Метод проектов на уроках Изо
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Воробьева Наталья Петровна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovet.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Методологическая основа применения метода проектов на уроках ИЗО

Мир творчества – это та среда, в которой человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в технологической среде, сохранению и творческому ее преобразованию, но и содержит потенциал разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных ориентации.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках ИЗО и во внеклассной работе.

Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Выбор тематики проектов может быть различным:

  1. в одних случаях выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся;
  2. во вторых, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Метод проектов широко распространен в современной педагогике. Проект, как элемент творчества учащихся, часто рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, как  органичная составная часть современных педагогических технологий. Конечно, это не означает возврата к педагогике проектов 20-х годов, где весь процесс познания строился лишь на выполнении комплексных проектов. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной  деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает: – с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, – а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом,оформленным и представленным.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую в течение определенного времени и ориентирует на решение какой-либо проблемы.

Методы обучения:

  1. вербальные методы;
  2. демонстрация;
  3. практические методы;
  4. наблюдения;
  5. самостоятельная работа с литературой;
  6. конкурсы творческих проектов.

Основные требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

  1. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий)
  2. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся
  3. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)

Курс «Метод проектов на уроке ИЗО и во внеклассной работе» состоит из 4 модулей и имеет следующую структуру:

Модуль (глава)

Количество часов

1

Анкета для знакомства.

1 час

2

Введение. Метод проектов.

3 часа

3

Типы проектов.

13 часов

4

Исследовательская деятельность

18 часов

Изучение курса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: 

  1. изучение существующей теории и практики использования метода проектов на уроке ИЗО и во внеклассной деятельности;
  2. расширить знания учащихся о проектном методе;
  3. познакомить с особенностями организации проекта в общеобразовательной школе;
  4. разработка проектов;
  5. выстраивание системы учебных проектов с целью последовательного формирования и развития проектно-исследовательских навыков учащихся;
  6. развивать творческую и познавательную активность, умение проектировать;
  7. анализ полученных результатов.

Методы творческой проектной деятельности многообразны, что с одной стороны, представляет педагогу простор для моделирования своей деятельности на уроке, с другой стороны требует повышенного внимания и избирательности, что предполагает знание индивидуальных и возрастных особенностей учащиеся класса.

Особенности курса:

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми – носителями разных культур мирового сообщества.

Формой проведения занятий по программе является урок. В зависимости от планируемых целей классе применяю следующие формы учебных занятий:

– На основе исследовательской деятельности – практические занятия (коллективная деятельность класса), исследовательские уроки (индивидуальная работа).
– Урок творчества.
– Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-беседа, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-зачет.
– Применение информационных технологий (презентации, показ видеофильмов).

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:

  1. Актуальность проблемы
  2. Корректность методов исследования
  3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
  4. Характер общения участников проекта
  5. Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
  6. Умение аргументировать свои заключения, выводы
  7. Эстетика оформления проекта

Календарно-тематическое планирование

Раздел

Темы урока

Количество часов

Дата проведен.

При меч.

Всего

Теор

Практичес

I.

Анкета для знакомства.

 

1

 

 

 

 

II.

Введение. Метод проектов.

Из истории возникновения.

3

1

 

 

 

 

 

Основные современные подходы к пониманию проектного метода. Термины и понятия, используемые в курсе.

 

2

 

 

 

III

Типы проектов.

Учебный проект, задачи.

10

2

 

 

 

 

 

Этапы работы методом проектов: а) погружение в проект (выбор темы); б) организация деятельности; в) осуществление деятельности; г) презентация результатов.

 

 

2
2
2
2

 

 

 

 

Обеспечение учебного проекта.

1

1

 

 

 

 

 

Формы презентации.

2

2

 

 

 

IV

Исследовательская деятельность

Виды исследовательских работ (доклад, рецензия, научная статья, реферат, проект).

6

1

5

 

 

 

 

Методы научного исследования (наблюдение, сравнение, анализа и синтеза и др.)

2

1

1

 

 

 

 

Общие рекомендации по подготовке работ (постановка проблемы, выбор темы, актуальность, гипотеза, цель и задачи исследования)

3

1

2

 

 

 

 

Поиск информации, работа с источниками.

4

1

3

 

 

 

 

Оформление работы (оглавление, введение, основная часть, заключение, приложение).

2

 

2

 

 

 

 

Защита исследовательской работы.

2

 

 

 

 

     Проект не ограничивается работой на уроке. Основная его часть выполняется во внеурочное время. Кроме того, при планировании уроков учитываются основные этапы работы над проектом: начинание, планирование, выполнение, оценка.

Специфика деятельности учителя и учащихся  следующая:


п/п

Этап урока

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.

начинание

- определение темы, целей;

- выбор малых групп (на первом занятии).

- уточняют информацию;

- обсуждают задание.

- мотивирует учащихся;

- объясняет цели;

- наблюдает.

2.

планирование

- формулирование и анализ задач;

- ролевое распределение в группе.

- формулируют задачи;

- изучают и уточняют информацию;

- распределяют задания.

- помогает;

- наблюдает

3.

выполнение

- уточнение плана деятельности;

- обсуждение альтернатив;

- выполнение проекта.

- работают над проектом;

-  выполняют творческое задание.

- советует (по просьбе);

- консультирует;

- наблюдает.

4.

оценка

 - анализ достигнутых результатов

- участвуют в коллективном самоанализе и самооценке

- направляет процесс анализа и оценки;

- наблюдает.

Уровень подготовки ученика.

Развитие навыков: 

  1. владение определенными знаниями по методу проектов;
  2. умение работать с дополнительной литературой;
  3. развивать навыки самостоятельного принятия решения;
  4. умение использовать разные точки зрения на одну проблему;
  5. демонстрировать публично результаты своей деятельности.

Данная форма организации обучения, позволяет повысить значительно эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований и т.д., что в конечном счете способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.

Ученики в процессе обучения расширяют свой кругозор, приобретают знания о природе, обществе, мышлении, познают окружающий их мир. В процессе обучения формируются практические и теоретические умения и навыки, умения и навыки самостоятельной работы

    Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства  общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка. Однако, педагогу нужно учитывать следующее:

  1. метод проектов невозможно применить ко всем темам предмета ИЗО;
  2. следует четко формулировать предметные задачи уроков с использованием метода проектов;
  3. следует четко структурировать проект, соблюдать все этапы работы;
  4. проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены  необходимые результаты;
  5. полезно систематизировать все интересные находки для организации выставок детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проектов на уроках экономики "

Использование метода проектов на уроках экономики...

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Метод проекта на уроках литературы

Из опыта работы: проект по теме "Лирика"....

Реферат "Метод проектов на уроках английского языка".

Выполнение проектов на уроках способствует реализации основных целей и задач обучения иноязычной культуре,предоставляет возможность участия каждого обучающегося в создании общего продукта деятельности...

Метод проектов на уроке английского языка. Работа над проектом "Красная книга"(6 класс)

В материале приводится описание работы над проектом "Красная книга" в 6 классе школ с углубленным изучением английского языка...

Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...

Метод проектов на уроке. Урок "Путешествие"

Тема:                      «Путешествие».Цели и задачи:...