Рабочая программа по ИЗО 5 класс. Программа Т.Я.Шпикаловой
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Рабочая программа по ИЗО 5 класс. Программа Т.Я.Шпикаловой. Программа имеет небольшие отличия от примерной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_5_klass._programma_t.ya_.shpikalovoy.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного курса
«Изобразительное искусство»
в 5 - 8 классах
АВТОР: Садовская Дина Ивановна,
первая квалификационная категория
МБОУ «Патракеевская ООШ», 2012г
Пояснительная записка
Программа «Изобразительное искусство 5-9 классы» для основной школы создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны. Программа составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному учебному плану (авторы Т. Я. Шпикалова и др.).
Цели программы: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.
Задачи программы:
- воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительное и бережное отношение к художественному наследию России на основе осмысления учащимися процесса взаимодействия и взаимопроникновения культур русского и других народов в рамках единого исторического и экономического пространства нашего многонационального государства;
- воспитывать интерес к искусству народов мира;
- формировать художественную компетентность зрителя на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теории изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства, приобретения ими умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, а также опыта собственной художественно-творческой деятельности;
- развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образов различных изобразительных материалах и техниках;
- развивать умение создавать художественные проекты-импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного искусства и приемов художественного конструирования;
- развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию учащихся через участие в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села), района, региона, с опорой на уважительное отношение к традициям, культуре разных народов России и установкой на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
Содержание программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
- содержательно-деятельностный подход;
- системно-комплексный подход;
- личностью ориентированный подход;
- региональный подход.
Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
• ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);
- изобразительная деятельность (основы художественного изображения) - графика, живопись, скульптура;
- декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры);
- художественно-конструкторская деятельность;
- художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения предмета «Изобразительное искусство», из них в 5, 6, 7 и 8 классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
5 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» авторского коллектива под руководством Т. Я. Шпикаловой (М.: Просвещение, 2010).
Обучение и художественное воспитание ребенка в 5 классе посвящено изучению взаимосвязи природы и человека в искусстве на примерах поэтического образа русской природы в изобразительном искусстве, произведений деревянного русского зодчества, народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека, на образах фольклорных героев русского народного эпоса, народных календарных праздников и др.
Цели программы: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.
Задачи программы:
- воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;
- раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (в пейзаже, натюрморте, портрете, анималистическом жанре);
- углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;
- знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;
- показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;
- развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;
- развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства;
- развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных в классе работ.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Для реализации программного содержания используются:
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 5-9 классы : программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2010.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство : учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений /
Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская ; под ред. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2008. - Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство, 5 кл. Методическое пособие : пособие для
учителя / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. - М. : Просвещение, 2008.
В результате изучения изобразительного искусства в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом Примерной программы обучающиеся к концу 5 класса должны
знать:
- жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический) и виды изобразительного искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика);
- имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;
- выдающиеся памятники народного деревянного зодчества;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция);
- несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (городецк, мезенская роспись)
уметь:
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;
- применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве;
- применять приемы художественного конструирования объемных предметов с опорой на план проектируемого объекта;
- изображать с натуры, по памяти и по представлению предметы несложных форм с использованием различных графических и живописных изобразительных материалов;
- изображать фигуру человека и животных с натуры, по памяти и по представлению, с передачей движения и пропорций;
- выполнять построение и перспективные изменения предметов, цветовое соотношение с учетом источника освещения и влияния цвета окружающей среды;
- сравнивать изображаемые с натуры предметы по форме, размеру, фактуре материала;
- самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знания народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенностей искусства родного края;
- создавать эскизы декоративных композиций с использованием знания приемов построения орнаментальных композиций, элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм;
- работать в творческих группах;
применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для эстетической оценки явлений окружающего мира;
- восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них;
- участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;
- сохранения памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к природе.
Средства обучения
- Печатные пособия (таблицы, художественные альбомы)
- Информационно-коммуникационные средства (энциклопедия искусства на CD)
- Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, музыкальный центр.
- Учебно-практическое оборудование: аудиторная доска
Тематическое планирование 5 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Региональный компонент | Элементы содержания | Учебно-творческие задания | Требования к уровню подготовки учащихся. Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание |
Образ матери-земли в искусстве Блок 1 . Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве (3 ч) |
1 | Красота осеннего пейзажа | 1 | «Осенний пейзаж» - 30 мин | Диалоги об искусстве. Пейзаж как жанр изобрази- тельного искусства. Пейзаж в творчестве художников разных эпох. Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче лирического образа природы. Колорит | Урок живописи. Колорит осеннего пейзажа в технике монотипии | Знать особенности колорита осеннего пейзажа; имена русских художников-пейзажистов. Уметь выполнять пейзаж в монотипии | МП осенних пейзажей в живописи «Русские художники-пейзажисты» Гуашь, бумага | Подобрать иллюстрации на тему «Пейзаж в графике» |
2 | Осенние мотивы | I | «Осенний пейзаж» - 40 мин | Диалоги об искусстве. Пейзаж в графике. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, значение светлых и темных пятен, силуэты. Передача состояния и пространства в пейзаже средствами графики | Урок графики. Выполнение осеннего пейзажа графическими средствами по наблюдению и впечатлению от музыкальных и поэтических произведений | Знать значение в пейзаже линии, штриха, силуэта, светлых и темных пятен. Уметь применять художественно-выразительные средства графики | МП «Осенний пейзаж в графике» Кисть, карандаш, гелевая ручка | Подобрать лирические стихи русских поэтов на тему осени |
3 | Осеннее настроение | 1 | Диалоги об искусстве. Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения. Особенности книжной графики. Иллюстрация | Урок изобразительного творчества. Выполнение иллюстраций к лирическим стихам русских поэтов | Знать особенности книжной графики. Уметь выполнять рисунок по описанию, используя соответствующие художественные материалы | МП осенних пейзажей - иллюстрации к стихам С. Есенина Акварель, бумага | Подобрать натюрморты с изображением овощей и фруктов |
Блок 2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве (5 ч) |
4 | Дары осени | 1 | «Дары осени» - 30 мин | Диалоги об искусстве. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами. Художественно-образный язык изображения окружающей действительности в жанре натюрморта | Урок графики. Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов. Передача разнообразия природных форм и их изобилия | Знать имена художников разных эпох, писавших натюрморты. Уметь: передавать разнообразие природных форм в графике; применять художественно-выразительные средства графики | МП «Осенний натюрморт» Карандаш, бумага, акварель | Подготовить со- общение на тему «Натюрморт в живописи» |
5 | Богатый урожай | 1 | «Богатый урожай» - 30 мин | Диалоги об искусстве. Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получения их на палитре. Понятие собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения и окружения: цвет света и тени, рефлекс | Урок живописи. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей без подготовительного рисунка | Знать определение локальный цвет. Уметь выполнять приемы выявления формы предмета цветом, применяя «мазок по форме» | МП «Техника работы гуашью» Карандаш, бумага, акварель, гуашь | ЦБ, фломастер, ткань, ПВА, ножницы |
6- 7 | Осень в твоем натюрморте | 2 | Диалоги об искусстве. Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм, масштаб цветовых пятен, силуэт как главные средства выразительности. Фактура | Уроки декоративного творчества. Выполнение декоративной композиции натюрморта на темы «Осень», «Дары осени», «Букет цветов и фрукты», «Яблоки и рябина» и т. д. в технике коллажа (по выбору учащихся) | Иметь представление о декоративной стилизации формы и цвета предмета. Уметь: применять художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства; сравнивать изображаемые предметы по форме, размеру, фактуре материала | МП «Стилизация в народном декоративно- прикладном искусстве» ЦБ, фломастер, ткань, ПВА, ножницы | Пластилин, стека, клеенка, ЦК |
8 | Чудо- дерево | 1 | Диалоги об искусстве. Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном дереве в устном народном поэтическом творчестве: в сказках, загадках, песнях, заговорах. Фантастические образы древа жизни в современном декоративно-прикладном искусстве | Урок скульптуры. Лепка декоративной плакетки «Плодовое дерево». Стилизация растительных форм | Знать: предания о чудесном дереве; разнообразие художественных образов дерева жизни. Уметь создать фантастический образ чудо-дерева в пластилине | МП «Древо жизни в искусстве народов мира» Пластилин, стека, клеенка, ЦК | Цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага |
Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве Блок 3. Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла (4 ч) |
9 | Человек и земля- кормилица | 1 | Диалоги об искусстве. Народное изобразительное искусство, литература о народных традициях общения людей в совместном труде и забавах. Жизнь этих традиций в современном мире и отображение их в искусстве. Неповторимое своеобразие русской народной культуры | Урок графики. Работа над композицией «Осенние посиделки». Зарисовки фигуры человека с натуры и по описанию (начало работы над композицией) | Знать народные традиции общения людей в совместном труде и забавах. Уметь изображать фигуру человека с передачей движения и пропорций по памяти и по представлению | МП «Народные традиции. Лубочные картинки» Цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага | Подготовить со- общение на тему «Народные традиции» Цветные мелки, фломастеры, бумага |
10 | Делу - время, потехе - час | 1 | Диалоги об искусстве. Традиции русских посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства: лаковой миниатюре, живописи, графике, мелкой пластике | Урок графики. Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки» (продолжение работы над композицией) | Знать истоки зарождения традиций, обычаев. Уметь творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной композиции | МП «Народные традиции» Цветные мелки, фломастеры, бумага | Закончить по- исковые эскизы |
11- 12 | Осенние посиделки | 2 | Диалоги об искусстве. Е. Честняков – художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Отражение в творчестве Е. Честнякова темы народного праздника | Уроки живописи. Выполнение много- Фигурной композиции на тему «Осенние посиделки» (завершение работы) | Знать наиболее значимые работы Е. Честнякова. Уметь применять художественно-вырази-тельные средства живописи в своей работе | Варианты тем: «Капустинские вечера», «Девичьи засидки», «Чаепитие» Акварель, бумага | Подобрать иллюстрации с изображением зимних пейзажей |
Блок 4. Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о различных состояниях природы и жизни человека (2 ч) |
13- 14 | Зимняя пора | 2 | «Заснеженные деревья» - 10 мин | Диалоги об искусстве. Времена года – любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимней природы. Роль линий и цвета в изображении главных зимних признаков в графике. Художники-графики | Урок графики. Выполнение по памяти и по представлению пейзажа «Зимние причуды». Поиск выразительной композиции. Красота заснеженных деревьев и кустарников, архитектурных построек и фигур людей на их фоне | Знать имена русских художников-пейзажистов и их наиболее значимые произведения. Уметь: построить тематическую композицию; изображать по памяти или по представлению предметы несложной формы в графике; применять художественно- выразительные средства графики | МП «Средства выразительности различных видов искусства» Акварель, бумага | Наблюдения окружающей действительности |
Блок 5. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2 ч) |
15- 16 | Изображение героев сказок и былин для школьной новогодней галереи | 2 | Диалоги об искусстве. Образы положительных героев былин и сказок народов России и мира в различных видах искусства (живопись. графика, скульптура, театр, кино, народное декоративно-прикладное искусство) | Уроки декоративно-прикладного творчества. Выполнение изображений былинно-сказочных героев – создание портретной галереи к новогоднему празднику | Знать героев русских былин и сказок, сказок народов мира. Уметь: выразить в портрете особенности характера былинно-сказочных героев; анализировать содержание, образный язык произведений изобразительного искусства и литературы | МП «Герои былин и сказок» Акварель, бумага | Закончить работу Цветные карандаши, фломастеры |
Лад народной жизни и образы его в искусстве Блок 6. Польза и красота в образах деревянного русского зодчества (6 ч) |
17 | Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры | 1 | «Крестьянский дом» - 40 мин | Диалоги об искусстве. Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, Малые Карелы - уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов. Деревянные постройки своего города, поселка, деревни | Урок графики. Зарисовки деревянных построек своего города, поселка, деревни. Выбор точки зрения и применение линейной перспективы как элемента художественного изображения | Знать, как в жилище разных народов выражается представление об идеале, совершенстве. Уметь выбрать точку зрения и применить линейную и воздушную перспективы | МП «Уникальные заповедники деревянного зодчества» Цветные карандаши, фломастеры | Подготовить со- общение на тему «Архитектура Малых Карел» |
18 | Изба как модель мироздания | 1 | «Крестьянский дом» - 20 мин | Диалоги об искусстве. Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Выражение народной символики в резном убранстве избы (фасад, интерьер). Общность и разнообразие резного декора изб разных регионов (Русский Север, Поволжье и др.) | Уроки народного творчества. Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад крестьянского дома: причелины, полотенца, карнизы, оконные наличники, ставни | Знать: народную символику в убранстве избы; своеобразность декора разных регионов России. Уметь выразить духовную целостность семьи посредством знаков- символов | МП «Русская изба» акварель, бумага | Подобрать ил- люстрации с изображением фасадов русской избы Ножницы, ПВА, А4, линейка |
19- 20 | Изба -произведение русских древоделов | 2 | «Крестьянская изба» - 40 мин | Диалоги об искусстве. Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера. Распределение объема работы между членами «плотницких артелей» - творческих групп | Конструирование из бумаги крестьянского подворья с учетом региональных особенностей конструкции избы (подготовительный этап) | Знать: народную символику в убранстве избы; конструкцию русской избы. Уметь: применять приемы художественного конструирования объемных предметов; работать в творческих группах | МП «Русская изба» Ножницы, ПВА, А4, линейка | Подобрать ил- люстрации с изображением фасадов русской избы Ножницы, ПВА, А4, линейка |
21- 22 | Фасад - лицо избы, окна - ее глаза | 2 | «Крестьянское подворье» - 20 мин | Диалоги об искусстве. Дом как материальная основа духовной целостности семьи. Составление коллективного макета «Сельская улица» или «Красная улица нашего села». Приемы работы с бумагой при создании объемного макета | Уроки народного творчества. Конструирование крестьянского подворья. Украшение готового макета крестьянской избы (завершающий этап) | МП «Русская изба» Ножницы, ПВА, А4, линейка | Подобрать изображения росписи посуды Акварель, гуашь, бумага |
Блок 7. Орнамент – образ эпохи. Декоративно-прикладное искусство (4 ч) |
23-24 | Искусство Городца. Истоки и со-временное развитие промысла | 2 | Диалоги об искусстве. История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. | Уроки народного творчества. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи | Знать: народную символику в городецкой росписи Уметь применять художественные материалы и язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе | МП «Городецкая роспись» Акварель, гуашь, бумага | Закончить работу Подобрать изображения северных росписей Акварель, гуашь, бумага |
25-26 | Мезенская роспись. Истоки и со-временное развитие промысла | 2 | «Элементы мезенской росписи» - 45мин «Композиция по мотивам мезенской росписи» - 45 мин | Диалоги об искусстве. История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. | Уроки народного творчества. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи | Знать: народную символику в мезенской росписи Уметь применять художественные материалы и язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе | МП «Мезенская роспись» Акварель, гуашь, бумага | Закончить работу Подобрать ил- люстрации к сказке «Снегурочка» акварель, бумага |
Блок 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка» (2 ч) |
27 | Декорации к опере-сказке «Снегурочка» | 1 | Диалоги об искусстве. Народные традиции как источник творчества мастерови скусства. Выдающиеся мастера слова, музыки и живописи (А. Островский, Н. Римский-Корсаков, В. Васнецов), их работа над оперой-сказкой «Снегурочка» | Уроки декоративного творчества. Выполнение эскиза декорации к сказке А. Островского «Снегурочка». Сказочный образ деревни Берендеевки | Знать имена выдающихся мастеров слова, музыки, живописи и их произведения. Уметь создавать эскизы декораций, используя выразительные возможности акварели | МП «В. Васнецов, А. Островский, Н. Римский-Корсаков» акварель, бумага | Закончить эскизы декорации |
28 | Герои сказки в оперной постановке | 1 | Диалоги об искусстве. Народные традиции в театральном искусстве. Эскизы театральных костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка» | Уроки декоративного творчества. Выполнение эскизов костюмов персонажей (по выбору учащихся) к опере-сказке «Снегурочка» | Знать народные традиции в театральном искусстве. Уметь: разработать эскизы костюмов мифологических и реальных героев; | МП «Театральные костюмы. Петрушка» акварель, бумага | Подготовить со- общение на тему «Традиции Масленицы» |
Блок 9. Календарный праздник Широкой Масленицы как часть народной художественной культуры (3 ч) |
29 | Масленица - праздник конца зимы и начала весны | 1 | «Широкая Масленица» - 10 мин | Диалоги об искусстве. Масленица – народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ Масленицы в изобразительном и народном искусстве. Традиции и современность | Урок графики. Зарисовки с натуры, по памяти людей в народных костюмах(в движении) для панно «Широкая Масленица» | Знать: традиции Масленицы; проявление синтеза искусств на примере праздника Масленицы. Уметь: создавать тематическую композицию; работать в творческих группах; изображать фигуру человека в движении | МП «Масленица. Традиции и современность» акварель, бумага | Подобрать ил- люстрации с изображением театра Петрушки |
30-31 | Гулянье на Широкую Масленицу | 2 | «Широкая Масленица» - 10 мин | Диалоги об искусстве. Традиции организации и оформления праздничной среды: архитектура, торговые ряды, горки, карусели, театр Петрушки. Праздничное действо на ярмарке | Уроки декоративного творчества. Выполнение фигур людей в цвете. Составление панно «Широкая Масленица» | МП «Масленица. Традиции и современность» акварель, бумага | Закончить работу Принести фотографии животных Акварель, бумага |
Образ единения человека и природы в искусстве Блок 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и как опоэтизированный художественный образ (3 ч) |
32 | Братья наши меньшие в твоей жизни | 1 | «Наши любимые животные» - 10 мин | Диалоги об искусстве. Своеобразие ранних изображений животных. Анималистический жанр. Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно- прикладном искусстве. Реальные образы животных и декоративная их разработка | Урок графики. Наброски и зарисовки животных по памяти и по представлению. Главное в наброске - движение и энергия линии | Иметь представление об анималистическом жанре в искусстве. Знать имена российских художников-анималистов: В. Ватагина, И. Ефимова, А. Сотникова и др. Уметь выразить повадки животных посредством изобразительного искусства | МП «Художники-анималисты» акварель, бумага | Закончить эскиз Пластилин, стека, ЦК, клеенка |
33 | Животное и его повадки в творчестве анималистов | 1 | Диалоги об искусстве. Изображение животных в современном ДПИ. Искусство российских анималистов. Художественные средства в творчестве анималистов. Художники-анималисты | Урок скульптуры. Лепка животного с натуры, по памяти и по представлению с использованием различных приемов | МП «Животные в искусстве» Пластилин, стека, ЦК, клеенка | Цветные карандаши, акварель, соль |
34 | Акварельные эффекты «Плавающая черепаха» | 1 | Диалоги об искусстве. Изображение животных в современном искусстве. Искусство российских анималистов. Художественные средства в творчестве анималистов. | Урок живописи Изображение животных по памяти и по представлению. Главное в наброске – использование нестандартных приемов, акварельных эффектов. | Цветные карандаши, акварель, соль | Подобрать иллюстрации на экологические темы Цв карандаши, фломистеры, ЦБ акварель, бумага, |
Блок 11. Тема защиты природы в искусстве (1 ч) |
35 | Экологическая тема в плакате | 1 | «Экологические проблемы нашей местности» - 10 мин | Диалоги об искусстве. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства в выполнении плаката. Специфика художественного языка плаката | Уроки графики. Выполнение эскизов плакатов на темы «Голоса весеннего леса», «Пусть поют птицы», «Экология в картинках» (по выбору) | Знать специфику художественного языка плаката. Уметь: создать композицию для плаката; применять художественно-выразительные средства печатной графики | МП «Искусство плаката» Цв. карандаши, фломистеры, акварель, бумага, ЦБ | Подобрать материалы для конструирования куклы |
«Утверждена» приказом
директора школы
№ _____ от ____________
______________ (подпись)
№ _____ от ____________
______________ (подпись)
№ _____ от ____________
______________ (подпись)
№ _____ от ____________
______________ (подпись)
№ _____ от ____________
______________ (подпись)
«Согласовано» на методическом объединении
«____» __________ 20___г ______________ (подпись)
«____» __________ 20___г ______________ (подпись)
«____» __________ 20___г ______________ (подпись)
«____» __________ 20___г ______________ (подпись)
«____» __________ 20___г ______________ (подпись)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План составления рабочей программы /на примере рабочей программы по математике для 4 класса (VIII вида)
Презентация в помощь при создании рабочих программ по учебным предметам...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа. Литература. 9 класс. Программа В.Я.Коровиной.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основыва...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...