Метод проектов на уроках Изо
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
Методологическая основа применения метода проектов на уроках ИЗО
Мир творчества – это та среда, в которой человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в технологической среде, сохранению и творческому ее преобразованию, но и содержит потенциал разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных ориентации.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках ИЗО и во внеклассной работе.
Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Выбор тематики проектов может быть различным:
- в одних случаях выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся;
- во вторых, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Метод проектов широко распространен в современной педагогике. Проект, как элемент творчества учащихся, часто рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, как органичная составная часть современных педагогических технологий. Конечно, это не означает возврата к педагогике проектов 20-х годов, где весь процесс познания строился лишь на выполнении комплексных проектов. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает: – с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, – а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом,оформленным и представленным.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую в течение определенного времени и ориентирует на решение какой-либо проблемы.
Методы обучения:
- вербальные методы;
- демонстрация;
- практические методы;
- наблюдения;
- самостоятельная работа с литературой;
- конкурсы творческих проектов.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий)
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
Курс «Метод проектов на уроке ИЗО и во внеклассной работе» состоит из 4 модулей и имеет следующую структуру:
№ | Модуль (глава) | Количество часов |
1 | Анкета для знакомства. | 1 час |
2 | Введение. Метод проектов. | 3 часа |
3 | Типы проектов. | 13 часов |
4 | Исследовательская деятельность | 18 часов |
Изучение курса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- изучение существующей теории и практики использования метода проектов на уроке ИЗО и во внеклассной деятельности;
- расширить знания учащихся о проектном методе;
- познакомить с особенностями организации проекта в общеобразовательной школе;
- разработка проектов;
- выстраивание системы учебных проектов с целью последовательного формирования и развития проектно-исследовательских навыков учащихся;
- развивать творческую и познавательную активность, умение проектировать;
- анализ полученных результатов.
Методы творческой проектной деятельности многообразны, что с одной стороны, представляет педагогу простор для моделирования своей деятельности на уроке, с другой стороны требует повышенного внимания и избирательности, что предполагает знание индивидуальных и возрастных особенностей учащиеся класса.
Особенности курса:
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми – носителями разных культур мирового сообщества.
Формой проведения занятий по программе является урок. В зависимости от планируемых целей классе применяю следующие формы учебных занятий:
– На основе исследовательской деятельности – практические занятия (коллективная деятельность класса), исследовательские уроки (индивидуальная работа).
– Урок творчества.
– Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-беседа, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-зачет.
– Применение информационных технологий (презентации, показ видеофильмов).
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:
- Актуальность проблемы
- Корректность методов исследования
- Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
- Характер общения участников проекта
- Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
- Умение аргументировать свои заключения, выводы
- Эстетика оформления проекта
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел | Темы урока | Количество часов | Дата проведен. | При меч. | ||
Всего | Теор | Практичес | |||||
I. | Анкета для знакомства. |
| 1 |
|
|
|
|
II. | Введение. Метод проектов. | Из истории возникновения. | 3 | 1 |
|
|
|
|
| Основные современные подходы к пониманию проектного метода. Термины и понятия, используемые в курсе. |
| 2 |
|
|
|
III | Типы проектов. | Учебный проект, задачи. | 10 | 2 |
|
|
|
|
| Этапы работы методом проектов: а) погружение в проект (выбор темы); б) организация деятельности; в) осуществление деятельности; г) презентация результатов. |
|
| 2 |
|
|
|
| Обеспечение учебного проекта. | 1 | 1 |
|
|
|
|
| Формы презентации. | 2 | 2 |
|
|
|
IV | Исследовательская деятельность | Виды исследовательских работ (доклад, рецензия, научная статья, реферат, проект). | 6 | 1 | 5 |
|
|
|
| Методы научного исследования (наблюдение, сравнение, анализа и синтеза и др.) | 2 | 1 | 1 |
|
|
|
| Общие рекомендации по подготовке работ (постановка проблемы, выбор темы, актуальность, гипотеза, цель и задачи исследования) | 3 | 1 | 2 |
|
|
|
| Поиск информации, работа с источниками. | 4 | 1 | 3 |
|
|
|
| Оформление работы (оглавление, введение, основная часть, заключение, приложение). | 2 |
| 2 |
|
|
|
| Защита исследовательской работы. | 2 |
|
|
|
|
Проект не ограничивается работой на уроке. Основная его часть выполняется во внеурочное время. Кроме того, при планировании уроков учитываются основные этапы работы над проектом: начинание, планирование, выполнение, оценка.
Специфика деятельности учителя и учащихся следующая:
№ п/п | Этап урока | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. | начинание | - определение темы, целей; - выбор малых групп (на первом занятии). | - уточняют информацию; - обсуждают задание. | - мотивирует учащихся; - объясняет цели; - наблюдает. |
2. | планирование | - формулирование и анализ задач; - ролевое распределение в группе. | - формулируют задачи; - изучают и уточняют информацию; - распределяют задания. | - помогает; - наблюдает |
3. | выполнение | - уточнение плана деятельности; - обсуждение альтернатив; - выполнение проекта. | - работают над проектом; - выполняют творческое задание. | - советует (по просьбе); - консультирует; - наблюдает. |
4. | оценка | - анализ достигнутых результатов | - участвуют в коллективном самоанализе и самооценке | - направляет процесс анализа и оценки; - наблюдает. |
Уровень подготовки ученика.
Развитие навыков:
- владение определенными знаниями по методу проектов;
- умение работать с дополнительной литературой;
- развивать навыки самостоятельного принятия решения;
- умение использовать разные точки зрения на одну проблему;
- демонстрировать публично результаты своей деятельности.
Данная форма организации обучения, позволяет повысить значительно эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований и т.д., что в конечном счете способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.
Ученики в процессе обучения расширяют свой кругозор, приобретают знания о природе, обществе, мышлении, познают окружающий их мир. В процессе обучения формируются практические и теоретические умения и навыки, умения и навыки самостоятельной работы
Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка. Однако, педагогу нужно учитывать следующее:
- метод проектов невозможно применить ко всем темам предмета ИЗО;
- следует четко формулировать предметные задачи уроков с использованием метода проектов;
- следует четко структурировать проект, соблюдать все этапы работы;
- проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты;
- полезно систематизировать все интересные находки для организации выставок детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Метод проектов на уроках экономики "
Использование метода проектов на уроках экономики...
Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы
Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....
Метод проекта на уроках литературы
Из опыта работы: проект по теме "Лирика"....
Реферат "Метод проектов на уроках английского языка".
Выполнение проектов на уроках способствует реализации основных целей и задач обучения иноязычной культуре,предоставляет возможность участия каждого обучающегося в создании общего продукта деятельности...
Метод проектов на уроке английского языка. Работа над проектом "Красная книга"(6 класс)
В материале приводится описание работы над проектом "Красная книга" в 6 классе школ с углубленным изучением английского языка...
Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...
Метод проектов на уроке. Урок "Путешествие"
Тема: «Путешествие».Цели и задачи:...