Презентация к уроку по теме "Русский богатырь"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Моё богатство – сила богатырская» БОГАТЫРЬ - ЗАЩИТНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Оружие Богатырей КОПЬЁ САБЛЯ ПАЛИЦА НОЖ БОЕВОЙ ТОПОР МЕЧ БУЛАВА КИСТЕНЬ ШЕСТОПЁР
КОПЬЁ В летописях практически как синоним боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров. Древко делалось из березы, дуба, ясеня, клена, часто оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, которыми можно было не только колоть, но и неплохо рубить.
Боевой топор в хороших руках мог запросто расколоть щит или порвать кольчугу. Характерная черта русского топора – загадочная дырочка на лезвии. Ученые выдвигали разные гипотезы – от того, что это – клеймо мастера до того, что туда вставлялся стержень, чтобы топор не глубоко застревал при ударе. На самом деле, все оказалось гораздо проще: за эту дырочку пристегивался кожаный чехол для безопасности транспортировки, а также за нее вешали топор к седлу или на стену. БОЕВОЙ ТОПОР
Меч – не просто русское оружие, а символ военной власти. Мечом клялись в споре, с ним разговаривали, ему давали имя, это имя выписывалось древними мастерами в верхней трети клинка. Меч изготавливали из нового для человечества материала – металла. Его было не просто достать, недопустимо забыть и позорно потерять. Он был эксклюзивом у хозяина, и ещё не понятно, кто кем на самом деле владел. Меч покупали за равное его весу количество золота. Чтобы избежать неудачной покупки, меч испытывали, перво-наперво, по звону: чем дольше, выше и чище звон клинка, тем лучше металл. Также он должен был с легкостью и не тупясь, перерубить толстый гвоздь и разрезать брошенную на клинок ткань. МЕЧ
Боевым считается любой нож, превышающий в длину 20 см. Нож метали в противника, причем славянские воины отличались в этом деле очень большой меткостью. Также был довольно жесткий обычай, действовавший в глухих северных деревнях вплоть до XIX века. Деревенские парни, вооруженные ножами, собирались ночью в избе, где тушили весь свет и устраивали поножовщину «все против всех», причем били в полную силу. Удивительно при этом то, что пострадавших почти не было, не считая мелких порезов и ссадин. Ученые в этом улавливают отголосок древней дисциплины тренировки молодых воинов: герой должен не только видеть, но и чувствовать идущий на него удар, уметь без помощи глаз его парировать и правильно нанести ответный удар. НОЖ
Принципиальное различие меча и сабли в том, что меч – оружие рубящее, тогда как сабля – режущее. На пограничных с кочевниками территориях, славяне стали использовать саблю: так как им надо было противостоять легким всадникам, и для конных воинов она была очень удобна. Считается, что славяне, переняв саблю у степняков, продвинули ее распространение дальше – в западную Европу. САБЛЯ
Палица – это грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у богатырей. Многие художники снабжают своих былинных героев огромными цельнометаллическими «стопудовыми» палицами. На самом деле, палица весила всего 200-300 грамм – этого вполне хватало для хорошего удара. ПАЛИЦА
Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма, что отразилось в ее названии — «шишка», «набалдашник ». Это не столько смертоносное оружие, сколько деморализующее – ранить, калечить, оглушать. Тот, кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, ошибается. Главной задачей было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. По летописным источникам, убитых было мало, тогда как раненых – случалось больше трех четвертей войска. Войско «побило тех-то», не порубило, не посекло, а именно побило. БУЛАВА
Кистень – это оружие кочующего богатыря — идеальный инструмент удобный в транспортировке. Кистень представляет собой грушевидную гирю весом 100-500 г., прикрепленную на цепи к рукояти. Можно утверждать, что кистень – чисто русское изобретение, которым пользовались славяне еще в VI веке. В отличие от булавы, кистень универсален — им одинаково можно поражать врага и пешему, и конному воину. Однако, кистень требует от владельца большого искусства обращения с собой – иначе ты чаще будешь попадать гирей себе по лбу или спине, нежели в противника. Иногда применялся следующий прием: все те же гири привязывались к веревке и воин, намотав конец ее на руку, запускал гирю в противника. Кистени также украшались, как и любое другое оружие, на некоторых из них можно заметить княжеские знаки, замысловатые узоры, серебряную и золотую инкрустацию КИСТЕНЬ
Определяем высоту фигуры засечками, сверху оставляем немного больше места Соединяем засечки вертикальной линией ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
Делим вертикальную линию на 8 равных частей В первом отрезке рисуем голову в форме овала ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
От головы намечаем линию шеи, причём рисуем широкую шею От линии шеи продолжаем линию плеч ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
Отсчитываем сверху 3,5 части и проводим засечку На этом уровне рисуем талию ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
Ниже талии намечаем бёдра Также намечаем две штанины ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
Рисуем руки, используем изогнутую линию, для передачи объёма Намечаем основание головного убора (шлема) ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
Рисуем шлем Прорисовываем детали шлема ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
Рисуем ворот рубашки Переходим к изображению юшмана ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
Добавляем ремень Прорисовываем элементы юшмана ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
От локтя до запястья рисуем наручи. Декорируем их Рисуем волосы и черты лица ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
Украшаем рубашку. Рисуем сапоги, декорируем их орнаментом Дорисовываем снаряжение и оружие ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ БОГАТЫРЯ
Информационные источники: Слайд 2. http:// vseti.korkinonline.ru/users/6/photo22.html http://rusfound.ru/? page_id=9 http://zdravonews.ru/2011/09/chto-zhelaet-russkij-bogatyr / Слайд 4-11 http:// russian7.ru/2012/08/7-orudij-iz-arsenala-russkogo-bogatyrya Слайд 12-22. Рисунки Лупинос Ю. В. из личного архива
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке".
Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке"....
Презентация к уроку по сказке А. С. Пушкина "...о мертвой царевне и о семи богатырях" (5 класс)
Презентация может быть использована на уроках литературы в 5 классе при изучении "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина.Некоторые материалы для презентации были взяты из открытого...
Презентация к уроку по теме "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
А.С.Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 5 класс презентация...
Презентация Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.
Презентация А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....
"Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина. Презентация. Конспект урока. Приложение.
quot;Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина. Презентация. Конспект урока. Приложение....
Презентация к уроку "Ф.С. Атянин "Сельведь - богатырь" ёфкссь"
Максомс шарьхкодема шабатненди Ф.С. Атянинонь творчестванц колга;панжемс ёфксть содержаниянц;воспитандамс иттнень добрайшити, Родинать кельгома....
Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Система образов сказки. Борьба добрых и злых сил".
Презентация является ярким дополнением к уроку по теме "А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Система образов сказки. Борьба добрых и злых сил"....
Комментарии
Пополнила презентацией
Пополнила презентацией Лупинос Юлии Владимировны "Русский богатырь" свою методическую копилку. Зрительный ряд презентации продуман и структурирован, выполнен с большим эстетическим вкусом. Очень понравился стиль и цвет в оформлении.
Чувствуется свой стиль, индивидуальность учителя!
Отдельно хочу отметить великолепные работы детей в альбомах Юлии Владимировны!
Юлия Владимировна, буду рада видеть Вас на моём мини-сайте!
Желаю Вам всех благ!Вы молодец!
Шмыгова Ольга Викторовна - методист, учитель ИЗО МБОУ НШ №13 г.о.Железнодорожный.