Формирование ключевых компетенций на уроках ИЗО.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме
В материале рассматривается как формируются ключевые компетенции на уроках изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
114884_formirovanie_klyuchevyh_kompetenciy.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетенций на уроках ИЗО.
Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от традиционных понятий ЗУН.
Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН+ способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления, самостоятельность, волевые качества.
«Компетентность» – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
Типология образовательных компетенций
- ключевые – определяющие компетенции, соответствующие условиям реализации, которые являются универсальными;
- межпредметные – относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
- предметные – формирующиеся в рамках конкретных учебных предметов
Какой же набор действий позволяет нам судить о сформированности ключевых компетенций? Можно выделить следующие действия:
Изучать:
- уметь извлекать пользу из опыта;
- организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
- организовывать собственные приёмы обучения;
- уметь решать проблемы;
- самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
- запрашивать различные базы данных;
- опрашивать окружение;
- получать информацию;
- уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
- организовывать связи прошлых и настоящих событий;
- критически относиться к тому или иному явлению;
- умение противостоять трудностям;
- занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение;
- оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой;
- уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
- уметь работать и сотрудничать в группе;
- принимать решения;
- улаживать разногласия и конфликты;
- уметь договариваться;
- уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
- включаться в проект;
- нести ответственность за порученное дело;
- войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело;
- доказать солидарность с коллективом;
- уметь организовать свою работу;
- уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
- доказать гибкость к изменениям;
- стойкость перед трудностями.
Чем более полно представлен набор умений индивида в соответствии с предложенным списком, тем увереннее можно заключить, что у него сформированы ключевые компетенции.
Компетентностный подход на уроках ИЗО заключается прежде всего в формировании системы универсальных ЗУН-ов, который осуществляется через личностно-ориентированный подход к учащимся и приоритетное направление в работе, а именно, практико-прикладное, т. е. ученик должен знать как выполнить работу и как в дальнейшем практически использовать либо это знание, либо результат.
Суть этого подхода в приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями, а опыт российских реформ показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости,творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения.
Рассмотрим как формируются ключевые компетенции на уроках изобразительного искусства.
Компетенция | Характеристика компетенции | Формирование компетенции | |
Учителем | Учеником | ||
Коммуникативная | Поведение в обществе, этикет, национальные традиции. | Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях. | Сообщения по выбранной теме, использование знаний в рисунке при выполнении творческой работы. Например, цикл уроков в разделе «Каждый народ художник», в которой ученик узнаёт особенности национальной культуры народа (поведение, обычаи, особенности общения и т. д.) и отображение их в художественных произведениях.
|
Работа в группах. | Руководство во время работ и практических занятиях в группах. | Распределение обязанностей в группах, оценка друг друга и самооценка, приобретение навыка коллективного творчества. Например, в 6 классе в теме «Конструирование и понятие формы. Замок зимы», когда этапу выполнения коллективной композиции предшествует индивидуальная работа и работа в группах. | |
Социокультурная | Применение на практике и в жизни ЗУНов: Приобретение навыков художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимания особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества. Применять основы конструирования. Профориентационная работа, связь с учебными учреждениями художественного профиля. | Обучение основам конструирования, моделирования, умению читать технологические карты. Контроль и помощь во время практических занятий. | Отработка полученных навыков на практических занятиях. Например, в 3 классе главная идея программы «От родного порога - в мир культуры Земли». В разделах «Художник и зрелище», «Художник и музей», даётся понимание места и роли изобразительного искусства в синтетических искусствах ( кино, театр, телевидение). Профориентационная работа – разработка курса «Оформительская графика. Неизвестное в известном». |
Ценностно - смысловая | Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность. ПОЛУЧИТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ В ПОСТРОЕНИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЙ СБОР ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬГОГО МАТЕРИАЛА, ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ И ПОИСКИ СПОСОБА ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ. | Помощь при выборе темы проекта, творческой работы и при его создании. | Исследовательская деятельность при создании проекта, индивидуально и в группах. Например, в 1 классе в теме «Зимние узоры. Платье Зимы» (показ), В 6 классе в теме «Знакомство со шрифтами» (показ), в 9 классе в теме « Геральдика, герб семьи» (показ). |
Информационная | Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, CD-Rom, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира. | Выработка навыков работы со справочной литературой. | Умение пользоваться компьютерными технологиями, справочной литературой – поиск информации для подготовки сообщений проектов (по заданию учителя и по собственной инициативе). |
Культуроведческая и природоведческая | Знакомство с культурой своего народа, края, с культурой других стран и народов. | Использование краевого компонента в образовании. | Поисковая деятельность, выполнение эскизов национальных костюмов и т.п. Например, в 5 классе в разделе «Для чего нужны украшения?», тема «Одежда». Рассматривается знаковая роль одежды (положение в обществе) и национальный костюм. |
Учебно - познавательная | Межпредметная связь: география, биология - в материаловедении (знакомство с различными видами волокон и их происхождением); черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; русский язык, литература -оформление сообщений и творческих проектов; технология - при выполнении эскизов изделий, музыка - как эмоциональный фон и как мотив творческой деятельности учащихся. | Инструктаж по выполнению и построению чертежей конструкций, ознакомление с видами волокон, типами и видами бумаги, правилами и особенностями работы с ними. Использование демонстрационного материала. | Умение пользоваться технологической картой, оформление сообщений и творческих проектов. Выполнение эскизов изделия, исследовательская работа по выбору художественных материалов и техники для задуманного или предложенного для работы. Пример технологической карты «Этапы рисования. Бабочка». (показ) |
Здоровье- сберегающие | Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи, воспитание экологической культуры. | Инструктаж по технике безопасности. Воспитание экологической культуры, проведение физкультминуток. | Соблюдение норм экологического поведения, охраны здоровья – своего и окружающих, Соблюдение правил личной гигиены, правил техники безопасности на уроках ИЗО. Например, в 7 классе в разделе «Сюжет и содержание» в теме «Защита окружающей среды». |
Формирование компетенций невозможно без положительной мотивации обучения, поэтому важнейшей задачей для учителя является создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по ИЗО, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания художественно-эстетического образования.
Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.
Показателем развития ключевых компетенций на уроках ИЗО является стабильный уровень качества знания, ежегодные победители и призёры проводимых в районе и в области конкурсов.
Хочу отметить, сейчас учителя ИЗО, как и представители остального педагогического сообщества, активно обсуждают: развитие каких ключевых компетенций должно стать приоритетным на уроке.
Я считаю, на уроках ИЗО, как на любом уроке творчества, нужно и есть все возможности формировать ключевые компетенции в целом, не отделяя их друг от друга и, тем более, не определяя их значимость в учебном процессе; другой вопрос, если в силу определённых причин (местность - культурный центр, промысловый, художественных предпочтений учителя, его достижений в художественной деятельности) учитель будет больше работать в выбранном им определённом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад Формирование ключевых компетенций на уроках физики
В данной работе автор рассказывает о формировании ключевых компетенций при обучении физики в средней общеобразовательной школе.Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личност...
доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики
В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка
Выступление на педагогической конференции на тему: "Компетентностный подход к образованию"...
Формирование ключевых компетенций на уроках информатики.
О развитии ключевых компетенциях на уроках информатики....
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка
Описание системы работы учителя-филолога, основанной на технологии встречных усилий...
Формирование ключевых компетенций на уроках немецкого языка
В докладе сообщается о главной цели изучения немецкого языка - о коммуникативной компетенции....
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихсяна уроках русского языка и литературы Современный этап развития методики преподавания русского языка и лите...
Комментарии
ФГОСы
Большое спасибо за материал!