Зимняя фантазия
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок на тему:"Зимняя фантазия"
Цель: формирование эстетического восприятия красоты и гармонии окружающего мира.
Задачи:
Познакомить с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы .
Развививать абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.
Воспитывать положительные эмоции от прослушивания музыки, интересной работы, яркой красочной палитры.
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков
Оборудование:
для учителя: детские работы из фонда учителя, музыкальный центр, компакт-диск с муз. произведением П.И. Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»
для учащегося: бумага А3 белая, так же тонированная, гуашь 12 цв., акварель, пастель, трубочки для коктейлей различного диметра, восковые мелки, кисти №6, №2, палитра, емкость для воды, тряпочка (ветошь), цветная бумага хорошего качества, ножницы, клей ПВА, блестки, бисер, бусинки, макаронные изделия различной конфигурации, пряжа, нити и пр..
Ход урока:
1. Организационный момент.
Педагог: ребята, мне хочется начать урок такими строчками: - живопись – это музыка, звучащая с полотен, а музыка – это чувства выраженные звуками
Давайте мы с вами закроем глаза и послушаем фрагмент музыкального произведения Петра Ильича Чайковского «Зимнее утро» и представим себе картину, которую «рисует» музыка
(звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»)
- что вы себе представили?
ответы детей (солнце апельсинового цвета встает, рассвет, сиреневые стволы деревьев, кустарников, длинные тени на снегу и т.д.)
2. Постановка темы и задач урока:
Тема нашего урока «Зимняя фатазия»
Цель урока - создание ассоциативной композиции на тему «Зимняя фантазия» с использованием различных материалов и техник
Задачи, которые будем решать на уроке:
Знакомимся с понятием ассоциативная композиция
Расширяем представления о возможностях традиционных и нетрадиционных материалов, о различных техниках
Решаем композиционные задачи в предложенной теме
Развиваем эстетически-художественный вкус, воспитываем чувство радости, восторга от восприятия музыки и красочной богатой палитры, работы в различных техниках
3. Мотивация:
- как вы думаете, ребята, для чего нам нужно уметь рисовать, развивать свои чувства, эмоции? Где нам могут пригодиться полученные на этом уроке знания.
Ответы детей:
- правильно, чтобы считать себя высокоразвитыми, культурными людьми нужно знать и понимать искусство, получать удовольствие, уметь радоваться от прослушивания классической музыки, просмотра произведений художников
4. Знакомство с новым материалом:
- Различные слова и понятия вызывают у нас разные ассоциации, например, что вы себе представляете, когда произносят слово космос –
Ответы детей: бесконечность, звезды, черное небо и т.д.
Чукотка, Север –
Ответы детей: холод, снег, чумы …
карнавал –
ответы детей: веселье, фейерверки, маски, яркие, пестрые краски…
Педагог:
- хорошо, вот видите, сколько различных ассоциаций вызывают одни и те же слова. Но есть такие слова, произнося которые, у всех людей они вызывают одни и те, же ассоциации. Например – мама, солнце и т.д..
- какие ассоциации возникли у вас при прослушивании музыки? Какие картины рисует музыка?
Ассоциация – это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.
Педагог: - как, вы ребята, думаете, можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки. Как можно передать мягкие теплые оттенки звучания фортепиано, напевные, ласковые нежные звуки скрипки
Ответы детей:
Звуки разной силы можно изобразить соответствующими линиями: громкие – толстой линией, тихие – средней, едва уловимые – тонкой. Линия запечатлевает неуловимое в движении жизни. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Богатство художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
- можно, ли разнообразными линиями (тонкими, толстыми, волнистыми, ломаными, изысканными, кружевными, колючими, бархатными, нежными и т.д.) штрихом, пятном передать звук. Например, звук журчащего ручейка, рев водопада и т.д.
(педагог демонстрирует показ разнообразных линий на доске мелом, и приглашает ученика по желанию. Просит показать звук журчащего ручейка, рев водопада)
– вот, это есть не что иное, как абстрагирование. Абстрагирование – это один из основных способов нашего мышления. Его результат – образование общих понятий и суждений и есть абстракция. В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. В декоративном искусстве абстрагирование – это процесс стилизации природных форм. Для абстрактного изображения характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы (одни линии, точки, пятна, плоскости и т.д.
В процессе рисования художник выражает свое отношение к изображаемому. Главное выразительное средство живописи – цвет, рисунка – линия.
Казимир Малевич – «Красный квадрат», В. Кандинский и др. – они создавали беспредметные композиции или абстрактные).
Художники в своих работах стремятся передать свое эмоциональное состояние от увиденного, а композиторы хотят звуками передать эмоциональное состояние от услышанного. Порой возникают соответствующие музыкально-художественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку. Слушая музыку, представляешь картину.
Давайте еще раз прослушаем произведение «Зимняя сказка» композитора П.И. Чайковского.
- что вы увидели, представили, что нарисовала вам музыка?
0тветы детей:
- как менялось настроение музыки, ее характер, какая – вначале произведения, в конце?
- как вы видите ее по цвету, композиционно?
Ответы детей:
Молодцы!
Ребята, мне хочется предложить вам сегодня поработать различными материалами и техниками. Можно использовать также нетрадиционные материалы (блестки, бусинки, макаронные изделия и пр.) и освоить сегодня способы и приемы работы этими материалами.
5. Актуализация прошлого опыта.
В каких техниках вы уже работали раньше? Можете мне перечислить их?
Ответы детей:
Монотипия, коллаж, выдувание клякс, работа тушью, гуашью, акварелью, восковыми мелками.
Правильно. Сколько материалов, столько способов работы. Материал определяет технику. Акварелью нужно работать … (осторожно, она не любит, чтоб ее перекрывали по нескольку раз, теряется звучность цвета). А гуашь … (любит пастозное плотное письмо, чтоб бумага не просвечивала сквозь слой краски).
Молодцы! Все помните. Выберете для себя полюбившиеся техники и материалы, и приступим к работе.
6. Практическая работа.
Создание ассоциативной живописной композиции на тему «Зимняя фантазия».
Свободный выбор материала и техник.
8. Анализ работ:
- очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием: нарисовали свои композиции, попытались передать свои эмоции, чувства от прослушивания музыки П.И. Чайковского. У всех получилось свое прочтение одного и того же музыкального произведения, своя ассоциативная композиция, и вы сумели передать свое отношение к этому произведению.
9. Итог:
Хочется отметить детей, которые вышли на продуктивный, творческий уровень – создали выставочные работы.
Молодцы! Всем спасибо! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Районный конкурс Новогодней игрушки "Зимние фантазии"
Мой ученик 7 класса Могунов Иван получил сертификат в номинации "Новогоднее пано"....
Конспект урока – экскурсии на тему: « Зимняя фантазия» (проблемное обучение)
Целевая аудитория: учащиеся 7 класса специальной коррекционной школы (VIII вида) детей с ограниченными возможностями здоровья.Цель: Познакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощ...
"Зимняя фантазия"
Сценарий новогоднего представления....
Зимняя фантазия
Ленты и бисер для развития мелкой моторикиВ предвкушении долгожданных зимних каникул и первых впечатлений от начавшейся зимы, делаем волшебные и полезные для развития моторики творческие работы на тем...
Всероссийский конкурс декоративно-прикладного и народного творчества "Зимние фантазии"
Всероссийский конкурс декоративно-прикладного и народного творчества "Зимние фантазии"...
Мастер - класс "Зимние фантазии" объёмная картина
Предлагаю вашему вниманию Мастер -класс по созднанию объёмной картины....
Проект ""Зимняя фантазия"
Проек зимнего участка для детей старшего дошкольного возраста.Этот проек поможет воспитателям для работыс детьми на участке зимний период. ...
Комментарии
Зимняя фантазия
Открытые уроки