Народные промыслы в современной жизни
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Михайлюкова Светлана Алексеевна

Урок изобразительного искусства для учащихся 5 классов. Разработан в соответствии с ФГОС ООО.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».

Тип урока: рефлексии

          Цель урока: создать условия для определения  роли и места народных промыслов в современной жизни

Задачи урока:

Предметные: обобщить и углубить знания учащихся о народных промыслах, полученные в курсе  изучения изобразительного искусства.

Личностные: развивать творческий вкус, создать атмосферу для творческих заданий.

Метапредметные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Материалы и оборудование:

  1. ТСО: компьютеры, мультимедиа – проектор, экран;
  2. компьютерная презентация-тест «Народные художественные промыслы»; «Предметы быта»
  3. классная доска;
  4. фигуры из глины, разделочные доски, деревянные ложки, стеклянные бутылки, гуашь, кисти

   Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин.): приветствие,  зарядка.

  1. Повторение изученного

Внимание на экран

- просмотр слайдов «Предметы быта»(2 мин)

Вопросы: Чем отличаются предметы друг от друга?

( в первом случае предметы скучные, а во втором предметы расписные, красивые)

-А чем же можно украсить предметы народного быта? Для чего?

(росписью,  для красоты, чтобы русские народные промыслы нашли свое применение и в современной жизни)

        В современной жизни, люди упрямо стремятся сохранить прошлое. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется.

        Наше национальное декоративно-прикладное искусство славится своими традициями, промыслами. Так давайте теперь сформулируем тему нашего урока (Роль народных промыслов в современной жизни)

             На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов – места, где сложился и развивается определенный вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы.

Сегодня у нас работают художественные мастерские, которые будут представлять центры народных промыслов. Перед тем как приступить к практической работе нужно проверить и закрепить свои знания, в этом  нам поможет тест. Попрошу всех занять места за компьютерами, а мои помощники «инфознайки» окажут вам техническую помощь. (работа по тесту)-5 мин.

  1. Практическая работа.30 мин

Учитель:

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Старшие мастера представьте, пожалуйста, центр народного промысла, роспись которого вы будете выполнять. Старшие мастера, подойдите, пожалуйста, к столу и выберите только те краски, которые необходимы вам для работы.

- Ребята, а что необычного вы видите на ваших столах? (компьютерная мышь),

- Для чего мы ее расписываем? (показать, как можно применить роспись в современной жизни)

 Приступаем к работе (во время работы учитель читает стихи, звучит музыка)

Учитель: Велика Россия наша,

                 И талантлив наш народ,

                 О Руси родной умельцах

                 На весь мир молва идет.

 

                 Золотая Хохлома,

                 Ей не налюбуются.

                 И в Париже, и в Нью-Йорке

                 Хохлома красуется.

 

                 Любовались гости чудом,

                 Громко восхищалися,

                      Городецкой красотой

                      Сраженные осталися.

                

                     В Гжели делают посуду.

                     Столько радости для глаз!

                   Подрастают мастерицы,

                   Может быть, и среди нас.

              

                     Вы не просто детвора,

                 Вы ребята – мастера.

  1. Подведение итогов урока.

 Рабочий день наших мастерских подходит к концу. Мастера представьте свои работы  (показ работ учащихся)

 

- Ребята, кому бы вы хотели подарить свои работы?  Почему? (вернуться к слайдам презентации 1)

     Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Произведения, созданные нашим народом, хранятся в музеях, показываются на выставках, служат образцами на производствах традиционных промыслов и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее.

      А ваши  работы украсят нашу выставку.

Спасибо за работу, вы все справились с заданием и получаете оценку «отлично».

Используемая литература и сайты:

- pedsovet.su Дудко О.В.- обобщающий тест «Народные промыслы. Виды росписей»

Директор МОУ СОШ №3 им. В.Н.Щеголева                 Мальцева Л.Д.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе

Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»

Тип урока: рефлексии

 Цель урока: создать условия для определения  роли и места народных промыслов в современной жизни

Задачи:

Предметные: обобщить и углубить знания учащихся о народных промыслах, полученные в курсе  изучения изобразительного искусства.

Личностные: развивать творческий вкус, создать атмосферу для творческих заданий.

Метапредметные: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Планируемые результаты:

Учащийся научится применять изученные навыки  при выполнении творческих заданий.

Основные понятия:

Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы: Гжель, Дымково, Хохлома, Городец, Жостово.

Организационная структура урока

Этап урока



Деятельность учителя



Деятельность ученика

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

2

5

6

8

9

10

1

Организацион-ный этап

Приветствие  учащихся.

Проверка  учителем готовности класса            к уроку; организация внимания;





Подготовка рабочего места, умение работать по предложенному учителем плану


Умение слушать и вступать в диалог

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

2

Актуализация знаний

Создает ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод

Вспоминают названия ДПИ..

 Отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы. Объясняют важность сохранения художественных народных промыслов в современных условиях.

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Самоопределение

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Вместе с учениками определяет цель урока.

Определяют цель урока, план выполнения заданий.

Постановка и формулирование проблемы. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Самоопределение

4

Закрепление материала

Контроль выполнения задания учащимися.

 Электронное тестирование. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Поиск и выделение необходимой информации, использование знаково-символических средств.

Выполнение пробного учебного действия. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Умение работать самостоятельно

Позитивная самооценка. Стремление к успешности в учебной деятельности.

5.

Контроль и коррекция знаний

Проверка выполненных заданий.

Самооценка.

Адекватное понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности, позитивная самооценка, стремление к успешности.

6

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.


Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

7.

Практическая работа

Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении творческого задания.

Выполняют задания в группах.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция


Интегрироваться в группу;

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

Профессиональное   самоопределение,

смыслообразование


участие в коллективном обсуждении проблем.

Позитивная самооценка

8.

Рефлексия учебной деятельности

Организация защиты творческих работ.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Доказательство.

Умение определять степень успешности своей и чужой работы.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Самооценка на основе критерия успешности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по изо 5 класс "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Тест   по теме " Роль народных художественных промыслов в современной жизни"   .Использован материал из сборника: Изобразительное искусство 5-8 класс , автор О.В.Свиридова...

Презентация "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Презентация "Роль народных художественных промыслов" содержит обобщающий материал о древних образах в народном искусстве и их использовании в современной жизни....

Занятие в ГПД: Народные художественные промыслы в современной жизни. Роспись кухонной доски.

Это занятие можно проводить не только в преддверии праздника 8 Марта. Дети обожают рисовать узоры, как первоклашки. так и учащиеся старших классов. Поверьте. Поэтому эту работу можно проводить каждую ...

Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"

Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...

Технологическая карта урока по теме "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"

Урок изобразительного искусства в 5 классе, включает технологическую карту и иллюстрации для слайдов презентации....

Раздел: Связь времён в народном искусстве. Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».

Урок проводится в необычной обстановке, ребята разбиваются на небольшие группы (артели), а сам кабинет представляется как творческая мастерская, как на Русив давние времена. Ребятам рассказывается об ...