история новогодней игрушки
план-конспект урока (изобразительное искусство, 5 класс) по теме
Историческая справка о возникновении новогодней игрушки.Презинтация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку "История новогодней игрушки" | 2.45 МБ |
История возникновения новогодней игрушки | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Украшение из бусин и стекляруса «Паук»
Украшение из бусин и стекляруса «Геометрическая фигура»
Украшение из бусин и стекляруса «Звезда»
Украшение из бусин и стекляруса «Лодка»
Украшение из бусин и стекляруса «Детские санки»
Украшение из бусин и стекляруса «Воздушный шар»
1597год.Первый стекольный завод в немецком г.Лауше
Производство стеклянных игрушек
Роспись стеклянный игрушек
Роспись стеклянных игрушек
Форма для изготовления стеклянной игрушки «Колокол»
Форма для изготовления стеклянной игрушки « Дом»
Форма для изготовления стеклянной игрушки «Шар»
Форма для изготовления стеклянной игрушки «Дед Мороз»
Стеклянная игрушка «Космонавт»
Стеклянная игрушка «Дом»
Стеклянная игрушка «Верхушка»
Стеклянная игрушка « Верхушка »
Стеклянная игрушка «Ягода»
Стеклянная игрушка «Часы»
Стеклянная игрушка «Матрешка»
Стеклянная игрушка «Клоун»
Стеклянная игрушка «Солнце»
Расписные стеклянные игрушки
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОГОДНЕЙ ИГРУШКИ
ВЕДУЩИЙ… Ребята я сейчас прочитаю стихотворение Елены Даровских – Волковой, а вы угадайте, о чем в нем говорится. Кто угадает первый тот срежет сладкий подарок с елки.
Уложены, укутаны, под ватой белоснежной,
Считая дни - минутами, спят тихо, безмятежно
Стеклянные создания - царевны и лягушки,
А в них - воспоминания зарылись, как в подушки.
Но раз в году заветная шкатулка открывается,
И тайна разноцветная по свету разливается.
И каждому, и каждому, в раздумий стоящему,
Покажется, вот- важное, вот это-настоящее.
И елочной мелодией забытое и вечное-
Свеченье Новогоднее, как детство бесконечное.
ВЕДУЩИЙ….Ребята, вы сегодня узнаете историю возникновении новогодней игрушки. Как вы уже заметили, наша елка сегодня украшена в историческом стиле. Что это значит? (спрашиваю). Игрушки на елке висят прошлого века-50,60,70 годов.
Для начала необходимо немного поговорить об истории новогодней (или рождественской) елки. Обычай украшать к новому году дерево возник очень давно, еще древние племена, поклонявшиеся духу леса, старались задобрить "главное" дерева, принося ему дары и украшая его на все лады. Необязательно это были ели. В Египте, например, это были пальмы. Практически в каждом историческом периоде и каждой культуре археологи находят следы этого обычая - украшенные деревья существовали в древнем Китае, в Греции, в Риме и даже в Японии. Были такие деревья и у предков славян. Интересно, что и славяне украшали отнюдь не елку, а дуб или березу, так как в их тогда языческих верованиях именно эти деревья были ближе всего к божественному началу.
Ель как рождественское дерево возникло благодаря христианству, ее называли "деревом Христа", воздавая ей особенные почести под Рождество. К XVII в. в большинстве стран Европы она стала признанным символом Рождества и Нового года (что в представлении европейцев долго было, в общем-то, одним и тем же).
И первые игрушки - это были лишь сладости: орехи, фрукты, обернутые в золотую и серебреную бумагу, а также бумажными розами и другими цветами. Верхушку елки венчал звездный шпиль-напоминание о звезде, указавший волхвам путь к месту рождения Христа.
ЗАГАДКА
Струйки серебра стекают
С елочной макушки,
Но от них не намокают ветки и игрушки.(дождик)
Восторг вызывала, как у детей, так и у взрослых первая елочная позолоченная и посеребренная мишура. Вот что рассказывает легенда о ее происхождении.
Поскольку Младенец Христос родился в яслях, люди считали, что и животные должны принимать участие в рождественском праздновании. Приглашали всех, кроме пауков. Конечно, пауки обиделись и пожаловались Иисусу. Он пожалел их и решил, что поздно вечером впустит их в дом, чтобы показать праздничные деревья. Обрадованные пауки всю ночь напролет ползали в ветвях елок, опутывая их паутиной. Утром домохозяйки увидели оплетенные паутиной елки, но, вместо того чтобы сердиться, были восхищены, поскольку ночью Христос превратил всю паутину в искрящуюся мишуру.
ЗАГАДКА
Эта змейка в новый год
К нам на елку заползет
Подмигнет сто тысяч раз
Сотней разноцветных глаз (электрическая гирлянда)
А электрическая гирлянда впервые загорелась в Америке. Инженер Ральф Моррис сконструировал ее из маленьких электролампочек, окрашенные в разные цвета, и в 1895 году американский президент Стивен Кливленд включил ее на елке перед Белым домом.
Но так как стеклянные игрушки стоили дорого, то стали придумывать другие технологии изготовления игрушек. В России игрушки стали изготавливать из ваты, бумаги, плассмасы, пенопласта, ( показ образцов на елке).
Основой для фигурки ватного человека служил проволочный каркас, обмотанный ватой, лицо в виде маски формировали из мастики, папье-маше или воска,затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Готовую фигуру покрывали клеем, обычно это был крахмальный клейстер, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. Для получения такого искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали шар в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие чешуйки.
Большие фигурки до 1 метра, обычно изображавшие Деда Мороза и Снегурочку, ставились под елку. Именно эти большие фигуры оказались настоящими долгожителями среди ватных игрушек.
Еще одним популярным видом игрушек, скрученных из крашеной ваты на проволочном каркасе, являлись овощи, фрукты, грибы, ягоды. Они являлись символом изобилия.
Округлая симметричная форма большинства плодов позволила механизировать процесс производства.
Слайд №1. Станок-веретено
В 1936 году на ленинградской фабрике «Гигровата» стали использовать станок для намотки ваты. Несмотря на попытки максимально механизировать производство ватных елочных украшений, до 1950-х годов они остаются рукодельными. В дальнейшем ее перестают производить, так как для этого требовался ручной труд.
Еще популярные в то время были игрушки, для изготовления которых использовалась бумага. Эта технология начала развиваться в Германии с середины 19 века. Игрушки из картона- называют «дрезденские».Очень красивые украшения получались из двух склеенных между собой кусочков картона с зеркально расположенным на них рисунком, слегка выпуклым. Игрушки, таким образом, получались двухсторонние и покрытые серебряной или цветной фольгой, ее светящаяся поверхность отражала волшебный свет елочных свечей.
СЛАЙД №3 -9 Игрушки из Богемии
Коллекция старинных Рождественских украшений из Богемии.
Украшения, представленные на слайдах, были созданы в конце 19-го первой половине 20-го столетия.Самые захватывающие и хрупкие художественные украшения собирались из стеклянных бусин и цилиндров удлиненной формы (стекляруса),названных украшения Габлонец/Яблонец. Они производились в области Яблонец-над-Нисой на предприятиях Северной Богемии ( в настоящее время – Чешская республика)начиная с середины 19-го столетия. Посеребренные, отполированные или даже позолоченные бусинки мастерски натягивались и сгибались в различные формы на тонких проводках.
СЛАЙД№10
В 1848 году, в городе Лауш в Тюрингии(Германия) были изготовлены первые елочные шары.
Легенда гласит, что в этот год был не урожайный на яблоки, а значит, вешать на елку было нечего. Чтобы не нарушать традицию, немцы заменили яблоки на шары из стекла.
Город Лауш стал известен благодаря своему стеклодувному производству и является родиной стеклодувов с 12 века. Лауш, расположенный в долине реки, имел много факторов, необходимых для развития стеклоделия: древесина (для разжигания стекольных печей) и песок. Мастера из Лауша изготавливали из стекла стаканы, бокалы, бутылки, вазы, бусы, и даже глаза для кукол.
В 1848 году вышел указ об использовании серебряных шаров из Лауши в качестве рождественских украшений.
СЛАЙД № 11 НАЧАЛО ПРОЦЕССА
Перед началом процесса, длинные стеклянные трубочки разделяли на меньшие путем нагрева стекла до определенной температуры и разрыва на две половинки. В результате этого процесса разъединения оставались длинная тонкая трубочка с маленьким отверстием. Один конец этой полой трубочки затем запаивали. После подготовки большого количества маленьких трубочек, стеклодув приступал к изготовлению игрушек. Игрушки произвольной формы и в форме шара изготавливались путем подогрева стеклянной трубочки до расплавленного состояния. Затем, выдувая через трубочку, горячее стекло превращалось в шар.
СЛАЙД №12,13,14
Изготовление игрушек в формах происходило таким образом: пока стекло было расплавленным, его клали в форму. Две половинки формы были прикреплены к сторонам зажима, которым управляли с помощью ног, и внутри которого было горячее стекло. Стеклодув дул вниз в трубочку, которая располагалась на одном конце формы. Таким образом, горячее стекло расширялось и занимало всю форму, и принимало выпуклую форму.
СЛАЙД №15
Шары с выемкой (сферы) изготавливали таким же образом, но затем на горячее стекло надавливали деревянной или гипсовой пробкой с вырезанным на ней рисунком.
СЛАЙД №16,17
Большую часть стеклодувов составляли разнорабочие, работающие вместе со своими семьями на своих небольших домашних производствах. Отец и старшие сыновья обычно выдували из стекла игрушки. Затем игрушки передавали матери и старшим дочерям, которые серебрили их. На следующем этапе на игрушки наносили первый слой краски путем погружения в анилиновый краситель. После этого их клали на покрытые гвоздями дощечки так, чтобы излишки краски стекли вниз. На следующий день семья покрывала игрушку лаком и раскрашивала.
СЛАЙД 1,
Игрушки произвольной формы требовали простых инструментов, таких как перчатки, плоские лопатки или палочки, чтобы создавать сложные формы. Для многих форм важны были не инструменты, а направление выдувания стекла, или положение головы или тела стеклодува, что помогало создавать нужную форму игрушки. Елочные верхушки, трубы, лиры, якоря, трубочки, чайники и различные животные выдувались в свободной форме. Зачастую времени на свободное выдувание игрушки уходило больше, чем на изготовление игрушки с помощью формы, и требовались годы практики, чтобы мастер мог изготавливать чудесные необычные игрушки.
Ведущий… Зачитывает детям по 3 подсказки, с помощью которых следует угадать предмет. Самые догадливые получают сладкие призы.
Не ёлка, а нарядная; Не музыкант, а играть любит; Не малышка, а «мама» говорит. (Кукла)
Не арбуз, а круглый; Не заяц, а прыгает; Не велосипед, а катится. (Мяч)
Не гномик, а в колпачке; Не машина, а заправляется; Не художник, а рисует. (Фломастер)
Не лисица, а рыжая; Не вафля, а хрустящая; Не крот, а под землёй сидит. (Морковь)
Не торт, а сладкий; Не негр, а темнокожий; Не апельсин, а с дольками. (Шоколад)
Не ковш, а зачерпывает; Не дверь, а с ручкой; Не повар, а кормит. (Ложка)
Не тарелка, а круглая; Не цапля, а на одной ноге стоит; Не колесо, а раскрученная. (Юла)
Не пёрышко, а лёгкий; Не снежинка, а летит; Не почка, а лопается. (Воздушный шар)
Не линейка, а тонкая; Не мама, а заботливая; Не крокодил, а зубаста. (Расчёска)
Не вата, а белое; Не снег, а холодное; Не сахар, а сладкое. (Мороженое)
Причем в домах даже самых знатных вельмож модно было хвастать самодельными игрушками. На кануне Нового года в продажу поступали специальные альбомчики с изображением Дедушки Мороза, ангелочка, человечек которые вырезали и склеивали. Вот поэтому сегодня тоже сделаем такую самодельную игрушку «Ангелочек» и повесим ее на елку.
Надеюсь, ребята, вы сегодня узнали много нового о новогодней елочной игрушке. И наряжая елку в следующем году, вы будете вспоминать нашу историю
Паспорт творческого проекта «Здравствуй, Новогодняя сказка»
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети младшей группы (возраст 3-4 года), воспитатели группы, родители воспитанников.
Образовательная область: познание, художественное творчество.
Актуальность темы: недостаточность знаний у младших дошкольников о разновидностях ёлочных украшений.
Проблема. Какими бывают ёлочные игрушки.
Цель: обогащение представлений детей младшего дошкольного возраста о разнообразии ёлочных игрушек и материалах, из которых они изготовлены.
Задачи:
1. Развивать познавательные, творческие и презентационные умения младших дошкольников.
2. Расширять представления детей об истории возникновения ёлочной игрушки.
3. Совершенствовать умение детей украшать силуэты ёлок аппликацией из готовых форм.
4. Формировать умение детей использовать для творчества различные материалы (манную крупу, вату, бросовый материал – пенопласт).
5. Развивать наглядно-действенное мышление, в процессе изготовления еловой веточки для украшения группы.
6. Развивать художественный вкус, умение делать искусные поделки, воспитывать аккуратность.
Продукты проекта.
- Сборник стихов, с которыми дети познакомились в ходе проекта.
- Ёлочные игрушки, изготовленные совместно детьми и родителями
- Презентация проекта в форме тематического развлечения «Здравствуй, новогодняя сказка»
Сотрудничество с родителями.
- Изготовление елочных игрушек совместно детьми и родителями.
«ЁЛОЧНАЯ ИГРАЛОЧКА»
Перед двумя игроками ведущий помещает на стуле приз, завёрнутый в яркую обёрточную бумагу, и говорит следующий текст:
В новогодний час, друзья, Без внимания нельзя! Цифру «три» не пропускайте, - Приз берите, не зевайте!
«Ёлочка гостей встречала. Пять детей пришло сначала, Чтобы в праздник не скучать, Стали всё на ней считать: Две снежинки, шесть хлопушек, Восемь гномов и петрушек, Семь орехов золочёных среди мишуры кручёной; Десять шишек насчитали, А потом считать устали. Прибежали три девчушки...»
Если игроки прозевали приз, - его берёт ведущий и говорит: «Где же были ваши ушки?»; ежели один из игроков окажется более внимательным, тогда ведущий заключает: «Вот внимательные ушки!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по теме: "История в новогодней игрушке!"
Научно-исследовательская работа по теме "История в новогодней игрушке", выполнена ученицами 7 класса Бояркиной Анной и Фефеловой Екатериной. В этой работе отражен интересный материал о новогодних игру...
Классный час "История новогодней игрушки"
Презентация для классного часа "история Новогодних игрушек"...
Конспект открытого занятия для дошкольников "В каждой избушке свои игрушки" (знакомство с историей русской игрушки)
Занятие проводится для детей 5-6 лет в рамках комплексной программы Школа раннего развития "Ступеньки творчества"....
ИСТОРИЯ НОВОГОДНЕЙ ИГРУШКИ В РОССИИ
Приближение Нового года многие начинают ощущать, когда на прилавках магазинов появляются новогодние игрушки – разноцветные шары, пушистые гирлянды и другая елочная мишура. При взгляде на бле...
Методическая разработка экскурсии по временной выставке«Елочка, зажгись! История новогодней игрушки»
Экспозиция работала в музее гимназии в декабре 2015 года-январе 2016 года....
открытый урок "История новогодней игрушки"
Занятие для обучающихся детского объединения "Мир бумаги"...
История новогодней игрушки...
Мерцающая всеми цветами гирлянда, блестящие елочные игрушки превращают зеленую красавицу в нечто волшебное, сказочное. Не удивительно, что именно ее давным-давно выбрали в России в качестве главного а...