Технология в жизни человека и общества
методическая разработка по технологии (5 класс)
Презентация для обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_hohloma.doc | 53 КБ |
tehnologiya_v_zhizni_cheloveka_i_obshchestva_compressed.pdf | 597.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок изобразительного искусства и игры на народных инструментах.
Класс: 5 «Б».
Учитель: учитель изобразительного искусства: Терентьева О.П., и педагог дополнительного образования: Дёмина Л.Г.
Дата проведения: 18.02.2010 года.
Тема урока: «Искусство Хохломы».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
- закрепить графические умения в передаче ритма несложных элементов хохломской росписи;
- формировать навыки работы в области художественной хохломской росписи;
- развивать творческую фантазию, познавательную активность и
художественный вкус;
- воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре.
Оборудование и материалы:
- Выставка изделий Хохломы.
- Музыкальное оформление (клип «Хохлома»).
- Мультимедийное оборудование.
- Презентация к уроку.
- Раздаточный материал: шаблоны из бумаги в виде деревянной посуды (ложки) для выполнения элементов хохломской росписи.
- Баночки с водой.
- Краски – гуашь.
- Кисти.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
- Объяснение нового материала.
- Физминутка.
- Практическая работа.
- Подведение итогов.
- Просмотр клипа «Хохлома».
1. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Кисти, краски и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
2. Сообщение темы урока.
Учитель ИЗО: Занятие наше сегодня несколько необычно. Его необычность в том, что его будут вести два педагога. Учитель изобразительного искусства – Терентьева Оксана Петровна и педагог дополнительного образования - Дёмина Людмила Геннадьевна. Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями, но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, традициям.
Педагог доп. образования: Народные традиции неисчислимы. Обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время не меньше значения, чем острейшие экологические проблемы сохранения природных богатств, экологического равновесия.
Учитель ИЗО: Тема сегодняшнего урока "Искусство Хохломы", на котором мыс вами закрепим элементы хохломской росписи. А для этого мы побываем в гостях у хозяйки Хохломы.
Презентация слайд 1.
Хозяйка:
Я, хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи - перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров.
Яхонты горят
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд:..
Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.
Хозяйка: Я, хозяйка Хохломы приглашаю Вас в гости.
3. Объяснение нового материала.
(На лавочке сидят мальчик и девочка (мужичок и женщина) в русских народных костюмах. Мальчик вырезает из липовой заготовки ложку, а девочка расписывает ложку.)
Мальчик: Разное сказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да сундук сладил , посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. И вдруг Жар-птица прикоснулась к чашке крылом и стала чашка золотой. Это, конечно, сказка, но сказка – ложь , да в ней намёк, добрым молодцам урок . Не из сказки ли появилась эта удивительная красота .
Девочка: А вот ещё одна легенда. Говорят, в давние времена жил талантливый мастер . Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труд. Любил мастер своё ремесло, но ещё больше любил он свободу. Однажды он покинул царские палаты и поселился в глухих местах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом . Хотел мастер, чтобы его искусство стало для всех родным, как родная, простая русская песня и чтобы в ней отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные и яркие цветы, тонкие веточки, вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать и любоваться этой красотой. Слава о мастере дошла и до царя. И приказал он своим стрельцам найти мастера и вернуть его. Узнал о беде мастер, собрал он своих односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства. А утром. когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-мастера. А самого мастера как не искали, так и не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Значит, кисть у художника была необычной. Она была из солнечных лучей.
(Дети проходят на свои места)
Хозяйка: И в старину, и сейчас делают разные изделия. Вот некоторые на нашей выставке. Здесь не только предметы обихода, но и музыкальные инструменты.
Педагог доп. образования: Ложки занимают особое место среди русских народных инструментов. Благодаря внешней простоте ложки стали одним из наиболее самобытных и популярных у народа ударных инструментов. В VIII в. скоморохи играли, создавая ритм танцам и веселым песням. На них играют и до сих пор веселые и шуточные песни.
Комплект, на котором играют исполнители, состоит из 2, 3, 5 ложек. Ещё к ложкам привязывают бубенцы. Звук извлекается различными способами.
В настоящее время ложки широко используются фольклорными и инструментальными ансамблями.
(Выходят мальчики с ложками и показывают приемы игры на ложках, исполняют музыкальный номер).
Хозяйка: Спасибо вам ребята, порадовали. Проходите на свои места.
Учитель ИЗО: Хозяйка Хохломы, а как же рождается красочная хохломская посуда.
Хозяйка:
- Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины ("вапы"). Глина закрывает поры дерева.
Презентация слайд 2.
- Натирают серебристым порошком
- Орнамент наносят масляной краской
- После росписи и просушки изделия покрывают олифой (5-6р.)
- Затем ставили в горячую печь - так появляется золотой цвет. Под влиянием высокой температуры серебро превращается в золото.
Учитель ИЗО: Ребята, а, какие цвета предпочитают хохломские художники?
Презентация слайд 3.
Ответы ребят: Красный, черный, золотой, И для оживки: немного зелёного, желтого, белого.
4. Физминутка.
Учитель ИЗО: На предыдущих уроках мы с вами изучали различные виды декоративно-прикладного искусства. Давайте вспомним и заодно разомнёмся. Встаньте, пожалуйста. Найдите рисунок с изображением промысла - Гжель. Остановитесь в этом положении. Молодцы! Городец. Молодцы! Дымковская игрушка. Молодцы. Жостово. Молодцы! Филимоновская игрушка. Молодцы! Садитесь, пожалуйста.
5. Практическая работа.
Учитель ИЗО: Сейчас вспомним последовательность выполнения элементов травного орнамента хохломской росписи. Мы вместе с вами будем прорисовывать узор в воздухе кисточкой. Кто мне скажет, как выполняется узор «осочки»?
Презентация слайд 4.
Ответы ребят: «Осочки» - этот узор выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.
Учитель ИЗО: Кто расскажет как выполняется узор «травинки»?
Ответы ребят: «Травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением.
Учитель ИЗО: Следующий узор «капельки», как выполняется он?
Ответы ребят: «Капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге.
Учитель ИЗО: Узор «усики», как выполняется он?
Ответы ребят: «Усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
Учитель ИЗО: Узор «завитки»?
Ответы ребят: «Завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента.
Учитель ИЗО: Узор «кустик»?
Ответы ребят: «Кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».
Презентация слайд 5.
Учитель ИЗО: Как выполняется узор «ягодки»?
Ответы ребят: «Ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.
Учитель ИЗО: На следующем слайде представлен узор «листочки».
Презентация слайд 6.
Учитель: На ваших столах лежат шаблоны ложек. И теперь с помощью волшебной кисточки распишите ее красочными узорами.
(Дети расписывают шаблоны посуды под тихую народную музыку)
6. Подведение итогов.
Учитель: Молодцы ребята! Вы настоящие мастера. Ребята, давайте посмотрим на ваши работы. Поднимите их. Вашу работу оценят наши гости. Хозяйка Хохломы в память о нашем уроке подарит им ложки с хохломской росписью. И в заключение ещё раз давайте полюбуемся работами старинных мастеров под музыку и посмотрим КЛИП «ХОХЛОМА».
7. Просмотр клипа «Хохлома».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина для учащихся 9 класса «Роль и значение иностранного языка в жизни человека и общества»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 им.И.И.Тарасенкост. Выселки Выселковского района Краснодарского края...
Роль книга в жизни человека и общества.
Первый урок литературы в 5 классе по программе Коровиной....
Добро и зло в жизни человека и общества
Открытый просмотр беседы на тему: " Добро и зло в жизни человека и общества"...
Литература как учебный предмет. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление. Создатели книги: автор, художник, редактор, коррек
Презентация к первому уроку по литературе в 5 классе....
Урок по теме "Деятельность в жизни человека и общества"
Конспект открытого урока...
Технология в жизни человека и общества
Презентация помогает проиллюстрировать вводное занятие по технологии, познакомить с многообразием профессий...
ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»
Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...