопрос, чему учит поэма «Одиссея».
Разговор по главам поэмы «Одиссея»:
- Одиссей на острове циклопов. (Рисунок на древнегреческой вазе (стр.126, рис. 1-2).
- Самостоятельная работа с текстом учебника и использование рисунка на другой вазе «Одиссей и сирены».
- Плавание одиссея между Сциллой и Харибдой (текст «Одиссеи» стр.учебника 120-127)
- Одиссей у царя Алкиноя.
- Фрагмент из фильма «Одиссей». Вопросы после просмотра фильма:
А) Как вернулся Одиссей? Б) Чему учит поэма?
Золотое правило нравственности: «ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК БЫ ТЫ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ОНИ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ»
Историк. Мы познакомились с вами с поэмой Гомера «Одиссея», читали отрывки из этого произведения, нашли ответ на вопрос: чему учит поэма «одиссея», поработали гончарами и художниками.
Заключительная часть урока. Звучит музыка.
Выходят ученицы, одетые в греческие хитоны, раздают всем виноград
Учитель. Спасибо всем за урок. Все побывали в Греции и познакомились с историей и искусством этой замечательной страны. Ваши рисунки пополнят нашу коллекцию рисунков о жизни Древней Греции. Спасибо за урок. Все свободны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - путешествие "По следам былинных героев"
Материал позволяет систематизировать знания о былинах как жанре фольклора...
Урок внеклассного чтения в 5 классе. "По следам сказочных героев А.С. Пушкина"
Урок направлен на повышение знаний учащихся о писателях и поэтах 19 века. Осмысление прочитанных произведений в рамках последовательного вдумчивого чтения и анализа....
По следам героев "Княжны Мери" (виртуальная экскурсия)
Материалы, предлагаемые в настоящем сценарии, могут служить основой как для внеклассного мероприятия, так и для урока, проводимого в форме экскурсии. От многочисленных традиционных экскурсий по лермон...
Внеклассное мероприятие «Погружение в древность», игра для учащихся 5-х классов «По следам героев Эллады»
Ресурс содержит конспект и презентацию внеклассного мероприятия по теме "Древняя Греция", который позволяет через проектную деятельность и игру систематизировать знания учащихся 5-х классов по д...
Литературная игра "По следам героев "Капитана Гранта"
Внеклассное мероприятие, а также игра для уроков литературы или интегрированных уроков...
Проектная работа "Батырлар эзе буйлап" ("По следам героев" ) посвященная герою М.Джалилю
Рус мәктәбендә белем алучытатар төркемнәре өчен 9нчы сыйныфта татар шагыйре Муса Җәлил һәм аның көрәштәшләренә багышланган проект эше....