реализация программы по изо в рамках ФГОС
материал (изобразительное искусство) на тему
Предварительный просмотр:
Реализация программы художественно-зстетической направленности
«Волшебная кисточка»
в условиях внеурочной деятельности младших школьников.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО? Стандарт выдвигает три группы требований;
- К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- К структуре основной образовательной программы начального общего образования;
- К условиям реализации основной образовательной программы начального образования.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развития личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатом обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по следующим напрвлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное и общеинтелектуальное.
Разработанная мной программа «Волшебная кисточка» отражает общекультурное направление, которое включает все формы развития личности учащегося: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное и общеинтелектуальное.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для внеурочной деятельности младшего школьного возраста (1 класс), которая рассчитана на 1 год обучения (33 часа).
Актуальность программы
В наш стремительный век необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе нравственных и духовных ценностей. Очень важно детям раскрыть предназначение искусства, служащее, прежде всего духовной пищей, представляющей совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.
Новизна программы.
В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка, создается атмосфера свободного творчества: раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных художественных материалов и техник исполнения.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития младших школьников.
Цели и задачи программы «Волшебная кисточка» - развитие художественно-эстетических, творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
- развитие эстетического вкуса;
- формирование духовно-нравственной личности ребенка;
- содействие в овладении элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности;
- усвоению знаний о разнообразных материалах;
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, выразительными возможностями;
- содействие формированию изобразительной грамотности;
- создание условий для формирования творческой активности и художественного вкуса;
- развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
- формирование чувства цвета, формы;
- воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
Структура программы
Развитие учащихся предлагается осуществлять по следующим направлениям:
- образно-сематическое;
- поисково-системное;
- сравнительно-оценочное;
- технологическое.
Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с учетом уровня развития детей. Наряду с традиционными методами ведения занятий используются новые педагогические технологии, различные типы уроков: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, урок-экскурсия, пленэр, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками и т.д.
Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликациях предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Особое внимание уделино развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
На занятиях дети научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка. Экскурсии, прогулки и пленэр позволяют учащимся параллельно с обучением и оздоравливаться.
Содержание программы
Программа состоит из четырех разделов:
- Знакомство с волшебными красками;
- Художник любуется природой;
- В гостях у сказки;
- Пробуждение красавицы Природы.
Каждый раздел включает беседу, практическую работу учащихся, посещение музеев, экскурсии, пленэр, знакомство с музыкальными и литературными произведениями.
Первый раздел - «Знакомство с волшебными красками» состоит из 8 тем посвященных изучению основам цветоведения: основные и дополнительные цвета, цветовой спектр и теплохолодность оттенков, параллельно учащиеся знакомятся с нетрадиционными техниками исполнения.
Раздел «Художник любуется природой» является закреплением предыдущего раздела и делится на 7 тем. На основе знаний о правилах цвета, учащиеся знакомятся с жанрами искусства, с творчеством художников разных жанров, с красотой самой природы (время года осень).
В разделе «В гостях у сказки» учащиеся знакомятся со сказочным жанром, как в литературе так и в живописи, с творчеством писателей и художников, закрепляют на знания цвета и отрабатывают навыки нетрадиционных техник исполнения, знакомятся с красотой зимнего времени. Состоит данный раздел из 10 тем.
Четвертый радел «Пробуждение красавицы Природы» состоит из 8 тем, где первоклассники знакомятся с весной, ее пробуждением: насекомыми, цветами, солнцем, весенней капелью, подводным миром и т.д., закрепляя полученные знания, умения и навыки в течение всего года обучения. Раздел включает итоговое выставочное занятие - праздник с родителями «Вот и лето пришло».
Предполагаемые результаты реализации программы
В данной программе учитываются все уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности.
- взаимодействие первоклассника с учителем;
- взаимодействие учащихся в коллективе, малых группах;
- самостоятельное достижению результатов;
У учащихся формируются в результате благоприятной внеурочной деятельности коммуникативные, этические, социальные, гражданские компетентности.
На протяжении всей работы внеурочной деятельности учитывается здоровьесберегающий аспект.
К концу обучения учащиеся должны знать:
- правила безопасности и личной гигиены;
- название материалов и инструментов и их назначение;
- названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
- основы декоративного искусства;
- основные виды и жанры изобразительного искусства;
- художников разных жанров, разного периода развития искусства.
Должны уметь:
- правильно работать кисточкой, карандашом;
- пользоваться различными изобразительными материалами;
- использовать в работе нетрадиционные техники рисования (монотипия, «по-сырому», мятая бумага, кляксография и т.д.);
- определять теплохолодность и светлоту оттенков;
- рисовать от руки простые формы, элементы, геометрические фигуры;
- рисовать предметы с натуры и по представлению;
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления младших школьников: выступление педагога на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений, мастер - классов, просмотр родителями открытых занятий, организация посещения галерей и музеев.
Формы контроля
В программе используются различные формы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, соревнования, турниры, конкурсы, анализ рисунков и т.д.
В качестве контроля также используются критерии определения освоения программы.
- умение выполнять по плану учителя или собственному плану;
- способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;
- рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.
Карта определения уровня освоения программы.
Ф.И. ученика, список | Уровни освоения программы | ||
Начало года | |||
| 4 3 | 3 3 | 1 2 |
Середина года | |||
| 4 4 | 4 4 | 3 4 |
Конец года | |||
|
Карта определения уровня освоения программы заполняется три раза в год разными цветами, по пятибалльной системе.
- Начало года - исходный уровень базы умений и навыков;
- середина обучения;
- на конец учебного года.
Как итог реализации программы в конце учебного года проводятся итоговые выставки детских работ, учащиеся принимают участие в разного уровня конкурсах, викторинах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать занятия на следующий учебный год.
Важнейший показатель эффективности проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей, неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям.
Большое значение в реализации программы имеет помещение, отводимое для занятий, которое должно отвечать всем санитарно-гигиеническим требованиям.
В достижение высоких результатов необходимо также и реализация рабочего места учащегося: мольберт, планшет, использование компьютера, мультимедийное и интерактивное оборудование, учебно-наглядный материал, муляжи, пособия, художественные инструменты и материалы, рабочие тетради и учебники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно-деятельностого подхода в рамках ФГОС
Выступление на педагогическом совете школы...
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО. Кружок "Секреты орфографии". Срок реализации 5 лет. Возраст обучающихся 10-15 лет.
Программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-9 классы....
Представление опыта работы «Реализация учебного предмета «Музыка» в рамках ФГОС ООО»
Представление опыта работы «Реализация учебного предмета «Музыка» в рамках ФГОС ООО»...
реализация системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС
выступление на Интернет-он-лайн конференции...
«Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС на уроках английского языка»
Одним из условий развития информационно-коммуникативной образовательной среды обучающихся являются использование на уроке английского языка компетентностно-ориентированных заданий наряду с современным...
«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС.»
Выступление на методическом объединение....