Интегрированный урок "Экология Северного дома"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Беласик Людмила Николаевна

 

Урок не совсем обычный,  о доме, а вернее о северном русском доме. У каждого человека есть свой дом, человек не может обходиться без дома. Зачем человеку нужен дом? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_ekologiya_severnogo_doma_5_klass.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории и изобразительному искусству на тему:

 Тема "Экология северного дома"

Вид занятия: бинарный урок.

Тип урока: комбинированный

Задачи урока:

1. Способствовать формированию экологической культуры учащихся.

 2. Помочь детям осмыслить свой опыт в освоении окружающего мира;  

 - подвести учащихся к пониманию зависимости человека от природы;

  - с помощью презентации и  рисунков закрепить полученные знания, вспомнить внешний вид северного дома, его устройство.

 3. Воспитывать интерес к быту поморов, традициям нашего народа.

Оборудование урока:

 а) Для учителя. Презентация «Малые Карелы. Деревянное зодчество», запись видеофрагмента: «Белка строит дом», ПК, мультимедийный проектор, магниты для доски.

 б) Для учащихся. Альбомы, карандаши, резинка, кисточки, краски (акварель, гуашь).

 Оформление классной доски: по центру в верхней части доски написана тема урока. На  доске схематично нарисован план местности: лес, река «Северная Двина», болото. По замыслу урока ребята выполняют проблемное задание: выбирают место для строительства домов, к концу занятия по берегам реки будет выстроена улица из северных домов - рисунков ребят.

План урока:

 1. Организационная часть

 Вводное слово учителя  — 1–2 минуты.

 2.Беседа с учащимися – 5 минут.

 3.Проектная деятельность учащихся – 4 – 5 минут.

 4.Презентация учащихся - 5 минут.

 5. Физкультминутка 1 - 2 минуты.

 6. Практическая работа — 20 минут.

 7. Выставка ученических работ -  2–3 минуты.

 8. Завершение урока, задание на дом — 1–2 минуты.

Ход урока

  1. Организационный момент

Вводное слово учителя истории. Наш урок сегодня не совсем обычный, мы с вами будем говорить о доме, а вернее о северном русском доме и даже попробуем его нарисовать.

Ребята, у каждого человека есть свой дом, человек не может обходиться без дома. Подумайте и скажите, зачем человеку нужен дом?

Примерные ответы ребят:

здесь человек общается с близкими людьми, занимается повседневными делами отдыхает, восстанавливает свои физические и моральные силы.

Учитель истории: Верно, ученые подсчитали, что более 70% своей жизни человек проводит дома. Ребята, мы с вами городские жители и живем в благоустроенных квартирах. Но всегда ли было так? Давайте вспомним, а в каких домах жили наши предки – поморы?

    Примерные ответы ребят:

 Поморы жили в больших деревянных домах.

Учитель истории: На Севере очень суровые климатические условия и человеку всегда приходилось приспосабливаться к природе. Ребята, а какие трудности приходилось преодолевать человеку на Севере?

    Примерные ответы ребят:

 холод, сильный ветер, наводнения, на Севере много болот.

Учитель истории: верно, и все это приходилось учитывать поморам при строительстве дома.  Сначала надо было выбрать подходящее место.

Учитель ИЗО: Ребята, сейчас вы попробуете самостоятельно выбрать место для своего дома, учитывая природные условия.  Каким оно должно быть на ваш взгляд? (желающие получают аппликации домов и закрепляют их на доске). А теперь объясните свой выбор.

    Примерные ответы ребят:

Место должно быть высоким, сухим, чтобы рядом протекала река.

Учитель истории: многие селения располагались по берегам рек и это не случайно. Почему? Что давала река человеку?

    Примерные ответы ребят:

Пресная вода, питание (рыба), вода для хозяйственных нужд, удобный путь для передвижения.

Учитель истории: хорошо, место выбрали. Из чего будем строить дом? Какой строительный материал использовали поморы при строительстве домов?

Примерные ответы ребят: древесину – сосну,ель,лиственницу.

Учитель истории: да, действительно, древесина этих деревьев обладает высокой плотностью и меньше поддается гниению, а стволы длинные, ровные, хорошо ложатся в сруб, плотно примыкают друг к другу и удерживают внутреннее тепло.

Ребята, наши предки были очень наблюдательными людьми и заготавливали древесину для строительства домов только зимой или поздней осенью.

Кто догадался, почему?

Примерные ответы ребят: т.к. деревья спят и у них нет сокодвижения, а значит в стволах содержится меньше влаги.

Учитель истории: северный дом был крепким, массивным и представлял из себя целый комплекс построек, которые располагались под одной крышей, так люди приспосабливались к суровому климату и во время зимних вьюг могли неделями не выходить из дома.

А сейчас давайте вспомним, какие дома мы видели в Малых Карелах и посмотрим презентацию. Наши экскурсоводы расскажут нам о северном доме.

Просмотр презентации.

Физкультминутка. (физкультминутка проводится  учителем ИЗО и сопровождается показом видеофрагмента « Белка строит дом»).

Учитель ИЗО: а сейчас мы с вами попробуем сами построить северный дом и украсить его  так, как это делали поморы. Из ваших домов должна получиться целая улица и место мы уже подобрали – на берегу реки Северной Двины.

Практическая часть.

Выставка ученических работ. Готовые рисунки прикрепляются на магнитах к доске.

Учитель ИЗО: ребята, подумайте и скажите, какие элементы северного дома показывают связь человека с природой?

Примерные ответы ребят:

Конь на крыше, полотенце в виде солнца, узоры в виде цветов на причелинах и наличниках, сам дом сделан из дерева.

Учитель истории: Давайте сделаем вывод – как наши предки поморы относились к природе? (бережно, старались приспособиться к ней, старались не вредить природе)

Домашнее задание: придумать название улицы, которую мы построили, и обосновать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок "Северная война"

Данный урок проведён в интеграции с предметом "Информатика" в компьютерном классе...

Интегрированный урок по биологии и географии "Северная Америка.Животные и растения"

Интегрированнй урок подготовлен для коррекционной школы VIII вида. Урок проводится в 8 классе. На уроке рассмотрены географические особенности Северной Амеики. Животный и растительный мир. Использовал...

Презентация к интегрированному уроку география -физика "Северный Ледовитый океан" 7 класс

В презентации  дано решение задач по физике по темам: механическое движение, гидростатическое давление, плавание тел....

Интегрированный урок "Зоогеография Северной Америки"

Интегрированный урок по географии и биологии в 7 классе...

Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"

Конспект открытого урока; презентации "Самый холодный", "История освоения Северного морского пути" и "Животный мир Арктики"....

Интегрированный урок по английскому языку и географии для учащихся 5х классов по теме «Путешествие по Северной Америке»

Интегрированный урок по английскому языку и географии для учащихся 5х классов по теме «Путешествие по Северной Америке»...