Урок биологии по теме: "Бабочка-капустница. Многообразие бабочек"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Шавина Елена Александровна

Урок предназначен для 8 класса по программе СКОУ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сызранский филиал государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 г. о. Жигулевска

Тема  урока:            

«Бабочка – капустница. Многообразие бабочек».

ПРЕДМЕТ:   БИОЛОГИЯ  

класс:    8    (отделение VIII вида)    

Выполнила учитель:      

Шавина Елена Александровна

 Сызрань 2012 год.

Тема урока:    Бабочка – капустница. Многообразие бабочек.

Цель урока: формирование представления  общего признака вида на примере многообразия бабочек.

                         

Задачи

Образовательные:     

  • познакомить  учащихся  со  строением бабочки - капустницы,  её развитием;
  • сформировать представление об общих признаках вида на  примере   многообразия бабочек.

                                                                                                                                             

Коррекционно-развивающие:     

  • обогащать словарный запас в ходе изучения новой темы,
  • развивать умение пересказывать по алгоритму,
  • продолжить формировать навыки работы на компьютере.

                                                                                                                                                                                                                               

Воспитательные:      воспитывать чувство любви к природе.

Основные знания: строение тела бабочки – капустницы (грудь, голова, брюшко, крылья). Развитие бабочки – капустницы (яйца-гусеница-куколка-бабочка).

     

Основные термины и понятия: насекомые, бабочки, яйца, гусеница,

                                                                          куколка.

Оборудование и материалы: 

коллекция бабочек, компьютеры, проектор, мультимедийная презентация «Бабочки», дифференцированное задание для учащихся 3 группы, доклады учащихся.

                                                                                                                       

Тип урока: сообщение новых знаний.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствие. Отметка в журнале отсутствующих. Психологический настрой на урок. Сообщение о том, что этот  урок пройдет  в компьютерном классе.  Учитель кратко  напоминает правила поведения  и техники безопасности в компьютерном классе.

Приветствие.

Учащиеся дополняют и конкретизируют  правила поведения  и техники безопасности в компьютерном классе.

Актуализация знаний, объявление новой темы

Ребята, мы продолжаем изучать насекомых, и отправляемся в увлекательное путешествие  в  Страну Бабочек.    Запишите, пожалуйста,  в тетради число -  28 ноября и тему урока с доски.

Вводное слово учителя.

На экране – слайд «Бабочки в природе».

Посмотрите на слайд «Бабочки в природе».

Бабочки – это насекомые, которых недаром называют «летающими цветами» — настолько они красивы.

У поэтов бабочка — символ нежной красоты, легкости, воздушности.

 А в древние времена греки олицетворяли бабочку с душой  человека, устремляющейся к небесам.

В отличие от других насекомых, которые нас жалят и кусают, бабочки не приносят нам  вреда, а только удивляют и восхищают своей трепетной красотой.

Учитель задает вопрос: «Какие насекомые, изученные ранее, жалят и кусают  нас?»

 

Записывают число и  тему урока в тетрадь.

Учащиеся рассматривают слайд.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Изучение нового материала.

                       

                                                           

       

Давайте рассмотрим  строение бабочки на примере строения бабочки – капустницы.

На экране – слайд «Строение бабочки-капустницы».

Учитель озвучивает содержимое слайда:

Тело бабочки  состоит из головы, груди,  брюшка и самой красивой части, которая делает бабочек такими привлекательными для нас – крыльев.

Учитель просит ученика показать части тела бабочки-капустницы.

 На экране слайд  –  «Строение головы бабочки». На  голове у бабочки расположены усики, хоботок и сложные  глаза.

Учитель просит ученика показать части головы бабочки.

На экране слайд  –  «Усики бабочки».

Усики — это органы осязания, равновесия и обоняния. Именно при помощи усиков по запаху бабочки  узнают своих сородичей, бабочек своего семейства и находят пищу.

На экране слайд  –  «Хоботок бабочки». 

 Ротовой аппарат бабочек — хоботок, действующий наподобие соломинки. Им бабочка высасывает пищу, в остальное время хоботок свернут. Бабочки не могут грызть и жевать, а питаются только жидкой пищей — обычно цветочным нектаром. Есть среди них и такие, которые живут за счет поглощения сока перезревших плодов.

Хоботок у бабочек разный по величине. Есть бабочки с коротким хоботком, менее 1 сантиметра.  А есть бабочки  с длинным  хоботком -   до 15 сантиметров.

На экране слайд – «Глаза бабочки».

 Глаза у бабочки сложные. Они состоят из множества мелких глазков.  Глаза бабочки улавливают малейшие движения и способны видеть опасность. Бабочки хорошо различают цвета и летят на цветы, чтобы собрать нектар.

  На экране слайд     « Грудь бабочки».

    К груди крепятся четыре крыла и три пары ног.  

Покажите части тела, которые крепятся к груди бабочки.

             

Мы с вами рассмотрели строение тела бабочки.

 На экране слайд                       « Расскажите о строении бабочки-желтушки».

А теперь посмотрите на слайд « Бабочка – желтушка» и самостоятельно покажите части тела этой бабочки.

Учитель дополняет, конкретизирует ответы учащихся.

Ребята, а теперь, давайте поговорим о том, как происходит развитие бабочки.

Учитель демонстрирует серию слайдов «Развитие бабочки» и просит учащихся прокомментировать слайды.

Учитель демонстрирует

слайд «Стадии развития бабочки», обобщает и дополняет комментарии учащихся.

Учитель просит учащихся  открыть учебник на стр. 24 , рис. 15 и просит рассказать о развитии бабочки – капустницы с помощью рисунка в учебнике и слайда «Стадии развития бабочки».

Таким образом, появляются на свет бабочки.

 Все бабочки  имеют одинаковое строение и проходят одни и те же стадии развития.

Однако, все бабочки разные.

Посмотрите на коллекцию бабочек. Что делает их такими непохожими друг на друга?

Конечно же, именно окраска крыльев делает бабочек такими непохожими друг на друга и  неповторимыми.

И сейчас мы с вами убедимся в этом, просмотрев серию слайдов.

На экране  слайд с заданием «Просмотрите слайды и запишите названия двух запомнившихся бабочек в тетрадь».

Учитель дает задание учащимся.

 Пожалуйста, во время просмотра слайдов запомните названия двух бабочек и запишите эти названия в тетрадь.

На экране  серия слайдов «Многообразие бабочек».

Учитель демонстрирует серию слайдов «Многообразие бабочек» и  комментирует их.

После просмотра учитель проверяет задание (слайд с изображением показанных бабочек).

Рассматривают  слайд

«Строение бабочки-капустницы».

Слушают учителя.

Ученик показывает части тела бабочки-капустницы.

Ученик показывает части головы бабочки.

Ученики показывают  части тела, которые крепятся к груди бабочки.

Ученики по очереди  показывают части тела  бабочки – желтушки. Остальные их поправляют и дополняют.

Учащиеся просматривают слайды и комментируют их.

Учащиеся рассказывают по рисунку в учебнике и слайду  о развитии бабочки – капустницы.

Учащиеся смотрят на коллекцию бабочек.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учащиеся просматривают слайды «Многообразие бабочек» и  записывают названия двух запомнившихся бабочек в тетрадь.

Учащиеся выходят к экрану  и показывают записанных в тетради бабочек.

Физкультминутка

На экране  слайд «Физкультминутка».

Учитель проводит физ. паузу.

Поднимает руки класс –

Это раз.

Повернулась голова –

Это два!

Руки вниз – вперед смотри –

Это три!

Руки в стороны пошире разверни –

на четыре!

Сильно их к плечам прижать –

Это пять!

Классу тихо, молча сесть –

Это шесть.

 

Выполняют  физ. минутку.

Закрепление нового материала

Ребята, мы с вами сегодня путешествовали в Страну Бабочек. Если вы правильно ответите на вопросы компьютера, то некрасивая куколка превратится в прекрасную бабочку-принцессу.

Давайте разделимся на две команды и поможем куколке превратиться в бабочку.

Учитель просит учащихся 2 дифференцированной группы найти на рабочем столе папку «Повторение» и открыть ее.

На экране появляется  задание для 2 дифференцированной группы.

Учитель просит выполнить задание на первом слайде –  назвать части тела бабочки.

Учитель просит открыть второй слайд, продолжить предложения и расположить их в правильном порядке (стадии развития бабочек).

Учитель просит назвать бабочек, изображенных на 3 слайде.

 

Учащиеся  2 дифференцированной группы открывают папку

«Повторение».

Учащиеся называют части тела бабочки.

Учащиеся называют стадии развития бабочки.

Учащиеся называют бабочек.

Индивидуальное задание

В это время учитель дает индивидуальное задание учащимся  3 дифференцированной  группы самостоятельно  выбрать правильные ответы  (мультимедийное задание       на компьютере) и помочь куколке стать прекрасной бабочкой.

После выполнения задания учитель проверяет его выполнение вместе с учениками 2 дифференцированной группы.

Выполняют задание учителя.

Ученики второй дифференцированной группы совместно с учителем проверяют, как справились с заданием ученики 3

дифференцированной группы.

Дополнительные материалы

Учитель просит двух учащихся                  

зачитать доклады:

«Бабочки, приносящие вред»

(демонстрация слайда).

«Бабочки, приносящие пользу» (демонстрация слайда). 

Слушают доклады.

Подведение итогов

Комментарии учителя о работе учащихся на уроке. Выставление оценок.

Слушают комментарии учителя.

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания.

2 группа: прочитать текст учебника  (стр. 23 – 25), пересказать, дать ответы на вопросы учебника.

3 группа:  прочитать текст учебника  (стр. 23 – 25) .

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1 2 3 4 5 5 6 8 Брюшко Крылья Грудь Голова Усики Глаза Хоботок Ноги 7 Назови части тела бабочки (воспользуйся подсказкой)

Слайд 3

Продолжи предложения и расположи их в правильном порядке. Бабочки откладывают на листьях . Из яиц выходят . Гусеница превращается в . Оболочка куколки разрывается и из нее вылетает .

Слайд 4

Назови изображенных бабочек. 1 2 3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Презентация "Многообразие бабочек"

Презентация сделана к уроку "Бабачки на одежде и в интерьере"...

Конспект урока "Многообразие бабочек. Бабочка- капустница"

Материал для открытого урока по биологии с  8 класс  коррекционной школы  8 вида...

презентация к уроку биологии "Плоды, их значение и многообразие"

Данная  презентация – сопровождение к уроку, содержит систему заданий, иллюстративный материал....