" Рисуем - бабочку"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Гилязеева Светлана Ильдаровна

Аннотация к уроку.

 

Класс: 1 «А»

Тема:  « Рисуем – бабочку»

   Тип урока: урок получения новых знаний.

Задачи урока: развивать у детей образное восприятие объектов действительности; продолжать формировать умение последовательно проводить работу над рисунком по представлению, использовать линию симметрии в построении рисунка, изображать характерные очертания бабочек, воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающей природе, к земле, на которой родились и живём через произведения искусства и собственный чувственный мир, развивать у детей образную память эмоционально- эстетическую отзывчивость; осуществлять метапредметные связи изобразительного искусства, музыки, окружающего мира и др.

Формируемые личностные универсальные учебные действия:

- навыки организации рабочего места;

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства;

- понимание чувств других людей, сопереживание им.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат действия;

- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

- умение делать обобщения, сравнения;

- умение анализировать представленные работы и давать им характеристику;

- понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы;

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

 Метапредметные: — используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения и содержания других учебных предметов (музыка, окружающий мир и др); обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др) художественно-эстетическим содержанием.

Форма урока: урок с элементами путешествия.

Вид занятия: рисование по наблюдению и фантазии.

 Методы и формы обучения: применение ИКТ (презентация), объяснительно – иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная форма работы.

Основные понятия и термины:  бабочки  ( Махаон, Подалирий, Аполлон, Мнемозина, Поликсена, Пестроглазка Галатея, Адмирал, Голубянка Мелеагр, Прозерпина, Медведица сельская, симметрия, ось симметрии (серединная линия), узор, цветовой круг.

 

Продолжительность занятия: 45 мин.

 

Оборудование:  компьютер, проектор, экран,  лист бумаги,  акварель, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка,

грамзаписи  «Мотылёк», музыка С.Майкапар,

 комплект открыток «Бабочки»

Красная книга Республики Татарстан, издание второе, Животные Растения Грибы

применение ЦОР - цифровые образовательные ресурсы презентация. « Насекомые»

используемая литература:

Учебник: Н.П. Костерин « Учебное рисование» стр.66-68

Учебник Н.Ф. Виноградовой « Окружающий мир» 1 класс

Поэтапное « Выполнение  бабочки»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Времена - года"31.62 КБ
Файл vremya_goda_avtosohranennyy.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Рисуем бабочку.  1класс

Задачи урока: развивать у детей образное восприятие объектов действительности; продолжать формировать умение последовательно проводить работу над рисунком по представлению, использовать линию симметрии в построении рисунка, изображать характерные очертания бабочек, воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающей природе, к земле, на которой родились и живём через произведения искусства и собственный чувственный мир, развивать у детей образную память эмоционально- эстетическую отзывчивость; осуществлять метапредметные связи изобразительного искусства, музыки, окружающего мира и др.

Формируемые личностные универсальные учебные действия:

- навыки организации рабочего места;

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства;

- понимание чувств других людей, сопереживание им. 

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат действия;

- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- умение делать обобщения, сравнения;

- умение анализировать представленные работы и давать им характеристику;

- понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы;

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

 Метапредметные: — используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения и содержания других учебных предметов (музыка, окружающий мир и др); обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др) художественно-эстетическим содержанием.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока: урок с элементами путешествия.

Вид занятия: рисование по наблюдению и фантазии.

 Методы и формы обучения: применение ИКТ (презентация), объяснительно – иллюстративный, практический, творческий; коллективная, фронтальная, индивидуальная форма работы.

Основные понятия и термины:  бабочки  ( Махаон, Подалирий, Аполлон, Мнемозина, Поликсена, Пестроглазка Галатея, Адмирал, Голубянка Мелеагр, Прозерпина, Медведица сельская, симметрия, ось симметрии (серединная линия), узор, цветовой круг.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран,  лист бумаги,  акварель, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка, грамзаписи  «Мотылёк», музыка С.Майкапар,  комплект открыток «Бабочки», красная книга, применение ЦОР - цифровые образовательные ресурсы презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.

Задача: организовать условия для благоприятного протекания урока, отслеживать соответствия санитарно- гигиенических условий обучения требованиям Сан Пинов.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача: организовать и направить деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала, применяя психолого- педагогическую коррекцию актуального состояния учащихся.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Молодцы!

Здравствуйте садитесь девочки!

Здравствуйте садитесь мальчики!

Я очень рада встрече с вами.

Ребята давайте отгадаем  ребус и узнаем тему урока?

1. Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (бабочка)

2.Может он в орех залезть,
А потом его заесть:
Всё, что вкусно, выедает
И обратно выползает (
червяк)

3.Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо (
оса)

4. Летит, пищит.
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.(
комар)

5. Мы — лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
(муравьи)

6.Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт,
Тогда перестаёт
. (муха)

7.Прыгает пружинка —
Зелёная спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (
кузнечик)

- Правильно ребята, сегодня мы будем с вами рисовать бабочку.

3. Задача: просмотреть презентацию.

- Как называют эту группу животных? (Насекомые)

-  По какому признаку можно отличить насекомых от других животных?

-  Вывод: У насекомых 6 ног, крылья, туловище и  есть чувствительные усики.

-  Ребята, а все знаете о насекомых? А хотите узнать?

4.Усвоение новых знаний.

- Тело насекомого покрыто полосками, будто бы насечено. Поэтому они и называются "насекомые", от слова "насечка", "насекать".

Живут эти животные везде:

на воде и под водой;

на земле и под землей;

в густой траве;

и в старом пне.

- По способу питания делятся на две группы. Большинство насекомых питаются растениями, поэтому их называют "растительноядными".

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. (
бабочка)- одно из самых красивых насекомых на Земле.

- А вы знаете, как бабочки появляются на свет?

- А почему бабочек называют волшебниками?  (потому что они проходят полный цикл превращения).

 Они откладывают яйца, из яиц появляются гусеницы, они превращаются в куколок, обматывая себя собственной паутиной. В таком виде они зимуют. Весной, едва пригреет солнышко, куколка начинает шевелиться: это медленно, как из пеленок, появляется бабочка. Крылья у бабочки покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают ей яркую расцветку. Если еѐ взять в руки, то на руках останется пыльца: бабочка может погибнуть.

-  Как вы думаете, зачем в природе бабочки?

Перелетая с цветка на цветок, бабочка переносит на своих лапках пыльцу, тем самым помогая цветам цвести.

- Давайте рассмотрим тело бабочки и выделим его части.

 - Из каких частей состоит бабочка? (крылья, туловище, головка, усики).

-Какой формы крылья? (округлой).

- Одинаковые ли крылья по размеру вверху и внизу? (вверху – крылья побольше, а внизу – поменьше).

- Давайте прикроем левую часть бабочки, а теперь -правую.

 

-Что вы заметили?  (если бабочку разделить пополам, то видно, что еѐ левая и правая

стороны одинаковы, их называют симметричными).

- Каких бабочек вы знаете?

Бабочки бывают разные по окраске и по размерам. Длина тела бабочки бывает 3 мм, а бывает и 30 см. Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками. Часто они различно раскрашены, на них складываются сложные, причудливые рисунки. У одних бабочек эти рисунки служат как бы маской. Рисунок у таких бабочек похож на кору деревьев, на растения. Сядет такая бабочка на дерево и не найдешь ее. А некоторые бабочки наоборот, раскрашены очень пестро. С наступлением темноты в ночное время жизнь насекомых не прекращается. Появляются ночные бабочки. Они по-особому окрашены, в более темные цвета. Удивительно тоже, что рисунок на крылья бабочек расположен симметрично, повторяется на одном и на другом крыле.  Бабочки питаются нектаром - цветочным соком. Рот бабочки - длинная трубочка, свернутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается, и бабочка достает нектар со дна цветка. Всего в мире насчитывается более 140 тыс. видов бабочек, многие из которых занесены в красную книгу.

5. Задача: показ слайдов ( красная книга РТ).

Махаон,  Подалирий,  Апполон,  Мнемозина, Поликсена, Пестроглазка Галатея,  Адмирал,  Голубянка Мелеагр,  Прозерпина,  Медведица Сельская, Ленточница Голубая  и много других.

Махаон -  размеры 56-85 мм, обитает в горных степях и долинах, открытых прогреваемых местах лесостепи и лесной зоны. Встречается часто вдоль железных дорог, залетает на городские клумбы. Её основной окрас крылышек  – желтый. На них черные узоры, около тела бабочки и на краях крыльев. Узоры в виде полосок и пятнышек. На задних  крылышках махаона есть хвостики, длиной до 10 мм. На них же имеются синие округлые пятна вдоль верха крыла, и ярко красный глазок на внешнем краю крыла.

Подалирий - размеры 68-75 мм, обитает в зарослях кустарников, низкорослых лесах с дикой яблоней, на опушках лиственных лесов. Основной цветовой фон крыльев светло-жёлтый, передняя пара с чёрным рисунком из 7 вертикальных клиновидных полос, задняя с чёрно-голубым окаймлением. Задние крылья с хвостиками длиной до 15 мм, у их основания — по глазчатому пятну.

Аполлон - размер 70-90 мм, обитает на каменистые склонах  в горах. Крылья белого цвета, иногда кремового, у вершины прозрачные. По внешнему краю крыльев проходит серая широкая полоса с белыми пятнами, сливающимися в узкую полосу. На верхних крыльях — 5 чёрных пятен, а на нижних — 5 красных с чёрным контуром. Характерное расположение чёрных и красных пятен очень сильно варьирует. Нижние крылья закруглены. У бабочек, только что вышедших из куколки, крылья сначала желтоватые. Тело значительно опушено. Усики с чёрной булавой. Глаза гладкие, крупные, снабженные маленькими бугорками, на которых сидят короткие щетинки.

Мнемозина - размер 52-60 мм, обитает  на опушках и полянах в смешанных и лиственных лесах, в  горных лугах, долинах ручьёв и мелких рек. Грудь и брюшко черные, покрыты густыми белесоватыми волосками. У самки брюшко сверху голое, блестящее, иногда с желтыми пятнами. Крылья округлые, без выступов и вырезов по краям, покрыты редкими чешуйками. Краевая область переднего крыла полупрозрачная, стекловидная. Жилки темные, резко контрастируют с фоном по всей длине.

Поликсена- размер 45-56 мм, обитает  на опушки широколиственных лесов, в долинах рек и ручьев, склоны холмов с присутствием лечебной травы кирказона. Основной тон крыльев жёлтый с черными полосами и красными пятнами, размер и наличие которых может варьировать.

Пестроглазка Галатея - размер 40-45 мм, обитает на лужайках, лесных дорогах, опушки хвойных лесов и склоны холмов. Длина передних крыльев составляет от 2,6 до 2,8 см, на верхней стороне имеется черно-белый рисунок, схожий с шахматной доской.

Адмирал - размер 55-60 мм, обитает на опушки лесов, просеки, луга с чертополохом, городские клумбы с осенними цветами. Общий фон крыльев темно-коричневый или чёрный. Отличительная особенность адмирала- ярко-красная полоса на тёмном фоне и белые пятна в вершинных углах передних крыльев. На переднем крыле 9 белых пятен, 3 из которых сливаются в полоску, идущую от переднего края. Через переднее крыло от переднего края до заднего проходит красно-оранжевая, чуть изогнутая, полоса. По внешнему краю заднего крыла проходит узкая красноватая полоска со светлыми краевыми лунками и рядом черных точек на ней. У заднего угла 2 маленьких синих пятна. У самок на красной полосе передних крыльев находится белая точка.

Голубянка Мелеагр - размер 30-36 мм, обитает  на сухих прогреваемых склонах и берегов рек, на лесных опушках, каменистых склонах холмов до высоты 1500м над уровнем моря. Длина переднего крыла 16-18 мм. Крылья самца сверху светло-голубые с темным краем, задние несколько зазубрены. Самки или голубые, или коричневые с более темной широкой полосой по краю крыльев и рядом светлых, центрированных темных глазков вдоль заднего края заднего крыла; края задних крыльев сильно зазубрены.

Прозерпина - размер 36-38 мм, встречается на прогретых солнцем склонах, берегах рек, лесосеках и пойменных лесах.

Медведица Сельская - размер 50-60 мм, обитает на опушках, в зарослях кустарников, разнотравные склоны. Фон передних крыльев черный с кремовыми или белыми пятнами. Рисунок изменчив, пятна могут сливаться. Бабочку отличают черная грудь с белыми боками и светлое пятно в основании переднего крыла.

6. Физкульт – минутка.

Мы красивые бабочки ( подняли дети руки вверх).

Дунул ветер  ( дети опускают медленно руки вниз)

Полетели , полетели

И на землю сели (садятся на корточки)

Ветер снова набежал (встают на носочки, тянутся за руками)

Полетели, полетели

Повертел их покружил (кружатся вокруг себя)

И на землю опустил (садятся на корточки)

Тихо сели МОЛОДЦЫ!

7. Практическая работа

- Как называется небольшая деревянная дощечка, на которой художник смешивает краски, во время работы? (палитра).

- Что такое цветовой круг?

- Какие основные цвета вы знаете? (красный, желтый, синий).

- Цвета каких оттенков принадлежат к теплой цветной гамме? (красного, желтого, оранжевого).

- Цвета каких оттенков принадлежат к холодной цветной гамме? (синего, голубого, зеленого, фиолетового).

- Ребята мы сегодня на уроке нарисуем  Бабочку- крапивницу.

 Самыми заметными и большими частями у бабочки являются треугольной формы

крылья, два передних и два задних. Их поверхность покрыта мельчайшими разноцвет-

ными чешуйками, образующими очаровательные узоры. Крылья прикрепляются к грудке,

имеющей овальную форму. Ее поверхность вся покрыта мелкими волосками. Снизу к

грудке прикрепляются шесть слабых ножек. Спереди грудка соединяется с головой, а

сзади — с брюшком. Голова имеет округлую форму. На ней расположены два сложных

глаза, тоненькие усики и длинный хоботок, скрученный спиралью. Брюшко круглое,

часто конической формы. Возьмем карандаш 2Н, или любой другой твердый, который у Вас

есть. Настоящие художники не пользуются линейкой, но  если Вы только учитесь, прямые

направляющие линии помогут Вам сориентироваться.

Нарисуем крапивницу. Отметим основные размеры. Для изображения формы грудки

всю длину разделим пополам и проведем среднюю вертикальную линию. Середину

грудки фиксирует нижний горизонтальный контур передних крыльев. Наметив его

прямой линией, проведем овал грудки. Нарисуем головку и брюшко. Схематически

покажем крылья бабочки. Ориентируясь на опорные части контура, проводим прямую

горизонтальную линию, соединяющую верхние углы передних крыльев; боковые

наклонные линии, соединяющие крайние зубцы переднего и заднего крыльев; прямую

горизонтальную, соединяющую нижние вершины задних крыльев. Таким образом вся

бабочка вписывается в трапециевидную фигуру.

Форма крыльев бабочки-крапивницы характеризуется цельнокрайними плечиками

передних крыльев с двумя изломами (у головы и у вершины углов), зубчатыми

боковыми контурами (с тремя большими выемками и зубцами по краям) и слегка

изогнутыми нижними краями крыльев. Контуры задних крыльев сверху пере

крываются передними крыльями, боковые части — зубчатые (с тремя выемками; и

внутренние цельные края, слегка изогнутые одним вырезом. Эти особенности формы

отмечаем прямыми линиями, параллельными карандашу-вектору, соединяющему

конечные точки каждого элемента контура. Здесь необходима большая точность в

определении направлений и размеров каждого элемента. В прямолинейных элементах

контура покажем характер живой линии контура с ее изгибами в ту или иную сторону,

выемками и зубцами. Нарисуем усики, уточним форму головы, грудки и брюшка,

нанесем узоры на крылья. Сравним с натурой.

-Учитель рисует на формате А-2  у доски  красками вместе с детьми.

Звучит музыка. «Мотылёк»  С.Майкапар.  

8.  Задача: перед началом выполнения работы учащимся надо помочь разложить все художественные принадлежности на столе. Обратить внимание на вопросы по технике безопасности:

- за столом ведем себя аккуратно, не балуемся;

- не размахиваем кистью, работа с палитрой.

Для работы нам понадобится: кисти, различной толщины, краски. Работа акварелью ведется

последовательно, не забывайте, что окраска крыльев – симметрична. Нужно аккуратно наносить

цвета, сначала светлые, и постепенно переходя к темным тонам. Работая строго в зеркальном

отражении (симметрично). Передадим ее окраску цветной акварелью. Изобразим сначала

жёлтые пятна крыльев, затем красновато- оранжевые части и голубые пятнышки по краям

крыльев, зеленовато- серые нижние края задних крыльев и черные пятна. Головку, грудку

и брюшко. Покажем мягкость границ черного пятна, расположенного в середине, вокруг

тела бабочки. Сравним изображённую бабочку с моделью, проверим цветовой тон,

насыщенность и светлоту окраски.

9. Подведение итогов.

Задача: проверить качество усвоения пройденного материала. Обеспечить психологическую поддержку учащимся класса.

- Дети на каком этапе урока наиболее интересно было работать?

- Какие выразительные возможности теплых и холодных цветов во время выполнения работы вы

использовали? (теплые - веселые, игривые;  холодные - грустные).

- Что бы вы сделали иначе? (Дети рассказывают исполнилось ли их ожидание, что по их мнению

удалось, а что - нет, начиная словами "Сегодня на уроке я.").

- Выставка рисунков учащихся.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Приятно было любоваться красивыми узорами бабочек?

- Какая бабочка вам понравилась больше всего? Почему?

- Чьи работы вам наиболее хотелось бы отметить, поблагодарить их создателей?

10. Домашнее задание.

Найти загадки о насекомых. Спасибо за внимание!

Урок разработала: учитель изобразительного искусства

Гилязеева Светлана Ильдаровна

МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Актюбинский», Азнакаевский район.



Предварительный просмотр:

Время года - «Осень».   1класс

Задачи урока: формировать умение работать акварельными красками и кистью в определённой последовательности;  формировать умение передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев; воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающей природе, к земле, на которой родились и живём через произведения искусства и собственный чувственный мир, развивать у детей образную память эмоционально- эстетическую отзывчивость; осуществлять межпредметные связи изобразительного искусства и музыки.

Оборудование: лист бумаги,  акварель, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка, грамзаписи  «Осенняя песня»,музыка П.И.Чайковский, применение ЦОР -цифровые образовательные ресурсы презентация, картина И.Левитана и В. Серова.

Ход урока

1.Организационный момент.

Задача: организовать условия для благоприятного протекания урока, отслеживать соответствия санитарно- гигиенических условий обучения требованиям Сан Пинов.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача: организовать и направить деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала, применяя психолого- педагогическую коррекцию актуального состояния учащихся.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Молодцы!

Здравствуйте садитесь девочки!

Здравствуйте садитесь мальчики!

Я очень рада встрече с вами.

Ребята давайте отгадаем  ребус и узнаем тему урока?

1.Плод в скорлупе.(орех)

2. Ночная птица.(сова)

3.Что за дерево- девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках  круглый год. (ель)

4. Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (ноябрь)

Многие наверно уже догадались, какое время года пришло к нам на урок. А кто не догадался- я вам немного помогу.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.

3.Усвоение новых знаний.

Задача: просмотреть презентацию.

Вы уже знаете о народных приметах, ведь в природе ничего не происходит просто так. С давних пор человек замечал периодические изменения в жизни природы. Необходимость в таких наблюдениях диктовалась повседневными хозяйственными нуждами. Назовите приметы осени.

Дети: жёлтые листья, увядавшая трава, ночь длиннее, день короче, птицы на юг улетают.

Учитель: Сядьте «поудобнее» познакомимся с картиной И.И.Левитана и В.Серова.

Просмотр презентации: И.И.Левитан «Золотая осень».

Обычно осень- время увядания природы- вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается сухая и тёплая погода и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не  случайно, глядя на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова Пушкина:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыхание…

Небольшая речка спокойно несет свои глубокие воды. Немного изгибаясь, она удаляется в глубину луга и у одиноко стоящей берёзы резко, под прямым углом, поворачивает влево. Вода у берега тёмная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы. По мере удаления от переднего края картины речка всё светлеет и светлеет. Контраст холодных тонов голубовато- синей воды с золотистой окраской берёз и травы усиливает праздничное настроение, вызываемое картиной. По берегам реки узкой каймой растёт побуревшая местами – багряная трава. Красновато- розовый куст на тёмном фоне реки играет яркими красками, будто нарядный венок, сплетённый умелыми руками молодой девушки. Молодые берёзки с тонкими стройными стволами(на левом берегу) сплошь покрыты золотистой листвой. Солнечные лучи ярко освещают природу, вечно живут и вечно прекрасную. Отдельных листьев не видно: художник наносит краски обобщенно, свободными мазками кисти. Две передние осинки почти совсем сбросили листья, между верхушек проглядывают зелёные ветви  сосны. Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, тёмно-коричневые. Ниже пригорка видны луг и опушка молодого, также желтеющего, березового леса. Он закрывает собой дальний план, сливаясь с голубизной неба. Луг на правом берегу реки тоже желтеющей травой. У поворота реки, по берегу, горизонтальной линией выстроились ивы (справа) и берёзы (слева). На пригорке видно озимое поле с молодой зеленью, вносящей новый цвет в преобладающие жёлтые тона картины. За крестьянскими постройками тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Оно светлое, с лёгкой дамкой. Розоватые лёгкие облака плывут по нежно- голубому небу, усиливая впечатление воздушности пейзажа. Картина пронизана осенним бодрящим воздухом, на редкость прозрачным. Очертания поля, построек, дальнего леса очень чётки и ясны. Левитановские пейзажи, проникнутые любовью к родине, к её лесам, полям и лугам, не могут не вызвать ответной любви к тому, что он изображает. Осенние краски ласкают глаз, заставляют забывать, что эта красота мимолётна. Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни и природа быстро сбросит свой праздничный наряд. Мы видим на картине и опавшие листья. Листья падают, словно на глазах у зрителя, один за другим, тихо, прощально, образуя летящие гирлянды. Щемящая тоска вызывается осенним листопадом. Грустные раздумья о предстоящей смене времён года.

-Какое время года изображено? (осень).

-Любите ли вы осень?

- Вам нравится это время года?

-Какую осень вы больше любите? Почему?

-Почему осень называется золотой?

-  Как вы думаете?

-Перед вами картина какого русского художника – пейзажиста? (И.И.Левитана, В.Серова)

-Ребята перед вами ряд картин, как вы думаете, как можно назвать этот жанр изобразительного искусства? ( пейзаж).

- Назовите осенние месяцы?

Физкульт – минутка.

Мы осенние листочки ( подняли дети руки вверх).

Дунул ветер -и листочки медленно опадает ( дети опускают медленно руки вниз)

Полетели листья, полетели

И на землю сели (садятся на корточки)

Ветер снова набежал (встают на носочки, тянутся за руками)

И листочки все поднял

Повертел их покружил (кружатся вокруг себя)

И на землю опустил (садятся на корточки)

Тихо сели МОЛОДЦЫ!

4.Практическая работа

Сегодня  мы будем учиться рисовать дерево. Для этого давайте понаблюдаем за деревьями в природе. Что есть у всех деревьев? Правильно, ствол и ветки. Самая толстая часть дерева – это ствол. Ветки у лиственных деревьев  направлены вверх, а вот ветки елки – вниз. Самая тонкая часть дерева – верхушка. Итак, всё рисование можно разделить на этапы: ствол, ветки и  листья.

Как рисовать дерево?

Объяснение и показ, как нарисовать осеннее дерево на белом листе бумаги, прикреплённом к планшету, расположенном наклонно:

- Работа ведётся без применения карандаша- одной кистью.

- Концом кисти горизонтальной линией на листе намечается место неба и земли, высота дерева.

- Затем прикосновением кисти с небольшим нажимом, постепенно ослабляя его. Рисуем ствол.

- От основного ствола рисуется ветви ( концом кисти).

- Далее смелыми мазками изображается крона дерева.

- Затем рисуем  листья мазками. Мазки можно наносить друг на друга.

- Используйте жёлтый цвет, затем сделайте несколько мазков оранжевого цвета Осень.

5.Подведение итогов.

Задача: проверить качество усвоения пройденного материала. Обеспечить психологическую поддержку учащимся класса.

1.Выставка рисунков учащихся.

- Что нового вы узнали на уроке?

Осень на ваших рисунках удивительно прекрасна и очень разнообразна. Многоцветные, наполненные разными чувствами рисунки получились у вас. В лучших работах передана печаль прощальных дней осени. Я довольна вашим творчеством.

А вам самим понравилось рисовать состояние вашей души, вашего чувства и настроения?

- Чьи работы вам наиболее хотелось бы отметить, поблагодарить их создателей?

6. Домашнее задание.

        Найти стихотворные строчки об осени. Спасибо за внимание!

Урок разработала: учитель изобразительного искусства

Гилязеева Светлана Ильдаровна

МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Актюбинский», Азнакаевский район.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для учителей ИЗО и просто для тех кто любит рисовать. Как рисовать пейзаж, приёмы рисования

В данной работе описываются различные методы рисования пейзажа...

К слову о бабочках... (подборка материалов к урокам или занятиям о бабочках)

При подготовке к урокам мы тратим большое время на поиски необходимых материалов,чтобы внести "изюминку" в ход урока,привлечь внимание наших слушателей. В цикле занятий "Природа и культура" мне пригод...

Урок биологии по теме: "Бабочка-капустница. Многообразие бабочек"

Урок предназначен для 8 класса по программе СКОУ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой...

Тема "Интерьер".Проект по технологии "Бабочки".Бабочки изготовлены из отходов,из пластиковых бутылок.

Каждый человек мечтает украсить свой интерьер.А проект "Бабочки" поможет вам в этом.Эту презентацию можно использовать на уроках технологии....

Презентация "Порхающие цветы - бабочки" к занятию "Вывязывание бабочки"

Бабочки,  пожалуй,  одни  из  самых  красивых  живых  существ  на  Земле. Они  похожи  на  ожившие  цветы,  причудливос...

Конспект урока "Многообразие бабочек. Бабочка- капустница"

Материал для открытого урока по биологии с  8 класс  коррекционной школы  8 вида...

Бабочка. Бабочка и цветы. Рисование

Конспект урока рисования разработан для учащихся 3 класса (с интеллектуальными нарушениями)....