Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5_kl_rab_progr_2011.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ягодная Поляна» ____________ /Чикунова С.М./ «___»____________200___г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ягодная Поляна» ____________ /Фёдорова Т.И./ «___»___________200___г. Приказ от «___»_________200__г.№____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету изобразительному искусству в 5 классе
на 2011 – 2012 учебный год
Составитель:
Хохлова Юлия Николаевна,
учителя изобразительного искусства
I квалификационной категории
Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство»
Данная рабочая программа курса изобразительного искусства адресована учащимся 5 класса основной общеобразовательной школы, разработанная на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству. Программы курса для 5-7 классов общеобразовательных учреждений (автор Б. М. Неменский, Н. В. Гросул, 2004.) и государственного образовательного стандарта. Данная программа является составной частью учебного плана МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна» и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы.
Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.
цель преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.
Задачи художественного развития учащихся в 5 классе
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве предполагает:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на ее красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
- формирование художественно-творческой активности личности.
- Дети должны:
учиться анализировать произведения декоративно-прикладного искусства проявляя самостоятельность мышления;
творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами; художественная фотография и видеосъемка.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа это базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5—9 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.
В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.
5 класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», авторы Б. М. Неменский, Н. В. Гросул, 2004.
В тематическом плане реализуется модифицированная программа «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», авторы Б. М. Неменский, Н. В. Гросул, 34 часа. Рассчитана на один год обучения, 1 час в неделю.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный – в 5 классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.
Тематический план ориентирован на использование:
• учебника:
– Н.А. Горяева, О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - Москва «Просвещение» 2006 г.
• дополнительных пособий для учителя:
– Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 1998;
– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1998;
– Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище. – М.: Просвещение, 1965;
– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агар, 1998;
– Фомина, Н. Н. ИЗО и художественный труд. 5–8 классы. – М.: Просвещение, 1995;
• дополнительных пособий для учащихся:
– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,
– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,
– Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
– Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
Учебно – тематический план
(34 часа, 1 час в неделю)
№ | Тематический блок | Кол-во часов в год |
1 | Тема «Древние корни народного искусства» | 12 |
2 | Тема «Связь времен в народ ном искусстве» | 10 |
3 | Тема «Декор, человек, общество, время» | 12 |
Итого: | 34 |
Календарно – тематический план
№ п/п | Название темы раздела | Кол-во часов | № урока | Тема и тип урока | Домашнее задание | дата | |
план | факт | ||||||
1 | Тема «Древние корни народного искусства» | 12 | |||||
1 | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы | подбор иллюстративного материала по теме «Народное жилище. Изба» | |||||
2-3 | Декор русской избы. «Внутренний мир русской избы» | набор репродукций по теме «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках | |||||
4-5 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу» | Сбор иллюстративного материала | |||||
6-7 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце | подбор материала по теме «Народные вышивки» | |||||
8-9 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | сбор иллюстративного материала о русском народном костюме. | |||||
10 | Народный праздничный костюм | Подобрать материалы для изготовления кукол-берегинь. | |||||
11-12 | Изготовление кукл-берегинь в русском народном костюме (урок-практикум) | подбор материала о глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь) | |||||
2 | Тема «Связь времен в народ ном искусстве» | 10 | |||||
1-3 | Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки | современным народным промыслам, подбор иллюстрации по темам: Гжель, Городец, Жостово | |||||
4-10 | Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово. Городец, Хохлома | Сбор иллюстративного материала о русском народном костюме, На родные вышивки | |||||
3 | Тема «Декор, человек, общество, время» | 12 | |||||
1 | История возникновения матрёшки. Различные виды матрёшек их отличительные черты. Рисование матрёшки. | подбор материала о современной моде | |||||
2-3 | Зачем людям украшения. Русский костюм и современная мода История создания Павловских платков, вологодских кружев и др. видов народного промысла | сбор иллюстративного материала по народным праздникам | |||||
4-5 | Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод» (урок-практикум) | Групповая поисковая работа «Народные промыслы родного края» | |||||
6 | Народные промыслы родного края (урок-конференция) | подбор иллюстра- тивного материала по ДПИ Древнего Египта | |||||
7 | Декор и положения человека в обществе | подбор иллюстративного материала о ДПИ Древней Греции | |||||
8 | Одежда говори о человеке | Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение» | |||||
9 | 0 чем рассказывают гербы и эмблемы | ||||||
10-11 | «Красота земли родной» (обощающий урок-праздник, урок-практикум | ||||||
12 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок-викторина) | ||||||
Итого: 34 часа |
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Формирование художественных знаний, умений, навыков
Учащиеся должны знать:
— истоки и специфику образного языка декоративно -прикладного искусства;
— особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, ПолховМайдан, Жостово, а также местные промыслы);
— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы ХУII века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
— выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
— применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
— умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
— уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
— умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
— создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
— владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
— владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
(базовый уровень)
Учащиеся должны знать:
• основные виды декоративно-прикладного искусства;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
• выдающихся представителей русского и зарубежного декоративно-прикладного искусства;
• народные промыслы нашей страны и родного края .
Учащиеся должны уметь:
• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
• анализировать содержание произведений декоративно-прикладного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
• ориентироваться в основных явлениях русского декоративно-прикладного и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• восприятия и оценки произведений искусства;
• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Список литературы
(основной и дополнительной)
Список литературы, использованной при подготовке программы
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
4. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
5. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
9. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
10. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
11. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.
12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
17. Рылова, Л. Б. ИЗО в школе. – Ижевск, 1992.
18. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
19. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
20. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
21. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
22. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
23. Шатских, А. Казимир Малевич. – М.: Слово, 1996.
24. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М.: Агар, 1998.
25. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. – Воронеж: Учитель, 2003.
Список литературы рекомендованной для учащихся
- Альманах «Искусство в школе» / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. - Самара, 1997.
- Блаватский, В. Д. История античной расписной керамики. - М.: Издательство московского университета, 1953.
- Варьянец, А. М. Вариации прекрасного. Мировая художественная культура: учебное пособие. -М.: Издательский центр «Аз», 1997.
- Кошельков, Н. А. Филимоновская расписная игрушка. - Ленинград: Художник РСФСР, 1976.
- Леонтьева, Г. А., Шорин, П. А., Кобрин, В. Б. Ключи к тайнам КЛИО. - М.: Просвещение, 1994.
- Отблески. Вып. № 4. - М.: Молодая гвардия, 1981.
- Педсовет. Искусство первобытного общества. -№ 8. - 1998.
- Русский дом / Институт повышения квалификации работников образования. - Самара, 1995.
- Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI-XVII веков. - М.; Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997.
- Сидоров, В. Жостовский букет // Юный художник. - № 8. - 1978.
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: - учебник для учащихся 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.
- Стебловская, Л. П. Учитесь рисовать. - Киев: Радянська школа, 1980.
- Сурьянова, Н. Синие цветы Гжели. - М.: Малыш, 1987.
- Шаг за шагом. «Азбука искусств», «Открытый мир». - М., 1995.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство во 2 классе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984.
- Штрихи времен. Одежда для работы и отдыха. - М.: РОСМЭН, 1994.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. - М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: История моды. - М.: 000 «Фирма «Издательство ACT», 1998.
Образовательные диски
«Народное искусство»
Диск 1 А, 1Б
Диск 2А, 2Б
Диск 3А, 3Б
Диск 4А, 4Б
Диски с презентациями по декоративно-прикладному искусству
Лист внесённых изменений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...