Открытый урок "Вещие птицы"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Барановская Ирина Анатольевна

История  "Вещих птиц"  в народном фольклоре и приемы их изображения в различное время и в различных техниках 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_10.0413_g._baranovskaya_i.a.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Зеленоградский дворец творчества детей и молодежи

  1. ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

«Славянские птицы-вещуньи

в технике цветной графики»

  1. Педагог дополнительного образования:

Барановская Ирина Анатольевна.

Место и время проведения:

каб. 002,

10 апреля 2013 г. в 15.00

Москва - 2013

Цель: знакомство с техникой графического изображения мифологических птиц восковыми мелками.

Задачи:

  1. знакомство с мифологическими птицами Алконост, Гамаюн, Сирин; историей их возникновения в мифах и былинах, их жизнью в предметах русского быта;
  2. знакомство с творчеством художника Васнецова В.М., изображавшего мифологических птиц;
  3. обучение технике изображения птиц в цветной графике восковыми мелками;
  4. обучение приёмам рисования лица человека в образе птицы и птичьих перьев мелками;
  5. развитие творческого воображения, художественного вкуса;
  6. развитие образного мышления, памяти, внимания, восприятия изучаемого материала;
  7. создание эмоционально яркого образа мифологической птицы на бумаге в данной технике;
  8. воспитание уважения народных традиций;
  9. формирование интереса к изучению славянской мифологии, народного творчества.

Занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе по изобразительной деятельности «Радуга творчества» с детьми 2-го года обучения.

Используемые материалы и инструменты:

  1. бумага для акварели;
  2. восковые мелки;
  3. простой карандаш и ластик;
  4. дидактический и наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин художника Васнецова В.М., детские работы.

Список литература и Интернет-ресурсов:

1. «Русские народные сказки легенды придания» Ю.Медведев - М.О. г. Балашиха, «ООО Издательство Астрель», 1999 г.;

2. «Краткая история искусств» Дмитриева Н.А. – Москва: АСТ – ПРЕСС, 2000 г.;

3. «Педагогика» Г.М. Коджаспирова – М.: Гардарики, 2004 г.;

4. «Практическое пособие для педагогов дополнительного образования» З.А. Каргина – М.: Школьная Пресса, 2008 г.;

5 .Боги и Мифы k-w.ru;

6. animalworld.com.ua.>news/sirin-gamajun-i-alkonost;

7. diary.rukaprlkaratag=3555741    

Ход занятия

1. Введение в тему.

Подготовка к занятию, организация рабочего места. Техника безопасности с материалами инструментами, форма работы на занятии.

2. Знакомство с мифическими птицами Алконост, Гомоюн и Сирин.

Рассказ о птицах в мифах и былинах, об истории их возникновения, их жизни в предметах русского быта. Показ иллюстраций с образами птиц.

2. Знакомство с творчеством художника Васницова В.М.

Короткий рассказ о художнике, его работах «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», «Гомоюн». Просмотр репродукций данных картин. Беседа с детьми об изображённых птицах (образ, настроение, характер…).

3. Приёмы изображения птицы.

Повторение приёмов построения формы птицы в карандаше. Соотношение размеров тела, головы, крыльев, хвоста, ног.

4. Основные приёмы рисования человеческого лица.

Педагог совместно с детьми вспоминает приёмы рисования лица человека. Педагог обращает внимание детей на особенность рисования лица в образе птицы. Каждый ребёнок должен понять образ своей птицы. Особенность прорисовывания лица в фигуру птицы. Проговариваются этапы выполнения работы.

5. Освоение нового приёма рисования перьев восковыми мелками.

Рассматривание птичьих перьев, их вида, особенностей их изображения в графике. Показ приёмов рисования перьев мелками.

6. Практическая работа.

Рисование птицы, опираясь на созданный образ и объяснения педагога.

7. Подведение итогов практической работы.

Просмотр готовых работ. Рассказ детей про образ нарисованной ими птицы. Беседа с детьми:

  1. Кто такие мифические птицы?
  2. В чьих картинах представлен образ мифических птиц?
  3. Где изображались мифические птицы?

8. Операция «Уют».

Дети наводят порядок на рабочих местах.

Приложение

Алконост, Гомоюн, Сирин – эти загадочные птицы попали к нам вместе с купцами караванами морскими и сухопутными обрастали небылицами и рассказами правдивыми.

Три небесные посланницы - да с прекрасными все лицами с опереньем переливчатым по народной жизни яркой оберегами защитными по России разлетелися, жили-были, украшали и посуду, чтоб не билася, сундуки шкафы глубокие да шкатулочки заветные, прялки и оконные наличники, охраняли дом. Вот о каждой из красавиц слов немного из сказаний.                                

Гомоюн - птица вещая прилетела с восточного берега. Когда она летит, то перед собой бурю гонит, кого крылом коснётся - мудростью одарит.           Обо всём ведает: о небе и земле, о каждом животном виданном и не виданном, о птицах и рыбах, и о каждом человеке про прошлое и будущее. До сих пор её образ украшает герб Смоленска (в виде лафета на пушке).

Алконост прилетела из Ирия - славянского рая. Она очаровательна лицом, сладкоголосая, поёт о будущем райском житие, о красоте и богатстве небесного мира. Что там всех ждут и будут рады видеть. Детей своих выращивает в зимнем море, и семь дней до рождения птенцов и семь после на море тишь гладь, божья благодать. Если Бог так о птице заботится, то человеку сомневаться не стоит, про нас он не забудет и подавно.

А вот Сирин грустит и чудесным ликом и чарующим голосом завораживает. А поёт о потерянном счастье. Кто её слышит, обо всём на свете забывает, идёт на поиски счастья и погибает. Птица эта к нам прилетела из Греции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Птицы нашего двора"

Открытое занятие "Птицы нашего двора"...

Конспект открытого занятия "Птица-Осень"

Данный материал представляет собой конспект открытого занятия "Птица-Осень" творческого объединения "Соленое тесто". Это занятие входит в программу первого года обучения. Оно подводит промежуточный ит...

Открытое занятие "Птицы - наши друзья"

Внеклассное занятие с элементами игры...

Открытый урок по биологии на тему: "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Цель данного урока:1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны; выяснить происхождение птиц.2) воспитание научного мирово...

Открытый урок Птицы

Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»Цель урока: углубить и обобщить знания школьников по классу "Птицы", расширить представления учащихся о многообразии представителей изучаемог...

Открытый урок. Птицы (Кайаксем)

План проведения урока на тему Птицы....

открытый урок птицы

изучение внешнего строения птиц 7 класс...