Конспект урока – экскурсии на тему: « Зимняя фантазия» (проблемное обучение)
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Целевая аудитория: учащиеся 7 класса специальной коррекционной школы (VIII вида) детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: Познакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи наблюдения, опытов, самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_7kl_zimnyaya_fantaziya.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Быстрова Елена Ивановна, учитель естествознания школы – интерната №16
Г. Пушкин СПб
Конспект урока – экскурсии на тему: « Зимняя фантазия»
(проблемное обучение)
Целевая аудитория: учащиеся 7 класса специальной коррекционной школы (VIII вида) детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: Познакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи наблюдения, опытов, самостоятельной работы.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
- Закрепить у учащихся знания о взаимосвязи растений с почвой, животных с растениями, о единстве живой и неживой природы в естественных условиях..
- Дать знания о свойствах снега и льда.
- Формировать у учащихся умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы о том, что происходит в процессе проведения экскурсии.
Коррекционно – развивающие:
- Активизировать познавательную деятельность.
- Развивать психические процессы: мышление, память, внимание, связную речь.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать у учащихся умение видеть красоту родной природы зимой и беречь ее.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в подгруппе и самостоятельно.
Форма организации учебной деятельности:
Комбинированный урок – экскурсия
Методические приемы деятельности учителя:
- Активизация умственной деятельности учащихся;
- выявление многообразия точек зрения;
- обращение к личному опыту Учеников;
- задания, предполагающие самостоятельную работу;
- задания, помогающие обогатить опыт учащихся;
- проблемные задания;
- познавательные задания, вопросы.
Методы обучения:
- словесные ( стихи, загадки, пословицы, экологическая беседа)
- наглядные (натуральные объекты природы);
- практические (опыты со снегом и льдом)
Наглядность:
- иллюстрации для обобщающих выводов о свойствах снега и льда;
- дидактические таблицы о хвойных деревьях;
- загадки в картинках.
Дидактические материалы:
- Компас;
- карточки с заданиями;
- детская лопатка;
- баночка с мыльной смесью;
- термос с горячей водой;
- кормушки для птиц и корм
Основные понятия урока:
- ледяной кристалл;
- симметрия;
- экология;
- хлопья;
- иней;
- оттепель;
- наст;
- снегопад.
Интеграция:
- география;
- физическая культура;
- чтение.
Ожидаемый результат:
Учащиеся углубят и расширят знания о снеге(снежинках), научатся наблюдать живую природу в естественных условиях, понимать взаимосвязь живой и неживой природы.
Предварительная работа учителя:
- Составление маршрута следования в парк;
- ознакомление с планом местности, с отдельными элементами природы по намеченному маршруту;
- разработка индивидуальных заданий для учащихся, обратив особое внимание на самостоятельную работу во время экскурсии.
- наметить содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений;
- последовательность проведения отдельных частей экскурсии;
- установить места для коллективных и самостоятельных наблюдений, отдыха детей.
Предварительная работа учащихся:
- Ученики заранее узнают тему экскурсии, куда пойдут и зачем;
- повторяют правила поведения на улице и на природе;
- должны выучить стихи, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы о зиме;
- должны правильно одеться в удобную одежду по сезону и в зависимости от погоды.
Маршрут экскурсии:
Улица Московская;
Улица Набережная;
Софийский бульвар
Колонистский пруд
Отдельный (Нижний) парк.
№ | Содержание урока | Действие педагога | Действие обучающихся |
1. | Организационный момент | Учитель предлагает детям остановиться, и посмотреть вокруг. Затем просит прислушаться к лесной тишине, полюбоваться красотой зимнего пейзажа, а природа взамен наградит их своими волшебными силами, поднимет настроение, укрепит здоровье. | Дети осматриваются в окружающей обстановке. |
2. | Вводная беседа. Сообщение темы урока: «Зимняя фантазия» | Учитель спрашивает об ощущениях детей от зимнего леса, о наблюдениях. Учитель говорит о том, что многие поэты, писатели, художники любили зиму и в произведениях отображали ее красоту. Читает стихотворение C.Державина «Снег летает и сверкает…» Учитель предлагает детям вспомнить стихи и загадки, пословицы, поговорки о зиме, выученные заранее.
| Дети делятся впечатлениями, своими ощущениями и наблюдениями; читают стихи, загадывают загадки. |
3. | Основная часть Коллективное наблюдение | Учитель читает выдержку из прозы Ю. Куранова «Как опускаются на сугроб снежинки?..» Затем предлагает отгадать загадки, рассказывает об образовании снежинок, Лопаткой берет снег и просит учащихся рассмотреть снежинки, обращая внимание на их форму, симметричность расположения лучей, на их красоту и неповторимость. Затем учитель раскапывает сугроб (делает лопаткой отвесный срез). Предлагает детям определить, как часто зимой были снегопады и оттепели (по чередованию плотных и рыхлых слоев). Учитель помогает подметить и осознать характерные признаки явлений, поясняет. | Дети отгадывают загадки, рассматривают снежинки, сравнивают, находят отличия и сходство, устанавливают связь между явлениями природы и делятся своими впечатлениями о наблюдениях, отвечают на вопросы и делают выводы. |
3.1 | Беседа. Демонстрация опытов, создающих проблемную ситуацию. | Учитель рассказывает о взаимосвязях в природе, называет народные приметы о зиме, проводит опыты: Опыт№1 «Образование кристаллов», Опыт№2 «Образование инея» | Дети слушают рассказ учителя, Высказывают предположения и делают вывод с помощью учителя, что пары влаги кристаллизуются на морозе. |
3.2 | Игра «Я знаю» | Учитель просит детей рассказать: знаю о снеге (снежинке)… свойства снега, умею…, наблюдаю…, рисую… | Дети рассказывают, используя личный опыт, о том, что они знают о снеге, о зимних развлечениях, о наблюдениях за сосульками, за снегопадом и т, д. |
4. | Физминутка | Учитель делает дыхательные упражнения, просит детей попрыгать и побегать для согревания. | Учащиеся выполняют упражнения. |
5. | Самостоятельная индивидуальная деятельность детей (опытно – исследовательская). | Учитель загадывает загадки, стимулирует детей, предлагая им стать исследователями в лаборатории. Выдает карточки с заданиями каждой подгруппе. 1 группа: рассмотреть сугробы, где их намело и почему? Какие деревья остались на зиму с листьями (хвоинками)? Найдите и укажите эти деревья. 2 группа: найдите ель и сосну, чем сосна отличается от ели? Учитель оценивает выполненные задания по баллам. | Дети делятся на 2 подгруппы и выполняют самостоятельно задания, указанные в карточках. Определяют хвойные деревья по алгоритму №1: 1. по хвоинкам. 2.по коре. 3. по плодам. 4. по веткам. Отличие ели от сосны по алгоритму №2: 1. по хвоинкам 2. по шишкам 3. по нижним веткам. В случае затруднения, учитель в помощь дает иллюстрации с дидактическим материалом. Дети делают вывод на основе полученной информации, используя свои знания и опыт. Представители групп докладывают о выполненной работе. |
6. | Заключительная часть. Подведение итогов. | Учитель просит учеников объяснить название темы экскурсии: «Зимняя фантазия»; подводит некоторые итоги, констатирует, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Учитель напоминает ,что природу необходимо беречь, заботиться об обитателях леса, и предлагает развесить принесенные кормушки для птиц. | Учащиеся высказывают свое мнение, делятся впечатлениями от экскурсии; развешивают кормушки и насыпают в них корм. |
7. | Домашнее задание | Рассказать родителям о том, что видели на экскурсии интересного и чем занимались. Нарисовать зимний пейзаж или снежинки к следующему уроку. | |
№ | Содержание урока | Действие педагога | Действие обучающихся |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 |
№ | Содержание урока | Действие педагога | Действие обучающихся |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 |
№ | Содержание урока | Действие педагога | Действие обучающихся |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 |
№ | Содержание урока | Действие педагога | Действие обучающихся |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "
Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....
Проект урока русского языка с использованием технологии проблемного обучения по теме :"Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ"( 7 класс).
Проект урока с использованием современных образовательных технологий....
конспект урока изо по теме "Зимний парк".
Конспект обобщающего урока по темам: "Парки, скверы, бульвары", "Ажурные ограды", "Фонари на улицах и в парках". На уроке дети обобщают знания по двум первым темам и продолжают знакомиться с рол...
Конспект урока английского языка в 9 классе Проблемно-диалоговое обучение Тема: «Матери и дети»
Цель урока: развитие творческих способностей, активизация процесса мышленияЗадачи урока: повторить образование степеней сравнения прилагательных, посмотреть эпизод фильма на английском языке, проанали...
План-конспект урока-экскурсии в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». ( повторение и обобщение темы «Наречие»).
В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Наречие"....
Конспект урока в 9 классе с использованием проблемного метода обучения на тему« Знакомство с неофициальной лексикой. Правила составления отзыва на книгу, фильм» .
Цели урока:ознакомить учащихся c правилами составления отзыва на книгу, фильм, пьесу.ознакомить с выражениями неофициального стиля, используемого при написании отзыва.ввести новую лексику (прилагатель...
Конспект урока английского языка с применением технологии проблемного обучения
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельно...