Игра - путешествие "По следам былинных героев"
материал по литературе (7 класс) по теме
Материал позволяет систематизировать знания о былинах как жанре фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_po_sledam_bylinnyh_geroev.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие «По следам былинных героев»
Цели: обобщить, углубить, систематизировать знания о былинах как жанре фольклора: герои, литературоведческие понятия, классификация былинных текстов; провести параллель с другими видами искусства: живописью, музыкой; мотивировать на создание текста в стиле былины.
Подготовка. Две команды - дружины, каждая выбирает себе название, пишет противнику похвалу-пожелание в былинном стиле.
Оформление. Красочно оформленный плакат с маршрутом путешествия и названием игры, на нем прикрепляются таблички сt количеством набранных каждой командой на этом этапе баллов.
Ход игры
I. Вступительное слово учителя.
- Приглашаю вас совершить необычное, увлекательное путешествие в мир былинных преданий.
П. Разминка.
Задание: собрать богатырскую дружину, перечислив былинных богатырей.
Ш. Начало игры.
- Собрана ли дружина? Готовы ли богатыри к дальнему пути? Нужно проверить добротность богатырского снаряжения.
Задание: каждой команде предлагается список необходимых богатырю предметов. Нужно вспомнить постоянные эпитеты.
Доспехи_____________________________________________
Шелом______________________________________________
Копье_______________________________________________
Стрела______________________________________________
Палица_____________________________________________
Конь _______________________________________________
Уздечка_____________________________________________
Седло _____________________________________________
Стрела______________________________________________
- Дружины отправляются в путь.
IV. Музыкальный конкурс.
Богатырские дружины подъехали к Черной Грязи, «да той реке Смородине, березе да покляпыя», и услышали они то ли посвист соловьиный, то ли покрик звериный, то ли...
- Прослушайте мелодию, вспомните автора, название музыкального произведения. (М. Мусоргский. «Картинки с выставки».)
V. Конкурс на знание репродукций к былинам.
- А вот и славные Сорочинские горы, Пучай-река. Хорошо видно с высоты!
Рассмотрите репродукции картин, назовите автора, вспомните эпизод, изображенный художником. (Это могут быть, например, картины
В. Васнецова «Бой Добрыни Никитича со змеем», «Витязь на распутье» и другие.)
VI. Конкурс на знание текста былин.
Каждый настоящий богатырь выходит на распутье. Вот и мы оказались у Горюч-камня. Перед нами три дороги, какую выбрать?
Первая дорожка.
Вспомните все бои Ильи Муромца.
Вторая дорожка.
Владимир, князь стольнокиевский, часто раздавал поручения удалым добрым молодцам. Ваша задача - жену добыть.
• Вписать недостающие слова в тексте, описывающем внешность красавицы, указать ее имя.
А которая бы девица красотой (красна),
Красотой (красна) и ростом (высока),
Да лицо у нее словно (белый) снег,
Щеки у нее -- будто (алый) цвет,
Очи (ясные) у нее — как у сокола,
Брови (черные) - как два соболя,
А ресницы у неё — как два чистых бобра,
Походочка бы у нее была (павиная),
Тиха-смирна бы речь (лебединая).
(«Добрыня и Дунай-сват».)
Третья дорожка.
• По отрывку из былины узнать, о каком богатыре идет речь, назвать былину.
Середи двора светлицы стоят,
Гридни у него белодубовые –
Покрыты седыми бобрами.
Потолки - черными соболями,
Матицы - кипарисные,
Пол-середа из одного серебра...
(Чурила Пленкович. «ЧурилаПленкович».)
На нем шубонька да голевой парчи,
Приунизана да скатным жемчугом,
Приобсажена камнями самоцветными;
А на ножках, лапотцы семи шелков...
На головушке да шляпа сорочинская,
Приунизана да красным золотом...
(Дюк Степанович. «Дюк Степанович».)
VII. Конкурс на знание былинной лексики.
Вот и добрались богатыри до стольного Киева-града, да ворота заперты. Попробуем найти ключ, чтобы отпереть их.
• Объясните значение слов, словосочетаний.
1-я дружина.
Покляпая береза –
Замуравела –
Названый брат –
2-я дружина.
Белояровое пшено -
Заколодела —
Скатный жемчуг -
VIII. Конкурс «Похвалим-ка друг друга».
- Вот и попали мы на пир! А на пиру-то кто чем похваляется!
Кто силой богатырской,
Кто умом-разумом.
Кто молодой женой,
Кто старушкой матерью,
А мы похвалим-ка друг друга!
Похвалы у дружинников готовы. Дружины по очереди зачитывают заготовленные тексты похвалы в былинном стиле.
IX. Подведение итогов.
Награждение победителей.
Учитель также может составить текст для подведения итогов в былинном стиле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе для 6 класса. Многообразие былинных героев. Творческий практикум: сочинения былинного сюжета.
Многообразие былинных героев.Творческий практикум: сочинения былинного сюжета. Цели:Познакомить учащихся сразными образами русских богатырей и былинных героев народов России;Развивать умение уст...
презентация к былине "Герои земли Амурской"
презентация « Заселение земли Амурской».посвящена 360-летию освоения Амурской земли Е.Хабаровым, с целью воспитания патриотических чувств к своей Родине....
Былинные герои
Былинные герои...
Литературная игра "По следам героев "Капитана Гранта"
Внеклассное мероприятие, а также игра для уроков литературы или интегрированных уроков...
Внеклассное мероприятие на тему: "Былинные герои Древней Руси".
Внеклассное мероприятие на тему:"Былинные герои Древней Руси"....
Литературная игра " По следам литературных героев"
Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...
Былины. Былинные герои.
Цели:Обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить знания об отличии и сходстве былины и сказки.Совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обоб...