Интегрированный урок "Экология Северного дома"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Урок не совсем обычный, о доме, а вернее о северном русском доме. У каждого человека есть свой дом, человек не может обходиться без дома. Зачем человеку нужен дом?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_ekologiya_severnogo_doma_5_klass.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории и изобразительному искусству на тему:
Тема "Экология северного дома"
Вид занятия: бинарный урок.
Тип урока: комбинированный
Задачи урока:
1. Способствовать формированию экологической культуры учащихся.
2. Помочь детям осмыслить свой опыт в освоении окружающего мира;
- подвести учащихся к пониманию зависимости человека от природы;
- с помощью презентации и рисунков закрепить полученные знания, вспомнить внешний вид северного дома, его устройство.
3. Воспитывать интерес к быту поморов, традициям нашего народа.
Оборудование урока:
а) Для учителя. Презентация «Малые Карелы. Деревянное зодчество», запись видеофрагмента: «Белка строит дом», ПК, мультимедийный проектор, магниты для доски.
б) Для учащихся. Альбомы, карандаши, резинка, кисточки, краски (акварель, гуашь).
Оформление классной доски: по центру в верхней части доски написана тема урока. На доске схематично нарисован план местности: лес, река «Северная Двина», болото. По замыслу урока ребята выполняют проблемное задание: выбирают место для строительства домов, к концу занятия по берегам реки будет выстроена улица из северных домов - рисунков ребят.
План урока:
1. Организационная часть
Вводное слово учителя — 1–2 минуты.
2.Беседа с учащимися – 5 минут.
3.Проектная деятельность учащихся – 4 – 5 минут.
4.Презентация учащихся - 5 минут.
5. Физкультминутка 1 - 2 минуты.
6. Практическая работа — 20 минут.
7. Выставка ученических работ - 2–3 минуты.
8. Завершение урока, задание на дом — 1–2 минуты.
Ход урока
- Организационный момент
Вводное слово учителя истории. Наш урок сегодня не совсем обычный, мы с вами будем говорить о доме, а вернее о северном русском доме и даже попробуем его нарисовать.
Ребята, у каждого человека есть свой дом, человек не может обходиться без дома. Подумайте и скажите, зачем человеку нужен дом?
Примерные ответы ребят:
здесь человек общается с близкими людьми, занимается повседневными делами отдыхает, восстанавливает свои физические и моральные силы.
Учитель истории: Верно, ученые подсчитали, что более 70% своей жизни человек проводит дома. Ребята, мы с вами городские жители и живем в благоустроенных квартирах. Но всегда ли было так? Давайте вспомним, а в каких домах жили наши предки – поморы?
Примерные ответы ребят:
Поморы жили в больших деревянных домах.
Учитель истории: На Севере очень суровые климатические условия и человеку всегда приходилось приспосабливаться к природе. Ребята, а какие трудности приходилось преодолевать человеку на Севере?
Примерные ответы ребят:
холод, сильный ветер, наводнения, на Севере много болот.
Учитель истории: верно, и все это приходилось учитывать поморам при строительстве дома. Сначала надо было выбрать подходящее место.
Учитель ИЗО: Ребята, сейчас вы попробуете самостоятельно выбрать место для своего дома, учитывая природные условия. Каким оно должно быть на ваш взгляд? (желающие получают аппликации домов и закрепляют их на доске). А теперь объясните свой выбор.
Примерные ответы ребят:
Место должно быть высоким, сухим, чтобы рядом протекала река.
Учитель истории: многие селения располагались по берегам рек и это не случайно. Почему? Что давала река человеку?
Примерные ответы ребят:
Пресная вода, питание (рыба), вода для хозяйственных нужд, удобный путь для передвижения.
Учитель истории: хорошо, место выбрали. Из чего будем строить дом? Какой строительный материал использовали поморы при строительстве домов?
Примерные ответы ребят: древесину – сосну,ель,лиственницу.
Учитель истории: да, действительно, древесина этих деревьев обладает высокой плотностью и меньше поддается гниению, а стволы длинные, ровные, хорошо ложатся в сруб, плотно примыкают друг к другу и удерживают внутреннее тепло.
Ребята, наши предки были очень наблюдательными людьми и заготавливали древесину для строительства домов только зимой или поздней осенью.
Кто догадался, почему?
Примерные ответы ребят: т.к. деревья спят и у них нет сокодвижения, а значит в стволах содержится меньше влаги.
Учитель истории: северный дом был крепким, массивным и представлял из себя целый комплекс построек, которые располагались под одной крышей, так люди приспосабливались к суровому климату и во время зимних вьюг могли неделями не выходить из дома.
А сейчас давайте вспомним, какие дома мы видели в Малых Карелах и посмотрим презентацию. Наши экскурсоводы расскажут нам о северном доме.
Просмотр презентации.
Физкультминутка. (физкультминутка проводится учителем ИЗО и сопровождается показом видеофрагмента « Белка строит дом»).
Учитель ИЗО: а сейчас мы с вами попробуем сами построить северный дом и украсить его так, как это делали поморы. Из ваших домов должна получиться целая улица и место мы уже подобрали – на берегу реки Северной Двины.
Практическая часть.
Выставка ученических работ. Готовые рисунки прикрепляются на магнитах к доске.
Учитель ИЗО: ребята, подумайте и скажите, какие элементы северного дома показывают связь человека с природой?
Примерные ответы ребят:
Конь на крыше, полотенце в виде солнца, узоры в виде цветов на причелинах и наличниках, сам дом сделан из дерева.
Учитель истории: Давайте сделаем вывод – как наши предки поморы относились к природе? (бережно, старались приспособиться к ней, старались не вредить природе)
Домашнее задание: придумать название улицы, которую мы построили, и обосновать его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок "Северная война"
Данный урок проведён в интеграции с предметом "Информатика" в компьютерном классе...
Интегрированный урок по биологии и географии "Северная Америка.Животные и растения"
Интегрированнй урок подготовлен для коррекционной школы VIII вида. Урок проводится в 8 классе. На уроке рассмотрены географические особенности Северной Амеики. Животный и растительный мир. Использовал...
Презентация к интегрированному уроку география -физика "Северный Ледовитый океан" 7 класс
В презентации дано решение задач по физике по темам: механическое движение, гидростатическое давление, плавание тел....
Интегрированный урок "Зоогеография Северной Америки"
Интегрированный урок по географии и биологии в 7 классе...
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах...
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"
Конспект открытого урока; презентации "Самый холодный", "История освоения Северного морского пути" и "Животный мир Арктики"....
Интегрированный урок по английскому языку и географии для учащихся 5х классов по теме «Путешествие по Северной Америке»
Интегрированный урок по английскому языку и географии для учащихся 5х классов по теме «Путешествие по Северной Америке»...