РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Масалова Евгения Николаевна

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»


«Согласовано»



Руководитель РМО


_________/______/

                      ФИО


Протокол № ___        от «__»___  201__г.


«Согласовано»


Заместитель

руководителя по УВР

МОУ «Рсош №1»


________/                   /

      ФИО


«__»_________2001__г.


«Рассмотрено»


На заседании

Педагогического

совета




Протокол № ___

от «__»___ 201___г.


«Утверждено»


Руководитель МОУ «Рсош № 1»


________/ТкачёвВ.Н./

                   ФИО


Приказ № ___

от «__»____201___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

Масаловой Евгении Николаевны (2 категории)

Ф.И.О., категория

изобразительное искусство,  7 класс

Предмет, класс и т.п.

на 2011 - 2012 учебный год

п.Ракитное 2011г.

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по изобразительному искусству для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий8 разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, литература и приложение.

Общая характеристика учебного предмета

 «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств  на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика,  скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. 

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического  переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску  истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного  переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд,  и оптимальный вариант её реализации происходит за 1 час в неделю. Формой проведения занятий по программе является урок. Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества.

  1. Урок - сообщение новых знаний, где кроме уроков-лекций можно широко использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему  о творчестве художников На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал, отстаивать свои взгляды, слушать друг друга.
  1. Комбинированные уроки:

а)        сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями.

Учащимся предлагается работа по определенному образцу (урок «Шрифт», где выполняются тренинговые упражнения по выполнению различных шрифтов).

б)        сообщение новых знаний +практикум: импровизация.

При изучении темы «Книга по искусству» учащиеся изготавливают титул, иллюстрацию к литературному произведению, экслибрис.

3. Обобщающие уроки:

а)        уроки-викторины. Например: «Плакат».

б)        урок-игра «Моя будущая профессия».

в)        урок-путешествие позволяет обобщать большое количество
материала и используется часто при изучении объемных тем, например, «Историческая тема в живописи. Былины».

Для формирования основ творческой деятельности учащихся на уроках стоит использовать следующие этапы работы:

  1. Знакомство с произведениями искусства должно быть впечатляющим. Это достигается их эмоциональной характеристикой, построенной на образных сравнениях, литературно-музыкальных ассоциациях. Примером может служить использование литературного и музыкального ряда при проведении урока по теме
  2. После создания хорошей эмоциональной атмосферы можно переходить к творческой работе. Для этого используется литературный ряд: загадки, стихи и отрывки из литературных произведений, сказки, легенды.
  3. Проверку качества знаний и усвоенного на уроке или по теме целесообразно проводить в игровой форме: игра «Внимательный слушатель» по итогам урока-лекции; решение тематических кроссвордов.

4.        В домашнее задание стоит включать игровые моменты и
творческие задания: поисковая работа, самостоятельное составление кроссвордов по теме, например, «Народный костюм», или составление  вопросов для КВН.

На обобщающих уроках ярко просматриваются элементы диалога. Чтобы диалог с учениками состоялся, можно включать в учебный процесс элементы театрализации и создавать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся. Эмоциональным и содержательным дополнением при этом является введение музыкального и литературного ряда.

В процессе работы количество наглядного и иллюстративного материала, созданного руками учащихся, год от года растет. Этому способствуют ежегодные творческие отчеты в рамках общешкольного праздника «Город мастеров». Он позволяет повысить качество работ учащихся, так как они выполняют их для общешкольного просмотра. Расписные доски, поделки, игрушки, макеты, аппликации как результаты художественного труда наряду с выставками рисунков дают наиболее полное представление о предмете ИЗО.

Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения. Распределяя работы и обязанности между членами  коллектива, дети оказывают помощь друг другу, чувствуют ответственность за порученное дело.

Важно при этом добиваться хорошей и доверительной атмосферы в общении с учащимися.

Очень важно приложить усилия к тому, чтобы знания и навыки способствовали развитию уверенности, самоутверждению, чтобы не потерялась индивидуальность ребенка, для этого нагрузка и задания для детей дифференцируются с учетом способностей личностных пристрастий и возможностей учащихся.

В конце каждого урока анализируется проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и решение задач урока; проводится итоговая выставка и обсуждение работ учащихся. Желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Дети сами оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы своих товарищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

    Критерии и система оценки творческой работы

1.Правильное решение композиции, предмета, орнамента (организация плоскости листа ,согласование между собой всех компонентов изображения,  выражение общей идеи и содержания).

2.Владение техникой: умение пользоваться художественными материалами, применение выразительных художественных средств в выполнении задания.

3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех вышеперечисленных компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Инструментарий для оценивания результатов

Известно, что успех в творческой деятельности достигается благодаря труду, желанию, эмоциональной активности (талант в сфере художественной деятельности-100%= врожденные природ, наклонности-10%+труд-90% !) Нельзя диагностировать только по графикам и таблицам/ душа, эмоции/. Мы только можем подвести итог деятельности ребенка (за год, за четверть и т. д.) и сравнить с предыдущим результатом. Нельзя сравнивать ученика на разных ступенях развития. Уровни не определяют оценку в баллах.

    «Удовлетворительно»(«3»)-ставится за формальное, стереотипное отношение к работе, в которой ребенок не проявляет творческого интереса, активности.
                «Хорошо»(«4»)-ставится за высказывание своей индивидуальной позиции (независимо от ступени развития), проявление активности в работе, частичной самостоятельности  (требуется помощь учителя). Выполняются основные требования к работе.

     «Отлично»(«5»)-ставится за рождение художественного образа, самостоятельно выполняя работы. Характерна активность в поиске и подборе по теме материала; свободное владение умениями, навыками в определенном задании; знаниями по изученной теме, которые умело используются в художественной деятельности.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности. На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

Раздел IV. Содержание тем учебного курса.

Понимание красоты человека (9 часов)

Человек в живописи, графике, скульптуре(1 час)

Человек – главная тема в искусстве. Искусство в художественных образах отражает представления людей о красоте человека в разные исторические эпохи.

Беседа с показом репродукций и фото.

Выбор тем для изучения. Создание поисковых групп.

Красота фигуры человека в движении (2 часа).

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца 19 – начала 20 века.

Лепка фигуры человека в движении.

Красота согласованности движения людей(1 час).

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.

Схема движения фигуры человека.

Вырезание из цветной бумаги силуэтов фигур людей, создание композиции: «Цирк – гимнасты», «Балет», «Фигуристы».

Учимся рисовать человека с натуры (наброски). (1 час)

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Наброски фигуры человека с натуры (товарищ по классу).

Тематическая композиция: «Моя будущая профессия» (2 часа).

Человек и его профессия. Человек и окружающая среда. Композиция, колорит, аксессуары, характер позы как средства раскрытия задуманного образа.  

Эскиз к композиции: «Моя будущая профессия».

Обобщение темы четверти(1 час).

Представления школьников о красоте современного человека. Выявление того, что из представлений прошлых веков входит в наше видение красоты человека сегодня.

Беседа. Обобщение, итоги четверти.

Ценности повседневной жизни (7 часов)

Процесс создания картины(1 час).

Каждый день, прожитый человеком, оставляет в его душе след. Из обычных дней складывается жизненный опыт людей, поэтому даже незаметные будни представляют для каждого человека ценность. В чем же красота этой жизни? Картина – взгляд художника на мир, она отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Процесс создания картины.

Беседа с показом репродукций.

Процесс работы над станковой картиной: «Мой дом», «Моя семья», «Моя школа» (2 часа). 

Роль сюжета в решении образа. Его отличие от темы и содержания. Картина – итог длительных размышлений и наблюдений художника. Эскиз и сбор материала – две стороны процесса поиска образа картины. Роль живописно - пластических средств в решении образа ( композиция, ритм, свет, форма, цвет и т. д.)

Роль зарисовок с натуры (человек, животные, пейзаж, предметы быта и др.) в решении художественного замысла картины.

Выполнение композиции. Тема: «Ужин», «Завтрак», «Утро (вечер) в моем доме», «Чтении письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и др.

Сюжетная композиция: «К звездам», «В походе». (2 часа).

Роль колорита в раскрытии художественного образа. Значение цвета в выделении смыслового центра. Передача цветом пространства. Последовательность работы над композицией. Приемы переноса эскиза на большой лист.

Изображение сюжетной композиции: «К звездам», «В походе» и др.

Творчество Я. Вермеера(1 час).

Голландия 17 века, расцвет бытового жанра. Изображение бытовых сцен выделилось в самостоятельный жанр искусства. Вермеер Дельфтский (1632 – 1678) – голландский живописец, творчество которого раскрывает поэзию и красоту повседневного быта.

Беседа с показом репродукций.

Творчество А. А. Пластова, И. Е. Репина, П. А. Федотова(1 час).

Биографии художников. Их творчество. Профессия художника – огромный труд, полностью поглощающий его. Ценности личного видения бытовых сцен.

Беседа о творчестве художников с показом репродукций картин.

Великие темы жизни (10 часов)

Художник -  выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени(1 час).

В искусстве отражается борьба разных представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Станковое искусство – раздумье художника, поиск ответа на поставленные жизнью проблемы. В любом произведении искусства главное – чувства, мысли, переживания и отношения художника к разным явлениям жизни.

Беседа с показом репродукций картин.

Графические серии на тему: «Нет войне», «Память», «Жди меня» (3 часа).

История возникновения графических серий. Графические серии – форма активного вхождения художника в жизнь, его протест против несправедливости, насилия, угнетения.

Выполнение отпечатков с клише по теме: «Нет войне», «Память» и др.

Творчество В. И. Сурикова(1 час).

Личность художника, его отношение к жизни, круг его интересов, основные проблемы его творчества. Биография художника.

Ценности личного видения исторических событий. Художник – выразитель чувств и мыслей своего времени. Труд художника тяжелый, труд и физический, и интеллектуальный.

Беседа с показом репродукций.

Историческая тема в живописи. Былины(3 часа).

Отличительные признаки исторического жанра от других. Портрет, натюрморт, пейзаж - элементы исторического жанра. Знакомство с понятием «былина», собирательный образ героев. Выражение идеи, замысел, эскизов. Обсуждение идеи замысла, эскизов, развитие идеи.

Выполнение иллюстраций былин.

Библейские сюжеты(1 час).

Вечные темы в искусстве. Познакомить с понятием – библейский сюжет, библия. Библейские темы в период Возрождения, XVIII-XIX века. Одна тема библии у разных художников.

Эскиз на библейский сюжет «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Рождество» и др.

Подведение итогов III четверти(1 час).

Выставка и обсуждение лучших работ за 3 четверть. Доклады поисковых групп.

Выставка детских работ за четверть. Игра «Кто вперед».

Особенности образного языка плаката, книжной графики (9 часов)

Плакат(3 часа):

Рисунок в плакате(1 час).

Шрифт в плакате(1 час). 

Плакат как особый вид графики. Его специфика и отличие от станковой и книжной графики. Специфика образного языка плаката: ясность, лаконичность образа, броскость, декоративность (смысл плаката должен быть понятен с первого взгляда). Роль текста в плакате, его взаимосвязь с рисунком. Ведущие мастера плаката.

Выполнение плаката на определенную тему («Нет курению, наркотикам, алкоголизму», «Берегите природу, памятники архитектуры», «С праздником!»).

Книга по искусству(4 часа):

Отличие книжной графики от других видов графики. Выдающиеся мастера книжной графики. Отличие книг и альбомов по искусству от других изданий.

Обложка(2 час).

Особая смысловая нагрузка обложки и суперобложки. Средства выразительности обложки: лаконичность, декоративность. Обложка и иллюстрация, обложка и плакат. Роль шрифта на обложке и его взаимосвязь с изображением.

Титул(1 час).

Титул книги – ее визитная карточка. Отличие титула от обложки и других компонентов книги. Виды титулов (контртитул, разворотный титул, шмуцтитул), где, в каких книгах они встречаются; средства выразительности титула, стилевое единство всех компонентов книги.

Шрифт(1 час).

Шрифт и буквица. Место шрифта и буквицы в оформлении книги. Размер буквицы, промежутки и соединения букв. Взаимосвязь шрифта с общим решением листа (с иллюстрацией) в макете. Буквица, ее роль, расположение на листе, связь с общим замыслом оформления.

Изготовление из бумаги книги по искусству.

Экслибрис (1 час).

Экслибрис – из книги. Знакомство с экслибрисом, назначение экслибриса. Экслибрис – знак владельца книги, выражение своего – Я. Развитие навыков работы в различных техниках. Выражение своих интересов через рисунок.

Изготовление экслибриса для книги по искусству.

Обобщение знаний (1 час).

Беседа. Выставка лучших работ. Доклады поисковых групп. Экскурсии по выставке детских работ. Вопросы для проверки полученных знаний по станковым видам изобразительного искусства.

Оформление выставки детских работ.

Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 7 класса.

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- о процессе  работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытии и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.

Учащиеся должны уметь:

-связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

- передавать  в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

- изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;

- выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству;

- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;

- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Учебные столы – мольберты.
  2. Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  3. Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
  4. Экран

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Графический планшет

ТАБЛИЦЫ

  1. Хохлома
  2. Гжель
  3. Дымковская игрушка
  4. Жостово
  5. Введение в цветоведение.
  6. Декоративно-прикладное искусство.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  1. Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  2. Репродукции картин разных художников.
  3. Муляжи для рисования
  4. Серии фотографий и иллюстраций природы.
  5. Фотографии и иллюстрации животных.
  6. Тела геометрические
  7. Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  8. Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  9. Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСКИ

  1. ЭЭ «Музеи мира»,
  2. СД «История искусства»,2004,
  3. СД «Истоки Древней Руси»,
  4. СД «Мировая художественная культура» (2003),
  5. СД «Вивальди. Четыре сезона», «Чайковский. Четыре сезона»(2008),
  6. ЭЭ «Великие музеи мира»,
  7. СД «Учимся рисовать».
  8. СД «Уроки рисования»
  9. СД «Уроки лепки»
  10. СД «Детское творчество»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

  1. Раздаточный материал:
  2. Дымковская, филимоновская игрушки
  3. (шаблоны, индивидуальные карты),
  4. Русский праздничный народный костюм (индивидуальные карты)
  5. Пасхальный сувенир (шаблоны)
  6. Герб и его составные (шаблоны)

Раздел VII. Литература

             Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.

Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Искусство вокруг нас: учебник для 3 кл.. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 142 с.

Л.А. Неменская. Каждый народ художник: учебник для 4 кл., – М.: Просвещение, 2000. – 144 с.

Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство.  Часть первая. 3 – 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 1997. – 112 с.

Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство.  Часть вторая. 3 – 4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 1997. – 128 с.

а) основная литература:

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, - 2-е изд., -Волгоград: Учитель, 2008. -223 с.

Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.

Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.

Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.

Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.

б) дополнительная литература для учителя

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

в) дополнительная литература для учащихся:

Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся второго года обучения. – Киев, Рад. шк., 1989. – 75 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

Раздел VIII. Приложение

Контроль над выполнением программа


Тема


Класс


Форма


Кол-во часов


«Великие темы жизни»


7


Тест


1


«Особенности образного языка плаката, книжной графики»


7


Тест


1

Творческие работы


Тема


Класс


Кол-во часов


Тематическая композиция: «Моя будущая профессия».


7




2



Сюжетная композиция: «К звездам», «В походе».


7


2



Плакат.


7


3



Экслибрис.


7


1

Основные понятия курса 6 класс

Рисунок

Зарисовка

Набросок с натур

Основы изобразительной грамоты

Цвет

Тон

Колорит

Пропорции

Перспектива

Пространство

Объем

Ритм

Композиция

Живопись

Скульптура

Графика

Композиция

Цветовой круг

Свет

Блик

Полутень

Светотень

Собственная тень

Рефлекс

Падающая тень

Натюрморт

Портрет

Виды перспективы

Пейзаж

Экслибрис

Титул

Иллюстрация

Шрифт

Учебно – тематическое планирование

по _______ по изобразительному искусству ____________

           предмет

Классы _____7____________

Учитель __ Масалова Евгения  Николаевна

Количество часов

Всего _35____ час; в неделю __1__ час.

Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов _2__ ч.;

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского

                                программа

Учебник __________________________________________________________________

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература ________________________________________________________________

                                  название, автор, издательство, год издания

Раздел II. Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов


Понимание красоты человека


9


Ценности повседневной жизни


7


Великие темы жизни


10


Особенности образного языка плаката, книжной графики


9


Всего


35

Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение: практических работ - 27; уроков-бесед – 4; обобщающих работ  - 4, из них - 2 уроки контроля.

РАЗДЕЛ III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата

Тема урока

Воспитательные, образовательные и практические задачи урока

Материалы

Зрительный ряд

Задание

Форма урока

Тип урока

I четверть. Тема четверти: «Понимание красоты человека» (9 часов).

1.

1 час

Человек в живописи, графике, скульптуре.

- Воспитание любви к искусству.

-Изучение главной темы искусства – человек.

-Дать представление о красоте человека в разные исторические эпохи. Человек – как высшая ценность общества.

-Просмотр тематических композиций – человек в живописи, графике, скульптуре.

Фото, репродукции с изображением человека в живописи, графике, скульптуре.

Беседа с показом репродукций и фото.


Выбор тем для изучения. Создание поисковых групп.

Беседа

Урок изучения и закрепления нового материала

2-3.

2 часа

Красота фигуры человека в движении.

-Формирование понятий о красоте фигуры человека, пропорциях, динамики движения, выразительности силуэта.

-Знакомство с работой скульптора, материалами (глина, дерево, камень, металл и др.).

-Развитие навыков работы с материалом, изготовление проволочного каркаса, работа способом наращивания. Обработка деталей.

Пластилин, проволочный каркас, стеки.


Фото скульптур Мухиной, Родена, Микеланджело.

Работы учителя и детей.

Лепка фигуры человека в движении.

Практикум

Урок изучения и закрепления нового материала 

4.

1 час

Красота согласованности движения людей.

-Воспитание уважения к различным видам искусства.

-Знакомство с понятием  - силуэт, возможностью аппликации в передачи синхронного движения.

-Беседа о красоте человека в движении. Выбор темы и сюжета.

Бумага белая и цветная, ножницы, клей.

Репродукции и фото с изображением спортсменов, балерин, фигуристов, гимнастов и т.п.

Вырезание из цветной бумаги силуэтов фигур людей, создание композиции: «Цирк – гимнасты», «Балет»,

«Фигуристы».

Практикум

Урок изучения и закрепления нового материала

5.

1 час

Учимся рисовать человека с натуры (наброски).

-Знакомство с понятием – набросок, возможностью языка графики в передаче характера образа.

-Понимание рисунка как способа познания окружающего мира, изучение его.

-Наброски с товарища по классу, рассматривание фигуры с разных точек. Выразительность движений.

Бумага белая, мягкий графически материал (уголь).


Наброски фигуры человека.

Наброски фигуры человека с натуры (товарищ по классу).

Практикум

Урок изучения и закрепления нового материала

6.

1 час

Урок игра «Мир профессий»

Репродукции с картин художников с изображением людей разных профессий.

Эскиз «Мир профессий»

Урок-игра

Урок изучения и закрепления нового материала

7-8.

(7-8)

2 часа

Тематическая композиция: «Моя будущая профессия».

-Воспитание любви и уважения к людям разных профессий.

-Человек и его профессия. Человек и окружающая среда. Важность каждой профессии в жизни человека.

-Изображение человека в любом виде труда, раскрытие сюжета через композицию, характер позы, колорит картины.

1 урок

Бумага для эскизов, карандаш.

2 урок

Бумага формата А3, карандаш, краски, кисти.

1 урок.

Выполнение композиции, рисунок.

2 урок.Завершение композиции в цвете

Урок-игра

Урок изучения и закрепления нового материала

9.

(9)

1 час

Обобщение темы четверти.

-Представление школьников о красоте современного человека.

-Выявление того, что из представлений прошлых веков входит в наши видения красоты человека сегодня.

-Рассказы о профессиях человека, поговорки и пословицы о труде, отчеты поисковых групп.

Репродукции картин художников, фото за первую четверть.

Беседа.

Обобщение, итоги четверти.

Обобщение

Урок изучения и закрепления нового материала

II четверть. Тема четверти: « Ценности повседневной жизни» (7 часов).

1.

(10)

1 час

Процесс создания картины.

-Познакомить детей с работой художника над созданием картины (тема, сюжет, содержание, образы героев, композиция, колорит и т.д.).

-Беседа о творчестве мастеров искусства, монографический обзор творчества художников И. Е. Репина, А. А. Пластова, П. А. Федотова.

Репродукции картин художников Репина, Федотова, Пластова, Вермеера (бытовой жанр).

Беседа с показом репродукций.

Беседа

Урок изучения и закрепления нового материала

2-3.

(11-12)

2 часа

Процесс работы над станковой картиной: «Мой дом», «Моя семья», «Моя школа».

-Познакомить с понятиями сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства.

-Развитие интереса к повседневному бытию человека, радости жизни.

-Выбор темы для сюжета. Составление эскиза, поиск образа картины.

1 урок.

Бумага, карандаш.

2 урок.

Краски, кисти.

Произведения художников с похожими сюжетами (Я. Вермеер, А. Пластов, К. Моне, В. Борисов-Мусатов и др.)

Выполнение композиции. Тема: «Ужин», «Завтрак», «Утро (вечер) в моем доме», «Чтении письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и др.

Практикум

Урок изучения и закрепления нового материала

4-5.

(13-14)

2 часа

Сюжетная композиция: «К звездам», «В походе».

-Повышение интереса учащихся к произведениям графики и живописи.

-Развитие композиционных навыков. Составление тематических композиций.

-Умение видеть значительность каждого момента жизни. Способность быть наблюдательным.

Белая бумага, кисти, краски.


Работы художников  по данной теме.

Изображение сюжетной композиции: «К звездам», «В походе» и др.

Практикум

Урок изучения и закрепления нового материала 

6.

(15)

1 час

Творчество Я. Вермеера.

 -Знакомство с произведениями мастеров европейской живописи.

-Вермеер Дельфтский – мастер «вольерной» живописи, основоположник бытового жанра.

-Просмотр репродукций картин художника: анализ цветовых, тоновых оттенков, свет.

Репродукции картин художника Я. Вермеера (бытовой жанр).

Беседа с показом репродукций.

Беседа

Урок изучения и закрепления нового материала

7.

(16)

1 час

Творчество А. А. Пластова, И. Е. Репина, П. А. Федотова.

-Закрепление понятия – бытовой жанр.

-Монографический обзор творчества художников Репина, Пластова, Федотова.

-Выступления поисковых групп (доклад).

Репродукции картин художников с сюжетами на бытовой жанр.

Беседа о творчестве художников с показом репродукций

Беседа

Урок изучения и закрепления нового материала

III четверть. Тема четверти: «Великие темы жизни» (10 часов).

1.

(17)

1 час

Художник -  выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени.

-Познакомить детей с тиражной графикой

-Научить видеть в графических работах отображение борьбы добра и зла, чувства и мысли художника.  

-Вызвать отношение к разным явлениям жизни.  

Репродукции картин художников: Рембрандта, В. И. Сурикова, И. Е Репина, Дейнеки и др.

Беседа с показом репродукций картин художников.

Беседа

Урок изучения и закрепления нового материала

2-4.

(18-20)

3 часа

Графические серии на тему: «Нет войне», «Память», «Жди меня».

-Познакомить с историей возникновения жанра.

-Рассмотреть различные виды тиражной графики: офорт, линогравюра, ксилография, гравюра и т.д.

-Рассмотреть графическую технику, выразительность пятна, линии.

1 урок.

Карандаш, бумага для эскизов.

2 урок.

Картон, клей, ножницы.

3 урок.

Гуашь (черная), губка, клише, белая бумага.

1 урок. - Выполнение эскиза, сбор материала по теме.

2 урок. - Изготовление из картона клише.

3 урок. - Выполнение отпечатков с клише

Практикум

Урок изучения и закрепления нового материала 

5.

(21)

1 час

Творчество В. И. Сурикова.

-Расширение знаний об историческом жанре.

-Знакомство с личностью художника, его отношением к жизни, истории России

-Выступление поисковых групп о биографии художника, проблемах творчества

Репродукции картин художника В. И. Сурикова на историческую тему.

Беседа с показом репродукций.

Беседа

Урок изучения и закрепления нового материала

6-8.

(22-24)

3 часа

Историческая тема в живописи. Былины.

-Рассмотреть отличительные признаки исторического жанра от других. Портрет, натюрморт, пейзаж - элементы исторического жанра.

-Знакомство с понятием «былина», собирательный образ героев.

-Выражение идеи, замысел, эскизов. Обсуждение идеи замысла, эскизов, развитие идеи, исполнение работы.

Бумага белая, карандаш, краски, кисти.

Репродукции картин художников (Васнецов «Богатыри», «Баян», «Витязь на распутье» и др.). Работы учителя, детские работы.

Выполнение иллюстраций былин.

Практикум

Урок изучения и закрепления нового материала 

9.

(25)

1 час

Библейские сюжеты.

-Познакомить с понятием – библейский сюжет, библия.

-Библейские темы в период Возрождения, XVIII-XIX века.

-Одна тема библии у разных художников.

Бумага, краски, кисти.

Репродукции картин художников на библейскую тему: Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Иванов

Эскиз на библейский сюжет «Святое семейство»,  «Рождество»

Беседа

Урок изучения и закрепления нового материала

10.

(26)

1 час

Подведение итогов III четверти. Тест«Великие темы жизни»

-Обобщение изученного материала за четверть.

-Выставка детских работ за третью четверть.

-Игра «Кто вперед»

Работы детей и иллюстративный материал за III четверть.

Тест«Великие темы жизни»

Игра «Кто вперед».

Обобщение

Урок закрепление

IV четверть. Тема четверти: «Особенности образного языка плаката, книжной графики» (8 часов).

1-3.

(27- 29).



   

3 часа

Плакат.

-Знакомство с понятием – плакат, разновидностями плаката, его образным языком.

-Использование плаката в повседневной жизни.

-Просмотр плакатов, выбор темы, выполнение эскизов плакатов.

Рисунок в плакате.

-Изучить значимость плаката – особого вида графики, оружие в борьбе за идеал.

-Рассмотреть специфику образного языка: ясность, лаконичность, образность, декоративность.

-Ограничение цветов в плакате.

Шрифт в плакате.

-Дать понятие, что такое шрифт.

-Рассмотреть модуль букв, виды  шрифтов, пропорции шрифта.

-Роль текста в плакате, его взаимосвязь с рисунком.

1 урок.

Белая бумага, карандаш.

2-3 урок.

Цветная и тонированная бумага, белая бумага формата А3, цветные мелки, гуашь, кисти, клей, ножницы.


Плакаты на разные темы. Работы учителя, детские работы прошлых лет.

1 урок.

Беседа.

Наброски плакатов.

2 урок.

Выполнение плаката на определенную тему («Нет курению, наркотикам, алкоголизму», «Берегите природу, памятники архитектуры», «С праздником!»).

Беседа

Урок изучения и закрепления нового материала

4-7.

(30-33)



4часа

Книга по искусству.

-Воспитание бережного отношения к книгам.

-Знакомство с понятием тиражная графика (книги, открытки, марки, газеты, журналы и т.п.).

-Найти отличие книжной графики от других видов графики.

-Знакомство с художниками- иллюстраторами (И. Я. Билибин, Фаворский).

Обложка.

-Знакомство с составными частями книги: обложка и суперобложка.

-Особая смысловая нагрузка обложки и суперобложки их средства выразительности.

-Сравнение обложка и иллюстрация, обложка и плакат.

Титул.

-Титул книги ее визитная карточка.

-Рассмотреть виды титульных листов, отличие титула от обложки.

-Изучить средства выразительности титульного листа.

Шрифт.

-Закрепить знания о шрифте.

-Шрифт и буквица. Место шрифта и буквицы в оформлении книги. Роль буквицы, ее расположение на листе, связь с текстом, с общим замыслом оформления.

-Выполнить оформление книги по искусству: обложка, титул, буквица, заставка, концовка.

1 урок.

Белая бумага, карандаш.

2-3 урок.

Картон, ножницы, клей, цветная и белая бумага, краски, кисти, фломастеры, тушь, перо.


Образцы книг.

1 урок.

Беседа с показом.

2-4 урок.

Изготовление из бумаги книги по искусству.

Беседа

Практикум

Урок изучения и закрепления

нового материала

8.

(34)

1 час

Экслибрис.

-Знакомство с экслибрисом, назначение экслибриса.

-Экслибрис – знак владельца книги, выражение своего – Я.

-Развитие навыков работы в различных техниках. Выражение своих интересов через рисунок.

Бумага, тушь, перо.


Примеры экслибрисов.

Изготовление экслибриса для книги по искусству.

Практикум

Урок изучения и закрепления нового материала 

9.

(35)

1 час

Обобщение знаний за год. Тест «Особенности образного языка плаката, книжной графики»

-Обобщение изученного материала.

-Оформление выставки детских работ

-Доклады поисковых групп.

Иллюстративный материал


Детские работы.

Беседа.

Тест «Особенности образного языка плаката, книжной графики»

Обобщение

Урок

закрепления материала за 5-7 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...