Конспект занятия "Хохлома"
учебно-методический материал по теме

Конспект открытого занятия по теме "Хохлома"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ГСУ АО «СРЦ для несовершеннолетних. Харабалинский район.

Астраханская область»

Эстетические занятия в системе развития и коррекции эмоциональной сферы социально - дезадаптированных детей.

Выполнила: воспитатель

Попова Татьяна Николаевна

2011 год

Коррекция эмоциональной сферы и познавательное развитие детей является актуальной проблемой. Поскольку эти составляющие влияют и на формирование личности ребёнка, и на процесс обучения; на взаимоотношения с окружающими людьми.

Плодотворно решать коррекционные задачи возможно в ходе изобразительной деятельности. Чтобы обеспечить эмоциональную включённость детей в процесс обучения, стараюсь строить свои занятия в форме диалогового общения, давая детям возможность, в полной мере проявить имеющиеся знания и выразить свои мысли и чувства в рисунке. Эмоциональное развитие является первоосновой всего психического здоровья.

Структура каждого занятия гибкая и зависит от желаний и готовности детей. Обязательно использование музыки, наглядного материала, игр. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны- дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворения от этой деятельности.

Дидактические игры обогащают детей новыми знаниями, заставляющими напрягать ум, развивают интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство, любознательность, уверенность в своих суждениях, радость от найденного решения – все эти эмоции являются необходимой частью мыслительной деятельности.

 Структура каждого занятия включает следующие элементы:

  1. Создание эмоционального настроя;
  2. Релаксационные упражнения;
  3. Упражнения, игры на развитие познавательных процессов;
  4. Подвижная игра;
  5. Прощальное «прикосновение» друг другу.

Главная цель изобразительной деятельности – формирование у ребёнка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением проблемных ситуаций. Дети из неблагополучных семей имеют ряд специфических особенностей. Для таких детей характерно: повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность. Анализ рисунков помогает понять страхи, желания, конфликты, стремление ребёнка, позволяют диагностировать психическое состояние, успешно корректировать его.

Использование рисуночных методов (Рисунки на тему «Свободный ребёнок», «Дорога в школу», «Какой я сейчас», «Каким я был маленьким») создаёт положительный эмоциональный фон, способствует снятию напряжения и установлению более тесного контакта. Беседа с каждым ребёнком после завершения работы позволяет корректировать эмоциональную сферу, корректировать недостатки, имеющихся навыков и умений.

Создание правильных установок, чёткой организации деятельности требуют дети с проявлениями дезадаптации. Из расстройств поведения чаще встречаются психическая заторможенность и психическая расторможенность.

Заторможенность проявляется в снижении активности, медлительности, робости, несамостоятельности. Отмечается трудность переключения с одной формы деятельности на другую. Но если увлечь таких детей и работа будет для них интересна, то они преображаются, становятся оживленными. Их просто не узнать. Выразительное лицо, подвижная мимика, озорные глаза. У детей с психическим расторможенностью не хватает усидчивости, терпения, они не могут долго заниматься одним делом. У них наблюдается частые колебания настроения, ссоры с другими детьми. Занятия по изобразительной деятельности позволяют корректировать недостатки психического развития. У детей развивается способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Занятия способствуют концентрации и коррекции внимания, так же развивается художественный вкус, умения анализировать. Все эти качества дают возможность самовыразиться в рисунках, в которых дети «выплёскивают»то, что хотят и как хотят.

Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть на празднике. Цели праздника:

  1. Создать зону психологического комфорта;
  2. Развить творческие способности;
  3. Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.

Система праздников создаёт духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе детей, где ребёнок органично познаёт новые образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Подготовка к празднику требует активной мысли, направленной на восприятие содержания праздника. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремление активно реализовать себя.

Особую ценность представляют коллективные виды работ. Усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения. Распределяя работу и обязанности между членами коллектива, дети оказывают помощь друг другу, чувствуют ответственность за порученное дело. Важно при этом добиваться хорошей доверительной атмосферы в общении с детьми. Я прилагаю усилия к тому, чтобы знания и навыки способствовали развитию уверенности, самоутверждению, чтобы не потерялась индивидуальность ребёнка, для этого нагрузку и задания дифференцирую с учётом способностей и личностных пристрастий. Чем раньше ввести ребёнка в мир искусства, живописи, поэзии, музыки, тем раньше найдётся отклик в чувствительной душе ребёнка. Развивать умение увидеть то, что не увидели другие, понять то, что не поняли другие. Откуда такое умение? Где его источник? Он - в способности человека удивляться. Эстетические  переживания прививают вкус к прекрасному.

  1. Музыкальные занятия (разучивание песен, речёвок, приветствий, частушек), игра «Угадай мелодию»;
  2. Занятия по изобразительному искусству (рисование, лепка, работа с природными материалами);
  3. Спортивные занятия (физкультминутки, подвижные игры, эстафеты, соревнования);
  4. Выходы на природу, экскурсии, походы.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости – это путь через фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Мы используем возможность кукольного театра. Прежде всего кукла помогает установить контакт с ребёнком, особенно если он закрепощён, эмоционально зажат, маленькая кукла вызывает меньше страха и с ней ребёнок быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым.

Ребёнок с удовольствием берёт в руки кукольного героя и от его лица рассказывает о собственных мыслях. Таким образом, с помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания.

Опосредуя куклами, взаимодействие с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети примеривают на себе разные модели социального поведения. Играя роль волка или медведя, ребёнок может выразить агрессию, играя роль зайчика – осторожность, играя роль петушка – решимость и храбрость. Это важно для того, чтобы, став взрослым, ребёнок мог вести себя по-разному и в зависимости от ситуации проявлять и терпеливость, и настойчивость, и доброту.

Работа с куклой способствует психокоррекции детей. Нужно сделать так, чтобы каждый ребёнок после цикла занятий по театральному искусству смог сам, от своего имени выступить перед залом, громко произнести тест и услышать в свой адрес аплодисменты. Ведь сколько встречается детей, которые панически робеют, теряются, когда нужно выйти к доске и публично, перед всем классом ответить урок. Так, что со временем по мере развития артистических возможностей ребёнка, кукла на сцене должна уступить ему место.



Предварительный просмотр:

Презентация.

Рано или поздно перед каждым из нас возникает дверь, открыв которую, мы попадаем в удивительный мир искусства. И право открыть эту дверь или пройти мимо нее есть у каждого человека.

Я, Попова Татьяна Николаевна , воспитательно-  социально –реабилитационного центра г.Харабали такую дверь для себя открыла! И однажды открыв эту дверь для себя, я решила провести еще кого-нибудь, с кем можно было бы жить и творить в удивительном мире искусства

Жизнь прекрасна! Так начинаю я свой день. Каждый день с улыбкой я захожу в свою группу, где меня ждет встреча с чудом. Их у меня 16! Вот оно чудо!! Мне очень повезло, ведь  у меня есть уникальная возможность, окунаясь в детские мечты возвращаться в детство, в удивительный и загадочный мир сказок. Вы скажете: «Не может быть!» Может! Ведь я же воспитатель! Спеша на работу, я думаю о том, как много мне надо успеть за этот день. А главное, как не встать над ребенком, а быть всегда рядом с ним.

Когда грустно, когда не получается нарисовать солнце, когда шнурки так не хотят завязываться. Как не серьезно рассказать о серьезных вещах.

Самое главное для меня – это любовь к детям. Я должна понимать, что являюсь не только информатором знаний, но, прежде всего я должна увидеть в каждом ребенке - человека. Я стремлюсь научить детей любви, любви к ближнему, к родине, чувству долга, ответственности, умению сочувствовать и сопереживать. Дети рано начинают воспринимать окружающий мир, и чтобы они смогли по настоящему оценить увиденное, отличить подлинную красоту от пестроты и пошлости, необходимо учить их этому. Поэтому я выбрала тему «Эстетическое воспитание детей посредством приобщения к творческой деятельности». В своей работе в этом направлении я пользуюсь методиками и рекомендациями следующих авторов: «мастерская юных художников» И.В. Тюфановой, «Приглашение к творчеству» Н.В. Дубровской, «Коллективное творчество дошкольников» Т.С. Комаровой, И.А. Лыкова «программа художественного воспитания, обучение и развития детей  2-7 лет», «Цветные ладошки». Я придерживаюсь современной классификации методов, авторами которых являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

информационно-рецептивный;

репродуктивный;

исследовательский;

эвристический;

метод проблемного изложения.

Для поддержания активности ребенка целесообразно чередовать виды занятий: лепка, рисование красками, рисование мелками и др. Полезно также сочетать занятия с сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме. Например: нарисовали тигра и спрятались от него под стол; слепили персонажи сказки и разыграли ее сюжет; нарисовали дерево, а теперь встанем и потянемся руками – веточками к солнышку.Проведя диагностику, я для себя сделала вывод, что эта тема актуальна и результативна. Чем раньше ребенок познает радость и красоту творческого труда, тем больше уверенности, что из него вырастет умелец, которому будут чужды лень и праздность. Дети, поступающие к нам в центр, требуют к себе особого отношения. Ведь они перенесли на своем коротком  веку немало потрясений . С одной стороны, эти дети требуют к себе внимания и ласки, с другой – отличаются грубостью и агрессивностью. И развитие человечности- является целью педагога, а красота- прямой и может быть самый короткий к ней путь.

Я верю, что зло и подлинная красота несовместимы! Человек, стремящийся к  красоте, не способен совершить плохого. Все дети любят рисовать. Вот и решила познакомить своих воспитанников с удивительным миром красок и цветов. В этом мне помогли занятия по росписи. Прежде всего, на занятиях необходимо создать хорошую эмоциональную атмосферу, заинтересовать ребят. Такими стимулами могут быть: Сказки, песни, загадки, игра, которая является основным видом деятельности, сюрпризный момент, просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, музыкальное сопровождение. Изучая роспись, рассказываю детям о промысле, показываю иллюстрации, открытки вырезаем и расписываем различные предметы. Дети в группе все разные, каждому нужно подобрать свой ключик, поэтому задание дифференцирую с учетом способностей и личностных пристрастий.

Одни придумывают узор и расписывают свое изделие сами, другие работают по образцу, кому- то я сама рисую элементы росписи, а дети старательно и аккуратно раскрашивают. Как приятно видеть радостные лица девочек, восхищенный взгляд. Ведь они даже не думали, что могут сотворить такую красоту своими руками. Стремительность и порывистость Марии сразу обращает на себя внимание.  Ее можно выделить  по энергичной жестикуляции. Обычно при общении, она быстро переминается с ноги на ногу («бег на месте - шутят товарищи»), говорит торопливо, захлебываясь словами, часто срывается по малейшему поводу. Но на занятиях девочка раскрывается, словно бутон цветка, совсем  с другой стороны. Тонкая эмоциональная чувствительность позволила Марии добиться успехов в рисовании. А вот Оля – застенчивая и робкая, она даже ходить старается незаметно. Впечатление такое, что она ждет чего - то неприятного и боится этого. Глубоко переживает по малейшему поводу: безобидная шутка или легкая ирония в ее адрес вызывает обиду. Постепенно я увлекла девочку вышиванием. Она преобразилась, стала оживленной. Умело, вышивая узоры, Оля завоевала авторитет среди товарищей. Они не профессионалы, они не художники, не артисты! Они обычные дети, которые весьма недурно рисуют и исполняют довольно сложные произведения. Они любители - от слова любить, они – ценители - ведь каждый любитель ценит, то что любит, они- пониматели  и планомерно  с чувством радости  и удовольствия пытаются достичь своих творческих вершин. С тех пор как я начала работу с детьми по нетрадиционной технике рисования, при моем появлении первая реакция детей - радость и немедленный вопрос: »Что мы будем сегодня рисовать, и чем?»  Вот основные техники, которые я использую: точечный рисунок, тканевые изображения, рисование ниткой, рисование ватой, рисование перьями, рисование ладошкой, метод ниткографии, кляксография.  Помните, как Буратино расстроил Мальвину тем, что поставил на лист бумаги огромную чернильную кляксу, за  что и был отправлен в чулан.  Просто Мальвина, не знала, что существует такой замечательный способ рисования, как кляксография. Не стоит недооценивать ее, ведь кляксография помогает передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы с красками, кистями. Она отлично развивает творчество, будоражит фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие. С детьми мы придумываем названия получившимся изображениям. Это умственная работа способствует интеллектуальному развитию. Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать  с красками, создать необычные образы. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Творческий процесс это настоящее чудо. В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь.  Я должна дать каждому ребенку ключик, от той заветной двери, которая хранит все тайны его природы. Подарите такой ключик каждому ребенку и наш мир станет богаче на сотни, тысячи художников. Кредо  ин унум хомо ! Верую, верую в человека, единого и цельного просвещенного любителя, ценителя, понимателя, гармоничного и способного к радости. Верую в человека радости, ищущего и радость другим дарящего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...