Творческий отчёт. "Познание мира чувств через рассматривание картин".
материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Шмелева Елена Валерьевна

Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты.Знакомство детей старшей группы с живописью я начинала с творчества И. И. Шишкина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет  «Познание мира чувств через рассматривание картин».

Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота-это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром искусства. Была поставлена задача: научить детей понимать истинную красоту, которая не может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской, повысить уровень их восприятия. По-новому взглянуть на  осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, дать при этом  ребёнку почувствовать особое очарование красоты природы. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Поэтому дети учились чувствовать и понимать красоту родной природы в любых её состояниях и через отдельные её элементы. Было обращено на красоту пейзажей, в которых русские художники передавали своё понимание красоты окружающего мира. Дети узнают об истории возникновения пейзажа. Соприкосновение с произведениями пейзажной живописи укрепляет дух человека, обогащает его внутренний мир. Правдиво передавая красоту природы и вместе с тем выражая эмоциональное отношение к ней художника, пейзаж является и важным средством воспитания чувства к любви к Родине.

На своих занятиях я пытаюсь объяснить детям, что исключительно большое значение придавали «прочувствованию» природы такие известные русские пейзажисты, как А. К. Саврасов,  И. И. Левитан, В.Д. Поленов, И. Шишкин и другие. Они справедливо считали, что эмоциональное переживание художника, вызываемое родной природой, просторами русских полей и лугов, разливами рек, является необходимым  условием успеха в изобразительной деятельности живописца.

Знакомство детей старшей группы с живописью я начала с творчества И. И. Шишкина. Картины этого замечательного художника поражают правдивостью изображения, широтой и величавостью образов, естественной, ненавязчивой простотой. Поэзия картин И. И. Шишкина сродни плавной и широкой мелодии народной песни. Любовь художника к родной земле, к русской природе придала его искусству силу, завоевала популярность его полотнам. Для знакомства дошкольников с  его творчеством выбирала 3-4 картины, различные по настроению, художественному решению. Например: « Утро в сосновом бору», «Зима», »Рожь».  (Подг.гр.) картина « Утро в сосновом бору» доступна пониманию детей. Их привлекают медведи, а красоту окружающего пейзажа они поначалу не замечают. Тут нужно обратить внимание детей на чарующую прелесть леса. Подобрать стихотворение и соответствующую музыку. Объяснить, рассматривая картину, при помощи каких изобразительных средств художнику удалось передать свежесть тёплого утра.

Картина «Зима» показывает природу в её наиболее спокойном состоянии. Художник уводит нас в уголок дремучего леса, но в эту пору лес спит, он пустынен и тих. И. Шишкин мастерски передает это величавое спокойствие: тяжёлым белым покрывалом укрыта земля, нигде не видно следов, лишь одна замёрзшая птица одиноко сидит на ветке могучей ели. На огромных мохнатых еловых лапах неподвижно лежит снег. Зимний лес красив и величав, но словно слышится голос: «Тихо! Не потревожьте сон природы!» С картиной « Рожь» знакомлю подготовительную группу. Это картина принесла И. Шишкину  славу подлинного народного художника. Он создал образ большой эпической силы, монументального звучания. Широкая, простирающая до горизонта равнина. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба - необъятное  золотое богатство нашей Родины. Набегающие порывы ветра волнами колышут рожь. Полевая дорога врезается в гущу хлебов и как бы растворяется в них. Но движение не замирает, его продолжают высокие сосны. Кажется, что  исполнимы тяжёлой поступью шагают  по степи. У горизонта собираются тучи. Создаётся ощущение, что они величественно и спокойно плывут нам навстречу. Предельно простыми, лаконичными художественными средствами художник добивается цельности общего впечатления, всё случайное  им отбрасывается. Строгая ясная композиция, в которой господствует равновесие и устойчивость, создаёт ощущение постоянства, незыблемости изображённого, будто он хочет сказать, что так будет всегда. Художник показывает  нам окружающий мир таким, каким он его видит.

При рассматривании репродукций И. Левитана «Золотая осень», И. И. Шишкина «Осень», В. Поленова «Золотая осень» можно слушать прекрасную музыку  П. Чайковского. Музыка помогает детям эмоциональнее воспринимать образ природы, созданные художниками и ещё раз понять как, многолика и прекрасна осень! Обсуждали, как по-разному художники пишут. Какое отличие, какие художественно-изобразительные средства использовали И. Левитан, И. Шишкин, И. Грабарь, чтобы выразительно и правдиво передать чувство восхищения осенней природы?

Брали фотографию « Золотая осень» и рассматривали, что общего в тех фрагментах из жизни природы, которые изображены на фотографии и на картинах художников, в чём различия? Какая погода  бывает осенью? Затем дети создавали свою осень. Они использовали разные краски для передачи чувств. По-разному было нарисовано небо. Правильно показали они в рисунках пространственные отношения предметов: листья нарисовали по всему листу бумаги, деревья вверху листа маленькие, внизу большими. Была в группе выставка « Золотая осень». Обсуждая рисунки, дети не только  подчёркивали выразительность образов, но и отличали соответствия рисунка некоторым строчкам произведения.

На каждом занятии изобразительного искусства мы стараемся решать в определённой мере нравственно-познавательные задачи. Меня и воспитателей волнует не только то, что мы дадим  ребёнку, но и то, как  он всё это воспримет . Процесс наблюдения за детьми очень важен. Наблюдения на занятии осуществляю по двум направлениям.                                                        Первое - ответы детей в процессе беседы, восприятия зрительных, музыкальных и литературных образов.                                                                    Второе – результаты художественно-творческой деятельности детей.              Так же рассказывала о музее искусств, где хранятся картины художников. Ходили на выставку наших художников Иркутской области. Дети обратили внимание, что в залах, где размещены картины, несмотря на многолюдье, всегда царит тишина. Меня порадовало то, что, когда  экскурсовод задавала вопросы о жанрах изобразительного искусства, дети отвечали. Разглядывая картины, говорили о колорите, какое настроение передавал художник. Колорит может быть спокойным, радостным, грустным и т.д. Он бывает тёплым и холодным, светлым и тёмным. На примере Репина я показала, что он писал  в тёплом золотисто-жёлто-красном колорите . Что у Сурикова любимый колорит состоял из голубовато-синих, холодных цветов. В серо-серебристом колорите написаны многие произведения Серова, а Врубель предпочитал серые,  голубые и синие цвета. При рассматривании картины И. Левитана «Большая вода», дети видели, что картина написана в трёх основных цветах - голубого, жёлтого и зелёного.                                                      Была тема рисования «Мой город». Перед тем, как начать работу, мы рассмотрели картину В. Стожарова. Я обратила внимание, что дома не в одной шеренге. А если их разбрасывать отдельно, разве получится образ города? Необходимо детей вывести также несколько вариантов композиции.        1-дома стоят отдельно, все одинаковые по форме и величине                                            2-те же дома выстроились в ряд      

3-дома разные по величине, но разбросаны по всему листу                                         4-ближние дома, загораживают дальние, вписываясь  ритмически в формат листа                                                                                                                           Детям видна удачная композиция. Каждый ребёнок найдёт своё решение, но в работе он обязательно постарается избежать тех ошибок, которые он видел. Композиция рисунка бывает вытянутой в прямоугольнике по вертикали, по горизонтали, может быть в квадрате, круге, овале. Это всё прослеживали на детских работах и картинах художников.                                                                                 Большую роль в «Познание мира чувств через рассматривание картин» играет поэтическое слово. Часто помогают воспитатели, которые заранее учат с детьми стихи. Для себя лично составила картотеку с художественным словом.  Это помогает при рассматривании картин.                                                    Анализируя детские работы, нужно не просто говорить: «что берёзку такую показал», а какая она: «стройная, молодая, красивая». Нужно по всему подобрать красивое слово. И мы подбирали нужные слова вместе с ребятами. Наполняли душу художественными мотивами. Слушали музыку, особенно П.И.  Чайковского, С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Клюева и других великих поэтов.  Или просто вспоминали строчки из стихов.                                            С детства научившись понимать природу, ценить её красоту и разнообразие, узнавать её в поэтическом описании, ребёнок и в  старшем возрасте будет испытывать на себе её благотворительное влияние.                                                                                                                

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие по психологии «В мире чувств».

Открытое  мероприятие  по психологии...

Рассматривание картины Петрова-Водкина "Яблоки на красном фоне".

Рассматривание картины Петрова-Водкина "Яблоки на красном фоне"....

Организация непосредственно-образовательной деятельности в по теме Рассматривание картины «Дети лепят снеговика» в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности в по теме  Рассматривание картины «Дети лепят снеговика» в подготовительной группе...

Воспитание нравственно - патриотических чувств через знакомство с культурой и традициями русского народа.

Основные направления работы.Создание атмосферы национального быта .Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка- развивать любознательность, воспитывать чувст...

Проектная деятельность Тема «Воспитание нравственно- патриотических чувств через знакомство с культурой и традициями русского народа

Цель проекта: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры ...