Технология в жизни человека и общества
методическая разработка по технологии (5 класс)

Презентация для обучающихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_hohloma.doc53 КБ
PDF icon tehnologiya_v_zhizni_cheloveka_i_obshchestva_compressed.pdf597.27 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок изобразительного искусства и игры на народных инструментах.

Класс: 5 «Б».

Учитель: учитель изобразительного искусства: Терентьева О.П., и педагог дополнительного образования: Дёмина Л.Г.

Дата проведения: 18.02.2010 года.

Тема урока: «Искусство Хохломы».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

- закрепить графические умения в передаче ритма несложных элементов хохломской росписи;

- формировать навыки работы в области художественной хохломской росписи;

               - развивать творческую фантазию, познавательную активность и

художественный вкус;

               - воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре.

Оборудование и материалы:

  1. Выставка изделий Хохломы.
  2. Музыкальное оформление (клип «Хохлома»).
  3. Мультимедийное оборудование.
  4. Презентация к уроку.
  5. Раздаточный материал: шаблоны из бумаги в виде деревянной посуды (ложки) для выполнения элементов хохломской росписи.
  6. Баночки с водой.
  7. Краски – гуашь.
  8. Кисти.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Физминутка.
  5. Практическая работа.
  6. Подведение итогов.
  7. Просмотр клипа «Хохлома».

1. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке?

Кисти, краски и тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

2. Сообщение темы урока.

Учитель ИЗО: Занятие наше сегодня несколько необычно. Его необычность в том, что его будут вести два педагога. Учитель изобразительного искусства – Терентьева Оксана Петровна и педагог дополнительного образования - Дёмина Людмила Геннадьевна. Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями, но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, традициям.

Педагог доп. образования: Народные традиции неисчислимы. Обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время не меньше значения, чем острейшие экологические проблемы сохранения природных богатств, экологического равновесия.

Учитель ИЗО:  Тема сегодняшнего урока "Искусство Хохломы", на котором мыс вами закрепим элементы хохломской росписи. А для этого мы побываем в гостях у хозяйки Хохломы.

Презентация  слайд 1.

Хозяйка: 

Я, хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи - перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров.
Яхонты горят
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд:..
Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.

Хозяйка:  Я, хозяйка Хохломы приглашаю Вас в гости.

3. Объяснение нового материала.

 (На лавочке сидят мальчик и девочка (мужичок и женщина) в русских народных костюмах. Мальчик вырезает из липовой заготовки ложку, а девочка расписывает ложку.)

 Мальчик:  Разное сказывают старики.   Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец.  Избу поставил, стол да сундук сладил , посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил.  И вдруг Жар-птица прикоснулась к чашке крылом и стала чашка золотой.  Это,  конечно,   сказка,  но сказка – ложь , да в ней намёк,  добрым молодцам урок . Не из сказки ли появилась эта удивительная красота .

Девочка: А вот ещё одна легенда. Говорят, в давние времена жил талантливый мастер . Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труд.  Любил мастер своё ремесло,  но ещё больше любил он свободу. Однажды он покинул царские палаты и поселился в глухих местах.  Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом . Хотел мастер,  чтобы его искусство стало для всех родным, как родная,  простая русская песня и чтобы в ней отразилась красота русской природы.  И стал он рисовать пышные и яркие цветы,  тонкие веточки,  вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле.  Стали люди приезжать и любоваться этой красотой.  Слава о мастере дошла и до царя.  И приказал он своим стрельцам найти мастера и вернуть его.  Узнал о беде мастер,  собрал он своих односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства.  А утром.  когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-мастера.  А самого мастера как не искали,  так и не нашли.  Но остались от художника краски,  вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища.  Исчез мастер,  но осталось его удивительное мастерство,  в котором отразилась и горячая любовь к людям,  и жажда красоты. Значит, кисть у художника была необычной.  Она была из солнечных лучей.

(Дети проходят на свои места)

Хозяйка:  И в старину, и сейчас делают разные изделия. Вот некоторые на нашей выставке. Здесь не только предметы обихода, но и музыкальные инструменты.

Педагог доп. образования: Ложки занимают особое место среди русских народных инструментов. Благодаря внешней простоте ложки стали одним из наиболее самобытных и популярных у народа ударных инструментов. В VIII в. скоморохи играли, создавая ритм танцам и веселым песням. На них играют и до сих пор веселые и шуточные песни.
Комплект, на котором играют исполнители, состоит из 2, 3, 5 ложек. Ещё к ложкам привязывают бубенцы. Звук извлекается различными способами.

В настоящее время ложки широко используются фольклорными и инструментальными ансамблями.

(Выходят мальчики с ложками и показывают приемы игры на ложках,  исполняют музыкальный номер).

Хозяйка: Спасибо вам ребята, порадовали. Проходите на свои места.

Учитель ИЗО:  Хозяйка Хохломы, а как же рождается красочная хохломская посуда.

Хозяйка:

  1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины ("вапы"). Глина закрывает поры дерева.

Презентация слайд 2.

  1. Натирают серебристым порошком
  2. Орнамент наносят масляной краской
  3. После росписи и просушки изделия покрывают олифой (5-6р.)
  4. Затем ставили в горячую печь - так появляется золотой цвет. Под влиянием высокой температуры серебро превращается в золото.

Учитель ИЗО: Ребята, а, какие цвета предпочитают хохломские художники?

Презентация слайд 3.

Ответы ребят: Красный, черный, золотой, И для оживки: немного зелёного, желтого, белого.

4. Физминутка.

Учитель ИЗО: На предыдущих уроках мы с вами изучали различные виды декоративно-прикладного искусства. Давайте вспомним и заодно разомнёмся. Встаньте, пожалуйста. Найдите рисунок с изображением промысла - Гжель. Остановитесь в этом положении. Молодцы! Городец. Молодцы! Дымковская игрушка. Молодцы. Жостово. Молодцы! Филимоновская игрушка. Молодцы! Садитесь, пожалуйста.

5. Практическая работа.

Учитель ИЗО: Сейчас вспомним последовательность выполнения элементов травного орнамента хохломской росписи. Мы вместе с вами будем прорисовывать узор в воздухе кисточкой. Кто мне скажет, как выполняется узор «осочки»?

Презентация слайд 4.

Ответы ребят: «Осочки» - этот узор выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.

Учитель ИЗО: Кто расскажет как выполняется узор «травинки»?

Ответы ребят:  «Травинки» -  это мазки с небольшим плавным утолщением.

Учитель ИЗО: Следующий узор «капельки», как выполняется он?

Ответы ребят:  «Капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге.

Учитель ИЗО: Узор «усики», как выполняется он?

Ответы ребят:  «Усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.

Учитель ИЗО: Узор «завитки»?

Ответы ребят:  «Завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента.

Учитель ИЗО: Узор «кустик»?

Ответы ребят: «Кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».

Презентация слайд 5.

Учитель ИЗО: Как выполняется узор «ягодки»?

Ответы ребят:  «Ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.

Учитель ИЗО: На следующем слайде представлен узор «листочки».

Презентация слайд 6.

Учитель: На ваших столах лежат шаблоны ложек. И теперь с помощью волшебной кисточки распишите ее красочными узорами.

(Дети расписывают шаблоны посуды под тихую народную музыку)

6.  Подведение итогов.

Учитель: Молодцы ребята! Вы настоящие мастера. Ребята, давайте посмотрим на ваши работы. Поднимите их. Вашу работу оценят наши гости. Хозяйка Хохломы в память о нашем уроке подарит им ложки с хохломской росписью.  И в заключение ещё раз давайте полюбуемся работами старинных мастеров под музыку и посмотрим КЛИП «ХОХЛОМА».

7. Просмотр клипа «Хохлома».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для учащихся 9 класса «Роль и значение иностранного языка в жизни человека и общества»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 им.И.И.Тарасенкост. Выселки Выселковского района Краснодарского края...

Роль книга в жизни человека и общества.

Первый урок литературы в 5 классе по программе Коровиной....

Добро и зло в жизни человека и общества

Открытый просмотр беседы на тему: " Добро и зло в жизни человека и общества"...

Технология в жизни человека и общества

Презентация помогает проиллюстрировать вводное занятие по технологии, познакомить с многообразием профессий...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы  XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...