«ОТНОШЕНИЕ ХУДОЖНИКА К МИРУ ПРИРОДЫ. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Педагогическая мастерская |
Предмет «Изобразительное искусство»
Конспект урока
в 6 классе
Тема:
«ОТНОШЕНИЕ ХУДОЖНИКА К МИРУ ПРИРОДЫ. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР»
Учитель: Бойченко Т.В.
(Высшая квалификационная категория)
«ОТНОШЕНИЕ ХУДОЖНИКА К МИРУ ПРИРОДЫ. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР»
Цели и задачи:
- Знакомство учащихся с анималистическим жанром изобразительного искусства.
- Показ неразрывной связи человека и животного.
- Формирование понимания необходимости защищать и изучать природу.
- Обучение работать с натуры, выполнять быстрые наброски и зарисовки.
- Воспитание любви к животным, умение замечать их повадки и характер.
Оборудование:
- Компьютер (изображение животных)
- Книги с иллюстрациями В. Серова, В. Ватагина
- Плакаты с изображением кошек в движении: кошка спрыгивает вниз, кошка прыгает вверх, как рисовать голову кошки.
Материалы:
- Карандаш
- Акварель
- Краски
- Вода
- Бумага
ХОД УРОКА
- Организационный момент (1-2 минуты)
- Актуализация опорных знаний (5 минут)
- Формирование новых знаний (15 минут)
- Задание урока (практическая часть) (20 минут)
- Анализ урока (3 минуты).
- Организационный момент (1-2 минуты)
- Актуализация опорных знаний 5 минут)
- Вспомните, пожалуйста, на какую тему были выполнены первые наскальные рисунки.
(Первобытные люди рисовали животных и сцены охот).
- Как вы считаете, почему именно образ животного был первым и основным изображением в древнем мире?
(Люди выплескивали свои эмоции, которые переполняли их на охоте. Изображая животных человек передавал то необузданность зверя, то победу над ним человек).
- Думаю, что не только эмоции воплощались в рисунки древних охотников. Животные – это источник жизни для человека. Мясо животных употребляли в пищу, из шкур делали одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром, и зависит от него. В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга. Вспомните, какие изображения животных нам оставил древний мир.
( Мамонты, тигры, быки, кошки, собаки)
- В древнем Египте многих животных считали священными. У Богов изображались звериные головы. Некоторые Боги были в виде животных и птиц: сокола, павиана, шакала.
Кошка символизировала мудрость и грацию, лев – силу и ярость. Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства.
- Формирование новых знаний
Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появляется отдельный жанр. Он по праву считается самым древним и называется он АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ.
Целая плеяда художников – анималистов воспевают удивительный мир живой природы. В анималистическом жанре работали многие известные художники: Альбрехт Дюрер, Валентин Серов, Василий Ватагин, Дмитрий Горлов.
Чтобы рисовать животных, надо хорошо знать их анатомию, повадки, характер. Причем, художник, создавая живой образ животного должен уметь увидеть самое главное, характерное, опуская второстепенное.
Как вы думаете, почему художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью?
(Художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью, ведь животное нельзя заставить позировать).
Но прежде чем рисовать по памяти, надо поупражняться в понимании и ощущении животного – поработать с натуры, выполнять быстрые наброски и зарисовки. В них необходимо как можно быстрее схватить и зафиксировать движение, поэтому выполнение рисунка, наброска и зарисовки животных требует особого напряжения и собранности.
Рассмотрите рисунки В. Ватагина. Что мы можем увидеть?
Животные в произведениях Ватагина очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие, суровость, значительность, сосредоточенность, тоска). Эта аналогия между чертами лица людей и мордами животных между повадками животного и движениями, поступками человека в произведениях анималистического искусства делает образы животных еще более понятными, емкими и близкими.
Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Мы очень часто видим в образах животных конкретные черты человека, которые либо восхваляются, либо обличаются автором. Вспомните эти произведения и образы животных.
(Русские сказки (лиса - хитрая, изворотливая; заяц – трусливый; медведь – строгий, но справедливый), басни Крылова (ворона – глупая, доверчивая; обезьяна – хвастливая, вертлявая; медведь – неуклюжий, неловкий).
Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «Проказница – Мартышка, Осел, Козел, да косолапый Мишка». Художник придал героям животным черты, свойственные людям.
Большой советский мастер Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. Художник писал: «Много необходимого получает и отнимает у животного человек, но он редко помнит и сознает, что животное не только кусок мяса или физическая сила, что в его руках живое существо, покорно переносящее насилие, глубоко чувствующее страдание и вместе с тем трепетно принимающее всякое доброе отношение к нему и отвечающее человеку чувством привязанности, глубокой преданности, чувством любви…».
Итак, что мы с вами узнали об особенностях изображения животных?
(Изобразить животное с натуры очень трудно. Кошка или собака не будут позировать вам часами. Поэтому художник должен долго наблюдать за ними. У каждого животного свой характер).
И те, у кого они есть дома, могут наверняка назвать несколько качеств своих питомцев. Назовите интересные случаи, связанные с ними.
- Задание урока
Сегодня мы художники-анималисты. Объект нашего внимания на этом уроке – кошка. Это самое близкое, знакомое вам всем с детства подвижное существо. Заданием урока будет изобразить это животное.
Работа учителя с плакатами на доске.
ВСТАВКА
Т.Б. При работе с красками соблюдайте чистоту и порядок на партах.
При работе с эскизами звучит спокойная мелодия.
- Анализ урока
- С каким новым жанром изобразительного искусства мы познакомились?
(С анималистическим жанром. Он является самым древним. Нам известны наскальные рисунки быков и бизонов в пещерах. Десятки тысяч лет тому назад человек рисовал красоту зверя и запечатлел его на стенах своего жилища).
Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать любить животный мир, природу. У многих из вас дома есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками.
Опишите понравившееся животное в сочинении-эссе дома. Объясните, почему именно его выбрали.
Просмотр лучших работ учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА НА УРОКАХ ИЗО
В процессе обучения детей рисованию педагоги используют различные темы: семья, дом, родной город, природа, времена года, праздники и т.д. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников являет...
открытое занятие по теме "Анималистический жанр"
Итоговое занятие по теме" Анималистический жанр".Повторение графических приемов рисования разных представителей животного мира,игровые задания для развития творческих способностей,фото и отзывы родите...
Урок по ИЗО . 6 класс. Тема "Отношение художника к миру вещей."
Урок по изобразительному искусству. Общая тема " Отношение художника к миру вещей" Тема урока "Изображение предметного мира - натюрморт". 6 класс. Презентация....
Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"
Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...
Лекция по ИЗО для 7 класса на тему "Анималистический жанр в изобразительном искусстве"
Цель:познакомить учащихся с понятием анималистический жанр и тварчеством художника Василия Ватагина...
Открытый урок по ИЗО в 6 классе " Отношение художника к миру вещей. Натюрморт".
Открытый урок по изо в 6 классе "Отношение художника к миру вещей. Натюрморт". Дети на этом уроке узнают новые сведения о натюрморте, присутствуют игровые моменты, отгадывается кроссворд, а затем учащ...
Презентация для проведения урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр"
В презентации представлен материал для краткого ознакомления учащихся с жанрами изобразительного искусства и для более подробного с анималистическим жанром. Может использоваться при дистанционном обуч...