Формирование ключевых компетенций на уроках ИЗО.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме

В материале рассматривается  как формируются ключевые компетенции на уроках изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 114884_formirovanie_klyuchevyh_kompetenciy.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Формирование ключевых компетенций на уроках ИЗО.

Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от традиционных понятий ЗУН.

        Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН+ способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления, самостоятельность, волевые качества.

        «Компетентность» – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Типология образовательных компетенций

  1. ключевые – определяющие компетенции, соответствующие условиям реализации, которые являются универсальными;
  2. межпредметные – относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
  3. предметные – формирующиеся в рамках конкретных учебных предметов

Какой же набор действий позволяет нам судить о сформированности ключевых компетенций? Можно выделить следующие действия:

Изучать:

  1.  уметь извлекать пользу из опыта;
  2.  организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
  3.  организовывать собственные приёмы обучения;
  4.  уметь решать проблемы;
  5.  самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

  1.  запрашивать различные базы данных;
  2.  опрашивать окружение;
  3.  получать информацию;
  4.  уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

  1.  организовывать связи прошлых и настоящих событий;
  2.  критически относиться к тому или иному явлению;
  3.  умение противостоять трудностям;
  4.  занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение;
  5.  оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем,     потреблением и окружающей средой;
  6.  уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

  1.  уметь работать и сотрудничать в группе;
  2.  принимать решения;
  3.  улаживать разногласия и конфликты;
  4.  уметь договариваться;
  5.  уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело: 

  1.  включаться в проект;
  2.  нести ответственность за порученное дело;
  3.  войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело;
  4.  доказать солидарность с коллективом;
  5.  уметь организовать свою работу;
  6.  уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

  1.  уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
  2.  доказать гибкость к изменениям;
  3.  стойкость перед трудностями.

        Чем более полно представлен набор умений индивида в соответствии с предложенным списком, тем увереннее можно заключить, что у него сформированы ключевые компетенции.

Компетентностный подход на уроках ИЗО заключается  прежде всего в формировании системы универсальных ЗУН-ов, который осуществляется через личностно-ориентированный подход к учащимся и приоритетное направление в работе, а именно, практико-прикладное, т. е. ученик должен знать как выполнить работу и как в дальнейшем практически использовать либо это знание, либо результат.

Суть этого подхода в приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями, а опыт российских реформ показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости,творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения.

Рассмотрим как формируются ключевые компетенции на уроках изобразительного искусства.

                     

Компетенция

Характеристика компетенции

Формирование компетенции

Учителем

Учеником

Коммуникативная

Поведение в обществе, этикет, национальные традиции.

Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях.

Сообщения по  выбранной теме, использование знаний в рисунке при выполнении творческой работы.

Например, цикл уроков в разделе «Каждый народ художник», в которой ученик узнаёт особенности национальной культуры народа (поведение, обычаи, особенности общения и т. д.) и отображение их в художественных произведениях.

 

Работа в группах.

Руководство во время работ и  практических занятиях в группах.

Распределение  обязанностей в группах, оценка друг друга и самооценка, приобретение навыка коллективного творчества.  

Например, в 6 классе в теме «Конструирование и понятие формы. Замок зимы», когда этапу выполнения коллективной композиции предшествует индивидуальная работа и  работа в группах.



Социокультурная

Применение на практике и в жизни ЗУНов: Приобретение навыков художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимания особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества. Применять основы

конструирования. 










Профориентационная работа, связь с учебными  учреждениями художественного профиля.

Обучение основам конструирования, моделирования, умению читать технологические карты.

Контроль и помощь во время практических занятий.

Отработка полученных навыков на практических занятиях.

Например,

в 3 классе главная идея программы «От родного порога - в мир культуры Земли».

В разделах «Художник и зрелище», «Художник и музей», даётся понимание места и роли изобразительного искусства в синтетических искусствах ( кино, театр, телевидение).

Профориентационная работа – разработка курса «Оформительская графика. Неизвестное в известном».

Ценностно - смысловая

Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.


ПОЛУЧИТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ В ПОСТРОЕНИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЙ СБОР ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬГОГО МАТЕРИАЛА, ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ И ПОИСКИ СПОСОБА ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ.

Помощь при выборе темы проекта, творческой работы и при его создании.

Исследовательская

деятельность при создании проекта, индивидуально и в группах.

Например, в 1 классе в теме «Зимние узоры. Платье Зимы» (показ), В 6 классе в теме «Знакомство со шрифтами» (показ), в 9 классе в теме

 « Геральдика, герб семьи» (показ).

Информационная

Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, CD-Rom, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира.

Выработка навыков работы со справочной литературой.

Умение пользоваться компьютерными технологиями, справочной литературой – поиск информации для подготовки сообщений проектов (по заданию учителя и по собственной инициативе).

Культуроведческая и природоведческая

Знакомство с культурой своего народа, края, с культурой других стран и народов.

Использование краевого компонента в образовании.

Поисковая деятельность, выполнение эскизов национальных костюмов и т.п.

Например, в 5 классе в разделе «Для чего нужны украшения?», тема «Одежда». Рассматривается знаковая роль одежды (положение в обществе) и национальный костюм.

Учебно - познавательная

Межпредметная связь: география, биология - в материаловедении (знакомство с различными видами волокон и их происхождением); черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; русский язык, литература -оформление сообщений и творческих проектов; технология - при выполнении эскизов изделий, музыка - как эмоциональный фон и как мотив творческой деятельности учащихся.

Инструктаж по выполнению и построению чертежей конструкций, ознакомление с видами волокон, типами и видами бумаги, правилами и особенностями работы с ними. Использование демонстрационного материала.

Умение пользоваться технологической картой, оформление сообщений и творческих проектов. Выполнение эскизов изделия, исследовательская работа по выбору художественных материалов и  техники для задуманного или предложенного для работы. 

Пример технологической карты «Этапы рисования. Бабочка».

(показ)

Здоровье- сберегающие

Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи, воспитание экологической культуры.

Инструктаж по технике безопасности.

Воспитание экологической культуры, проведение физкультминуток.

Соблюдение норм экологического поведения, охраны здоровья – своего и окружающих, Соблюдение правил личной гигиены, правил техники безопасности на уроках ИЗО.

Например, в 7 классе в разделе «Сюжет и содержание» в  теме «Защита окружающей среды».

Формирование компетенций невозможно без положительной мотивации обучения, поэтому важнейшей задачей для учителя является создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по ИЗО, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания художественно-эстетического образования.  

Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.

Показателем развития ключевых компетенций на уроках ИЗО является стабильный уровень качества знания, ежегодные победители и призёры проводимых в районе и в области конкурсов.

                                       

Хочу отметить, сейчас учителя ИЗО, как и представители остального педагогического сообщества, активно обсуждают: развитие каких ключевых компетенций должно стать приоритетным на уроке.

Я считаю, на уроках ИЗО, как на любом уроке творчества, нужно и есть все возможности формировать ключевые компетенции в целом, не отделяя их друг от друга и, тем более, не определяя их значимость в учебном процессе; другой вопрос, если в силу определённых причин (местность - культурный центр, промысловый, художественных предпочтений учителя, его достижений  в художественной деятельности) учитель будет больше работать в выбранном им определённом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики

В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...

доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики

В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Выступление на педагогической конференции на тему: "Компетентностный подход к образованию"...

Формирование ключевых компетенций на уроках информатики.

О  развитии ключевых компетенциях на уроках информатики....

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Описание системы работы учителя-филолога, основанной на технологии встречных усилий...

Формирование ключевых компетенций на уроках немецкого языка

В докладе сообщается о главной цели изучения немецкого языка - о коммуникативной компетенции....

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы

Формирование ключевых компетенций обучающихсяна уроках русского языка и литературы         Современный этап развития методики преподавания русского языка и лите...


 

Комментарии

Большое спасибо за материал!