Открытый урок "Вещие птицы"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
История "Вещих птиц" в народном фольклоре и приемы их изображения в различное время и в различных техниках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_10.0413_g._baranovskaya_i.a.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Зеленоградский дворец творчества детей и молодежи
- ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
«Славянские птицы-вещуньи
в технике цветной графики»
- Педагог дополнительного образования:
Барановская Ирина Анатольевна.
Место и время проведения:
каб. 002,
10 апреля 2013 г. в 15.00
Москва - 2013
Цель: знакомство с техникой графического изображения мифологических птиц восковыми мелками.
Задачи:
- знакомство с мифологическими птицами Алконост, Гамаюн, Сирин; историей их возникновения в мифах и былинах, их жизнью в предметах русского быта;
- знакомство с творчеством художника Васнецова В.М., изображавшего мифологических птиц;
- обучение технике изображения птиц в цветной графике восковыми мелками;
- обучение приёмам рисования лица человека в образе птицы и птичьих перьев мелками;
- развитие творческого воображения, художественного вкуса;
- развитие образного мышления, памяти, внимания, восприятия изучаемого материала;
- создание эмоционально яркого образа мифологической птицы на бумаге в данной технике;
- воспитание уважения народных традиций;
- формирование интереса к изучению славянской мифологии, народного творчества.
Занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе по изобразительной деятельности «Радуга творчества» с детьми 2-го года обучения.
Используемые материалы и инструменты:
- бумага для акварели;
- восковые мелки;
- простой карандаш и ластик;
- дидактический и наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин художника Васнецова В.М., детские работы.
Список литература и Интернет-ресурсов:
1. «Русские народные сказки легенды придания» Ю.Медведев - М.О. г. Балашиха, «ООО Издательство Астрель», 1999 г.;
2. «Краткая история искусств» Дмитриева Н.А. – Москва: АСТ – ПРЕСС, 2000 г.;
3. «Педагогика» Г.М. Коджаспирова – М.: Гардарики, 2004 г.;
4. «Практическое пособие для педагогов дополнительного образования» З.А. Каргина – М.: Школьная Пресса, 2008 г.;
5 .Боги и Мифы k-w.ru;
6. animalworld.com.ua.>news/sirin-gamajun-i-alkonost;
7. diary.rukaprlkaratag=3555741
Ход занятия
1. Введение в тему.
Подготовка к занятию, организация рабочего места. Техника безопасности с материалами инструментами, форма работы на занятии.
2. Знакомство с мифическими птицами Алконост, Гомоюн и Сирин.
Рассказ о птицах в мифах и былинах, об истории их возникновения, их жизни в предметах русского быта. Показ иллюстраций с образами птиц.
2. Знакомство с творчеством художника Васницова В.М.
Короткий рассказ о художнике, его работах «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», «Гомоюн». Просмотр репродукций данных картин. Беседа с детьми об изображённых птицах (образ, настроение, характер…).
3. Приёмы изображения птицы.
Повторение приёмов построения формы птицы в карандаше. Соотношение размеров тела, головы, крыльев, хвоста, ног.
4. Основные приёмы рисования человеческого лица.
Педагог совместно с детьми вспоминает приёмы рисования лица человека. Педагог обращает внимание детей на особенность рисования лица в образе птицы. Каждый ребёнок должен понять образ своей птицы. Особенность прорисовывания лица в фигуру птицы. Проговариваются этапы выполнения работы.
5. Освоение нового приёма рисования перьев восковыми мелками.
Рассматривание птичьих перьев, их вида, особенностей их изображения в графике. Показ приёмов рисования перьев мелками.
6. Практическая работа.
Рисование птицы, опираясь на созданный образ и объяснения педагога.
7. Подведение итогов практической работы.
Просмотр готовых работ. Рассказ детей про образ нарисованной ими птицы. Беседа с детьми:
- Кто такие мифические птицы?
- В чьих картинах представлен образ мифических птиц?
- Где изображались мифические птицы?
8. Операция «Уют».
Дети наводят порядок на рабочих местах.
Приложение
Алконост, Гомоюн, Сирин – эти загадочные птицы попали к нам вместе с купцами караванами морскими и сухопутными обрастали небылицами и рассказами правдивыми.
Три небесные посланницы - да с прекрасными все лицами с опереньем переливчатым по народной жизни яркой оберегами защитными по России разлетелися, жили-были, украшали и посуду, чтоб не билася, сундуки шкафы глубокие да шкатулочки заветные, прялки и оконные наличники, охраняли дом. Вот о каждой из красавиц слов немного из сказаний.
Гомоюн - птица вещая прилетела с восточного берега. Когда она летит, то перед собой бурю гонит, кого крылом коснётся - мудростью одарит. Обо всём ведает: о небе и земле, о каждом животном виданном и не виданном, о птицах и рыбах, и о каждом человеке про прошлое и будущее. До сих пор её образ украшает герб Смоленска (в виде лафета на пушке).
Алконост прилетела из Ирия - славянского рая. Она очаровательна лицом, сладкоголосая, поёт о будущем райском житие, о красоте и богатстве небесного мира. Что там всех ждут и будут рады видеть. Детей своих выращивает в зимнем море, и семь дней до рождения птенцов и семь после на море тишь гладь, божья благодать. Если Бог так о птице заботится, то человеку сомневаться не стоит, про нас он не забудет и подавно.
А вот Сирин грустит и чудесным ликом и чарующим голосом завораживает. А поёт о потерянном счастье. Кто её слышит, обо всём на свете забывает, идёт на поиски счастья и погибает. Птица эта к нам прилетела из Греции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "Птицы нашего двора"
Открытое занятие "Птицы нашего двора"...
Конспект открытого занятия "Птица-Осень"
Данный материал представляет собой конспект открытого занятия "Птица-Осень" творческого объединения "Соленое тесто". Это занятие входит в программу первого года обучения. Оно подводит промежуточный ит...
Открытое занятие "Птицы - наши друзья"
Внеклассное занятие с элементами игры...
Открытый урок по биологии на тему: "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"
Цель данного урока:1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны; выяснить происхождение птиц.2) воспитание научного мирово...
Открытый урок Птицы
Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»Цель урока: углубить и обобщить знания школьников по классу "Птицы", расширить представления учащихся о многообразии представителей изучаемог...
Открытый урок. Птицы (Кайаксем)
План проведения урока на тему Птицы....
открытый урок птицы
изучение внешнего строения птиц 7 класс...